Обучение школьников созданию произведений в жанре сказки.
Тимофеева Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 12 г. Лиски
Раздел: преподавание литературы
Формирование речевой культуры - одна из главных задач литературного образования учащихся. Решению ее призваны способствовать специальные уроки. Программа 5 класса требует совершенствовать навыки учащихся в работах повествовательного характера с использованием описания отдельных предметов. Заканчивая по литературе тему «Сказки», мы проводим урок по обучению составлять собственные сказки. Речевые уроки включают в себя речеведческие и литературоведческие сведения, необходимые для формирования понятия о жанре речевого высказывания, занимательный текстовый материал, коммуникативно – речевые задачи, игровые приемы, различные речевые ситуации.
Цель: научить составлять речевые произведения в жанре сказки;
обучить приемам сюжетосложения волшебной сказки ;
формировать понятие о жанре речевого высказывания;
развивать умение работать коллективно;
воспитывать любовь к родному языку.
- Беседа с учащимися.
- Что такое сказка?
- Назовите художественные особенности сказок.
- Что вы знаете о построении сказки?
-Приведите примеры известных вам сказочных зачинов и концовок.
- кто «населяет» сказку?
- Вспомните, какими обычно бывают в сказках Кощей Бессмертный и баба Яга? Добрый молодец и красна девица?
- Давайте составим схему сказочной страны.
(коллективное составление схемы)
сказочные герои
сказочное время действий, сказочное место действий
злые силы «дарители»
трудные испытания СКАЗОЧНАЯ СТРАНА
волшебные дары
особенный язык чудесные превращения
- Знакомство со схемой построения волшебной сказки («карты»
В.Я. Проппа)
- Понаблюдав за жизнью Сказочной страны, мы выделили лишь некоторые ее «правила». Вообще – то таких правил гораздо больше.
Открыл их русский ученый, фольклорист В.Я. Пропп. Все они представляют примерную схему событий волшебной сказки, но не в каждой сказке происходят все события.
Познакомимся со схемой событий волшебной сказки.
1.Предписание или запрет;
2. нарушение;
3.предательство или недостача;
4 отъезд героя;
5 задачи;
6 встреча с дарителем, Волшебные дары;
7 появление противника;
8 борьба;
9 победа;
10 возвращение героя;
11 ложный герой;
12 трудные испытания;
13 узнавание героя;
14 изобличение ложного героя, его наказание;
15 свадьба.
4. Творческая работа. Сочинительство волшебной сказки.
(класс делится на группы)
- Итог урока
Чтение составленных сказок.
Литература:
1.Каманова Т.А. Сочинения различных жанров. – М.: Просвещение, 1997
2. Пранцова Г.В. Литературное и речевое развитие учащихся 5-11 классов: Книга для учителя. – Пенза, 2001