Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму ученической деятельности
Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму ученической деятельности
В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен план групповой исследовательской работы учащихся на уроках литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму ученической деятельности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 14 города Коврова Владимирской области
Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму ученической деятельности
ВЫПОЛНИЛА АЛЕШИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Г.КОВРОВ
Современный человек живет в сложном, быстро изменяющемся мире, мире, насыщенном научной информацией, мире высокого технического прогресса, социально-политических катаклизмов. Чтобы занять доступную нишу в жизненном пространстве, не выпасть из потока времени, необходимо быть уверенным в себе, психически устойчивым, интеллектуально и творчески развитым человеком.
Размышляя над моделью выпускника, я пришла к выводу, что сохранить свою внутреннюю целостность, получить удовлетворенность и реализовать себя в жизни способен лишь тот, кто обладает рядом необходимых качеств. На мой взгляд, выпускник школы должен быть личностью творчески активной, гуманной и нравственной, имеющий высокий уровень интеллектуального мышления, владеющий навыками практической деятельности и поисково-исследовательской работы.
Только в этом случае он будет являться носителем главного качества – конкурентоспособности на рынке труда и образовательных услуг.
Выдержать жестокую конкуренцию при обучении в вузе или в какой-либо сфере деятельности может только тот человек, кто способен реализовать свои творческие и когнитивные возможности.
Этому и способствуют и уроки литературы, на которых используется групповая форма обучения. Применяя эту форму коллективной познавательной деятельности в своей практике, я пришла к выводу, что эффективность уроков, на которых используется групповая работа, высока. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии.
Групповая работа учащихся давно вошла в школьную жизнь. Каковы же дидактические условия, с учетом которых должна строиться эта форма обучения? Эти условия описаны в работах эстонского ученого Х.И. Лийметса «Групповая работа на уроке», И.М. Чередова «Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе», В. Дьяченко «Коллективный способ деятельности». Эти условия следующие:
Принципы групповой работы.
Особенности организации.
Класс разбивается на несколько групп – от 3 до 6 человек;
внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли;
процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Требования к учебному материалу.
Задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подгруппы;
задание должно быть достаточно трудным и желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций.
Комплектование групп.
При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.
Ученые экспериментальным путем доказали, что решение обучающих и воспитательных задач урока, лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Считается, что группа из 5 человек является самой оптимальной. При определении количественного состава группы важно помнить: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно – и результативность.
Функции учителя.
Организация групповой работы меняет функции учителя. Его действия должны сводиться к следующему:
объяснение цели предстоящей работы;
разбивка учащихся на группы;
раздача заданий для групп;
контроль за ходом групповой работы;
попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращая внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
В начале учебного года я сообщаю учащимся, по каким произведениям и конкретно по каким темам будет проводиться групповая работа (см. Приложение № 1) и предлагаю единый план исследования, который записывается в тетради.
План групповой исследовательской работы.
Формулировка общей темы исследования.
Темой исследования может являться:
идейно-тематическое содержание произведения;
художественный образ;
авторская позиция и способы ее выражения;
мастерство писателя;
стиль и язык произведения;
символический образ, деталь.
Постановка цели исследования (путем анализа необходимого художественного материала, выбора аргументов, подбора доказательств сделать собственные выводы, вынести свое суждение и дать оценку по исследуемой теме).
Определение предмета исследования.
(Предмет исследования определяется для каждой исследовательской группы).
Выбор метода (способа) исследования.
(Метод исследования – доказательство, т. е. установление истинности мысли).
Указание этапов исследования:
отбор художественного материала в соответствии с объектом исследования;
наблюдение и анализ отобранного материала;
компоновка материала в логической последовательности в соответствии с выбранным методом;
вынесение собственного (группового) суждения и оценки.
Выяснение результатов, подведение итогов исследования и оформление их (устное сообщение, доклад представителя группы).
Урок – исследование в форме групповой работы провожу после изучения произведения, уяснения его сюжета и композиции, проблематики и образной системы.
Урок начинается с формулировки общей темы, совместного целеполагания и определения учителем конкретных объектов исследования.
После этого учащиеся распределяются на группы соответственно количеству обозначенных объектов исследования и работают в течение 20-40 минут, соблюдая заданную в общем плане этапность работы.
Для того чтобы работа в группе проводилась интенсивно и качественно, готовлю каждой группе опорные карточки – задания (см. Приложение № 2), в которых указываются главы и фрагменты произведения, необходимые для выполнения работы, ключевые вопросы и уточняющие вопросы учителя.
По окончании времени работы выбранный группой представитель докладывает о ходе и результатах исследования, подводит итоги и предлагает другим группам запись вывода. Учитель и представители других групп могут задать выступающему интересующие их вопросы.
В конце урока (в течение 7-10 минут) провожу комментированную оценку работы каждой группы и выставляю отметку. Таким образом, по окончании работы оцениваются все учащиеся класса.
В качестве домашнего задания можно предложить ученикам выполнить творческую работу (сочинение – миниатюру по заданному началу), связанную с проблемой, над которой ребята работали на уроке.
Что же дает использование групповой работы на уроке?
Организуя групповую работу систематически, имею возможность видеть ее результаты и на каждом уроке, и, как говорят, на расстоянии. Слова «учись учиться» приобретают для школьников конкретный смысл, когда они добывают знания в совместной деятельности, когда каждый вовлечен в процесс познания и ответственен за качество знаний не только перед собой, но и перед небольшим коллективом (группой), где он трудился. Решение конкретной задачи, порученной ученику группой, ставит его в положение исследователя и поднимает его авторитет, если эта задача успешно решена. А чаще всего она бывает решена, потому что в случае затруднения на помощь придет ученик – консультант или вся группа. Учащиеся активны и при решении общей проблемы, поставленной перед группой, т. е. практически на таких уроках работают все.
Работа в группах дает возможность личности раскрыться в ее отношениях с коллективом. Наблюдая за старшеклассниками, видишь, как внимательно обдумав поставленную проблему, они начинают обсуждение, приходят на помощь тому, кто встретился с трудностями. Им далеко не безразличны успехи товарища и всего коллектива: ведь предстоит отчитаться перед классом, а учитель оценит работу не только отвечающих, но и групп.
Растут и возможности учителя: на таких уроках узнаешь много нового об интересах и способностях учеников, видишь сильные и слабые стороны класса и каждого школьника.
Практика показывает, что групповое обучение можно использовать на уроках всех типов и на всех этапах урока. Особенно важно, чтобы такой урок носил творческий характер. Он дает возможность «разговаривать» всем, требует от каждого не только верного осмысленного материала, не только правильной ориентации в художественном тексте, но и хорошей речи. Это заставляет учеников бережно относиться к слову, учит чувствовать его красоту.
Очень важно, чтобы в суждениях о литературных героях, о ситуациях, описанных в произведении, раскрывался ученик. Работая с группой, можно предложить проблему, которая выявит его жизненные принципы. Часто школьники сами просят, чтобы учитель или ученик – консультант позволил им высказаться по вопросу, который больше всего волнует, который близок или интересен. Иногда консультанты предлагают учителю включить в программу следующего урока решение тех проблем, которые подсказаны участниками группы. Теснее становятся контакты учителя, всего коллектива и отдельных учащихся. Сколько суждений, сколько неожиданных и сложных поворотов темы возникает иногда! И цель учителя – это разнообразие направить в нужное русло, поддержать интерес.
Каждому уроку предшествует серьезная подготовка: надо определить общую проблему, продумать задания группам и отдельным ученикам, найти разумное сочетание фронтального опроса, индивидуальной и групповой работы, определить формы контроля и взаимоконтроля и т. д. Надо заготовить карточки с заданиями (размножить их помогают консультанты), определить свое учительское место в уроке, продумать дозировку времени, отведенного для подготовки групп и для их отчетов.
Работа на уроке может проходить под руководством консультанта или без него. Поскольку все равны, она стимулируется и желанием не отставать от других групп. Это создает условия для неофициального выявления подлинного руководителя, и таким образом может выдвинуться будущий консультант. Я всегда создаю группы с консультантом.
Роль консультанта ответственна: кроме хороших знаний, он должен иметь организаторские способности, пользоваться авторитетом, быстро разбираться в задании, намечать ход работы, контролировать товарищей, целенаправленно вести обсуждение проблемы, подводить итоги общей деятельности и давать объективную оценку работе каждого.
Расскажу, как групповая работа была включена в урок, посвященный образу патриота, гражданина в лирике Некрасова, стихотворению «Памяти Добролюбова». Начинается урок с краткого вступительного слова учителя о проблеме положительного героя в творчестве Некрасова. Вот его основная мысль.
«Проблема положительного героя, героя времени, волновала многих прогрессивных русских писателей – современников Некрасова. Они с разных позиций оценивали и по-разному показывали новые силы, которые должны возглавлять борьбу русского народа за социальное переустройство России. Некрасов воссоздал облик новой революционно-демократической интеллигенции, которая воплотила стремление народа к свободе и счастью.
Поэзия Некрасова – поэзия больших мыслей и чувств, глубоко раскрывающая богатый мир революционных демократов. Проблема положительного героя занимает значительное место в его творчестве.
Наиболее глубоко для своей эпохи решил проблему положительного героя Чернышевский. Наряду с образами «новых людей» он создал в романе «Что делать?» обобщенный образ «особенного человека», общественного деятеля, человека «высшей натуры». Некрасов рисует образы конкретных исторических деятелей. В 1864 году в стихотворении «Памяти Добролюбова» поэт воссоздал образ борца за дело народа, за революционное переустройство жизни. Революционная деятельность часто требует от человека отказа от личных желаний, вырабатывает умение жертвовать собой для счастья народа и родины. Стихотворение «Памяти Добролюбова» написано тогда, когда особенно важно было напомнить о соратниках, и новому поколению об идеале общественного деятеля, чтобы вдохнуть силы для продолжения борьбы».
После слова учителя ученица рассказывает о дружбе Некрасова с Белинским, Чернышевским, Добролюбовым. Ее сообщение учащиеся сопровождают чтением произведений Некрасова или отрывок из них с кратким комментарием («Медвежья охота», «Пророк», «В.Г.Белинский», «Памяти Белинского»).
После этого учитель или ученик читает стихотворение «Памяти Добролюбова» и начинается групповая работа над анализом его.
Вопросы, на которые учащимся предстоит ответить, даются на уроке без предварительной домашней подготовки. В классе пять групп, две из них имеют дублирующее задание, так как всего вариантов заданий – три. Это дает возможность углубить ответ и сравнить подготовленность групп. Сначала группы работают по заданиям, которые позволяют проанализировать текст стихотворения, проследить за интонацией, лексикой, синтаксисом. Выполнение этих заданий необходимо для осмысления проблемных вопросов, на которые надо будет затем отвечать.
Группа 1
Проанализируйте первую строфу стихотворения «Памяти Добролюбова».
Какие черты нравственного облика Добролюбова воссозданы в этой строфе?
Каковы особенности интонации, лексики, синтаксиса первой строфы?
Группа 2 - 3
Проанализируйте вторую-четвертую строфы.
Какие черты нравственного облика Добролюбова особенно привлекательны для Некрасова?
Каковы особенности интонации, лексики, синтаксиса этих строф?
Каковы выразительные средства языка?
Группа 4 - 5
Проанализируйте пятую-седьмую строфы.
Какова интонация первых двух строк пятой строфы?
Каков интонационный строй шестой-седьмой строф? (В трехтомном издании стихотворения Некрасова в серии «Библиотека поэта» эти строфы объединены в одно).
Каковы лексика и синтаксис этих строф?
Какие мысли выражены в этих строфах?
Ученики ведут наблюдение над текстом, делают выводы, решают, кто будет отвечать и по какому вопросу. Выступив по этим вопросам, члены группы начинают работу по контрольным карточкам.
Группа 1
Какую поэтическую форму избирает Некрасов для произведения «Памяти Добролюбова»?
Почему к безвременно ушедшему другу Некрасов обращается как к живому?
Как вы понимаете значение слов: «Но более учил ты умирать»?
Обратите внимание на первые слова стихотворения: «Суров ты был…». Что подчеркивает такой порядок слов? Как он называется? Определите значение этих слов для тональности стихотворения, для выражения его главной мысли.
Группа 2 - 3
Что в личности Добролюбова особенно привлекательно для Некрасова?
Какой поэтический прием использован для выражения патриотических чувств Добролюбова?
Группа 4 - 5
Какие качества Добролюбова подчеркнуты в тексте риторическими восклицаниями?
Какой поэтический прием использован в этих строках?
Сравните последнюю строфу стихотворения «Памяти Добролюбова» со словами об «особенных людях», заканчивающими подглавку XXIX третьей главы романа Чернышевского «Что делать?» («Мало их, но ими расцветает жизнь всех…»). Есть ли сходство?
Перед началом работы консультант вместе с членами группы определяет, по какому вопросу готовится каждый ученик. Когда подготовка закончена, учитель начинает беседу по предложенным вопросам, просит дополнять, углублять ответы. Итогом работы каждой группы являются ответы консультантов, которые сводят воедино задания вспомогательные и контрольные и делают сжатые выводы.
Выводы учащихся сводятся вкратце к следующему.
Для изображения суровой жизни человека – борца поэт нашел соответствующий стиль. Стихотворение начинается чеканными, короткими предложениями: «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять…»
Этот строгий поэтический стиль характерен для всего произведения. В сознании читателя возникает образ человека железной воли, твердо идущего к намеченной цели. Главные особенности личности Добролюбова в изображении Некрасова – внешняя суровость, умение подчинять чувства рассудку, горячая любовь к Родине и народу.
Аскетизм героя подчеркивает инверсией в первой строке стихотворения: «Суров ты был…». Дважды повторенный в стихотворении этот эпитет усиливает мысль о самоотречении поэта от жизненных благ и наслаждений во имя родины. Поэтическое сравнение «Как женщину, ты родину любил…» звучит выразительно, впечатляюще. Восхищаясь чистотой помыслов Добролюбова, поэт рисует и его мечту о светлом будущем России, за которое он так страстно боролся: «И светлый рай, и перлы для венца готовил ты любовнице суровой». Эти образы придают облику Добролюбова величие и торжественность.
Выразительно звучат метафоры и эпитет в строках о преждевременной смерти друга: «Но слишком рано твой ударил час, и вещее перо из рук упало».
Крылатыми стали афористичные строки об уме и нравственном облике Добролюбова: «Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!»
Ученики отметили главную мысль стихотворения: для истинного борца за народное дело характерно слияние личных и гражданских чувств.
Разумеется, учитель мог сам анализировать стихотворение, привлекая девятиклассников для чтения отдельных строф и строк. Но мне представляется, что самостоятельная работа позволила им глубже проникнуть в замысел стихотворения и его художественное воплощение активнее участвовать в уроке. Поскольку такой вид деятельности был знаком ученикам, они работали заинтересовано и быстро, что позволило выполнить все задуманное на одном уроке.
Возможен и другой вариант (особенно для хорошо подготовленного класса): объединить два вида заданий, уменьшив количество вопросов и дав больше времени для беседы в обобщений. Вообще использование групповой работы на уроках литературы во многом зависит от изучаемой темы, объема и сложности литературного произведения, подготовленности учеников и от самого учителя.
Конечно, в организации групповой работы есть трудности, нерешенные вопросы. Например, не всегда удается при отчете одной группы мобилизовать внимание групп, которые еще не отвечали и волнуются, ожидаю «своего часа». Не всегда бывает легко в каждом конкретном случае определить роль консультанта и степень его участия в решении проблемы. Не легко бывает дать оценку работы всей группы без предварительной беседы с консультантом и т. д. Думаю, эти вопросы можно решить на практике, используя групповую работу учащихся как одну из эффективных форм коллективной познавательной деятельности.
Приложение № 1
Тематическое планирование организации групповой работы на уроках литературы в 10-м классе.
№ п/п
Автор и название произведения
Тема урока
Темы творческих работ
1
А.Н. Островский. Драма «Гроза».
Роль речевой характеристики персонажа в раскрытии его взглядов и нравственной сущности.
Гибель Катерины случайность или закономерность?
2
И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
Символическая деталь и ее роль в создании образа Обломова.
Почему Обломов остался на Выборгской стороне?
3
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
Роль и лексико-стилистические особенности пейзажа.
Почему Базаров погибает?
4
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?»
Художественное своеобразие поэмы.
Кому живется весело в России в наши дни?
5
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
Символический образ и его роль в раскрытии физиологии Петербурга.
Что не учел Родион Раскольников в своем выступлении против окружающей действительности?
6
А.П. Чехов. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви».
Значение и функция «футляра» в трилогии Чехова.
«Футляры» нашей жизни.
Приложение № 2
Список литературы
Дьяченко В. Коллективный способ обучения. М.: Просвещение, 1993
Кулюткин О. Психология обучения взрослых. М.: ПросвещениЕ, 1985
Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Народное образование, 1998
Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988