kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Описание памятника архитектуры. Интегрированный урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодняшняя наша встреча поможет прикоснуться к высокому, к тому великому, которое до сих пор является загадкой, ибо все великое никогда не познается до конца. Мы будем говорить о памятнике архитектуры – храме Василия Блаженного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Описание памятника архитектуры. Интегрированный урок»

15



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 47 Г. ПЕНЗЫ







Интегрированный урок

русский язык + информатика


Развитие речи



8 класс





Разработала:

учитель русского языка и литературы

высшей категории Н.В.Стенина




2013

Тема урока: Описание памятника архитектуры

Тип урока: интегрированный

Образовательные цели:

  1. учить составлять тексты искусствоведческого характера;

  2. совершенствовать монологическую и диалогическую речь;

  3. формировать навыки творческой и поисковой работы;

  4. расширить кругозор учащихся, поддерживать их интерес к изучению истории русского искусства;

  5. отработать навыки редактирования и форматирования текста в текстовом процессоре Word;

  6. познакомить с дополнительными способами форматирования текста;

  7. отработать навыки выполнения операций с фрагментами изображения в графическом редакторе Paint;

  8. расширить представление учащихся об использовании информационных технологий в учебном процессе;

  9. способствовать развитию межпредметных связей.

Развивающие цели:

  1. развивать речь учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность;

  2. развивать коммуникативную деятельность учащихся;

  3. развивать языковую компетенцию учащихся;

  4. развивать логический и алгоритмический стили мышления;

  5. развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные цели:

  1. воспитывать чувство патриотизма;

  2. воспитывать нравственные и эстетические начала;

  3. приобщить учащихся к основам аналитической деятельности;

  4. способствовать развитию у учащихся трудолюбия, чувства взаимопомощи;

  5. воспитывать потребность качественного выполнения задания.

Оборудование:

  1. компьютеры, проектор;

Программное обеспечение: Windows XP, Microsoft Word, Paint, Microsoft PowerPoint.

Продолжительность: 2 урока: 1-ый – с применением компьютера

2-ой - интегрированный

Ход урока


1 урок.

Вступительное слово учителя русского языка. Сегодняшняя наша встреча поможет нам прикоснуться к высокому, к тому великому, которое до сих пор является загадкой, ибо все великое никогда не познается до конца. Мы будем говорить о памятнике архитектуры – храме Василия Блаженного. Более того, нас ждет творческая работа: описание храма Василия Блаженного.

Разрешите представить вам ведущих нашей встречи: учителя русского языка, учителя информатики и творческую группу, в которую должны войти: архитектор, художник, историк и искусствовед.

Учащимся предлагается войти в состав творческой группы.

Вступительное слово учителя ИИКТ. Встреча с памятником архитектуры всегда познавательна и интересна. И, если при этом используется компьютер, к которому в современном обществе наблюдается повышенный интерес, то его помощь будет просто необходима. Поэтому сегодня уникальные возможности компьютера позволят достаточно быстро осмыслить, достичь понимания и запоминания программного материала.

Звучит песня О.Газманова «Мой храм». На экране Презентация 1 - виды храма.

Учитель русского языка. Судьбы храмов чем-то похожи на судьбы людей.

Ученик-историк. Я как историк знаком с судьбой храма и сейчас вам расскажу.

Собор Покрова, что на Рву, также называемый Храм Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха. Покровский собор — одна из самых известных российских достопримечательностей.

Храм сохранился по особому Промыслу Божиему - не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. "А если бы его - р-раз!.." - и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: "Лазарь! Поставь на место!.."

Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского - мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило - решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии.

Тогда в соборе Василия Блаженного решено было открыть музей. Несмотря на годы и века, прошедшие с момента возведения собора, он сохранился достаточно неплохо, и после реставрации открыл свои двери уже в новом качестве. Во время реставрации была обнаружена  винтовая деревянная лестница, по которой и стали попадать внутрь посетители музея. Внутри собора сохранился ценный иконостас, а также росписи, сделанные выдающимися живописцами. Кроме того, в настоящее время в соборе собрана уникальная коллекция предметов, относящихся к эпохе Ивана Грозного, в частности коллекция оружия.

Учитель русского языка. А почему за храмом закрепилось название Храм Василия Блаженного?

Ученик-искусствовед. Я искусствовед исследовал этот вопрос.

Согласно легенде Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Василий родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, повествует житие, Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые прослужили бы несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось.

Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, который совершал 72 года, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.

С именем Василия Блаженного связано много легенд, историй и чудес. Например, однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл «мертвого» своею шубой, но, видя обман, сказал при этом: «буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер.

Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Василий скончался 2 августа 1552 года.

Царь сам с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, там, где впоследствии построили Покровский собор.

С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, поэтому сначала народная молва и утвердила название храма, как храм Василия Блаженного.

Учитель русского языка. Смотрю я на храм и думаю, как же велико мастерство русского человека. Чаще всего великие мастера бывают неизвестны. А имя этих зодчих дошло до нас через века.

Ученик-архитектор. Я как архитектор, могу вам об этом рассказать.

Барма и Постник. Один или вдвоем?

Историки считают, что это был один человек — Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Легенда гласит, когда зодчий представил макет собора Ивану Грозному, тот был восхищен красотой здания, он спросил мастера: может ли он построить другой, подобный, или ещё более прекрасный храм? «Могу», — ответил архитектор. «Ты лжешь!» — вскричал Иван Грозный и велел ослепить его, чтобы Храм Василия Блаженного остался единственным в Русском царстве.

В других источниках указывается один архитектор - псковитянин Постник Яковлев по прозвищу Барма, и достоверно известно, что все тот же Постник Яковлев после постройки собора в Москве (и, видимо, став "придворным" архитектором) занимался строительством и в Свияжске и в самом казанском Кремле.

Учитель русского языка. А теперь давайте обратим внимание на внешний вид собора.

Ученик-архитектор.

На первый взгляд собор кажется необыкновенно сложным архитектурным сооружением. Композиция храма необычна: Покровский собор является связанной группой девяти отдельных храмов, причем формы этих храмов взяты с разных образцов ("различными образцы и многими переводы"). Центральный из них - шатровый, являющийся осью композиции. Восемь других расположены по сторонам света и выполнены в ярусно-башнеобразной форме, с большими, причудливо украшенными фигурными луковичными главами. В результате получилось исключительно оригинальное, обладающее неисчерпаемым обилием декоративных мотивов сооружение. Особенно выделяются разнообразные формы глав. Ни одна из них не похожа на другую. По многообразию своего архитектурного облика храм Василия Блаженного не знает себе равных ни в России, ни за ее пределами.

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый - самый высокий - храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного; центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери - именно в этот день Казань была взята приступом. Пределы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов - потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

В середине 20-х годов 20 века собор Василия Блаженного получил статус музея. С 1934 года он числится филиалом Государственного Исторического музея.

Интересен храм и своим цветовым оформлением. Об этом расскажет вам мой коллега.

Ученик-художник. Я как художник, постараюсь вам объяснить символику цвета.

Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:

  • Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня

  • Голубой - в честь Пресвятой Богородицы

  • Красный - посвященный мученику (мученикам)

  • Зелёный - преподобному

  • Жёлтый - святителю

Учитель русского языка. Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая. Цвет куполов на храме символичен:



Красный цвет – символ любви.


Голубой (синий) цвет – символ неба, вечности, жизни вечной.


Зеленый цвет – символ жизни земной.



Белый цвет – символ чистоты.


Смысловая символика цветов храма:









Через жизнь земную

можно обрести

жизнь вечную (зеленый и синий).

Обретение вечной жизни

возможно через чистоту

сердца (белый),

которая есть любовь (красный).


Учитель русского языка. Храм Василия Блаженного уникален еще и тем, что вызывает самые разнообразные ассоциации.

Учащиеся демонстрируют свои рисунки.

Ассоциации учащихся

Торт. Можно сравнить храм Василия Блаженного с праздничным тортом. Словно свечи, возвышаются его башенки. Его многоцветность напоминает кремовые розочки на торте.

Сказочный дворец. Храм выглядит нарядно и празднично и очень похож на сказочный дворец. Так и кажется, что сейчас из него выйдут любимые сказочные герои.

Кружево. На одной из девяти башен отчетливо виден орнамент, очень напоминающий кружева. Воздушное расположение орнамента удивительно сплетается в замысловатое кружево.

Рубашка. А вот что общего у храма с рубашкой? Ее раньше называли рубищем. Дело в том, что такую пеструю рубаху носил Василий Блаженный, именем которого назван храм. И как это напоминает об этом замечательном святом человеке.


Сообщение учащегося из рабочей группы.

Приключения «бродячей» мечети

Небезызвестный князь Андрей Курбский, еще задолго до того, как бежал от Грозного царя в Литву и вступил с ним оттуда в бесподобную перебранку «по почте», писал, что за стенами Казанского кремля возвышались «пять прекрасных мечетей». Воевода вполне успел рассмотреть их все, пока командовал осаждавшими татарскую столицу московитами. Однако точного местоположения самой знаменитой из них, носившей имя имама, поэта и солдата Кул-Шарифа, одного из руководителей обороны города, теперь установить нельзя. Рассерженный упорным сопротивлением казанцев, Иван IV велел снести ее тут же после удачного штурма города. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Возможно, кстати, именно это документально не подтвержденное сообщение породило другой миф: якобы собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма, дескать, повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Возможно, доля истины здесь есть, во всяком случае, зодчий Постник Барма одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены кремля. Жил в вечной дороге между столицами…


Учитель русского языка.

2 урок.

Учитель русского языка. Ребята, ваши рассказы очень содержательны и интересны. Заметно, что вы умело пользуетесь и специальной лексикой. С ней нам сейчас и предстоит поработать. У вас под руками будет страничка из Толкового словаря, которая поможет вам в практической работе.

Учитель информатики. Для работы со словарем необходимо открыть файл «Словарь». Прочитайте, пожалуйста, все слова. Если значение слова вам неизвестно, то воспользуйтесь подсказкой, наведя указатель мыши на это слово. Из предложенных слов, вы должны выбрать те, которые можно использовать для описания памятника. Выбранные слова следует выделить цветом.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель русского языка. (Cпрашивает какие слова выбрали)

Учитель русского языка. А сейчас мы поработаем с таблицей, в которую необходимо поместить рабочий материал для сочинения-описания.

Учитель информатики. Для работы с таблицей необходимо открыть файл «Таблица». Обратите внимание, таблица состоит из 4-х разделов: «Экспрессивная лексика», «Специальная лексика», «Художественные средства языка» и «Средства грамматической связи частей текста». Раздел «Средства грамматической связи частей текста» уже заполнен. Вам следует заполнить остальные три.

Материал для таблицы следует выбирать из словаря.


Экспрессивная лексика

Художественные средства языка



Специальная лексика

Средства грамматической связи частей текста




Учащиеся выполняют задание.

Учитель русского языка. Проверяет верность заполнения 3-х разделов таблицы. А для того, чтобы у нас получился текст-описание, необходимо вспомнить средства грамматической связи частей текста.

Учащиеся комментируют раздел таблицы «Средства грамматической связи частей текста».

Учитель информатики. Выкрасить слова в таблице цветом, согласно цвета заголовка, а средства грамматической связи подчеркнуть.

Учитель русского языка. А сейчас мы поработаем с текстом, который представляет собой один из вариантов описания храма. На примере данного текста можно научиться составлять текст-описание как однозначно оформленный, так и сопровождающийся различными элементами: элементами повествования и элементами рассуждения.

Учитель информатики. Для работы с текстом необходимо открыть файл «Текст».

Учащийся вслух читает текст-описание.

Учитель русского языка. А теперь вновь обратимся к таблице для того, чтобы понять функцию данной лексики в тексте и увидеть средства грамматической связи его частей.

Учитель информатики. Работаем с двумя файлами: «Таблица» и «Текст». Переключение между ними осуществлять кнопками на панели задач. Выберите в тексте представленную в таблице лексику и выделите цветом, соответствующем цвету в таблице.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель русского языка. Задает вопросы.

  1. Какую функцию выполняет специальная лексика в тексте?

  2. Какова роль сравнения в тексте?

  3. Что помогает увидеть градация?

А теперь обратим внимание на средства грамматической связи в тексте и подчеркнем их.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель русского языка. Одной из особенностей текста является и его логическая последовательность. Большую услугу здесь оказывает план, который помогает последовательно выстроить текст.

Учитель информатики. Откройте файл «План». На экране представлены пункты плана в виде графических фрагментов. Их нужно расположить в той последовательности, в которой представлен текст.

Вспомните, пожалуйста, приемы работы с фрагментами изображения и приступайте к выполнению задания.

Учащиеся выполняют работу.

Учитель русского языка. Просит, чтобы учащиеся рассказали о результатах работы и прочитали готовый план.

Учащийся перечисляет пункты плана.

Учитель русского языка. Задает домашнее задание: написать сочинение-описание храма Василия Блаженного.

Учитель информатики. Ребята, этот урок дал возможность использовать знания, полученные на уроках информатики, для изучения программного материала русского языка, а также понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в дальнейшей учебной деятельности.

Учитель русского языка. Храм стоит и остается истинным символом Москвы и России. «Известный всему свету этот памятник, — говорит историк И. Е. Забелин, — по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества» («Черты самобытности в древнерусском зодчестве»).

Звучит колокольный звон.

Учитель русского языка. Читает стихотворение.

Когда возрождаются храмы,

Крепнет, значит, страна.

Значит, в Святой благодати

С Богом будет она.

Значит, пройдет лихолетье,

Вновь жизнь забурлит.

И через годы и столетья

Дух будет крепче отлит.



Использованная литература


  1. http://www.hramy.ru/regions/r77/cao/kitay/vasiliy.htm

  2. http://mag.org.ua/news/494.html

  3. http://www.rusarch.ru/sizov1.htm

  4. http://www.zavet.ru/kalendar/bm/pokr-002.htm

  5. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?6_1545

  6. http://days.pravoslavie.ru/Hram/335.htm





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Описание памятника архитектуры. Интегрированный урок

Автор: Стенина Нина Викторовна

Дата: 08.09.2019

Номер свидетельства: 519296

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Интегрированный урок МХК и литературы в 10 классе "Контрасты Петербурга""
    ["seo_title"] => string(78) "intieghrirovannyi-urok-mkhk-i-litieratury-v-10-klassie-kontrasty-pietierburgha"
    ["file_id"] => string(6) "247513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446567078"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Сочинение-описание памятника культуры "
    ["seo_title"] => string(42) "sochinieniie-opisaniie-pamiatnika-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "120085"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413613129"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "планирование по математике 3 класс Л. Г. Петерсон "
    ["seo_title"] => string(52) "planirovaniie-po-matiematikie-3-klass-l-g-pietierson"
    ["file_id"] => string(6) "154254"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421140999"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ""Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками» "
    ["seo_title"] => string(84) "patriotizm-chieriez-vospriiatiie-ghieroichieskogho-proshlogho-russkimi-khudozhnikami"
    ["file_id"] => string(6) "173409"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423992343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства