Открытый урок на тему «Кто бы он ни был — он Человек».
Открытый урок на тему «Кто бы он ни был — он Человек».
«Кто бы он ни был — он Человек».
Цель урока: выяснить, что же помешало Раскольникову жить по его теории, почему герой сделал «явку с повинной»?
Задачи:обучающие: обучение внимательному чтению психологического романа, где много мелких деталей, важных для понимания идеи произведения;
развивающие: работа по анализу текста в группах и индивидуально; работа с диалогами, определение художественных особенностей произведения;
воспитывающие: воспитание ответственности за порученное задание, нравственное воспитание: доказательство мысли о том, что за любым преступлением идёт наказание: нравственное или физическое. Это неизбежность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему «Кто бы он ни был — он Человек».»
Открытый урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
10 класс.
Тема урока.
«Кто бы он ни был — он Человек».
Цель урока: выяснить, что же помешало Раскольникову жить по его теории, почему герой сделал «явку с повинной»?
Задачи:
обучающие: обучение внимательному чтению психологического романа, где много мелких деталей, важных для понимания идеи произведения;
развивающие: работа по анализу текста в группах и индивидуально; работа с диалогами, определение художественных особенностей произведения;
воспитывающие: воспитание ответственности за порученное задание, нравственное воспитание: доказательство мысли о том, что за любым преступлением идёт наказание: нравственное или физическое. Это неизбежность.
Слово учителя.
На предыдущих уроках мы пришли к выводу, что Раскольникова привлёк идеал сильной личности, стоящей над безликой массой «тварей дрожащих». У него страстное желание войти в число «сильных мира», но преступлением Раскольников поставил себя в такое положение, при котором примкнуть к миру людей, живущих по его теории (Лужин, Свидригайлов) Родион не может.
Пред нами очередная проблема, которую надо решить: что же помешало молодому человеку жить по теории, им же созданной? Раскаивается ли он в преступлении?
1. Разговор Раскольникова с Дуней перед тем, как он пойдёт предавать себя: «Преступление? Какое преступление? – вскричал он вдруг… в бешенстве…»
2. Признание Соне: «В чём я виноват перед ними?.. Они сами миллион людей изводят, да ещё и за добродетель почитают…»
3. Размышления героя на каторге: «Совесть моя спокойна».
4. Слова автора: «Как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя…»
Признаёт ли Раскольников себя виновным в преступлении?
Вывод: Нет. И после преступления Раскольников не признаёт себя виновным, продолжает верить в свою теорию, оправдывающую кровь по совести.
Чувствует ли он себя в позиции «сильного»?
Нет. И вовсе не из – за того, что разочаровался в своей теории, что раскаялся в преступлении, что понял свою вину.
Проверка знания текста (по 1-2 части)
Как зовут Раскольникова?
Как зовут его мать?
Как зовут его сестру?
На каком факультете учился Раскольников?
Чем он подрабатывал на жизнь?
Назовите фамилию друга Раскольникова
Как звали старуху-процентщицу?
Как звали её сводную сестру?
В течение какого времени Раскольников готовился к преступлению?
Назовите фамилию жениха сестры Раскольникова.
1.Первая учебная ситуация
В чем состоит необычность преступления, совершенного
Р. Раскольниковым?
Какова же истинная причина? В чём упрекает себя Раскольников?
2. Вторая учебная ситуация.
Почему же Р. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, воспринимается как личность значительная, вызывающая сочувствие и сострадание?
Выступление ребят. 2 группы: 1.адвокаты Раскольникова(речь в защиту Раскольникова).
2.прокуроры (обвинение Раскольникова)
В том, что он не вынес этого преступления и сделал явку с повинной. Герой стыдится своей человечности. Сознание, что он «вошь», как и все, а не избранный человек, заставляет его глубоко страдать. Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем.
Зачем автор вводит эти встречи со следователем?
Естественно, что ведётся расследование преступления, в этом ничего необычного нет. Об этом Раскольников знал и готовился к преступлению, но следователь оказался необычным: он – замечательный психолог.
Сколько раз П.П. встречался с Раскольниковым?
(Три раза)
Домашнее задание - 1 группа. Рассказ о первой встрече. (Причины, поведение героя, вывод)
Давайте посмотрим, как удалось при создании экранизации романа показать состояние героя при встрече с Порфирием Петровичем.
Просмотр части худ фильма.
Кто исполняет главную роль?
Г. Тараторкин.
Удалось ли актёру передать состояние героя?
Удалось. Цель Раскольникова – во что бы то ни стало победить раздражённую натуру свою, побороть ощущение преступности, доказать себе, что он не «тварь дрожащая». Именно с этой целью «доказать» отправляется Раскольников к следователю Порфирию Петровичу.
Что ощущает Раскольников?
Ему кажется, что он в ловушке. Он окружён людьми, молчание в этой ситуации ненатурально, поэтому он старается вести себя именно натуральнее.
Зачитайте детали, рисующие его поведение. ( Индив. задание)
Как ведёт себя П.П.? У него какая цель?
Что выводит Раскольникова из себя в поведении Порфирия Петровича? (Индивидуальное задание)
Рассказ 2 группы о 2 встрече Порфирия Петровича с Раскольниковым.
Цель: «…хоть на этот раз во что бы то ни стало победить раздражённую натуру свою».
Что дала вторая встреча? Сделайте вывод.
Просмотр эпизода второй встречи с Порфирием Петровичем.
Кто исполняет роль Порфирия Петровича?
(Иннокентий Смоктуновский)
Как вы считаете, удалось ли актёру справиться со своей ролью?
Чем ещё больше раздражён Раскольников? Порфирий Петрович не хочет допрашивать его по форме. Родиону хочется опереться именно на систему своих взглядов, рассуждений. Но Порфирий Петрович понимает, что с ним по форме нельзя. Он разгадал характер Раскольникова. Поймать Родиона с помощью обычного допроса не получится, Следователь делает ставку на его живую душу. Вот почему вместо официального допроса – болтовня, хитрая и расчётливая, ставящая целью вывести Раскольникова из себя. Следователь ведёт тонкую игру.
Третья встреча с Порфирием Петровичем и её роль.
Ч.4, гл. 2.
3 группа – сообщение. (Где происходит встреча, к чему ведёт?)
Итак, даже после встреч с Порфирием Петровичем Раскольников сопротивляется, он не признаёт себя виновным, по – прежнему верит в свою идею и считает, что не вынес преступления из – за своей натуры, страдает от того, что не может отнести себя к «сильным мира». Убить – убил, а натуру не победил.
Что же утверждается в романе?
Нельзя преступить закон человечности.
А что это значит?
Никто не имеет права отобрать у человека жизнь, не может человек ни ради идеи, ни ради богатства убивать. Никому не дано права возвышаться над людьми, считая остальных «тварями дрожащими».
Но до осознания этого Раскольниковым ещё далеко.
Кто поможет ему осознать истину? Соня Мармеладова.
Давайте посмотрим, как автор будет решать эту задачу.
Д.з. 1. Пересказ и анализ эпизодов: первое посещение Родионом Сони (ч. 4, гл.5); второй визит к Сене (ч.5, гл. 4), жизнь семьи Мармеладовых (ч.1, гл.2)