Выступление Четыре времени года в романе А.С.Пушкина ,,Евгений Онегин"
(слайд 1- 4)
Одной из сюжетных особенностей романа «Евгений Онегин» являются многочисленные пейзажные зарисовки. А.С. Пушкин в своих ранних произведенияхрисовалприроду Кавказа, а в романе "Евгений Онегин" поэт обратился ксреднерусской полосе.
Пейзаж присутствует в виде законченных картин, играет роль введения к главам, передает ход времени в романе.
Пушкинские пейзажи постоянно меняются: лето – «мелькает », ноябрь – «приближается», дни – «мчались». В изображении природы преобладают существительные и глаголы этимпередается вечное движение, наполняющее жизнь природы.
Главными пейзажными зарисовками в романе являются лирические отступления о природе. Описываются все четыре времени года, но очень по-разному и в разном объеме:
ЗИМА встречается в романе трижды (в 4, 5, 7 главах).
ВЕСНА (в 7 главе) передаётся обилием глаголов.
ЛЕТО Пушкин не любил (в 4 главе 4 строчки); но даёт описание прекрасного летнего вечера (7 глава). ОСЕНЬ поздняя (4 глава), и любимая поэтом ,,осень золотая,, ( 7 глава).В четвертой главе создана картина ранней зимы:
(слайд 6)
XLI. Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
XLII. И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(слайд 7)
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
В пейзаж вводятся бытовые сценки.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
Описание лаконично, жизнерадостно.
(слайд 9)
В пятой главе . Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
слайд 10 Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Это реалистический пейзаж, горячо любимый Пушкиным.
( слайд 11) Появляются новые, неожиданные ракурсы - пейзаж, наблюдаемый из окна:
I. В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,….
(слайд 12) На третье в ночь. *** пауза
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна…..
(слайд 13) Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе:
XXIX. … Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
(слайд 16) XXX. Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
(слайд 17) Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
(слайд 18) Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
(слайд 19) Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Поэт отмечает властную попытку зимы остановить всякое движение.
Зимние пейзажи выдержаны в бело-серебристой гамме.
(слайд 20)
ВЕСНА
Пушкин рисует её яркими, светлыми красками. Глава седьмая:
I. Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Поэт признается, что ему «грустно» явление весны.
II. Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!...........
ЛЕТО Пушкин его не любил. Строчки, посвященные этому времени года, вызывают улыбку
Ох, лето красное!
Любил бы я тебя, ………..
Всего четыре строчки поэт посвятил лету .Это меткая ироническая характеристика:
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим…
Пушкин описал прекрасный летний вечер, залитый лунным светом, наполненный мирными звуками.
Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал….
ОСЕНЬ
Это любимая пора Пушкина в четвёртой главе мы встречаем картину поздней осени. … Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
В седьмой главе –красочное описание золотой осени
Но лето быстрое летит.
Настала осень золотая.
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана...
3. Природа у Пушкина — мир гармонии, источник внутреннего покоя. Душевная связь с природой — признак глубокой натуры. В первых главах романа природа соотносится с образом Онегина.
Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Мы слышим авторскую иронию. Если поэт расцветает на лоне сельской природы: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины», то Онегин в деревне «скучает» и не видит «прелестного уголка», в котором живет.
Рассказывая о своем "милом идеале", о Татьяне, Пушкин дает сочные, вольные описания. Большинство пейзажных картин связано с ее образом:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
………………………………………..
Любила русскую зиму,
Может быть, Александр Сергеевич выбрал зиму, чтобы подчеркнуть "русскость" героини. Иностранцы, , всегда отмечали долгую зиму, русские холода, заснеженность. Чистота, внутренняя строгость, величавость В седьмой главе показано внутреннее единство героини с сельской природой всегда подчеркивалось автором:
Ее прогулки длятся доле.
Теперь то холмик, то ручей …
Но судьба Татьяны решена. Впереди отъезд в Москву, и картины наступления русской зимы впервые не радуют героиню:
Не радо ей лишь сердце Тани.
Нейдёт она зиму встречать,
Татьяне страшен зимний путь.
Отношение к природе у сестёр Лариных различно. Ольгу не волнует природа. Пушкин ненавязчиво показывает нам отличия, сравнивая сестёр с луной.
Непоэтичный Онегин в разговоре с Ленским говорит об Ольге:
Кругла, красна лицом она….
А ведь и Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому:
И утренней луны бледней...
Ироническое отношение автора проявляется в описании восприятия природы Ленским. Ему недоступно истинное понимание красоты природы, так как юный поэт увлекается «романтическими розами»,
Из всех действующих лиц романа ,,Евгений Онегин" только Татьяна, с её одухотворённостью, поэтичностью, способна на тонкое понимание природы, на такое восприятие, какое было свойственно поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
Смена времен года и, соответственно, смена пейзажных картин в романе А.С.Пушкина ,,Евгений Онегин" определяет хронологию сюжета, показывает вечное движение человеческой жизни.