Просмотр содержимого документа
««А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»»
Класс: 9
Тема урока:«А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин».Общая характеристика романа.Творческая история. Своеобразие жанра. «Онегинская» строфа.
Место урока в системе уроков по теме : 1-ый урок
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с историей создания и особенностями романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Задачи:
1. Образовательная. Определить значение романа в русской литературе и в творчестве самого А.С.Пушкина; выяснить творческую историю романа; понять жанровое и композиционное своеобразие романа;
2.Развивающая. Развивать умение логически мыслить и самостоятельно делать выводы.
3.Воспитывающая. Воспитывать чувство гордости за русскую литературу.
Планируемые результаты
Предметные :
-знать теоретический материал;
- Уметь воспринимать и анализировать поставленную задачу.
Метапредметные УУД:
Личностные:
- участвуя в творческом созидательном процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества;
Регулятивные:
-принимает и сохраняет учебную задачу;
Познавательные:
- понимает информацию, представленную в изобразительной, схематической и модельной форме.
Коммуникативные:
- вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману; мультимедийная установка.
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивация. Приём «Пушинка». Неожиданно взлетает пушинка.Учитель: ОЙ,посмотрите :пушинка, какая лёгкость. А что может быть лёгким?(Ответы учащихся)подвести к ответу-музыка, классическая музыка.
Разговор о классической музыке и классической литературе.Звучит полонез из оперы «Евгений Онегин»(видеоролик-танец полонез). Полонезом открывался бал в 19 веке. Настрой на работу.
Слово учителя- Мы закончили с вами изучение жизненного и творческого пути А.С.Пушкина. А сегодня нас ждет не мене увлекательное занятие – мы начинаем изучение, может быть, самого известного в русской литературе, но и самого неоднозначного романа – романа «Евгений Онегин». В.Г.Белинский писал, что «Евгений Онегин» есть самое задушевное произведение А.С.Пушкина, самое любимое дитя его фантазии.
I.Работа с эпиграфом :
« Исчерпать онегинский текст невозможно»-, утверждал Ю.Лотман в своем комментарии к роману Пушкина. Мы же попытаемся хотя бы немного приблизиться к этому произведению.
Другой комментатор романа Н.Долинина в своей книге «Прочитаем Онегина вместе» пишет: «Все возложено в эту книгу: ум, сердце,молодость,мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна- вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю эти страницы».
И мы прочитаем «Онегина» вместе- дома, в классе, и все-таки каждый отдельно, у каждого будет свой «Онегин». Желаю всем открытий, откровений и просто увлекательного чтения.
Давайте сформулируем тему урока.и поставим цели.
II.Беседа с учащимися
1. Определение литературного направления.
Реализм - литературное направление, стремящееся широко, многосторонне, правдиво отражать реальную жизнь. Изображение типических характеров в типических обстоятельствах.
« Евгений Онегин» - первый русский реалистический социально-психологический роман. Начиная работу над романом в период Южной ссылки, когда в творчестве поэта господствует романтизм, Пушкин вскоре убеждается в том, что особенности романтического метода не дают возможности решить поставленную задачу. Пушкин хотел показать в своем романе молодого человека, типичного для своего времени, на широком фоне картины современной ему жизни, раскрыть истоки создаваемых характеров. Поэтому в ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался нелегко, так как в те годы ни в России, ни в Европе реализм еще не сформировался как направление. Создав «Евгения Онегина», поэт дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.
- Удивил ли вас жанр « Евгения Онегина»?
Роман (франц. roman), литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания.
- Почему « Евгений Онегин» можно назвать романом? Какие художественные особенности романа как реалистического произведения мы можем определить в этом произведении? Ответы учащихся .
2.Определение жанра.
Слово учителя: Из письма А. С. Пушкина к П. А.Вяземскому:
« Я теперь пишу не роман, а роман в стихах- дьявольская разница… Пишу с упоением, что уже давно со мною не было…». Давайте откроем роман и посмотрим.
Да, действительно, роман в стихах.
Жанр – роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям.
В чём особенность жанра произведения?Давайте попытаемся разобраться в этом понятии.
Роман в стихах — литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой
- Хорошо, мы разобрались с жанром произведения, а теперь перейдём к истории его создания и творческому замыслу поэта.
1V.Замысел и история создания произведения (сообщение учащегося)
Для того чтобы лучше понять произведение, необходимо ознакомиться с историей его создания.
- Роман «Евгений Онегин» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 года) и кончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 года). Но на этом работа над романом не прекратилась. В 1831 году поэт переделал последнюю, восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне.
Вполне естественно, что в течение семи лет план романа менялся. Последний набросок плана «Евгения Онегина» (26 сентября 1830 года) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать девятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался подробно описать путешествие Онегина. Заключался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных декабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему. Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимали, что по цензурным причинам она не могла появиться в печати. 19 октября 1830 года, в день очередной лицейской годовщины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свидетельствует помета на рукописи «Метели». Но, по-видимому, Пушкин оставил в своем распоряжении какие-то копии десятой главы, потому что отрывки из нее он читал П. А. Вяземскому и А. И. Тургеневу. Кроме того, в бумагах Пушкина были обнаружены текст начальных четверостиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных, и недоработанный черновой текст трех строф (XV, XVI и XVII). Пушкинисты нашли ключ к шифру Пушкина и теперь нам известны в отрывках и с пропусками семнадцать строф десятой главы.
Однако ни «Путешествие Онегина», ни десятая глава в окончательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онегина» Пушкин опубликовал в примечании к роману. Таким образом, «Евгений Онегин» состоит из восьми глав и представляет собой законченное произведение.
Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип человека, подобного герою пушкинского произведения.
В России и в Европе сгущалась предгрозовая атмосфера революционных и национально-освободительных движений и одновременно усиливалась реакция. Пушкин хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина, со всей правдивостью и последовательностью.
В течение семи лет и сам Пушкин не оставался неизменным. Поэт запечатлел в «Евгении Онегине» и собственный духовный рост, и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современника и глазами человека, для которого они стали уже историческими типами. Так, в романе Пушкина объединились история и современность. В «Евгении Онегине» предстала реально движущаяся история русского общества.Думая о форме плана, Пушкин в начале работы над романом не знал, какие поправки внесет жизнь в ход повествования:
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал. (8, L)
Вопросы классу задаёт ученик :Когда и где писал его Пушкин? О чем он думал, что его волновало? Какие люди и события связаны с этим произведением?
V.Работа с эпиграфом романа
- Замечательно, а теперь перед тем как начать анализ текста романа, поработаем с эпиграфом:
«Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может мнимого»
Почему на ваш взгляд, автор выбрал именно эти строки в качестве эпиграфа ?
( В нём определялось, что болезнь века - равнодушие- распространилось и на отношение героя к самому себе. Причиною болезни называлось качество, которое сродни самоутверждению, хотя оно в этих нескольких фразах повышалось в ранге: тщеславие- гордость- чувство превосходства. Загадка эпиграфа состоит в том, что причина болезни мнимая, но сама болезнь реальная)
VI.Беседа по посвящению .Чтение посвящения.
Вопрос: Как отзывается Пушкин о своём романе в посвящении? (« собрание пёстрых глав» «Посвящение» – это своеобразный ключ к поэтическому миру романа, его прочтению).
V11. «Онегинская» строфа. (Практическая работа)
Казалось бы, какое однообразие ритма, интонации. Но в действительности поразительно многообразно, непохоже звучат строки романа. Вот загадка пушкинских стихов! Как построены главы? Они написаны строфами. Легко ли создать столь пространную (14 строк!) строфу, получившую имя «онегинской»? Пока ни один поэт не смог ее повторить. В чем ее тайна? Почему она придает такую живость и гибкость, динамику и выразительность стихотворному повествованию, и пушкинский 4-стопный ямб звучит столь многообразно?
Определим рифмы, присущие данной строфе.
Ученики самостоятельно в паре анализируют одну строфу(на выбор), определяют стихотворный размер.
Вывод:для романа « Евгений Онегин» А. С. Пушкин использовал 14-стишие. Строфа остается неизменной на протяжении всего романа и состоит из трех четверостиший с перекрестной, парной и кольцевой рифмовкой и завершающего двустишия.
«Онегинская» строфа – гибкая форма. Она позволяет передавать разнообразные интонации: эпические, повествовательные, разговорные.
Построение строфы: анализ 1-ой строфы (совместный анализ).
Вывод: Первое четверостишие, как правило, задает тему строфы, в двух последующих происходит развитие темы, в двустишии заключено разрешение темы.
Самостоятельная работа по группам ( глава 1строфа 21 ;глава 7,строфа 30)
Содержание: какие темы раскрывает Пушкин в своём романе?(Проверка домашнего задания)
(ответы учащихся, выразительное чтение)
В каком издании мы можем найти нужный нам материал по данным темам? (В энциклопедии)
Основные вопросы:
Что дало основание В. Г. Белинскому назвать роман А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни»? Запись цитату в виде косвенной речи
Вывод: Ай, да Пушкин…Давайте выразим поэту своё мнение о его гениальности в послании к Пушкину. Что бы вы сказали поэту?
Слово учителя: б ал в 19 веке заканчивался котильоном. Наш урок мы заканчиваем таким танцем (видеоролик).Учащиеся пишут под музыку.
Проверка: зачитать своё послание
8.Итог урока. Рефлексия. Что узнали нового и интересного на уроке? Оценивание своей работы на уроке.
Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин», с которым нам предстоит работа на нескольких уроках. Окунулись в атмосферу создания этого романа и познакомились с особенностями его жанрового своеобразия.
9. Домашнее задание. 1. Перечитать 1 главу романа ответить на вопросы: а) Кто главный герой романа? б) Что привносит в роман постоянное присутствие автора? в) Автор и Онегин- одно и то же лицо?. 2. Подготовить сообщение на тему «День светского человека».