kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О фольклоре на уроке русской речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Фольклор в художественной форме отображает исторические события и дает материал для изучения мировоззрения наших предков. Издавна произведения фольклора собирали для этнографического изучения казахов, и только в середине XIX века его начинают исследовать как явление культуры казахского народа.

         Казахское устное народное творчество получило научное толкование лишь в трудах Чокана Чингисовича Валиханова (1835-1865). Он впервые собрал богатый материал по казахскому фольклору, а в «Очерках Джунгарии» и других работах научно определил историко-этнографический подход к его изучению. Большую работу по сбору и публикации казахского эпоса провел Василий Васильевич Радлов (1837-1918), известный тюрколог, этнограф, переводчик. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О фольклоре на уроке русской речи»

О фольклоре на уроке русской речи

В учебнике для VII класса школ с казахским языком обучения работа над наречием планируется на материале лексической темы «Фольклор». Это позволяет активизировать знания учебников об устном народном творчестве – русском и казахском, осуществляя межпредметные связи. Активное участие в организации занятия приняли участники трех поисковых групп: фольклористы, языковеды, поэты. Они готовили опережающие задания – сообщения, над которыми работали в школьной и городской библиотеке.

Чтобы создать в классе атмосферу взаимопонимания и творческий настрой, обращаю внимание на основные правила работы:

1. Один говорит – все слушают.

2. Аргументируй свой ответ.

3. Слушай не перебивая.

4. Высказался сам – передай слово другому.

Задания на уроке строится на основе помещенного в учебнике текста «Фольклор» Перед чтением его группа языковедов приводит толкование ключевых слов ( ученики записывают их в словарные тетради):

Фольклор – устное народное творчество (сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки и др.)

Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому; обычай, установившийся порядок в поведении, в быту

Идеал – лучший образец; высшая цель деятельности

Мировоззрение – система взглядов на природу и общество

Наследие – явления культуры, быта, оставшиеся от прежних времен

Обрядовые ритуалы – действия, установленные обычаем в связи с торжественными мероприятиями (праздники, рождение, смерть и др.)

Самосознание – полное понимание самого себя, своей роли в жизни и обществе

Затем учащиеся читают текст, выделяют в нем заинтересовавшее сообщение о фольклористах. Выступают члены группы, которые готовили материал о казахском фольклоре и его исследователях.

- Фольклор в художественной форме отображает исторические события и дает материал для изучения мировоззрения наших предков. Издавна произведения фольклора собирали для этнографического изучения казахов, и только в середине XIX века его начинают исследовать как явление культуры казахского народа.

Казахское устное народное творчество получило научное толкование лишь в трудах Чокана Чингисовича Валиханова (1835-1865). Он впервые собрал богатый материал по казахскому фольклору, а в «Очерках Джунгарии» и других работах научно определил историко-этнографический подход к его изучению. Большую работу по сбору и публикации казахского эпоса провел Василий Васильевич Радлов (1837-1918), известный тюрколог, этнограф, переводчик.

В течение веков поэтическое искусство казахского народа существовало в устной форме. Казахи отражали в устно-поэтическом слове свое отношение к жизни, рассказывали свою историю. С появлением письменной литературы устное народное творчество умирает, оно продолжает жить и развиваться.

-В устной поэзии казахов много сходного с фольклором других народов. Ее героями являются простые люди, труженики, богатыри. В песнях, пословицах и других произведениях фольклора говорится о любви к родине, о борьбе с захватчиками и угнетателями, о победах человека над грозными силами природы, о дружбе и любви. Много сходного и в идеях, темах, образах и жанрах устной поэзии разных народов.

Однако в устном творчестве каждого народа много неповторимого. Казахский фольклор сохранил память о тех временах, когда складывалась казахская народность, о героическом сопротивлении чужеземным завоевателям. Отразилось в нем и сравнительно недавнее прошлое: появление социального неравенства в казахских степях, освободительная борьба народа против эксплуататоров. Своеобразие истории Казахстана, особенности национального быта отразились в казахском фольклоре, сделали его непохожим на устное творчество других народов.

-Поэтическое слово сопутствовало казаху от рождения до смерти. Песни пели, когда ребенку давали имя, когда его укладывали в колыбель. В них матери, родственницы, а нередко и профессиональные певцы – акыны желали малышу здоровья и счастья, честной, достойной жизни. Жизнь взрослого человека также сопровождалась песнями. Ехал казах на праздничный той – там акыны исполняли эпические песни про знаменитых батыров, вступали в песенные состязания – айтысы. Пас казах стада – пел пастушеские песни, приезжал на суд – там все, от судьи до обвиняемого, пересылали речь пословицами, поговорками и всевозможными устными изречениями. Устно-поэтическое слово воодушевляло воинов, звучало в час народного возмущения. Умирал казах, и над телом его слышались скорбные звуки похоронных причитаний.

Очень разнообразны у казахского народа обрядово-бытовые песни: свадебные (жар-жар, сыңсу, беташар и др.), песни скорби и разлуки с близкими (жоқтау, қоштасу, естірту).

- На самые разнообразные явления жизни откликается казахская народная сказка. Есть сказки о животных, фантастические, богатырские, бытовые, сатирические, сказки-анекдоты.

Любят в казахском народе и эпос – поэтические сказания о батырах. Акыны и жырау (сказители), окруженные толпой слушателей, поют о подвигах батыров – Кобланды, Алпамыса, Таргына, Камбара, повествуют о трагической любви юноши Козы и прекрасной Баян, о гордой красавице Жибек, об умной и находчивой девушке Айман и сестре ее Шолпан, попавших в плен к злому Котибару.

Возвращаемся к тексту в учебнике. Ученики выписывают из него словосочетания с наречиями (давно пришло, ярко воплощены, долго живут, часто видоизменяясь, входит глубоко корнями, всегда питает), подбирают к наречиям синонимы и синонимичные выражения.

Члены группы фольклористов с участием всего класса составляют кластеры «Русский фольклор» и «Казахский фольклор», опираясь на текст и устное сообщение. «Поэты» иллюстрируют первый кластер образцами жанров русского фольклора. Это подобранные заранее загадки, небылицы, потешки, пословицы и поговорки, частушки и другие малые фольклорные формы. Учащиеся старались отбирать такие, которые встречали наречия, хотя и не всегда удавалось. Другая группа делает перевод на русский язык произведений разных жанров казахского фольклора, в которых использованы наречия, после чего «языковеды» предлагают всему классу ответить на вопросы о значении смысловых группах наречия, способах словообразования и синтаксической роли. Завершает урок составление диаграммы Вена (групповое задание):





Казахский Русский

фольклор Пословицы фольклор

Айтыс Поговорки Частушки

Бата Скороговорки Потешки

Жоқтау Сказки Былины

Естірту Песни Докучные сказки

Жыр Колыбельные песни Небылицы

... Считалки ...

Дразнилки





На дом учащиеся получили задание написать рассказ об одном из жанров русского или казахского фольклора, используя наречие.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
О фольклоре на уроке русской речи

Автор: Тогаева Бакыт Дюсенбековна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304365

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Открытый урок русской литературы "Календарные обряды. Масленица""
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi_urok_russkoi_litieratury_kaliendarnyie_obriady_maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "353826"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477923140"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Урок русского языка"Диалектные слова" "
    ["seo_title"] => string(40) "urok-russkogho-iazyka-dialiektnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "220750"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434827286"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(91) "dietskii-fol-klor-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "300603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456762794"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по музыке "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-muzykie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "268306"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450613974"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства