kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение школьников созданию произведений в жанре сказки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение школьников созданию произведений в жанре сказки.

Тимофеева Ольга Владимировна

учитель русского языка  и литературы

МКОУ СОШ № 12 г. Лиски

Раздел: преподавание литературы

Формирование речевой культуры - одна из главных задач литературного образования учащихся. Решению ее призваны способствовать специальные уроки. Программа 5 класса требует совершенствовать навыки учащихся в работах повествовательного характера с использованием описания отдельных предметов. Заканчивая по литературе тему «Сказки», мы проводим урок по обучению составлять собственные сказки. Речевые уроки  включают в себя речеведческие и литературоведческие  сведения, необходимые для формирования понятия о жанре речевого высказывания, занимательный текстовый материал,  коммуникативно – речевые задачи, игровые приемы, различные речевые ситуации.

 Цель: научить составлять речевые произведения в жанре сказки;

            обучить приемам сюжетосложения волшебной сказки ;

            формировать понятие о жанре речевого высказывания;

            развивать умение работать коллективно;

            воспитывать любовь к родному языку.

  1. Беседа с учащимися.

- Что такое сказка?

- Назовите художественные особенности сказок.

- Что вы знаете о построении сказки?

-Приведите примеры известных вам сказочных зачинов и концовок.

- кто «населяет» сказку?

- Вспомните, какими обычно бывают в сказках Кощей Бессмертный и баба Яга? Добрый молодец и красна девица?

 

  1. Давайте составим схему сказочной страны.

(коллективное составление схемы)

                                         сказочные герои

 сказочное время действий,                          сказочное место действий

злые силы                                                                    «дарители»

трудные испытания        СКАЗОЧНАЯ СТРАНА

                               волшебные дары

особенный язык                                                   чудесные превращения

  1. Знакомство со схемой построения волшебной сказки («карты»

В.Я. Проппа)

- Понаблюдав  за жизнью Сказочной страны, мы выделили лишь некоторые ее «правила». Вообще – то таких правил гораздо больше.

Открыл их русский ученый, фольклорист В.Я. Пропп. Все они представляют примерную схему событий волшебной сказки, но не в каждой сказке происходят все события.

Познакомимся со схемой событий волшебной сказки.

 

1.Предписание или запрет;

2. нарушение;

3.предательство или недостача;

4 отъезд героя;

5 задачи;

6 встреча с дарителем, Волшебные дары;

7 появление противника;

8 борьба;

9 победа;

10 возвращение героя;

11 ложный герой;

12 трудные испытания;

13 узнавание героя;

14 изобличение ложного героя, его наказание;

15 свадьба.

4. Творческая работа. Сочинительство волшебной сказки.

(класс делится на группы)

  1. Итог урока

     Чтение составленных сказок.

 

Литература:

1.Каманова Т.А. Сочинения различных жанров. – М.: Просвещение, 1997

2. Пранцова Г.В. Литературное и речевое развитие учащихся 5-11 классов: Книга для учителя. – Пенза, 2001

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение школьников созданию произведений в жанре сказки »

Обучение школьников созданию произведений в жанре сказки.

Тимофеева Ольга Владимировна

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 12 г. Лиски

Раздел: преподавание литературы


Формирование речевой культуры - одна из главных задач литературного образования учащихся. Решению ее призваны способствовать специальные уроки. Программа 5 класса требует совершенствовать навыки учащихся в работах повествовательного характера с использованием описания отдельных предметов. Заканчивая по литературе тему «Сказки», мы проводим урок по обучению составлять собственные сказки. Речевые уроки включают в себя речеведческие и литературоведческие сведения, необходимые для формирования понятия о жанре речевого высказывания, занимательный текстовый материал, коммуникативно – речевые задачи, игровые приемы, различные речевые ситуации.


Цель: научить составлять речевые произведения в жанре сказки;

обучить приемам сюжетосложения волшебной сказки ;

формировать понятие о жанре речевого высказывания;

развивать умение работать коллективно;

воспитывать любовь к родному языку.


  1. Беседа с учащимися.

- Что такое сказка?

- Назовите художественные особенности сказок.

- Что вы знаете о построении сказки?

-Приведите примеры известных вам сказочных зачинов и концовок.

- кто «населяет» сказку?

- Вспомните, какими обычно бывают в сказках Кощей Бессмертный и баба Яга? Добрый молодец и красна девица?


  1. Давайте составим схему сказочной страны.

(коллективное составление схемы)

сказочные герои

сказочное время действий, сказочное место действий

злые силы «дарители»

трудные испытания СКАЗОЧНАЯ СТРАНА

волшебные дары

особенный язык чудесные превращения

  1. Знакомство со схемой построения волшебной сказки («карты»

В.Я. Проппа)

- Понаблюдав за жизнью Сказочной страны, мы выделили лишь некоторые ее «правила». Вообще – то таких правил гораздо больше.

Открыл их русский ученый, фольклорист В.Я. Пропп. Все они представляют примерную схему событий волшебной сказки, но не в каждой сказке происходят все события.

Познакомимся со схемой событий волшебной сказки.


1.Предписание или запрет;

2. нарушение;

3.предательство или недостача;

4 отъезд героя;

5 задачи;

6 встреча с дарителем, Волшебные дары;

7 появление противника;

8 борьба;

9 победа;

10 возвращение героя;

11 ложный герой;

12 трудные испытания;

13 узнавание героя;

14 изобличение ложного героя, его наказание;

15 свадьба.


4. Творческая работа. Сочинительство волшебной сказки.

(класс делится на группы)


  1. Итог урока

Чтение составленных сказок.



Литература:

1.Каманова Т.А. Сочинения различных жанров. – М.: Просвещение, 1997

2. Пранцова Г.В. Литературное и речевое развитие учащихся 5-11 классов: Книга для учителя. – Пенза, 2001


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение школьников созданию произведений в жанре сказки

Автор: Тимофеева Ольга Владимировна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176743

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  учебному курсу «Литературное чтение»  3 класс     2015-2016"
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaiaprogrammapouchiebnomukursulitieraturnoiechtieniie3klass20152016"
    ["file_id"] => string(6) "258970"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448620945"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Воспитание этнокультурной компетентности у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(67) "vospitaniie-etnokul-turnoi-kompietientnosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "198671"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428429996"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Консультация для педагогов на тему: «Развитие связной речи детей с использованием сказок»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_na_temu_razvitie_sviaznoi_rechi_detei_s_ispolzovani"
    ["file_id"] => string(6) "612731"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1662658661"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства