Современная концепция образования предполагает разностороннее использование культурно-исторического наследия для обучения и воспитания.Наиболее активно это наследие можно использовать в школьном краеведении.Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к нашим истокам. В этом-то и главный смысл слов А.С.Пушкина о любви к "отеческим горбам и к родному пепелищу". Именно поэтомумною собран дидактический материал, который находит применение на уроках литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Память - это преодоление времен »
Память – это преодоление времени (уроки краеведения на уроках литературы).
Современная концепция образования предполагает разностороннее использование культурно-исторического наследия для обучения и воспитания.
Закон Российской Федерации «Об образовании» ввел понятие государственного образовательного стандарта, который формируется на принципах органичного соединения федерального и национально-регионального компонентов. Реализация этих принципов возможна лишь при использовании всего многообразия культурного и природного наследия как в масштабах цивилизации в целом, так и на уровне конкретного региона.
Наиболее активно наследие возможно использовать именно в школьном краеведении.
Попробуем разобраться в самом понятии «краеведение».
Слово «краеведение» общеупотребительно. Однако толкование его и на языке науки, и в просторечии неоднозначно.
Утвердилось это слово в нашем языке лишь в начале 19 века, хотя восходит к одному из давних значений слова «край»: страна, область, местность. В академическом словаре русского языка (1916г.) находим краткое толкование слова – изучение данного края, страны. Более пространное объяснение появляется лишь в советские годы. Согласно словарям русского языка, «краеведение – совокупность знаний об отдельных местностях страны, всестороннее изучение отдельных частей страны преимущественно силами местного населения».
В настоящее время краеведение – это и научная, и научно-популяризаторская, и общественная деятельность.
Петр Великий полагал, «историю читать без географии все равно, что ходить по улице с завязанными глазами». Интерес к тому, что ближе всего – основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого остального. «Любой из нас, думая о своей стране, в частности, о России, не представляет себе нечто обширное и туманное, а наоборот, ясные, знакомые ему, конкретные, любимые места в России»,- эти слова писателя Константина Паустовского лучше всего объясняют смысл и цель краеведческого движения.
Таким образом, краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим. Его воздействие велико и на наш разум, и на нашу душу. В этом- то главный смысл слов А. С. Пушкина о любви к «отеческим гробам и к родному пепелищу»: «в них обретает сердце пищу».
Именно поэтому мной собран дидактический материал, который находит применение на уроках литературы. Краеведческие сведения, используемые на уроках, помогают пополнить знания в области художественной литературы, позволят приблизить писателя к ученику, сделать восприятие его творчества конкретным и личностным.
Приложение:
Краеведческий материал на уроках литературы в 8 классе.
Программа литературы.
Материалы, которые можно использовать на уроках.
Уроки внеклассного чтения
Русская старина
1.Народно-поэтическое творчество. Народные песни
Сборник Кирши Данилова. Исторические песни народов Прикамья.
Сборник обрядовой поэзии «Чердынская свадьба»
2.Люди Древней Руси. С. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский!
Отрывки из летописей Прикамья. (Строгоновская, Кунгурская).
Житие Стефана Пермского
Литература19 века.
1.А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Стихи Салавата Юлаева, сподвижника Емельяна Пугачева.
В. Г. Феонов «Мятежник Пугачев».
2.М.Ю.Лермонотов «Мцыри»
П. Вяземский «Кто скажет, что в Перми…»
А. Перовский. Отрывки из цикла «Поминки»
3. Н. В. Гоголь «Ревизор»
П .А. Вердеревский «От Зауралья до Закавказья. Письма с дороги».
М. Осоргин «Настоящий ревизор», «Мемуарная проза».