kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

план конспект открытого урока по литературе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ахтынская СОШ№1»













План-Конспект



открытого урока по русской литературе в 6 классе

на тему:

«В гостях у Хозяйки Медной горы» (П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»).













Подготовила: учитель русского

языка и литературы

Джалилова Эсли Наримановна



2021 год



Тема урока: "В гостях у Хозяйки Медной горы" (П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»).

Цели:

образовательные:

1)познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова, с его сказом «Медной горы Хозяйка»

2)совершить с учениками заочное путешествие на Урал – сокровищницу России;

3)учить выделять в прочитанном произведении те опорные эпизоды, которые составляют основу сюжета;

4)помочь учащимся определить чему нас учит сказ, показать его сходства и различия со сказкой;

5)способствовать развитию читательской деятельности, росту нравственного сознания, самостоятельности суждений;

воспитательные:

1)Воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес к культуре других народов, трудолюбие, доброту.

развивающие:

1)развивать умения учеников давать развернутую характеристику героя и полный ответ на вопрос; связную речь, творческие способности; выделять достоинства героев сказа: любовь к труду, мудрость, доброту; корыстолюбие, злость, грубость, как отрицательные черты характера.

УУД:

Личностные:

-оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Регулятивные:

-строить устные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения.

Коммуникативные:

-осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Познавательные:

-осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника.

Оборудование урока: текст сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка», выставка книг о его творчестве и жизни, образцы минералов, компьютер, проектор.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма проведения: урок-путешествие.

Этапы урока



I. Организационный момент. Сообщение темы, цели урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие на Урал к Хозяйке Медной горы. Мы попробуем заглянуть в горные сокровищницы Урала и поразмышляем о героях сказа П. П. Бажова. На уроке вы будете работать в группах:1-я группа — «иллюстраторы», 2-я группа — «географы», 3-я группа — «теоретики», 4-я группа — «литературоведы».

А прежде чем мы отправимся в путешествие я хочу рассказать вам немного о замечательном человеке П. П. Бажове.

Слайд№1.

В уральской деревне, что недалеко от Полевского завода, жил себе парнишечка Павлушка Бажов, по батюшке — Петрович.

Слайд№2.

А уж как красив уральский край, что и не описать: реки синие леса берёзовые, горы высокие, от земли воспарение и дух лёгкий. Замечательный край!

Слайд№3.

Несметные богатства хранятся в Уральских горах. Есть там золото и серебро, есть драгоценные самоцветные камни. Есть медная руда, зелёный камень малахит. Так-то он невзрачный, а если отшлифуешь и отполируешь, пойдут по малахиту затейливые узоры, точно художник какой разрисовал этот камень или даже волшебник. Богатый край!

Слайд№4.

А народ на Урале жил бедно. С давних пор стояли тут заводы. Хозяевами заводов были богатые люди, а простой народ от зари до зари трудился в шахтах, у плавильных печей да в гранильных мастерских, где наводил красоту на дикий уральский камень.

Бывало, под вечер соберутся старики и давай байки рассказывать: про каменный цветок, про Малахитницу да её чудеса. А уж про Медную гору, где завод медеплавильный Гумёшки стоит, и вовсе чего только не рассказывали. Слушал Павлуша тайные сказы, запоминал. Как вырос, так сам мастером стал. Начал он сказы сочинять, словно узор слов плести: цельный, густой, спелый, будто шёлком шит. Так сын горного мастера Павел Петрович Бажов, выучившись, стал учителем. Смолоду полюбились ему уральские сказы за красоту слова, за справедливость.

Слайд№5

Позднее он выпустил книжку сказов «Малахитовая шкатулка». Он и другие книжки написал, но эта стала самой знаменитой.

Почему сказы получили такое название? Вот как об этом говорит сам писатель: «Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища». В течение пятнадцати лет он записывал сложенные народом легенды и сказания. Самым известным стал его сказ «Медной горы Хозяйка». В нём, как в узоре на малахите, затейливо переплелись судьбы простых уральских людей и дела горных волшебников.

Слайд№6

Ребята, чем вас удивила жизнь писателя?

Понравился ли вам Павел Петрович?

Почему же на Урале возникло столько легенд и сказов?

II. Работа по теме урока.

1. Географическое положение и полезные ископаемые уральской земли (3-я группа — «географы» — раздают образцы минералов).

Слайд№7

Сообщение учащихся: Могучий горный хребет на границе Европы и Азии протянулся с севера на юг более чем на 2000 км. От берегов студёного Карского моря до сухих казахских степей растянулась огромная горная страна — Урал. Урал — край удивительной красоты, сказочных природных богатств, а Уральские горы в своих недрах хранят несметные сокровища: золото и самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Ещё при Петре І основали здесь первые солеварни и рудники, и хлынул на Урал поток русских крестьян, бежавших от непосильного феодального гнёта из центральных областей России.

Учитель: Степан работает в забое, ему «помогает» Хозяйка. Какой минерал «…сыплется, ровно его руками подбрасывают»?

Группа географов (показывают образцы малахита, добываемых на Урале).

Слайд№8

Сообщение учащихся: Малахит - это минерал, который образуется в зоне окисления медных месторождений, поэтому он ярко-зелёного цвета с различными оттенками. Малахитовый зал (автор — А. П. Брюллов, 1839) служил парадной гостиной императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Уникальный малахитовый декор зала, а также предметы обстановки созданы в технике русской мозаики.

Учитель: Да, мечтали крестьяне о лучшей доле, о вольном житье за каменным поясом Урала, да только мечта эта осталась несбыточной. Попали крестьяне под ещё больший гнёт владельцев рудников, «одарил» Урал крестьянина ярмом тяжёлого заводского труда на рудниках. Вчерашние крестьяне становились рудознатцами, камнерезами, углекопами, гранильщиками, чеканщиками, сталеварами. Все они своим трудом были связаны с природными богатствами Урала, создавали легенды и сказы, в которых выражали свою любовь к родной земле.

Чем вам интересен сказ Бажова «Медной горы хозяйка»?

Ребята, чем отличается бажовский сказ от сказки?

Слайд№9.

2. Рассказ о жанровых особенностях сказа

(выступление 4-й группы — «теоретиков»).

Сообщение учащихся: Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Отличия сказки от сказа.

Слайд№10.

Сказка

1) События происходят в фантастическом, вымышленном мире;

2) рассказчик повествует о прошлом, о реальной жизни людей (бытовые сказки), о жизни и приключениях животных (сказки о животных);

3) в сказке главные герои не различаются по своему положению: и царевич, и крестьянский сын могут быть положительными героями;

4) в сказке (волшебной) волшебство — основа действия.

Сказ

1) Место действия конкретное, реальное;

2) рассказчиком может быть свидетель, участник событий; либо история пересказывается «со слов» (например, у Бажова часто «старики сказывали», «дед рассказывал»);

3) в сказе очевидно различие между положительными и отрицательными героями;

4) в сказе волшебная сила — лишь источник вдохновения мастера.

III. Анализ образов литературных героев.

Слайд№11.

Учитель: Самым ярким образом сказа является сама Хозяйка Медной горы. Она хранительница сокровищ, а ещё — покровительница смелых и мужественных людей. Писатель наделяет её необычайной красотой и свойством превращаться в ящерицу.

Прочитайте, какой её увидел Степан.

Ученик: «И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает либо с красна медным станет, потом опять шёлком зелёным отливает».

Учитель: Что роднит эту героиню со сказочной царевной?

Ученик: Необыкновенная красота, её чудесные помощницы — ящерки, которые выполняют все её распоряжения. Живёт она в подземном дворце, куда можно попасть, пройдя испытания.

Учитель: Рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с нею. Как описывается встреча Степана с Хозяйкой?

Ученик: Хозяйка Медной горы может наказать за жадность, за жестокое отношение к другим людям.

Учитель: Почему Малахитница выбрала Степана Петровича?

Ученик: Он был честным, работящим парнем. Хозяйка Медной горы бережёт богатства Уральских гор, показывает их только тому, кто способен оценить красоту камня, кто никогда не будет растрачивать их попусту.

Учитель: С каким наказом она обратилась к Степану? Почему она заказала «...с Красногорского рудника убраться»?

Ученик: Хозяйка Медной горы не только владеет природными богатствами, но и охраняет их. С теми, кто стремится превратить её богатства в прибыль и деньги, кто превращает труд рабочих в рудниках и шахтах в подземную каторгу, она сурова и беспощадна.

Учитель: Богата уральская земля. Бережёт природные богатства Хозяйка Медной горы. Часто Хозяйка появляется перед человеком в облике ящерки. От своих слуг-ящериц Хозяйка отличается короной на голове. В образе Хозяйки Медной горы люди выразили свою надежду на торжество справедливости.

IV. Динамическая пауза.

Учитель: Вы отлично потрудились, давайте немного отдохнем. Малахитница умела оборачиваться ящеркой, чтобы гулять по горе, давайте отправимся на прогулку вместе с ней. Ящеркой будет Алина, остальные повторяйте движения за ней.

(Под музыку П. И. Чайковского «Танец пастушков» один из учеников перед детьми показывает движения, остальные повторяют за ним: «похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась руками за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то… Забежала за вершину, оглянулась, поговорила»… со Степаном « и сейчас же за горку»…).

Учитель: Как сложилась жизнь Степана после встречи с Хозяйкой?

Ученик: Ему сопутствовала удача в работе, нашёл малахитовую глыбу, получил вольную для себя и невесты, женился, дом собственный обустроил.

Учитель: А почему Степан счастья в жизни не имел, невесёлый стал?

Ученик: Встретиться с Хозяйкой суждено не каждому, но тот, кто её встречает, кому она оказывает своё покровительство, начинает новые поиски, в его душе поселяется вечная творческая неудовлетворённость. Человек живёт трудом. Как хранительница природных богатств, она наказывает, гневается за варварское отношение людей к природе. В Гумёшках «всё богатство ровно пропало... а потом их и вовсе затопило». Не смог Степан забыть Малахитницу, всё тосковал, ходил к Красногорскому руднику, там и нашли его мёртвым.

V. Систематизация и обобщение изученного.

Лексическая работа (выступление 4-й группы — «литературоведов»).

Учитель: У меня в руках «малахитовая шкатулка», которую сделали «иллюстраторы». Она похожа на малахит. И в ней сегодня не дорогие женские украшения, а драгоценные слова, сокровища народной речи, услышанные писателем из уст старых рабочих, горных мастеровых людей. Слова эти необычные, сегодня мы их редко употребляем в речи. Группа «литературоведов» внимательно прочитала текст и постаралась их объяснить. Прочитайте слова и выражения из сказа, подготовленные «литературоведами». (Из шкатулки вынимаются полоски бумаги со словами и выражениями, учащиеся по цепочке комментируют их.)

Парун-чистый жаркий день.

Оба в горе робили — работали.

Этот и вовсе изробленный — изработавшийся.

И кашлял за все — всегда, часто.

Из себя ладная — стройная.

А ртуть девка — подвижная.

Лопочет что-то — болтать бойко, резко, неумолчно, бестолково или невнятно.

Слово молвить — сказать.

Виду не оказывает — показывает.

Обробеть — струсить.

Наигрыш вести — заговаривать.

Земли незнатко — не видно.

Парню забедно стало — обидно.

Крепость — крепостные люди, а также крепостное право.

Галились над человеком — издевались.

Каёлкой — киркой.

Звосияло — засияло.

От слова не отпорна — не откажусь.

Женский прибор — украшения.

Перстом — пальцем.

Штольня — горная выработка, имеющая выход на земную поверхность и обычно предназначенная для добычи полезных ископаемых или обслуживания горных работ.

Посмеяться ладил — хотел.

Сметил дело — догадался.

Меня уж раз оплел — обманули.

Здоровьем хезнул — ослабел.

На глазах таял — быстро слабел.

В осенях — осенью.

Учитель: Почему многие слова и выражения нам не понятны?

Ученик: С помощью этих слов и выражений писатель передает местные особенности и народный характер речи.

VІ. Подведение итогов урока.

Учитель: Почему сказ называется «Медной горы Хозяйка»?

Ученик: Образ Хозяйки — это природа Урала; она хранительница недр, горных богатств, не только покровительствует самым упорным

трудолюбивым, но и учит людей бережно относиться к природным богатствам.

Учитель: О чём заставляет задуматься этот сказ?

Ученик: Этот сказ учит любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным человеком, не нарушать данных обещаний. Человек должен знать меру в использовании природных богатств, беречь и охранять их.

Учитель: Сегодня мы вместе побывали в гостях у Хозяйки Медной горы. Узнали, какие сокровища хранит в себе Урал, как добывали эти сокровища. Убедились, что нужно бережно относиться к природе.

VII. Рефлексия.

(под музыку П. И. Чайковского «Танец пастушков» выходит Хозяйка Медной горы.)

Хозяйка Медной горы:

Платье мое всё в камнях самоцветных,

Весь в самоцветах мой дивный венец.

Знаю места горных кладов заветных,

Недра земные раскрыв, как ларец.

Я перед вами то девой являюсь

С медью звенящею длинной косой,

То малой ящеркой ловко скрываюсь

Между камней, окропленных росой.

Ведомы мне все секреты ремесел,

Что из камней создают красоту,

Я, не считая ни зим и ни весен,

С мира рожденья с ним вместе иду.

Люди меня с той далекой поры

Кличут Хозяйкою Медной Горы.

- Здравствуйте, ребята. Я рада, что вы побывали у меня в гостях. Я убедилась, что вам нравятся сказы П.П. Бажова и вы хорошо их знаете. И за это я вас хочу угостить своими малахитовыми сладостями. (Угощает) Обещайте ещё не раз ко мне в гости хаживать.

(Уход Хозяйки)

Учитель: Сказывали, будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видали. Так что если ещё где увидите, хозяйку - то нашу ничего дурного не подумайте- настоящая она.

VIII.Оценивание. Домашнее задание.

1.Подготовить пересказ эпизода «Степан в гостях у хозяйки».
2. Выучить определение сказа, знать его отличие от сказки.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
План конспект урока

Автор: Джалилова Эсли Наримановна

Дата: 26.02.2021

Номер свидетельства: 574400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "План-конспект урока "Что такое алгоритм". 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(50) "plan-konspiekt-uroka-chto-takoie-alghoritm-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102658"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402543306"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "План-конспект урока по русс. языку 8 вид Р.Р. Составление рассказа по картинкаr"
    ["seo_title"] => string(68) "plankonspiekturokaporussiazyku8vidrrsostavlieniierasskazapokartinkar"
    ["file_id"] => string(6) "262659"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449399791"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "План-конспект урока английского языка в 7 классе "What do you know about cinema""
    ["seo_title"] => string(83) "plan-konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-v-7-klassie-what-do-you-know-about-cinema"
    ["file_id"] => string(6) "267080"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450286728"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План – конспект урока истории в 6 классе по теме «Возникновение и расцвет средневековых городов»"
    ["seo_title"] => string(105) "plan-konspiekt-uroka-istorii-v-6-klassie-po-tiemie-vozniknovieniie-i-rastsviet-sriednieviekovykh-ghorodov"
    ["file_id"] => string(6) "249370"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446891066"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "План конспект урока «Олимпийские игры в древности». "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-olimpiiskiie-ighry-v-drievnosti"
    ["file_id"] => string(6) "103011"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402563342"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства