Тема урока «Международный день птиц»
«Международный день птиц»
Предмет Доноведение
Межпредметные связи Математика, литература.
Класс, УМК Урок проводится во третьем классе, во втором полугодии по УМК «Школа 2100»
Цель урока • Вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс изучения птиц, вовлечь в творческий процесс выполнения заданий.
Задачи урока Личностные:
Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе.
Формирование чувства сострадания;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
Регулятивные:
формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы.
Познавательные:
Формировать умение самостоятельно работать с источником информации и понятно излагать свои мысли.
Перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
Формировать умение работать с энциклопедиями;
Коммуникативные:
развивать умения работать в группах, отстаивать свою точку зрения.
-слушать и понимать речь других;
метапредметные:
-развитие умений использовать различные способы поиска информации (в справочниках, в энциклопедиях, сети Интернет и т. д)
-развитие творческих и коммуникативных способностей детей,
-развитие операций обобщения, умения классифицировать;
-развитие интереса к процессу познания
предметные:
-повысить уровень теоретических знаний о птицах;
-узнать о пользе птиц с математической точки зрения.
-расширить знания о международном празднике птиц;
-обобщить значение птиц.
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, магнитофон, дополнительная литература, карточки с заданиями для групп, карточки с вопросами викторины, листы бумаги, карандаши
Методические рекомендации
На какое количество учебных часов рассчитана тема урока 45 минут
Время проведения урока 45 минут
Ход урока Слайды
1. Организационный момент.
Начинаем наш урок. Но прежде давайте поприветствуем наших гостей, которые пришли к нам. Повернитесь, посмотрите, поздоровайтесь.
2. Тема урока и введение в тему
Звучит аудиозапись: «Голоса птиц»
- Сейчас я включу аудиозапись, а вы закройте глаза и мысленно нарисуйте картину. Расскажите. Какие звуки услышали? (голоса птиц)
- Вы догадались: о ком пойдет речь на уроке? (о птицах) Правильно именно о птицах. Как вы думаете, почему мы будем говорить о птицах? Что за праздник 1 апреля? Какой теме посвящен урок? Почему птицам уделили внимание и сделали праздник?
Значит цели нашего урока какая? (Начать изучать птиц, собирать информация о птицах или обобщить, то что мы знаем и узнать новую информацию о птицах,)
3.Открытие новых знаний
Когда же возник праздник и что же это за праздник, об этом расскажет.
Полина :
1 апреля - вся планета отмечает Международный день птиц. Он возник в США в 1894 году. Вскоре праздник, получивший популярность благодаря СМИ, начал массово проводиться во всех штатах, а затем пришел в Европу.
• Интересна история развития Дня птиц в России. Добравшись до нашей страны в
ХIХ веке, идея помогать пернатым попала на благодатную почву. Уже в то время в России была организована охрана птиц, к началу
ХХ века этим делом занималось уже несколько десятков организаций. Участники общества подкармливали птиц и развешивали для них гнездовья.
Лера:
• Всемирный День птиц начал свою историю 1 апреля 1906 года, когда была принята Международная конвенция по охране птиц. С тех пор этот день стал праздником не только для тех, кто изучает и охраняет природу, но и для тех, кто попросту неравнодушен к пернатым друзьям. В России, как правило, в течение первой декады апреля проходят самые разнообразные мероприятия, связанные с весенней встречей птиц.
-Что вы знаете о птицах? Наверняка вы, уже начали работать над темой птицы. Может кто-то из вас прочитал из интернета информацию, может из энциклопедии, а кто-то спросил у родителей? Поделитесь информацией, что вы знаете о птицах.
(Дети рассказывают, что они узнали из энциклопедии, интернета и от взрослых.)
Учитель:
Птиц на земле около 9 тысяч видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов.
Слайд1 Тема урока
Слайд 2
Слайд 3
3. Актуализация знаний. Выявление характерных признаков птиц.
Сейчас вы работаете со следующим слайдом и карточкой №1. На этой карточке есть вопросы к данному слайду. Вам нужно составить рассказ по этим вопросам. Даю 2-3 минутки. Подготовьтесь.
1. Как ты отличаешь птиц от других животных?
2. Можно ли всех летающих животных назвать птицами?
3. Бывают нелетающие птицы?
4. Плавают ли птицы?
Птиц очень много. Главное отличие птиц от других животных – наличие перьевого покрова тела. Поэтому их еще называют пернатыми. Второй особенностью внешнего строения птиц является наличие двух ног и пары крыльев. Рыжая вечерница (зверь), бабочка (насекомое), гусь (птица), пингвин (птица). Не все животные, которые летают это птицы. И не все птицы умеют летать (страус, пингвин). Есть птицы, которые плавают (утки, бакланы гагары,пингвины).
-Ребята, мы сейчас говорили о птицах, а как называют человека, ученого который изучает птиц? Орнитолог
Игра «Не ошибись»
-Я перечисляю название животных, если я произношу название птиц, вы хлопаете в ладоши, если эта не птица то хлопка не должно быть.
ворона, бабочка, воробей, стрекоза, лебедь, сорока, шмель, кукушка, снегирь, ласточка, курица, ящерица, соловей…
4. Постановка проблемы
Вы любите сказки? Тогда прочитайте еще одну.
Жил – был человек. У него был прекрасный сад. Всё бы хорошо, но раздражали его птицы. Будили его ранним утром, щебетали целыми днями, строили гнёзда. Надоели они ему, и человек выгнал их из своего сада. Птицы обиделись и улетели – все! Полчища жуков и гусениц обрушились на деревья. Они грызли всё вокруг, сад умирал на глазах. Человек недоумевал: «Что же происходит? Почему гибнет его любимый сад?»
Как вы думаете почему, вы прочитали сказку? (Мы должны ценить все,что имеем. Птицы снижают численность вредителей. Птицы которые живут возле человека как санитары, поедают мух, рассеивают семена)
- Откуда в таком количестве появились жуки и гусеницы? Какое отношение имеют к этому птицы?
-Птиц нужно беречь, многие птицы вымерли, есть редкие птицы, которые занесены в Красную книгу. (показ) Можете с книгой ознакомится в библиотеки.
-Мы сейчас с вами изучали текст. А как называют человека, который исследует, изучает текст? Филолог
-А как называют человека, который выявляет причины катаклизмов природы и разрабатывает возможности снижения воздействия людского фактора на окружающую среду? Эколог
1 апреля у многих традиция развешивать скворечники, кормушки.
А чтобы сделать скворечник, человек должен правильно рассчитать и измерить длину, чтобы получился красивым домик. Здесь знание какой науки поможет? Математика. Как называют специалиста в области математики? математик
Формирование групп по интересам.
Для того, что бы нам во всём разобраться по теме птицы, спланировать дальнейшую работу по теме птиц в различных направлениях поработаем в группах. Дети, у которых на столе жетон голубого цвета это филологи. Если сиреневый жетон- значит группа математиков, красный жетон- экологи и зеленый- орнитологи.
Ваша задача составить план работы в своей области. Вот если вы филологи, что вы должны сделать, какую работу провести чтобы изучить птиц как филологи, математики,составляет свой план работы в области математики по теме птиц т.д.
Работа детей в группах.
Группа «Филологи»
План:
1.Найти художественные произведения о птицах-стихи, рассказы (Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г.Снегирев «Птицы наших лесов», В.Бианки «Синичкин календарь», «Чей нос лучше» )
2.Найти потешки, заклички.
3.Распределить произведения, которое читает каждый участник группы
4.Представить книги
5 Подготовить список рекомендуемых книг о птицах
6.Написать сочинение по теме «Птицы- наши друзья»
Группа «Экологи
1.Взять в библиотеке красную книгу, посмотреть кто записан в нее.
2.Предположить почему занесена птица в Красную книгу.
3.Провести опрос среди населения, как помогают птицам?
4.Найти или придумать экологическую игру.
5.Провести экологические игры на перемене.
6.Подобрать мультфильмы по защите птиц.
7.Выпук эколистовки (чем прикармливать птиц)
8.Плакат «Берегите, птиц»
Математики»
1.Пролистать учебник, есть ли задачи о птиц?
2. Составить задачи о птицах (Сравнение массы тела, на определение продолжительности полета птиц)
3.Придуметь задания на симметрию.( рисуем по клеточкам птицу)
4. Изучить календарь, выписать праздники, связанные с птицами.
5.Подготовить пазлы.
6.Составить ребусы.
Группа «Орнитологи»
1.Найти книги о птицах в Аксае
2. Понаблюдать в природе, какие птицы живут у нас.
3.Изучит внешний вид, чем питается?
4.Подумать какую помощь может оказать человек птицам?
5.Написать статью о птицах.
Физкультминутка «Прилетели птицы». Или под музыку отдыхаем.
Я сейчас буду перечислять. Если вы услышите название птицы – машем руками, изображаем полёт птицы, если слово не называет птицу – топаем ногами.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.
Прилетели птицы: голуби, зайцы, овсянки, поползни, дятлы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, ежи, чижи,
аисты, кукушки, даже совы, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
Сообщение детей.
Итог урока.
-Чем мы сегодня занимались на уроке?
-Что полезного вы для себя узнали?
- Как вы думаете наши информация о птицах, о которую мы будем искать по нашим планам, будет интересна другим людям? Чем?
Весной, с прилетом птиц, пекут из теста птиц — предвестников тепла и добрых вестей. Птичками угощают друг друга, поздравляя с наступлением весны. Каждого нашего гостя поздравляем с весной и дарим птичку.
По народным приметам птицы способны приносить счастье в дом и дарить радость людям.
Домашнее задание. (Дома работаем по планам, которые составили.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по внеурочной деятельности "Межународный день птиц" »