«Обучение грамоте» в 1 классе.
Тема: «Знакомство с буквой Г г».
Яковлева С.В.
-способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения;
-расширить знания детей об окружающем мире.
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1. Организационный момент | Формирование самооценки готовности к уроку | Прозвенел уже звонок. Начинается урок. | Оценивают свою готовность, настрой на работу. | Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. |
Психологический настрой | Создание положительного эмоционального фона | Сегодня такой чудесный день, у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. К нам на урок пришли гости, повернёмся к ним, поприветствуем их кивком головы. | Улыбаются, поворачиваются, кивают гостям головой. | Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия. |
2.Актуализация знаний (подводящий диалог) | Активизировать знания, умения и навыки по теме урока. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке. | Мотивация учебной деятельности. - У вас на партах спрятались буквы из нашей кассы. Найдите их. Какие звуки они обозначают? А какие ещё вы знаете звуки? Чем гласные звуки отличаются от согласных? - На какие группы можно разделить согласные звуки? - Мы вспомнили признаки гласных и согласных, мы умеем различать звуки. Это нужно уметь делать при изучении новой темы. | Дети ищут на партах карточки с буквами. -Согласные. -Гласные. -Гласные поются, во рту нет преграды. При произношении согласных во рту преграда. -Твёрдые и мягкие. | Актуализируются ранее полученные знания, необходимые для понимания новой темы. |
3.Введение в тему урока и постановка учебной проблемы (мотивирующий прием «яркое пятно») | Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности. . | - Узнайте сказочного героя. 1. Как в сказке звали крокодила, который работал в зоопарке? -Вспомните сказку. В сказке небо синее, В сказке птицы страшные. Реченька, спаси меня, Реченька, спаси меня! -Откройте маленькие тетрадочки, переверните страницу. Возьмите фишки. Делаем звуковой разбор слова «Гена». -На доске делает …, а вы проверяйте своего одноклассника, показывайте правильность сигналами. Назовите первый слог. Назовите второй слог. Позовите слово к себе, поставьте ударение. -Звуковой разбор слова гуси делаете самостоятельно. -Кто справится, покажите зелёный сигнал. Проверку разбора слова «гуси» проведём в виде игры «Живые звуки». | Ученики слушают загадки. Отгадывают загадки. -Это крокодил Гена. -Это сказка «Гуси-лебеди». Дети последовательно выполняют действия. (сначала дети на местах выкладывают фишками слово «гуси», затем «живые звуки» - рассказывают «о себе» - дают характеристику «своего» звука) | Проявлять интерес к новому содержанию, понимать учебную задачу, готовность осуществлять ее решение под руководством учителя. Иметь представление о неизученном предметном содержании и способах его применения. |
4.Открытие нового знания | Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы. Решать проблему с помощью выбранного метода. | Упражнение «Самый внимательный» -Назовите в слове «Гена» первый звук. Назовите в слове «гуси» первый звук. Произнесите их тихонько. -Чем отличаются звуки? - Чем похожи эти звуки? -Давайте обозначим звуки буквами. Логическое упражнение «Доскажи предложение». - Закончите предложение словом, где первый звук [г ] или звук [г,]. Машина стоит в … (гараже). Брат хорошо играет на … (гитаре). Мама купила сочные, сладкие … (груши). Под берёзой нашли … (гриб). Папа любит читать … (газеты). | - Они отличаются по твердости - мягкости. - Они обозначаются одной и той же буквой – Г Дети пишут буквы под звуками. Дети подбирают слова. | Проявлять интерес к новому содержанию занятия, понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. |
Физминутка | Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых | Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Посмотрел он вправо, влево, Повороты сделал смело. Пощипал немного пух И с разбега в воду плюх! | | Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. |
5.Первичное закрепление | Решать типовые задания. Закреплять способ их решения. Дифференцированная работа. | - Сейчас мы будем работать по группам. 1. (Хорошо читающие дети) – чтение рассказа Г. Цыферова «Как цыплёнок рисовал» с. 76 (весь текст) - Никита, Полина, Вика, Витя, Женя будут работать в учебнике на с.76. -Что вам надо сделать? 2. (Читающие дети) – работа в тетради «Я учусь писать и читать», с.45 –Что вам надо сделать? - Денис, Дима, Диана, Влада, Костя работают по тетради «Я учусь писать и читать», с.45. 3. (Дети, которые учатся читать) – чтение слогов с буквой Г (пособие «Окошки»). - А что будут делать ребята, которые учатся читать? | Дети работают самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь детям, которые учатся читать. -Надо научиться читать текст так хорошо, чтобы интересно было слушать нашим ребятам. -Вставить пропущенную букву Г, прочитать слова. Остальные ребята работают с «окошками». Дети, которых послушал учитель работают на доске, делят слова на слоги. | Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст. |
6.Применение нового знания | Организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности | -Сейчас я предлагаю вам проверить свою работу. Проверка задания у 1 группы -Давайте определим, что это за текст: рассказ, сказка, стихотворение, загадка? Почему вы так решили? -Какие строки вам подсказали, что это сказка? Что заставило вас улыбнуться? Проверка задания у 2 группы. - Какие новые слова вы встретили в тетради? Проверка работы на доске. -Приготовьте сигналы. Проверим, как ребята разделили слова на слоги. - Замените одним словом слова гул, гам. - Замените близким по значению слово юная. | Чтение текста по цепочке. Слушание чтения текста. -Сказка. -Цыплёнок рисует карандашами. -По усам текло, а в рот ничего не попало. (Гуля – имя девочки, Георгин – название цветка, Горн – музыкальный инструмент) | Успешное применение новых знаний. Определение жанра произведения. Расширение словарного запаса. Умение проверить себя, своего товарища, вовремя показать нужный сигнал. Умение обобщать, подбирать близкие по значению слова. |
7.Итог урока | Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. | - Что нового вы сегодня открыли для себя? - Что повторили из того, что уже знали? - Что было самое интересное для вас? | Высказывания детей. | Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе. |
8.Рефлексия | Формирование ценностного отношения к совместной деятельности. Развитие рефлексивных умений | Что у вас получалось сегодня лучше всего? В чем испытали затруднения? Кому сегодня было легко? Кому было трудно? Кто доволен сегодня своей работой? Как бы вы оценили свою работу? | Самооценка. Высказывания детей. | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. |