Просмотр содержимого документа
«О золотом петушке А.С. Пушкин»
Тема урока: «А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Цели:
научить анализировать поступки героев;
обучать грамотному, выразительному чтению;
развивать речь, память, мышление;
воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.
Оборудование: учебник, выставка книг нарисованный замок, вырезанные силуэты петушков.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
– Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за прелесть эти сказки!» (слайд № 1) – Мы с вами будем работать по сказке. А вот по какой, сейчас вы мне ответите, решив небольшой тест.
– Посмотрите на портрет поэта. Обратите внимание на годы жизни его. – Сколько лет прожил А.С. Пушкин? – За 38 лет оставил такое наследие потомкам!
– Давайте вспомним, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года. Я показываю иллюстрацию, а вы говорите название сказки.
На доске высвечиваются иллюстрации из сказок А. С. Пушкина, следом название сказки и год написания (слайды № 8 – № 23)
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», 1831 (слайд № 8–11).
«Сказка о попе и работнике его Балде», 1831 (слайд № 12–14).
«Сказка рыбаке и рыбке», 1833 (слайд № 15–17).
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1833 (слайд № 18–20).
«Сказка о золотом петушке», 1834 (слайд № 21–23).
– Действительно, мы изучаем уже пятую сказку А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть еще одна сказка, которая называется «Жених». – Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина .Я буду рада если пройдут годы и вы прочитаете эти сказки уже своим детям.
5. Работа по «Сказке о золотом петушке»
– Давайте вспомним начало сказки. Я предлагаю посмотреть сценку из этой сказки.
Инсценировка начала сказки от начала сказки до слов: «Царь к окошку, – ан на спице, видит, бьется петушок, обратившись на восток».
Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)
– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?
(На слайде № 24 поочередно выходят слова, характеризующие царя Дадона.)
– Докажите словами текста, что царь был задиристым.
(И соседям то и дело Наносил обиды смело)
– т.е. право определял силой.
– В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он) – Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.) – В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.
(Инда плакал царь Дадон, Инда забывал и сон.)
– В чем еще проявилась беспомощность Дадона?
(Вот он с просьбой о помоге Обратился к мудрецу.)
– Почему вы считаете, что царь был жадным?
(Должен был он содержать Многочисленную рать.)
– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.
–Докажите злость Дадона.
(Со злости Инда плакал)
– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)
– Когда проявилась глупость царя?
(Волю первую твою Я исполню, как мою)
– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)
– Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.
– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет (слайд № 25). (Горы золота сулит)
– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)
– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)
– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?
– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)
– Добро и зло – это неделимые, вечные начала.
– Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)
–Докажите словами текста
(Или бес в тебя ввернулся? Или ты с ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Я, конечно, обещал, Но всему же есть граница! И зачем тебе девица? Полно, знаешь ли, к тоя?)
– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?
(Плюнул царь: «Так лих же: нет! Ничего ты не получишь…
Убирайся, цел пока! Оттащите старика!»
Царь хватил его его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон.)
– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)
– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)
6. Физминутка.
– Покажите, как петушок встрепенулся, повернулся, как он бился.
7. Продолжение работы над сказкой
– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).
(На слайде поочередно выходят слова, характеризующие петушка)
– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)
– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)
– Когда петушок проявил справедливость?
(Петушок спорхнул со спицы; К колеснице полетел И царю на темя сел. Встрепенулся, клюнул в темя И взвился…и в то же время С колесницы пал Дадон!)
– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)
8. Работа с пословицами и поговорками (слайд № 27)
– Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?
(На слайде появляются пословицы и поговорки)
Не рой другому яму – сам туда попадешь.
Правда суда не боится.
По правде и сила.
Пока жареный петух в голову не клюнет…
– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)
– Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)
9. Рефлексия
(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги петушок.)
– У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги петушок. Напишите, какие вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни.
10. Итог урока
– Итог урока хочу подвести вашими мыслями. (Зачитываются детские пожелания и вкладываю петушков в нарисованный замок.) – Чему научила вас эта сказка? – Закончить наш урок я хочу словами Пушкина (слайд № 28):
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»