kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности романа "Евгений Онегин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть книги, которые не перестают  перечитывать из поколения в поколение. Это вечные книги. К таким произведениям и относится роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Каждый, наверное, скажет, что читал это известное произведение. Но кто из них возьмется утверждать, что он постиг всю глубину авторского замысла? Я думаю, что далеко не многие.
Гениальные художественные произведения обладают способностью изменяться вместе со временем, поэтому они всегда, в разные годы, десятилетия и века читаются по-новому.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«окончательный вар.»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Частное общеобразовательное учреждение

Лицей «Исток»





Экзаменационный реферат по литературе



Особенности романа «Евгений Онегин»















Реферат написан ученицей


9 класса Ленской Анастасией


Научный руководитель-

Алексеева Л.Н.

Иваново, 2013

Содержание:



  • Введение………………………………………………………………….....3

  • Основная часть

  1. История создания «Евгения Онегина»

(параллели с жизнью автора)……………………………………………....5


  1. История критики романа «Евгений Онегина»

  • Восприятие романа современниками А.С. Пушкина……………..7

  • Взгляд на роман известных критиков. Белинский В.Г. Писарев Д.И. Чернышевский Н. Г…………………………………………………10

  • Актуальность романа « Евгений Онегин». ……………………….13

  • Отношение к роману «Евгений Онегин» в ХХI веке…………….20


  1. Художественные особенности произведения

  • Художественный метод.....................................................................22

  • Род и жанр. Сюжет и композиция………………………………....23

  • Онегинская строфа………………………………………………….26

  • Энциклопедия русской жизни……………………………………..29

  • Заключение ………………………………………………………………..31

  • Список литературы………………………………………………………..32

  • Приложение ……………………………………………………………….33





















Введение.


Есть книги, которые не перестают перечитывать из поколения в поколение. Это вечные книги. К таким произведениям и относится роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Каждый, наверное, скажет, что читал это известное произведение. Но кто из них возьмется утверждать, что он постиг всю глубину авторского замысла? Я думаю, что далеко не многие.


Гениальные художественные произведения обладают способностью изменяться вместе со временем, поэтому они всегда, в разные годы, десятилетия и века читаются по-новому.

Роман «Евгений Онегин» произвел на меня неизгладимое впечатление. Сразу вспомнились строки Анны Ахматовой:



И было сердцу ничего не надо,

Когда пила я этот жгучий зной...

«Онегина» воздушная громада,

Как облако, стояла надо мной.



Однажды поэт Арсений Тарковский сказал: «Нет загадки более трудной, более сложной, чем загадка Пушкина... Очень многое у Пушкина — тайна за семью замками». Предлагаемая вашему вниманию работа по теме «Особенности романа «Евгений Онегин» - это попытка преодолеть стереотипы мышления, найти причины, в силу которых содержание романа остается до конца не раскрытым. И, возможно, немного приблизиться к пониманию замысла Александра Сергеевича.




Цель нашей работы – собрать и обобщить материал по заявленной теме;

Для достижения нашей цели мы ставили перед собой следующие задачи:

1.Изучение литературоведческой и критической литературы по теме реферата;

2.Выявить особенности романа «Евгений Онегин»;

3.Представить и проанализировать соцопрос, который позволит читателю посмотреть на то, как воспринимается роман нашими современниками;

4.Обобщение собранной информации, позволяющее сформировать собственную точку зрения по этому вопросу;



Актуальность темы нашего реферата видим в том, что часто среди молодежи возникает вопрос: «А нужно ли читать русскую классику, уделять ей столько внимания на уроках литературы? Интересен ли «Евгений Онегин» современному читателю»? В чем особенности этого произведения? Актуален ли этот роман в наши дни?» Мы заинтересовались этими вопросами и попытались ответить на них в своей работе. Надеемся, что наш реферат вызовет полемику и заставит каждого из нас сформировать собственную точку зрения. Умение отстаивать свою точку зрения - это важное качество, которое ценится не только на уроках литературы.































1.История создания «Евгения Онегина».

(параллели с жизнью автора)


Необыкновенна история написания «Онегина». Небольшой по объему роман создавался в течение 8 лет, начиная с 1823 года, примерно по одной главе в год. (Пять «Повестей Белкина» были написаны за один месяц). План романа Пушкин писал в 1830 году, когда он пытался, наконец, придать роману вид, соответствующий солидному произведению, и представить Онегина как социальный тип, и даже замыслил, что Онегин должен либо погибнуть на Кавказе, либо попасть в число декабристов. Но идея была настолько несообразна с характером Онегина, что осуществить ее Пушкин не смог.


Итак, восемь лет Пушкину навязчиво является некий образ, совсем не похожий на злодея. В нынешних детективах уже стала штампом фраза о том, что убийцы, как правило, мало походят на убийц. В романе Пушкин лично знаком с Онегиным. «Онегин, добрый мой приятель». Если бы Пушкину сказали, что он пишет роман о своем убийце, он бы, наверное, сам посмеялся. Он описывает своего героя с приязнью, по-дружески и вместе с тем с пристальным вниманием. (Однако, «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной».) Соперник и убийца глазами жертвы.


Конечно, характер «выдуманного» Онегина не совпадает полностью с характером реального Дантеса, но тем большее впечатление производят некоторые нечаянные штрихи в портрете Онегина. Например, Евгения воспитывал некий француз, который ему «не докучал моралью строго». Это звучит совершенно иначе, если вспомнить об особых отношениях, связавших Дантеса и барона Геккерена. Судя по воспоминаниям современников и по его письмам, Дантес чем-то более сложный психологический тип, чем Онегин, а в чем-то более простой. Не говоря о том, что Дантес вообще иностранец. Но в глубине сути они похожи. Оба чужды окружающей среде.


Наталья Гончарова также отличается от Татьяны Лариной. Кроме самого главного, Пушкин сказал о своем персонаже: «Я так люблю Татьяну милую мою». По многим свидетельствам, Пушкин беззаветно любил свою жену.


А уж о похожести Ольги и сестры Натальи Гончаровой Екатерины Дантес-Геккерен говорить вообще трудно – им не очень много уделено внимания ни в «Евгении Онегине», ни в истории с Пушкинской дуэлью.


Видимо теперь, после публикации переписки Дантеса с Геккереном, можно, наконец, ответить на давно волнующий всех вопрос: так было что-то у Натальи с Дантесом или не было? Было. Возможно, не в смысле физиологии, но ее мысли и чувства он какое-то время точно занимал. И, похоже, прозвучали-таки слова, смысл которых в этих, знаменитых:


«…Я Вас люблю, к чему лукавить,

Но я другому отдана

И буду век ему верна».

Пушкин не ошибся в своей Татьяне.


Еще один штрих. Задолго до дуэли Ленского с Онегиным Татьяна видит пророческий сон, в котором были медведь, ручей, странный пир адских привидений в лесной избе, «вдруг Евгений/хватает длинный нож, и вмиг/повержен Ленский…».

В течение 8 лет Пушкину является пророческое видение о дуэли, на которой убит поэт. Пророк предвидит не только свою жизнь. После истории с Онегиным Татьяна удачно выходит замуж за генерала. После смерти Пушкина Наталья была счастлива в браке с генералом Ланским.


Пушкин заканчивает «Евгения Онегина» в 1931 году, перед своей женитьбой на Н. Гончарове.






























2.История критики романа «Евгений Онегин».


  • Восприятие романа современниками А.С. Пушкина.


Когда вышла из печати первая глава «Онегина», издателям «Полярной звезды» была уже известна завершенная к тому времени (в октябре 1824 года) поэма «Цыганы»: ее читал брат поэта, Лев Сергеевич. Этим объясняется сопоставление первой главы «Онегина» с «Цыганами». А. Бестужев в статье «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 года и начала 1825 г.», как и в письмах к поэту, настаивал на том, что заявленная в романе тема и трактовка героя несвоевременны. Сюжет мог бы быть достоин поэтического воплощения, если бы в центре был человек наподобие Чацкого. Герой в понимании декабристски настроенных литераторов должен быть поставлен «в контраст со светом, чтобы в резком злословии показать его резкие черты».

Бестужев и Рылеев полагали, что «Евгений Онегин» (каким он предстал в первой главе) явился произведением более слабым в сравнении с «Бахчисарайским фонтаном» и «Кавказским пленником». Рылеев определенно высказал, что не «Онегин», а «Цыганы» есть подлинное свидетельство роста таланта Пушкина. Заметим, что при всей критичности, мотивированной установками декабристской литературы, отзывы друзей поэта были заинтересованными и дружескими по тону. Иного характера отклики раздавались из лагеря консервативного, близкого правительственным кругам.

Отсюда хлынули издевательские отзывы о романе, утверждения, что талант Пушкина иссяк. Одним из наиболее ярых хулителей был Фаддей Булгарин.

Вот несколько штрихов к его портрету. Фаддей Венедиктович на десять лет старше Пушкина. Писатель, журналист, редактор «Северного архива» и «Литературных листков». Вместе с Н. Гречем (тоже былым либералом) Ф. Булгарин становится соиздателем официозной газеты «Северная пчела» и подобного же журнала «Сын отечества».

Пушкин и его ближайшее окружение — Баратынский, Вяземский, литераторы, объединенные вокруг журнала «Московский вестник», вели открытую полемику с «Северной пчелой». Разоблачая Булгарина, Пушкин дает ему прозвище «Видок», по имени известного всем в те годы французского литератора, опозорившего себя службой полицейским агентом.

Последовательный враг Пушкина, Булгарин опубликовал в двух номерах «Северной пчелы» статьи, в которых резкая критика VII главы «Онегина» переходит в прямые политические доносы. Эта глава романа в стихах являет собой, по оценке Булгарина, «совершенное падение» пушкинского таланта, не оставляющее надежды на его возрождение. Все ожидали, по словам Булгарина, что Пушкин, автор «Руслана и Людмилы», «в сладких песнях» передаст потомству великие подвиги русских современных героев, а вместо этого — седьмая глава Онегина: «... в пустыне нашей поэзии появился опять Онегин, бледный, слабый... сердцу больно, когда взглянешь на эту бесцветную картину!» Критик порицает поэта за грустный колорит главы, за то, что московское общество, бал описаны в обличительных тонах. Этим поэт якобы обманул читателя, который «ожидает восторга при воззрении на Кремль, на древние главы храмов божьих...» Критик тщится показать, что Пушкин враждебно, относится к современной России, процветающей под эгидой царя. Булгарин изобретал разные приемы, чтобы создать отрицательное мнение у читателей, восстановить их против Пушкина.
«...Какое же содержание этой главы? — спрашивает он.— Стихи Онегина увлекают нас и заставляют отвечать стихами на этот вопрос:

Ну как рассеять горе Тани?

Ну как: посадят деву в сани

И повезут из милых мест

«В Москву на ярмарку невест».

Мать плачется, скучает, дочка...

Конец седьмой главе — и точка».


В критических разносах Булгарин не был одинок. Его поддерживали другие критики, которые тоже твердили о «бессмыслии» романа. Так, в «Московском телеграфе» в статье о романе и стихах автор статьи на вопрос, какая общая мысль остается в душе после чтения Онегина, отвечает: «Никакой... при создании «Онегина» поэт не имел никакой мысли...»


В подобном контексте роман упоминался в многочисленных пародиях, стихотворных посланиях, литературных полемиках. В пятнадцатой стихотворной пародии «Иван Алексеевич, или Новый Онегин» читатель находил утрированно издевательский реестр тем пушкинского романа:

...все тут есть: и о преданьях,

И о заветной старине,

И о других, и обо мне!

Не назовите винегретом,

Читайте далее,— а я

Предупреждаю вас, друзья,

Что модным следую поэтам.


Травля становилась все более последовательной и согласованной. Причина охлаждения публики к поэту «Московским телеграфом» объяснялась тем, что он «не выразитель дум и чаяний своих ровесников», а всего лишь «нарядный, блестящий и умный человек».


В 1831 году в верноподданнической газете «Северный Меркурий» и в «Северной пчеле» печатались пасквили и злые эпиграммы на Пушкина. Издатель «Северного Меркурия» М. А. Бестужев-Рюмин (по иронии истории тезка и однофамилец декабриста Михаила Павловича Бестужева-Рюмина, одного из пяти казненных участников восстания 1825 года), испытывая особую ненависть к Пушкину, вел планомерную травлю, варьируя журналистские приемы от выпадов и прямых оскорблений в его адрес до мелкого третирования, упоминая по разным поводам и развязном тоне. Пушкина обвиняли в меркантилизме, аристократизме, в низкотемье. Читателей непрестанно уверяли, что поэт исписался и более публике не интересен.


Бестужев-Рюмин, досадуя на публику, которая все еще читает и увлекается пушкинским романом, не сдерживает гнева и пишет поэму в стихах:

...Предпочитаете все Пушкина злодея!

Помилуйте! Да чем же он славнее?..

...Твердит одно и то же целый свет:

Все Пушкин Александр Сергеич! Помилуйте!

Да чем же не поэт Бестужев-Рюмин-то, Михайло Алексеич...


Когда стали распространяться домыслы об упадке таланта поэта, что он исписался и более не интересен публике, особое значение имели отзывы о Пушкине И. Киреевского в «Московском вестнике». В противовес разносившейся с разных сторон брани в адрес Пушкина критик писал: «Утешительно в постепенном развитии поэта замечать беспрестанное усовершенствование; но еще утешительнее видеть сильное влияние, которое поэт имеет на своих соотечественников. Немногим, избранным судьбою, досталось в удел еще при жизни наслаждаться их любовью. Пушкин принадлежит к их числу, и это открывает нам еще одно важное качество в характере его поэзии: соответственность со своим временем».


Поясняя и развивая далее свои соображения, критик подчеркивает народность таланта Пушкина, что «мало быть поэтом, чтобы быть народным; надобно еще быть воспитанным, так сказать, в средоточии жизни своего рода, разделять надежды своего отечества, его стремление, его утраты,— словом, жить его жизнью и выражать его невольно, выражая себя». Эти качества критик находит в творчестве Пушкина. Дельный и доказательный разбор поэзии ценен на фоне других сочувственных отзывов, произносимых в общих выражениях восхищения.












  • Взгляд на роман «Евгений Онегин» известных критиков.

Белинский В.Г.

Писарев Д.И.

Чернышевский. Н.Г.

В данной главе мы рассмотрим взгляд на роман наиболее авторитетных критиков 19 века.


  • Белинский Виссарион Григорьевич – один из самых авторитетных критиков первой половины 19 века.



  1. Историзм


"Прежде всего в "Онегине" мы видим поэтически воспроизведённую картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения "Евгений Онегин" есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица". [1]


  1. Народность


"Немногие согласятся с вами, и для многих покажется странным, если вы скажите, что первая истинно национально - русская поэма в стихах была и есть - "Евгений Онегин" Пушкина и что в ней народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении... Если её не все признают национальною - это потому, что у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете - уже не русские и что русский дух даёт себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста [2[

"Причина этой трудности заключается в том, что у нас форму всегда принимают за сущность, а модный костюм - за европеизм; другими словами: в том, что народность смешивают с простонародностью и думают, что кто не принадлежит к простонародию, то есть кто пьёт шампанское, а не пенник и ходит во фраке, а не в смуром кафтане, - того должны изображать то как француза, то как испанца, то как англичанина".
"Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи". [2[

"У всякого народа есть две философии: одна учёная, книжная, торжественная и праздничная, другая - ежедневная, домашняя, обиходная... И вот глубокое знание этой-то обиходной философии и сделало "Онегина" и "Горе от ума" произведениями оригинальными и чисто русскими".
"Истинная национальность (говорит Гоголь) состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа; поэт может быть даже и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами".
"Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе, исполненные обыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и высшей степени народным произведением". [2]

  1. Реализм

"Он (Пушкин) взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от неё только одних поэтических её мгновений; взял её со всем холодом, со всею её прозою и пошлостью". "Онегин" есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху".
"В лице Онегина, Ленского, и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какой истиною, с какой верностью, как полно и художественно изобразил он его!"

  1. Значение для последующего литературного процесса

"Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова - "Горе от ума", стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. До этих двух произведений, русские поэты ещё не умели быть поэтами. "Онегин" Пушкина и "Горе от ума" Грибоедова, положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь. Без "Онегина" был бы невозможен "Герой нашего времени", так же, как и без этих произведений, Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности.


  • Писарев Д.И.


Пушкин был для Писарева пройденной ступенью. Историко-литературная концепция, столь широкая у Белинского, у Писарева уже не захватывала даже «гоголевского» периода. Его уже не волновали проблемы предшествовавшего поколения писателей. Он считал, что современная литература только и может по-настоящему осознать свои боевые задачи, если будет отталкиваться от прошлого, его героев, его эстетики. Только люди с эстетическим чувством, говорил Писарев, зачитываются и знают наизусть сочинения Пушкина, Лермонтова и Гоголя. «Что же касается до большинства, то оно или вовсе не читает их, или прочитывает их один раз, для соблюдения обряда, и потом откладывает в сторону и почти забывает» («Схоластика XIX века»).

Он ставил только один вопрос: следует ли нам читать Пушкина сейчас? И отвечал отрицательно. Пушкина следует сдать в архив вместе с Ломоносовым, Державиным, Карамзиным и Жуковским. Пушкин для Писарева — только «великий стилист», «легкомысленный версификатор». Никакой «энциклопедией русской жизни» и «актом самосознания» для общества роман «Евгений Онегин» не был: «В самом герое, Онегине, ничего передового и симпатичного нет. А Татьяна — идеальничающая посредственность».[10. Критика Писарева о романе «Евгений Онегин»]

  • Чернышевский Н. Г.


Рассмотрев четыре больших статьи Чернышевского об издании сочинений Пушкина (1855), можно сделать вывод, что Пушкин для него - тема чисто историческая, уже решенная Белинским в его «пушкинских статьях». Чернышевский разделял мнение Белинского о том, что Пушкин - истинный отец нашей поэзии, воспитатель эстетического чувства. В лице Пушкина русское общество впервые признало писателя «великим, историческим деятелем». При этом, может быть, выше, чем Белинский, Чернышевский оценивал ум Пушкина и содержание его поэзии. Пушкин - человек «необыкновенного ума», каждая его страница «кипит умом и жизнью образованной мысли». [11]

" Творения Пушкина, создавшие новую русскую литературу, образовавшие новую русскую поэзию", по глубокому убеждению критика, "будут жить вечно". "Не будучи по преимуществу ни мыслителем, ни ученым, Пушкин был человек необыкновенного ума и человек чрезвычайно образованный; не только за тридцать лет, но и ныне в нашем обществе немного найдется людей, равных Пушкину по образованности". "Художнический гений Пушкина так велик и прекрасен, что, хотя эпоха безусловного удовлетворения чистой формой для нас миновала, мы доселе не можем не увлекаться дивной, художественной красотой его созданий. Он - истинный отец нашей поэзии". Пушкин "не был поэтом какого-нибудь определенного воззрения на жизнь, как Байрон, не был даже поэтом мысли вообще, как, например, Гете и Шиллер. Художественная форма "Фауста", "Валленштейна", или "Чайльд-Гарольда" возникла для того, чтобы в ней выразилось глубокое воззрение на жизнь; в произведениях Пушкина мы не найдем этого. У него художественность составляет не одну оболочку, а зерно и оболочку вместе» [11]




Актуальность романа « Евгений Онегин.»

Роман "Евгений Онегин" жив и по сей день. Да, прошло практически два века, но проблемы, поднимаемые в произведении, актуальны даже в наше время. Невольно возникает вопрос: «А почему?»



Да, потому, что «Евгений Онегин» это проблемный роман. Это такое произведение, в котором Пушкин решает жизненно важную для него проблему смысла жизни, высших ценностей. Есть ли они? А если есть, то какие?

Этот вопрос очень хорошо освещается в статье Н.И. Гончаренко. [ 15] И нам бы хотелось поделиться её точкой зрения на этот роман и высказать своё собственное мнение.


«В киевском музее Пушкина в первом зале не случайно стоит мраморный бюст Вольтера. В прорубленное Петром Первым «окно в Европу» хлынуло многое, в частности, французский скептицизм эпохи Просвещения.


В восемнадцатом веке во Франции стало модно не верить в Бога. Пушкин, как и многие его современники, — вольтерьянец ещё с лицейской поры. То есть — поклонник Вольтера, который не то чтобы совсем атеист, он деист, то есть человек, который признаёт, что когда-то мир был создан Богом. Он завёл его, как часы, а теперь мир «тикает», сам по себе, и люди в нём могут хозяйничать самовластно. Впоследствии сам Пушкин будет писать, что в эту эпоху всё было принесено в жертву демону смеха: подвержены сомнению и осмеяны все ценности: и Бог, и долг, и высокие чувства...


Нравственность понималась как некий общественный договор. «Живи и жить давай другим», — говаривала Екатерина II. То есть нравственность, совесть — это не голос Божий в человеке, а некие правила, установленные для того, чтобы люди окончательно не сожрали друг друга.


Пушкин начинал как вольтерьянец, как атеист, и страдал от этого душою. В своем романе он не пишет о заранее известных истинах, не утомляет этим читателя, он размышляет.


Пушкин порой сам очень похож на Онегина. В Ленском он с доброй иронией отражает собственное юношеское прекраснодушие. Татьяну он любит. Называет любимой героиней неоднократно. К какому выводу приведут поэта его герои? Приступая к чтению, мы этого не знаем, как не знает этого сам Пушкин, который, по его словам, «даль свободного романа сквозь магический кристалл ещё неясно различал». Роман — гениальная импровизация. Однажды его вполне обоснованно сравнили с джазом.


Онегин — человек, попавший в систему ложных ценностей, моды на скептическое, лёгкое отношение к жизни. Он — потребитель. Рифмы: «брегет - обед»; «котлет – балет- туалет» - рисуют замкнутый, механический круг его жизни. Отношения с женщинами - это круг удовольствий. Он их потребляет так же, как шампанское, паштет или балет. С его появлением всё умирает:


Всё хлопает. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам;

.......................

И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел».


Во времена Онегина принято было ничем не восхищаться, над всем посмеиваться — так же, как и сегодня, к слову сказать. Начало девятнадцатого и начало двадцать первого века в этом удивительно похожи.


У Онегина были романы с замужними женщинами не потому, что он был отъявленный злодей среди ангелов, нет, так было принято в высшем свете. Так и сегодня «принято» грешить, бравируя грехом. В примерах можно захлебнуться.


Почему же мы говорим, что Онегин — хороший человек? Потому что от этой жизни его одолела хандра. Тошно ему от мельтешения на балах, в театрах и ресторанах. Он слишком глубок для « таких ценностей». У него другие корни, у него другой менталитет. Один из переводчиков «Евгения Онегина» на английский язык «русская хандра» перевёл как «русская душа». Этот же менталитет и у украинцев, и у белорусов — у всех народов Руси, воспитанных Православием.


Проснётся за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.


«А зачем?» — звучит вопрос в сердце русского человека.


Именно за эту хандру полюбил своего героя Пушкин. Ирония поэта по отношению к Онегину в первой главе - это во многом ирония по отношению к самому себе. Первая глава - это портрет скорее поколения, чем индивидуальности. Индивидуальная черта героя - «резкий охлаждённый ум», она проявляется разве что в том, как беспощадно честно смотрит он на самого себя, отправляясь к дяде ради наследства. Но, опять же, в его время не стыдно быть циничным. В этом даже есть демонстрация некоего мнимого превосходства. Как, добавим, и в наши дни, когда всё смешно и ничего не свято.


Во второй главе Онегин так же скучает в деревне, как он скучал в Петербурге: «Равно зевал средь модных и старинных зал». Он скучает, но уважительно, с симпатией относится к Ленскому, полному романтических клише, мечтаний и восторгов. И тут Онегин оказывается даже добрее, чем Пушкин. Отношение Пушкина к милому мальчику Ленскому тёплое и сердечное. А вот его ценности, его стихи подвергнуты беспощадной иронии. «Он сердцем милый был невежда», - это более мягко во второй главе, а в четвёртой о Ленском: «Покоится в сердечной неге, как пьяный путник на ночлеге». Нет, Ленский не тот, кто может быть альтернативой Онегину, его мировосприятию.


Но вот во второй главе вдруг, кажется, неожиданно для самого автора, на страницах романа появляется Татьяна. Если Онегину всё скучно, то Татьяна «любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звёзд исчезает хоровод». И для неё это ничуть не скучно. И она очень удивилась бы, если бы узнала мнение Монтеня: «Кто видел весну, лето, осень и зиму, может умереть, потому что ничего нового уже не увидит». Для неё нов каждый день. Вокруг Татьяны всё таинственное мироздание, и эта тайна прекрасна.


Письмо Татьяны, по словам одного из литературоведов, «прожигает страницу». Оно именно о любви. Это не кокетство, не приглашение к удовольствиям флирта. Это вся жизнь, «прожигающая страницу».


Любовь для Татьяны - это путь к браку. Она удивляется, что няня не знала любви, ведь она была замужем. «А как же ты венчалась, няня?» — спрашивает она, девочка, выросшая на сентиментальных романах.


Любящая Татьяна не только видит Онегина, если можно так сказать, лучшим и благороднейшим его вариантом. Она соединяет с ним лучшее в себе:


Ты говорил со мной в тиши,

Когда я бедным помогала

Или молитвой услаждала

Тоску волнуемой души?


И это не профанация молитвы. Женщина ощущает, что Божий замысел о ней - семья. Семья - главное служение её жизни. Во всяком случае, так мыслит и чувствует не тронутая ни вольтерьянством восемнадцатого века, ни эмансипацией двадцатого века «русская душою» Татьяна.


А Онегин? Для него брак — скука. Он не живёт категорией «служения». Он живёт категорией потребления: «Привыкнув — разлюблю тот час». Тут ещё сказывается его большой опыт отношений со многими женщинами: он истаскался, разменялся на многих. И когда перед ним стоит сама любовь, Татьяна, он произносит проповедь-исповедь, утверждая, что любви, той, которой полюбила его Татьяна, нет.


И Татьяна убита. Убита даже не тем, что ей отказано во взаимности, а тем, что любви нет. Она это вряд ли поняла умом, но почувствовала. По мнению Онегина, есть физиология, потребность психики, как во всей природе. Онегин сравнил Татьяну с деревом:


Сменит не раз младая дева

Мечтами лёгкие мечты;

Так деревцо свои листы

Меняет с каждою весною.


Встреча Татьяны с Онегиным — встреча живого человека с садовой статуей. Онегин закован в непроницаемую броню эгоизма.


Онегин никогда и ни в чём не чувствует себя виноватым. Он согласился ехать на именины Татьяны. Приехал и разозлился, что попал в толпу не нужных ему гостей. Кто виноват? Ленский, конечно. Надо ему отомстить. И он мстит. Мстит мелко, убого, жестоко, ухаживая за Ольгой, чтобы «Ленского взбесить», что ему, к сожалению, удалось.


Там же, на именинах, он совершает ещё один поступок, который ни в коем случае нельзя было совершать. Когда он подошёл к Татьяне, «взор его был чудно нежен». Он подаёт Татьяне ложные надежды. Играть чужими чувствами недостойно. Но Онегин живёт своими сиюминутными желаниями.


Убийство Ленского - абсурд эгоизма. Онегин этого совершенно искренне не хотел, но на вызов рассердился и принял его, утром хотел спать, проспал и не успел задуматься, что делает. Жизнь опять подобна механизму, только в тот же ряд рифм: «обед» - «балет» - «туалет» теперь попадает «пистолет». Онегин — щепка, несомая потоком её собственных мелких хотений и нехотений, рефлексов, как у зверя. «Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь».


Это та жизненная позиция, о которой напишет потом Достоевский в «Человеке из подполья»: «Миру быть или мне чаю не пить? Пусть мир провалится, но чтобы я чай пил».


После дуэли Онегин уезжает, а Татьяна знакомится с ним, разглядывая его комнату, читая его книги. Татьяна смотрит на портрет Байрона в его кабинете, на фигурку Наполеона - всё это вместо икон, читает и начинает понимать систему ценностей Онегина, понимает, что Онегин и она — люди разных миров. Она воспитывалась в традициях русской старины, на романах, в которых «всегда наказан был порок, добру ж достойный был венок». А мир Онегина не вызывает у неё уважения:


Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?


Она так подумала, и именно поэтому стала равнодушна к хлопотам матери, которая везёт её в Москву, чтобы выдать замуж. Ей всё равно, она слишком глубоко ранена тем, что Онегин, которого она продолжает любить, - недостойный и чужой человек.


А теперь нам предстоит раз и навсегда покончить с мифом, порождённым оперным либретто «Онегина». Генерал, за которого вышла замуж Татьяна, вовсе не старик. Он заслужил свой высокий чин в недавней войне с Наполеоном. Он «родня и друг» Онегина. И если старше его, то не намного: «с Онегиным он вспоминает проказы, шутки прежних лет». Об этом стоит напомнить тем, кому уж очень хочется невзлюбить генерала, хотя дело вовсе не связано с тем, плох он или хорош.


Онегин влюбляется в Татьяну - светскую даму, законодательницу зал, а Пушкин раскрывает нам секрет её очарования:


Она была не тороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Всё тихо, просто было в ней.


Онегин влюблён не на шутку, а Татьяна не отвечает: «в её лице лишь гнева след».


И Онегин пишет ей письмо. Письмо это — полная противоположность письму Татьяны. Письмо Татьяны всё о нём — письмо Онегина всё о себе. Татьяна видит всё лучшее в Онегине, Онегин подозревает в ней всё худшее: «Какому злобному веселью, быть может, повод подаю». Татьяна ждала, что их отношения закончатся, как в её романах, свадьбой. Онегин самими своими признаниями толкает её на измену мужу.


Испытывая страшную досаду, что навредил самому себе, он по-прежнему не склонен серьёзно обвинить себя: «Несчастной жертвой Ленский пал...» Это как «пал»? Сам поскользнулся, что ли? «Ото всего, что сердцу мило, тогда я сердце оторвал, чужой для всех...» То есть главный страдалец и центр мирозданья по-прежнему он сам.


Но как хандра свидетельствует, что в нём кроме ложной системы ценностей есть здоровая душа, так и в письме есть дивное выражение подлинной любви:


Я знаю, жребий мой измерен.

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днём увижусь я.


А ещё мне хочется высказать предположение, что первый удар эгоизму Онегина уже всё - таки нанесён. Удар этот — смерть Ленского, которая Онегина ещё не преобразила, но уже не отпускает. Когда, запершись на всю зиму дома, он страдает от любви, его мысленному взору предстаёт не только Татьяна. «И видит он: на талом снеге, как будто путник на ночлеге, недвижим юноша лежит, и слышит возглас: „Что ж, убит“».


Права ли Татьяна, упрекая Онегина в том, что его любовь стоит на тщеславии: девочкой в деревне пренебрёг, а в знатную даму влюбился? Права. Но, может быть, его эгоизм будет окончательно побеждён ответом Татьяны: «Я другому отдана, и буду век ему верна».


Оказывается, есть долг, есть верность, есть жизнь по совести, а не только по прихотям. Есть любовь, а не любови, сменяющиеся, как листва на дереве.


Пушкин оставляет Онегина размышлять и выбирать.


Может быть, именно тем, что не пустилась с ним во все тяжкие, Татьяна спасает Онегина? Во всяком случае, в проблемном романе победила Татьяна. Как писала Анна Андреевна Ахматова: «Чем кончился „Онегин“? Тем, что Пушкин женился». Если есть любовь, верность, долг, если человек обязан нести свой крест, а не порхать по жизни - можно жениться.


Но проблема, поднятая в «Онегине», не частная - это проблема человека и человечества, проблема России, а точнее, двух Россий: той, что переняла всё то, что хлынуло с Запада, и той, которая убереглась и хранит идеалы даже не России, а Руси православной.


Размах романа шире частной жизни, и не случайно, поведав в седьмой главе всего лишь о приезде в Москву провинциальной девушки, Пушкин называет свою музу эпической: «О, ты, эпическая муза!»


Онегин живёт чужой жизнью, не русской, не своей. Западная культура стоит на интересах своего «я», на индивидуализме. Это не выражение враждебности, а констатация факта, определение ментальности. Русскому же человеку важен не сиюминутный интерес, а идеал. У них - польза, удовольствие, интерес; у нас - идеал. От того у нас плохи дороги, туалеты и многое другое. На Западе главное как человек живёт: преуспел - не преуспел, счастлив - не счастлив. У нас главное, как он себя ведёт: по совести - не по совести, по правде - не по правде.


Когда недавно умершему нашему современнику русскому писателю Александру Исаевичу Солженицыну предлагали радоваться наступившей постсоветской свободе, он печалился: «Свободы много - правды нет».


Русский человек, живущий не ради правды, а ради своих хотений, - это ужас что, злодей, преступник. В отличие от европейца, у него не получается чистенькая жизнь. «Русский человек без Бога - дрянь», - писал Ф. Достоевский. С большой высоты тяжело падать.


Русь, в отличие от западного мира, сознаёт свою греховность. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», - писал Пушкин. Говорящий так человек ощущает, что мы живём в повреждённом грехом мире, в котором главное -нести свой крест, жить, делая не себе лучше, а себя лучше.


Онегин, наделённый высоким предназначением, - беглый, беглый от своего креста, от лучшего в себе. Он искал «вольность и покой» и не нашёл. А «Татьяна перед ним одна сидит, спокойна и вольна».


Почему? Потому что она живёт по совести.»


Роман «Евгений Онегин»- удивительно глубокое произведение. Порой, кажется, что целой жизни не хватит, чтобы хоть немного приблизиться к авторскому замыслу. Вспоминаются слова В.Г. Белинского: « Пусть идет время и приводит с собою новые потребности новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет "Онегина": как бы далеко оно ни ушло, оно всегда будет любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор" [12]


А так ли оно в действительности? Не ошибся ли Белинский в своих прогнозах? Как современный читатель относится к русской литературе и к роману «Евгений Онегин», в частности? Нас заинтересовали эти вопросы и мы решили провести социологическое исследование, которое предлагаем вашему вниманию.


Отношение к роману «Евгений Онегин» в ХХI веке.

Нами был проведен социологический опрос среди жителей города Иванова.

Были опрошены люди разных возрастных категорий и социального статуса.

Всем задавались одни и те же вопросы. Такие как:

- Читаете ли вы книги?

- Считаете ли вы, что нужно читать русскую литературу?

- Читали ли вы «Евгения Онегина» полностью или только отдельные главы?

- В чём видите актуальность «Евгения Онегина»?

- Считаете ли Вы, что такой человек, как Евгений Онегин, может находиться среди нас?

Какие же можно сделать выводы по результатам социологического исследования?




Большая часть группы №1 (возрастная категория от 14 до 20 лет) считает, что роман «Евгений Онегин» не актуален, и изучать в школе его не обязательно, его можно дать для изучения на выбор. Если у кого-то из учащихся возникнет желание, то он может его прочитать дополнительно. Участниками этой группы были приведены следующие аргументы:

  1. В «Евгении Онегине» были показаны проблемы того века, в котором он и создавался, к нашему времени он не имеет никакого отношения. Этот роман устарел и не имеет никакой актуальной ценности. (Кирпичев Михаил - студент 1 курса Колледжа искусств)

  2. Этот роман не отличается практически ничем от всех остальных.

( Туманов Дмитрий - журналист )

  1. Я чуть не уснул, когда читал. Нудный, скучный и однообразный. (аноним)


Но были люди из 1- ой группы, которые ответили совсем по - другому, например:

  1. Роман «Евгений Онегин» помог мне разобраться в своём внутреннем мире, подсказал, как и в каких ситуациях нужно вести себя, и я думаю, что это произведение обязан прочитать каждый уважающий себя человек. (Орешников Иван - студент 1 курса Энергоуниверситета )

  2. Роман интересен, написан легко и свежо, мне было приятно его читать, и я считаю, что после прочтения, многие слова из этого произведения войдут в ваш активный словарный запас (Попова Анастасия - юрист, работает мастером педикюра)

3.Всю русскую литературу нужно читать и перечитывать, ведь если бы не Пушкин, Достоевский, Тургенев, Толстой, Некрасов, то кого бы мы проходили? Дарью Донцову ? Пауло Коэльо? Или, может, вообще стоит забыть о серьезных книгах, которые заставляют думать, чувствовать, воображать. Нет, друзья мои, если мы не будем обращаться к своему духовному наследию, вряд ли можно будет порадоваться за наше поколение. (Анастасия Ленская – ученица 9 класса школы «Исток»).


Вся группа№ 2 ( от 21 до 70) единодушно согласилась с тем, что роман читать нужно обязательно, что лучше читать книги не зарубежных, а именно русских классиков, некоторые даже говорили, что если бы не книги, то ходили бы они сейчас и ни ««бе», ни «ме» сказать не смогли бы.


Итак, проведенный опрос показал, что мнения разделились: люди постарше(2-ая группа) считают, что роман нужно изучать в школе, что он интересен и актуален, другие (1-ая группа) уверены, что это произведение устарело, нет никаких точек соприкосновения с современной действительностью. Радует одно, несмотря на совершенно противоположные точки зрения, роман «Евгений Онегин» знают все. (хотя бы частично) Но в этом, конечно, большая заслуга школьного образования.


Хотелось бы поделиться своим мнением.



Я считаю, что для каждой серьезной книги нужно «созреть». Наступает момент, когда возникает потребность в прочтении или в перечитывании книги в очередной раз. У каждого человека все индивидуально. С возрастом человек меняется, происходит переоценка ценностей. И то, что когда – то не взволновало, ( по причине того, что было прочитано или для галочки, или не в том возрасте) спустя время может глубоко тронуть, когда читать будешь более осмысленно. Не зря есть пословица: «Век живи - век учись». В нашем случае можно сказать: «Век живи - век читай». Ведь если бы не книги, мы бы ходили как зомби с нашими телефонами. Только книги помогают в наше время воспитать и сохранить в себе добрые, вечные ценности.




3.Художественные особенности произведения.


Художественный метод. Реализм.


Роман в стихах «Евгений Онегин» — реалистическое произведение. Реализм — художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Утверждая значение литературы как средства познания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к глубинному познанию жизни, к широкому охвату действительности. В более узком смысле термин «реализм» обозначает на правление, с наибольшей последовательностью воплотившее принципы жизненно правдивого отражения действительности. [6 с.17]

Мы выделяем следующие художественные особенности романа:


1.Нетрадиционное вступление.

Роман начинается с размышлений неизвестного читателю героя об умирающем дяде, хотя по традиции должен был начинаться с пространного вступления. Нет описания обстановки действия, представления действующих лиц и формального начала (оно лишь в конце 7-й главы)

2. Нетрадиционная развязка.

Традиционны были два варианта развязки: печальный (гибель героя) и счастливый (женитьба героев). Мы расстаемся с Онегиным и не знаем, что будет с ним дальше (автор предлагает «додумать» конец читателю). Современники Пушкина говорили, что роман можно как продолжать до бесконечности, так и закончить на любой главе, т.е. перед нами реальная действительность.

3.Герои романа – обыкновенные люди.


Меняются не только обстоятельства в жизни героев – меняются их характеры, образ мыслей. Герои не вписываются в схему, они подвластны времени и обстоятельствам, как обыкновенные люди. Изображают типичных героев в типичных обстоятельствах.


4.Реалистические приемы для раскрытия образов.

Автор использовал собственную речь героев, их размышление описание быта, условий воспитания, круга интересов; прямые авторские характеристики; оценку «со стороны» (деревенских соседей, например); авторскую иронию.

5.Переплетение лирического и эпического начал.

Автор свободно прерывает сюжетную линию и показывает жизнь светского общества, картины русской природы, размышляет о жизни. Лирические отступления делают роман свободным путешествием по жизни – «энциклопедией русской жизни начала 19-го в.». (7 с.50 )

Род и жанр. Сюжет и композиция.

«Евгений Онегин» лиро-эпическое произведение, в котором лирическое и эпическое переплетаются и взаимодействуют между собой на протяжении всего действия романа, при этом оба начала остаются равноправными. Сам автор подчёркивал необычность жанра: роман в стихах (известная фраза из его письма П. Вяземскому: «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах - дьявольская разница!»).

Поэтический характер проявляется в последовательном отражении авторского «я», в преломлении действительности (в том числе и образов героев) через восприятие повествователя, очень близкого к автору. Отсюда - активность так называемых лирических отступлений в романе.

Роман предполагает повествование с достаточно слож­ным пересечением сюжетных и оценочных аспектов, взаи­модействие в структуре повествования центральных и второстепенных персонажей с планом повествователя.

Особенности композиционного строя «Евгения Онегина» тоже отражают повествовательное и поэтическое начала. Роман состоит из восьми глав, примечаний автора, «Отрыв­ков из Путешествия Онегина», а также посвящения, пред­варяющего весь текст. Каждой главе и тексту в целом пред­послан эпиграф, который, с одной стороны, задаёт основной тон всей главы, с другой - отражает в себе ключевое для каждой части романа явление или событие.

Очевидно, что композиционный строй романа, с одной стороны, обнаруживает определённую чёткость: в каждой главе взаимодействуют три составляющих - эпиграф, раз­вёртывание темы, лирические отступления, концовка; гла­вы объединены посвящением и общим эпиграфом, героями и образом лирического героя-повествователя, очень близ­кого к образу автора. Исследователи отмечают симметрию в композиции «Евгения Онегина»: в нём два письма и два объяснения.

Способом ее выражения является смена героями позиций, занимаемых в романе. Сначала Татьяна и Евгений встречаются, Татьяна влюбляется в него, страдает из-за неразделенной любви, автор сопереживает ей и мысленно сопутствует своей героине. При встрече Онегин читает ей “проповедь”. Затем происходит дуэль между Онегиным и Ленским – событие, которое считается кульминационным, изменившим жизнь всех персонажей. При встрече в Петербурге о Онегин оказывается на месте Татьяны, и все события повторяются в той же последовательности. Эта так называемая кольцевая композиция позволяет нам вернуться в прошлое и создает впечатление от романа как от гармоничного, законченного целого.


В то же время сам Пушкин называл своё произведение «свободным романом», сознательно подчёркивал неожидан­ность его финала. Ю. М. Лотман отмечает такую особенность композиции, как принцип «присоединения всё новых и новых эпизодов - строф и глав», «принцип свободного нара­щивания новых глав и циклизации их вокруг одного и того же героя» (6, с. 82). Однако, как подчёркивает исследо­ватель, «Пушкин существенно изменил сам этот конструк­тивный принцип: вместо героя, который в постоянно ме­няющихся ситуациях реализует одни и те же, ожидаемые от него читателем свойства и интересен именно своим пос­тоянством, Онегин, по сути дела, предстаёт перед нами каж­дый раз другим» (6, с. 83).

В целом, как справедливо отмечает Ю. Н. Чумаков, «структура “Евгения Онегина” выстроена из двух равно­правных поэтических миров, вложенных один в другой: первый из них - история взаимоотношений Онегина и Татьяны, второй - авторская история о том, как это написано» (2, с. 160). Действительность «Евгения Онегина» можно представить как мир героев, «сотворённый и погружённый в мир Автора, благодаря чему они, эти миры, нерасторжимы и несовместимы», - пишет тот же иссле­дователь (2, с. 160).

Важнейшей чертой композиционного строя романа является множественность точек зрения, определяющая смысл всего произведения.

Организующей выступает точка зрения автора. Это определяется:

1) сквозным характером авторских включе­ний на протяжении всего текста; 2) выражением авторской позиции в начале (посвящении) и в конце романа (как в восьмой главе, так и в «Отрывках из Путешествия Онеги­на»;

3) наличием авторских примечаний. Кроме того, с позиции автора развёртывается сквозная композиционная и смысловая линия «автор и роман», и шире - «автор в отно­шении к творчеству», «творчество как одна из важнейших сторон автора».(2,с.162)
Также существенной особенностью композиции является НАЛИЧИЕ ЛИРИЧЕСКИХ ОТСТУПЛЕНИЙ в романе. С их помощью создается образ лирического героя, что делает роман лиро - эпическим. Эти внесюжетные разговоры автора с читателем и его размышления на различные темы довлеют над сюжетом и даже иногда обуславливают его дальнейшее развитие.

С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое отношение к нему:
«Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты.»

Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа
Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором: «я был озлоблен, он угрюм», - и заставляет читателей испытывать к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», -и дамам на балах, но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их.

Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных эмоций:
«Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины»
И тут же Пушкин отмечает:
«Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душою
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.»

Так же, Пушкин рассказывает в лирических отступлениях о замысле романа:

«Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне-
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал».

Таким образом, очень часто мы имеем дело не столько с сюжетом, сколько с его обыгрыванием. Роман повествует и о судьбах героев, и о создании романа, его написании, что становится одной из важнейших тем, затрагиваемых в произведении. Также лирические отступления делают возможным использование в романе инверсии. Автору важно было изобразить среду, расширить композицию и сделать эпические обстоятельства предметом изображения. 

Становится ясно, что в построении композиции романа “Евгений Онегин” наблюдаются ДВЕ ТЕНДЕНЦИИ: необычная свобода повествования, пестрый характер, непринужденность развития сюжета и нечто удивительно гармоничное, делающее роман цельным и законченным. Эти две тенденции обусловлены тем, что Пушкин стремился максимально приблизить роман к действительности и в то же время установить дистанцию с литературными канонами, то есть, в целом, сделать свое произведение самой жизнью, оригинальной и неповторимой".



  • «ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА».



Следующая особенность романа состоит в том, что «Евгений Онегин» написан строфами. Это значит, что стихи в нем идут не сплошным, непрерывным потоком, с остановками только в зависимости от смысла и от синтаксиса, а объединяются в небольшие, отделенные друг от друга группы с одинаковым количеством строк (стихов) и одинаковым чередованием рифм. Пушкин пользовался в своих произведениях ( в лирических стиха, иногда в поэмах ) строфами разного типа, уже известными в практике европейских поэтов. Но для «Евгения Онегина» он изобрел особую строф, которую так и называют – «Онегинской строфой».



«Онегинская строфа» состоит из четырнадцати стихов ( строк) четырехстопного ямба . Эти четырнадцать стихов делятся на четыре группы : три четверостишия и одно двустишие (заключительное).



В четверостишии, если оно написано (как это обычно бывает ) с двумя парами рифм, стихи могут рифмовать трояким способом : 1) перекрестные рифмы, когда первый стих рифмует с третьи, а второй с четвертым (условное обозначение – (абаб) ; 2) смежные рифмы , когда первый стих рифмует со вторым, третий с четвертым (аабб) ; 3) опоясывающие рифмы , когда первый стих рифмует с четвертым , а второй с третьим (абба). Все эти возможности Пушкин использовал в «онегинской строфе : первое четверостишие написано с перекрестными рифмами, второе – со смежными и третье – с опоясывающими; заканчивается строфа парой рифмующихся строк.



«Мой дядя самых честных правил, а

Когда не в шутку занемог, б

Он уважать себя заставил а

И лучше выдумать не мог. б



Здесь – перекрестные рифмы.

Далее смежные рифмы :



Его пример другим наука; в

Но, боже мой, какая скука в

С больным сидеть и день, и ночь, г

Не отходя ни шагу прочь! г



Затем опоясывающие рифмы:



Какое низкое коварство д

Полуживого забавлять, е

Ему подушки поправлять, е

Печально подносить лекарство. д



Заключительное двустишие:



Вздыхать и думать про себя, ж

Когда же черт возьмет тебя?» ж



Таким сложным чередованием стихов написан весь рома, свыше четырехсот строф! Только в письме Татьяны, в письме Онегина да в песне девушек (в конце третий главы) не соблюдается «онегинская строфа».

Пушкин по-разному использует форму своей строфы, по – разному распределяет в ней текст. Иногда деление на фразы внутри строфы соответствую делению на четверостишия и заключительную пару стихов. Иногда, наоборот, фраза легко и незаметно переходит из одного четверостишия в другое, а иной раз даже из одной строфы в другую.

Таково очень эффектное строение конца XXXVIII строфы и начала XXXIX третьей главы, выразительно подчеркивающее быстроту бега, испуг, расстройство чувств Татьяны перед встречей с Онегиным :



XXXVIII

………мигом обежала

Куртины, мостики, лужок,

Аллею к озеру, лесок,

Кусты сирен переломала,

По цветникам летя к ручью,

И, задыхаясь, на скамью



XXXIX

Упала….



Иной раз Пушкин использует заключительное двустишие для выражения мысли, как бы обобщающей все предыдущие, для подытоживающего афоризма. Например:



Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она.



И наши внуки в добрый час

Из мира вытеснят и нас!





Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.



Доныне гордый наш язык

К почтовой прозе не привык.



Легкость, непринужденность, незаметность для читателя стеснительности этой формы и разнообразные способы ее смыслового и поэтического использования показываю, каким великим мастером стиха был Пушкин.











  • Энциклопедия русской жизни.



Так почему же Белинский, назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни? Да потому, что со страниц романа мы многое узнаём об эпохе. В этом мы видим самую главную особенность романа «Евгения Онегина».

Из романа мы узнаем о:

1. о воспитании детей в дворянской семье: «...француз убогой, / Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя, / Не докучал моралью строгой, / Слегка за шалости бранил /Ив Летний сад гулять водил...»



2.о моде в высшем свете: «Острижен по последней моде, / Как dandy лондонский одет...»;

3.об образовании, которого было достаточно, чтоб «свет решил, что он умен и очень мил»: «Мы все учились понемногу / Чему- нибудь и как-нибудь...»



4.о культуре, репертуаре театров, где идут батеты Дидло: «Смыч­ку волшебному послушна, / Толпою нимф окружена, / Стоит Истомина...»



5.о высшем свете Петербурга с «необходимыми глупцами», кле­ветниками, чопорными «батальонными диктаторами». Автор не за­бывает и о «соли светской злости», о «накрахмаленных нахалах» и о нравах общества



6.о патриархальной Москве — «ярмарке невест», о «бессвязном пошлом вздоре» ее гостиных. Вместе с тем мы чувствуем, что автор любит Москву: «Москва... как много в этом звуке / Для сердца русского слилось!»



7.о жизни провинциальных помещиков о крепостной деревне, о патриархальном семействе Лариных

8.о деталях быта описание кабинета Онегина дает представле­ние о том, что «украшало кабинет философа в осьмнадцать лет», а распорядок его дня рассказывает о том, чем жил свет.










































Заключение.


Мы познакомились с одним из произведений Пушкина А.С. На мой взгляд, мы проделали большую работу. Выявили следующие особенности романа «Евгений Онегин»:

1)роман в стихах, написанный «онегинской строфой»

2) лиро-эпическое произведение: лирические отступления (авторские размышления) и эпическое начало (энциклопедия русской жизни) ; 3)симметричная композиция;

4)роман актуален по сей день;


Роман «Евгений Онегин» - уникальное произведение русской литературы. К Пушкину А.С. применимы следующие слова, сказанные Салтыковым-Щедрины: «Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности».

Роман «Евгений Онегин» до сих пор остается актуальным.

Это произведение может нравиться, а может-нет, но оно никого не оставит равнодушным. Я надеюсь, что «Евгений Онегин» «заденет» еще не одно поколение читателей и будет положительно влиять на человека, прочитавшего этот роман . На мой взгляд, это одно из лучших произведений, которые я читала за свои 16 лет, роман написан легко, свежо. Думаю, что каждый возьмет из него что-то своё. Главное, что это произведение, несмотря ни на что, продолжает будоражить мысли людей.

Эта работа дала мне понять, что значат книги, насколько наше общество должно интересоваться литературой , нам необходимо знать таких русских классиков как : Пушкин А.С. , Достоевский Ф.М. , Толстой Л.Н. , Грибоедов А.С. и других .

У таких книг не должно быть срока годности, книги вечны. Знание характеров героев, их поступков, поможет в будущем самим сделать выбор в жизни.












Список литературы:



  1. В.В.Кунина – «Светлое имя Пушкин»


  1. В.Г. Белинский – «Евгений Онегин» А.С. Пушкин


  1. Пушкин А. С. Стихотворения; Евгений Онегин: Роман в стихах.- М.:Дет. лит., 1979


  1. Ю.М. Лотман – Пушкин: Очерк творчества.-1995


  1. Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч.  Коровина В.Я


  1. «Детская литература» 1979 – Стихотворения ; Евгений Онегин ( «Онегинская строфа» )



  1. В.А. Крутецкая- Русская литература в таблицах и схемах


  1. Т.С.Петрова О.В. 2011 –Анализ художественного текста и творческие работы в школе


Интернет ресурсы :


8 http://pushkin-omsk.narod.ru/ss/ss5.html - Белинский о Пушкине


9 http://macho38.narod.ru/otziv_1.html - Белинский о романе Евгений Онегин


10.http://www.detskiysad.ru/raznlit/kritika19.html - Писарев


11.http://www.detskiysad.ru/raznlit/kritika17.html - Чернышевский.


12.http://www.licey.net/lit/crit19/onegin2itog - В.Г. Белинский. СОЧИНЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА. Статья девятая. "Евгений Онегин" (окончание)



13.http://www.liveinternet.ru/users/amymone/post260522638/ - Литература. Учебник-хрестоматия 9 класс.


14. http://epigrafy.ru/37-pishu-ne-roman-a-roman-v-stihah-dyavolskaya-raznica-kak-vy-ponimaete-eto-vyskazyvanie-a-s-pushkina-o-romane.html - Эпиграфы.ру

15. http://soborno.ru/viewtopic.php?f=22&t=1793 – Н.И. Гончаренко – Новый взгляд на роман «Евгений Онегин».




Приложение :


Представьтесь :

1.Лотохин Артем Валерьевич ( программист , 19 лет) ( относится к роману положительно) , (проходить в школе нужно)

2. Ленская Мария Александровна ( психолог, 39 лет) (относится положительно, проходить в школе нужно)

3. Кулаков Дмитрий ( студент 1 курса, в Ивановском Государственном Университете 17 лет) ( относится отрицательно, считает ,что читать не обязательно)

4. Лазарева Анастасия( ученица 11-го класса , 17 лет) (относится никак, считает что в школе читать не надо)

5. Садовский Михаил ( учится на 4 курсе колледж искусств ,19 лет) ( относится положительно , считает ,что проходить в школе нужно)

6.Кирпичев Михаил ( студент 1 курса колледж искусств , 18 лет) ( относится негативно , считает ,что читать не надо)

7.Фетисова Кристина ( учится на режиссёра , 17 лет) (относится отрицательно ,считает ,что читать в школе надо любую литературу для общего развития)

8. Кузнецов Дмитрий Александрович (директор своей фирмы, 42 года) ( относится положительно , читать надо)

9. Разгуляев Роман ( студент 1 курса , 18 лет) (относится положительно , считает ,что роман читать надо)

10. Трифонова Ксюша ( ученица 9-го класса , 15 лет) ( относится никак , читать не надо)

11. Ленский Антон Дмитриевич ( делает рекламу на стенды , 41 год) (относится положительно , читать надо)

12. Корнилов Егор ( разнорабочий , 18 лет) ( относится негативно , читать не надо)

13. Кушнерова Татьяна (домохозяйка, 33 года) ( относится никак , читать не надо)

14. Попова Анастасия ( мастер по маникюру , 21 год) ( относится положительно , читать надо)

15. Филиппова Полина ( ученица 9-го класса, 16 лет) ( относится положительно , читать надо)

16. Орешников Иван ( 18 лет , студент энерго университета) ( относится положительно , читать надо)

17.Кузнецова Татьяна Николаевна (врач, 65 лет) ( относится никак , читать надо)

18. Ленская Анастасия ( ученица 9-го класса, 16 лет) (относиться положительно, читать надо)

19. Туманов Дмитрий ( журналист , 20 лет) ( относится негативно , читать не надо)



34


Просмотр содержимого презентации
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Особенности романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.  Презентация Ленской Анастасии ученицы 9 класса  ЧОУ СОШ «Исток»

Особенности романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

Презентация Ленской Анастасии

ученицы 9 класса

ЧОУ СОШ «Исток»

Мы выделяем следующие особенности в романе:

Мы выделяем следующие особенности в романе:

  • 1. Роман в стихах.
  • 2. Онегинская строфа.
  • 3. Энциклопедия русской жизни.
  • 4. Зеркальность композиции.
  • 5. Актуальность романа.
Роман в стихах. «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах , дьявольская разница..» (Из письма Вяземскому.)

Роман в стихах.

  • «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах , дьявольская разница..» (Из письма Вяземскому.)

"Роман в стихах" - не просто поэма, какою до сих пор ее знали, а некий особый вид ее, и даже некий новый род эпической поэзии: поэт имеет право настаивать на своем изобретении.

Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах , хотя в первых главах еще заметно влияние романтизма.

Онегинская строфа. Огромную роль здесь сыграла найденная Пушкиным «душа», первоэлемент органического и живого мира этого романа – «Онегинская строфа» В основу строфы был положен  сонет(твердая поэтическая форма)— 14-строчное стихотворение с определённой рифмованной схемой. 1 .«Онегинская строфа» позволяет передать разнообразные интонации , то есть свободно менять тон повествования. 2. «Онегинской строфой» написан весь роман за исключением писем Татьяны и Онегина и песен девушек. 3. Каждая строфа – законченное по смыслу и форме маленькое произведение. Так определилась «Онегинская строфа» ,изобретенная Пушкиным для его любимого ,по его словам , произведения.

Онегинская строфа.

  • Огромную роль здесь сыграла найденная Пушкиным «душа», первоэлемент органического и живого мира этого романа – «Онегинская строфа»
  • В основу строфы был положен  сонет(твердая поэтическая форма)— 14-строчное стихотворение с определённой рифмованной схемой.

1 .«Онегинская строфа» позволяет передать разнообразные интонации , то есть свободно менять тон повествования.

2. «Онегинской строфой» написан весь роман за исключением писем Татьяны и Онегина и песен девушек.

3. Каждая строфа – законченное по смыслу и форме маленькое произведение.

Так определилась «Онегинская строфа» ,изобретенная Пушкиным для его любимого ,по его словам , произведения.

Энциклопедия русской жизни Белинский назвал роман в стихах «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. Действительно , в романе изображены конкретные характеры русских людей и общественная жизнь. Из романа А.С. Пушкина « Евгений Онегин» мы можем узнать о :

Энциклопедия русской жизни

Белинский назвал роман в стихах «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. Действительно , в романе изображены конкретные характеры русских людей и общественная жизнь. Из романа А.С. Пушкина « Евгений Онегин» мы можем узнать о :

  • 1. Воспитании детей в то время
  • 2. О деталях быта
  • 3. О высшем свете Петербурга
  • 4. Об образовании
  • 5. О моде в высшем свете и т.д.
Зеркальность композиции

Зеркальность композиции

  • Композиционно роман можно разделить на 2 части, одна часть зеркально отражается в другой.
  • I часть - Татьяна пишет Онегину письмо, признаваясь ему в любви, и получает суровую отповедь.
  • II часть - Онегин пишет письмо Татьяне, признаваясь ей в любви, но в ответ слышит своего рода отповедь («Я вас люблю, к чему лукавить? // Но я другому отдана; я буду век ему верна»). 
Актуальность романа.

Актуальность романа.

  • «Евгений Онегин» это проблемный роман.
  • Социальный опрос жителей нашего города о значимости этого романа в стихах в наши дни .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Особенности романа "Евгений Онегин"

Автор: Алексеева Лидия Николаевна

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150352

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Четыре времени года в романе А. С. Пушкина " Евгений Онегин" "
    ["seo_title"] => string(68) "chietyrie-vriemieni-ghoda-v-romanie-a-s-pushkina-ievghienii-onieghin"
    ["file_id"] => string(6) "132785"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416408589"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». СЮЖЕТ."
    ["seo_title"] => string(50) "sistiema_obrazov_romana_ievgienii_oniegin_siuzhiet"
    ["file_id"] => string(6) "371260"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482147483"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Роман в стихах «Евгений Онегин».  Образ Онегина."
    ["seo_title"] => string(46) "romanvstikhakhievghieniionieghinobrazonieghina"
    ["file_id"] => string(6) "275159"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452525217"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. "
    ["seo_title"] => string(57) "roman-a-s-pushkina-ievghienii-onieghin-istoriia-sozdaniia"
    ["file_id"] => string(6) "128306"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415467908"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "«А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»"
    ["seo_title"] => string(43) "a_s_pushkin_roman_v_stikhakh_evgenii_onegin"
    ["file_id"] => string(6) "594975"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1639631809"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства