kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение-описание памятника культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Уроки развития речи сложны и необычны. Сложность определяется многогранностью задач, которые предстоит решать.   Урок развития речи призван научить учащихся владеть своей речью, сделать ее по-настоящему богатой, правильной, эмоциональной. В связи с этим мы должны дать почувствовать силу слова, стремиться вызвать у детей восхищение возможностями слова. 

Данный урок интегрированный (русский язык, искусство, история). Он позволяет познакомить учащихся с особенностями русской архитектуры, строительства храмов на Руси. Наглядным материалом служит презентация. Данный материал полезен ещё и тем, что не только знакомит с творческой стороной  архитектурного строительства, но и развивает эстетические чувства учащихся, а также позволяет научить гордиться своей малой родиной, любить и ценить  своё наследие. Воспитывает  уважительное и бережное отношение к памятникам искусства и архитектуры, расширяет знания учащихся о  Родине,  уважение к национальной истории, культуре.

      Этот урок формирует у  детей умения видеть и замечать различные архитектурные сооружения, подмечать малозаметные, но существенные признаки объектов архитектуры, а также обогащает словарный запас (работа с терминологией) и художественный вкус  учеников.

      Урок развития речи - это  урок обучения сочинениям разных жанров. Существенная особенность такого урока - широкое привлечение познавательного материала, исторических, лингвистических, экологических, культурно-эстетических комментариев, что способствует формированию читательских интересов школьников в различных областях знаний.

Урок развития речи решает задачи и внутрипредметных связей, и межпредметных связей, и связи с жизнью, формируя у учащихся отношение к языку как к орудию мышления и языкового общения, необходимому каждому человеку средству самовыражения. Следовательно, важно научить школьников аргументированно выражать свои знания и убеждения. Выражение собственных мыслей, обсуждение мнений, высказанных другими, становятся средством формирования личности, если они сопровождаются глубокими переживаниями, эстетическим наслаждением. Урок построен в традиционной форме. Он дополнен музыкальным фрагментом  Эдуарда Артемьева к художественному фильму  "Доктор Живаго"  "Встреча в церкви", используются опорные карточки. К уроку подобран эпиграф, составляется план сочинения. У учащихся должно получиться сочинение научно-популярного жанра. В конце конспекта  приводится образец сочинения. Основные методы, используемые на уроке – это беседа и демонстрация ( с помощью презентации).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-описание памятника культуры »

Урок развития речи с использованием ИКТ

«Описание памятника архитектуры»

Вид урока: интегрированный (литература, русский язык, история, МХК)

Цели урока:

Образовательные:

-ознакомление учащихся с памятником архитектуры – Казанским кафедральным собором;

-расширение знаний учащихся в истории русского искусства и культуры, о русских зодчих и живописцах.

-формирование у детей умения видеть и замечать различные архитектурные сооружения, подмечать малозаметные, но существенные признаки объектов архитектуры.

Развивающие:

- развитие письменной и устной речи, продуктивного мышления, творческой фантазии, художественного вкуса учеников;

- обогащение словарного запаса школьников, совершенствование навыков работы с разными словарями, дополнительной литературой.

- развитие у учащихся интереса к архитектурным сооружениям города.

Воспитывающие:

- уважительное и бережное отношение к памятникам искусства и архитектуры.

- воспитание у школьников патриотизма, интереса к предмету;

- расширение знаний учащихся о Родине, уважение к националь­ной истории, культуре.

Оборудование урока:

Презентация «Казанский кафедральный собор», Эдуард Артемьев музыка к х/ф "Доктор Живаго" "Встреча в церкви", опорные карточки.

Запись на доске:

Эпиграф к уроку. «Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка». Философ Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг

Специальная лексика: фасад, алтарь, абсида, портал, паперть, закомара, кокош­ник (килевидный), пилястра (лопатка в фор­ме четырехгранного столба-колонны), капи­тель (верхняя часть пилястры), пилоны (столбы по бокам портала), киот, барабан (башнеобразный), купол (шлемовидный).

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

- Добрый день, друзья!

Тема нашего сегод­няшнего урока — описание памятника архи­тектуры.

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова философа Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинга. (слайд 2)

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

(Мы привыкли к музыке, умеем её понимать. Архитектура – тоже великое искусство, надо только его понять.)

У архитектуры как у искусства свои законы, свой язык, свои средства выражения идей — это архитек­турные формы.

2. Словарная работа.

(слайд 13)

- Ребята, сегодня на уроке нам не обойтись без спе­циальной лексики, которая понадобится для описания собора. (Вы поработали над ней дома, используя словари.) Давайте выясним значение, происхождение слов, которые будем использовать на уроке. (раздаточный материал)

Архитектура - искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений;

Фасад – передняя сторона здания;

Апсида - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

Возводить – сооружать, строить.

Восьмерик – часть здания, имеющая восьмигранную форму.

Зодчий – древний архитектор, строитель.

Кокошники – особые украшения, напоминающие женский головной убор.

Луковица – церковная глава, напоминающая луковицу.

Портал – вход в церковь.

Увенчать – завершить, закончить.

Храм – собор, церковь.

Ярус – это убывающее по высоте горизонтальное членение объёма здания.

3. Начнем с жанра. Мы можем выбрать с вами жанр классического описания, которое строится по строгому плану. Вспомним что такое описание (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира; К тексту описание можно задать вопрос КАКОЙ? )

- Какова стру­ктура любого описания (общее впечатление, детальное описание, личное отношение). А если это памятник архитектуры? Конкрети­зируем план.

План сочинения - описание памятника архитектуры. (слайд 13)

  1. Казанский собор – часть истории города.

2. Архитектура собора:

а) композиция храма;

б) башни;

в) колокольня;

г) окна и порталы храма.

3. «Песня, запечатлённая в камне»

Какой стиль используем? (слайд 14)

Научный стиль

Собственно научный

Научно-учебный

Научно-популярный

используется в

монографиях,

научных статьях,

диссертациях

учебниках,

учебных пособиях,

лекциях

рецензиях,

отзывах,

очерках,

школьных сочинениях


4. О чем бы вы сказали во вступлении? История создания. Послушаем сообщения, приготовленные учащимися. (по мере прослушивания заполняются карточки)

Материал для сочинения «Моё знакомство с Казанским кафедральным собором». (Опорная карточка)

  • Казанский собор находится (где?) на улице _________________________ ,

в месте ___________________________________.

  • Он построен (когда?) ___________________ (кем?) __________________________

______________________________________________________________________.

  • Историки связывают это (с каким событием?) _______________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________.

  • Благодаря чему построен собор? ___________________________________________

  • На первый взгляд храм (какой?) ___________________________________________.

  • Мы видим элементы, обычные для древнерусской архитектуры (какие?): _________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  • Как оформлен собор? _____________________

_______________________________________________________________________.

  • Храм похож на _________________________________________________________ _______________________________________________________________________.

  • Как храм оформлен изнутри? __________________________________________________

________________________________________________________________________.

  • Какое сравнение храма использовано в "Епархиальных ведомостях"?_____________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________.

В 1872 году в  Сызрани  был  освящен  величественный  пятиглавый  Казанский  собор,  находящийся на  нынешней улице  Достоевского,  в самом  центре  города.  Его  насыщенная  событиями история  делится  как бы  на два  периода:  с 1866 по 1932гг. и с 1944-го   по наши дни.

     Храм начал строится в 1866 году на средства прихожан. Особо из них можно выделить Бориса Ипатьевича  Колпаченко и Алексия Ивановича   Леднева, которые помогли в строительстве собора не только деньгами, но и стройматериалами.  Окончательно  церковь была построена  с двумя престолами через шесть лет и сразу же стала называться соборной. Новый пятиглавый собор отвечал самым строгим традициям русской церковной архитектуры того времени.

Главный престол, во имя  Казанской иконы Божией Матери, был освящен симбирским епископом Евгением 19-го июля 1872 года.  Через пять месяцев был освящен престол в приделе во имя святого благоверного князя  Александра  Невского. Современный вид храм принял 21 ноября 1905 года. Летописец фиксирует именно эту дату окончания строительства колокольни и пристроя.

В летописи Казанского собора читаем:
"Икона эта особенно чтится гражданами Сызрани. В память избавления жителей заступлением Богоматери от холеры, свирепствовавшей в городе в 1830 году, установлен на вечные времена Крестный ход 22 октября". Иконы в новый собор писаны мастером Владимирской губернии Вязниковского уезда, села Палехи крестьянином-собственником Николаем Михайловым Сафроновым. За написание 87 икон ему заплачено 3480 рублей, за устройство и резьбу иконостаса заплачено 4500 рублей самарскому купцу Фёдору Андрееву Бычкову. За строительством наблюдал архитектор Александр Антольевич Тамаринский. В 1879 году началось оформление наружных стен храма. На алтарной стене установили иконы Казанской Божьей Матери, святых благоверных князей Александра Невского и Владимира, на северной и южной сторонах - святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Иконы были алатырским мещанином Гусевым масляными красками на железных листах. Они украшали наружные стены собора.
В 1880 году были подряжены живописцы, московские мастера Алексей Стороженко и Ефим Антонов. Они расписали Казанский собор внутри священными изображениями и выполнили орнаментные украшения. Строительство собора продолжалось, а жизнь прихожан уже текла своим чередом. В летописи Казанского собора за 1878 год читаем:

«В 1882 году начинают строить колокольню и пристраивать к собору трапезную. Работа эта растянулась на 8 лет. Перенос колоколов со старой колокольни на новую - состоялся 9 мая 1906 г.»

Но уже 5 июля город постиг самый страшный в его истории пожар. Священник одного из сельских приходов так писал в "Епархиальных ведомостях":
"Ночью среди необъятного количества огня в городе, как бы мученик на костре, виднелся сызранский собор с его величественной колокольней. Уцелеет ли эта достойная города святыня? С такими думами, мысленно прося Господа сохранить свой престол земной для утешения несчастных погорельцев, мы оставили свои наблюдения... На другой день, 6 июля, рано утром, горя нетерпением поскорее узнать о несчастной Сызрани и ее обитателях, мы поспешили на перевоз...
Выбравшись на Волгу, некоторые вышли из лодки на берег и пошли пешком. Вдруг они закричали: "Собор! Собор! Вон колокольня и кресты на настоящем куполе видно". И нам, оставшимся в лодке, в дыму, пару утренней мглы обрисовался фасад всего Собора. "Слава тебе Господи! Хоть собор уцелел".
Одна из легенд того времени утверждает, что храм остался в целости благодаря самоотверженным действиям соборного сторожа Якова Чуркина, за что он был награждён золотой медалью для ношения на груди. Старая соборная колокольня была разобрана на кирпичи. Их было продано на сумму 3 360 рублей 75 копеек. А в соборе продолжались службы. Церковь поддержала своих прихожан, как всегда в самые трудные моменты жизни.

5. Архитектурные особенности собора (Работа со слайдами 6-12: виды Казанского собора)

План собора таков: внизу находится церковь. Она самая большая по размерам. По 4-м сторонам света находятся 4 башни, которые имеют форму восьмигранника, или «восьмерика». А в центре крупная башня.

- Как выглядят башни?

Башни столпообразные, многоярусные.

Какую форму имеют купола?

Купола увенчаны золочёными главками в форме луковиц, оформлены белыми декоративными арками, имеют круглую форму. Купола венчают кресты.

Опишите входы храма (порталы)

3 портала ведут в храм: с севера, с запада и юга. Над всеми порталами – орнамент – 3 белых кокошника. Ко входу в портал ведёт высокая лестница. Колонны портала украшены каменным орнаментом.

- Как окрашен храм?

Сам храм светло-зелёного цвета с белым орнаментом.

- Как выполнены окна?

Окна узкие, щелевидные. Все окна украшены кокошниками. Это был излюбленный декоративный приём строителей каменных церквей. Красота – один из главных принципов, которому следовал древний зодчий.

- Расскажите о функции апсид?

Апсида — алтарный выступ, ориентированный на восток.

Наиболее важная функция апсиды в храме — завершение алтарного пространства. Храм имеет нечётное число апсид — три.

- Как выглядит колокольня?

Колокольня имеет четырёхугольную форму, 3 яруса, окна открытые и оформлены кокошниками.

Фантазия зодчих сделала собор лёгким и необыкновенно красивым.

6. Итоги работы

- Так какую же музыку рождает образ Казанского собора?

Величественную, патриотическую, нежную, очень трогательную, плавную. Он напоминает и по форме и по образу корабль, плывущий по волнам жизни.

Эдуард Артемьев. Музыка к х/ф"Доктор Живаго" "Встреча в церкви"

- У каждого свои ассоциации, индивидуальные, личностные, связанные с неповторимой архитектурой истинного ше­девра древнерусской архитектуры — Казанского собора. Главное, что этот памятник архитекту­ры вызывает отклик в наших сердцах, рождает высокие мысли, чувства, стремления. И преж­де всего чувство гордости за свою землю, свой народ, его историю, культуру.

7. Образцы сочинений

Сочинение «Мой любимый храм»

Опять звонят колокола, опять иду я в храм, и золотые купола Казанского кафедрального собора возвышаются над историческим центром нашего города.

Пятиглавый православный храм с высокой колокольней расположился в центре в месте слияния двух рек: Волги и Сызранки. Пять куполов означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Я часто прихожу сюда, чтоб лёгкость обрести. Здесь обретаю я покой, здесь запах ладана святой, тепло икон, лампадок свет.

С какой бы ни пришёл бедой, я молюсь святым и Господу Богу, и становится легче. И Бог всегда поможет, надо верить в него. Чудо есть!

Наш собор был построен в 1872 году. В 1879 году началось оформление наружных стен храма. На алтарной стене установили иконы Казанской Божьей Матери, святых благоверных князей Александра Невского и Владимира, на северной и южной сторонах - святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

Но 5 июля 1906 года в городе случился страшный пожар, от которого пострадала только колокольня.

Главные святыни собора  -  это иконы Казанской  Божией Матери  и  Феодоровской   Божией  Матери.

План собора таков: внизу находится церковь. Она самая большая по размерам. По 4-м сторонам света находятся 4 башни, которые имеют форму восьмигранника, или «восьмерика». А в центре крупная башня. Башни столпообразные, многоярусные.

Купола увенчаны золочёными главками в форме луковиц, оформлены белыми декоративными арками, имеют круглую форму. Купола венчают кресты.

З портала ведут в храм: с севера, с запада и юга. Над всеми порталами – орнамент – 3 белых кокошника. Ко входу в портал ведёт высокая лестница. Колонны портала украшены каменным орнаментом.

Сам храм светло-зелёного цвета с белым орнаментом. Окна узкие, щелевидные. Все окна украшены кокошниками. Это был излюбленный декоративный приём строителей каменных церквей. Красота – один из главных принципов, которому следовал древний зодчий.

Храм имеет нечётное число полукруглых апсид — три, с восточной стороны.

Колокольня имеет четырёхугольную форму, 3 яруса, окна открытые и оформлены кокошниками.

Фантазия зодчих сделала собор лёгким и необыкновенно красивым.




7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сочинение-описание памятника культуры

Автор: Кирушева Екатерина Серафимовна

Дата: 18.10.2014

Номер свидетельства: 120085


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства