kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образы флоры в художественной литературе. Деревья/

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГУ «Средняя школа № 6 ОО акимата г. Костаная»

Класс: 7

Предмет: русская словесность

Учитель: Файзуллина Х.С.

Тема: «Образы флоры в художественной литературе. Деревья» 7 класс

Цель урока:

1. Образовательная:  познакомить учащихся с описанием деревьев в русской поэзии, поэтами, углубить знания учащихся об образах растений в литературе, определить их символику.

2. Развивающая: формировать умение анализировать произведение, сравнивать, делать выводы;  развивать умение публично выступать, участвовать в обсуждении, развивать творческое мышление учащихся.

3. Воспитательная: воспитывать  стремление к гармонии с природой, желание решать, по возможности, экологические проблемы, содействовать  сплочению ученического коллектива, прививать любовь к окружающему нас миру природы, воспитывать  бережное отношение к природе через выразительное чтение и содержание текста.

Тип урока: объяснение новой темы.

Форма урока: работа в творческих группах.

Методы: проблемный, частично-поисковый, иллюстративно-наглядный.

Оборудование: рисунки деревьев, листочки-кластеры,  листы-сообщения, оценочные листы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Поделить класс на группы по 4 человек ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

Игра « Найди пару» Раздать детям карточки с рисунками деревьев.

Организация работы с группами

1. Дети садятся за столы по группам

1 группа Дуб ( биолог, лингвист, актер, литературовед, )

2 группа Тополь ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

3 группа Баобаб ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

4 группа Сирень ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

5 группа Береза ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

2. На столе у каждого лежит текст произведения, бумага для заполнения кластера:

группа

биологи

литературоведы

актеры

лингвисты

Ученики знакомятся с текстом произведения, вопросами, данными в таблице.

2. Учитель: Человек – часть природы. Дмитрий Лихачев писал: « Природа — дом, в котором живет человек». Природу человек воспринимает всеми органами чувств: видит, слышит, чувствует запахи, пробует на вкус и трогает. Но не каждый человек, к сожаленью, относится чутко и бережно к природе. « Человечество – без облагораживания его животными и растениями – погибнет, оскудеет, впадет в злобу отчаяния, как одинокий в одиночестве.» Это высказывание писателя  Андрея  Платонова. Остаться людьми мудрыми и чуткими поможет нам искусство. Для искусства  природа – это образец для вечного подражания, это источник вдохновения. Писатели и поэты – продолжатели дела Природы. Читая их произведения, мы испытываем удивление и восхищение перед совершенством природного мира. Сегодня наша задача: познакомиться  с описанием деревьев в русской поэзии, английский философ Фрэнсис Бэкон сказал: «Человек – служитель и истолкователь природы». Сегодня вы будете истолкователями природы, анализируя поэтические произведения известных поэтов. А темой будет «Образы флоры в художественной литературе. Деревья»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образы флоры в художественной литературе. Деревья/»

Тема: «Образы флоры в художественной литературе. Деревья» 7 класс

Цель урока:

1. Образовательная: познакомить учащихся с описанием деревьев в русской поэзии, поэтами, углубить знания учащихся об образах растений в литературе, определить их символику.

2. Развивающая: формировать умение анализировать произведение, сравнивать, делать выводы; развивать умение публично выступать, участвовать в обсуждении, развивать творческое мышление учащихся.

3. Воспитательная: воспитывать стремление к гармонии с природой, желание решать, по возможности, экологические проблемы, содействовать сплочению ученического коллектива, прививать любовь к окружающему нас миру природы, воспитывать бережное отношение к природе через выразительное чтение и содержание текста.

Тип урока: объяснение новой темы.

Форма урока: работа в творческих группах.

Методы: проблемный, частично-поисковый, иллюстративно-наглядный.

Оборудование: рисунки деревьев, листочки-кластеры, листы-сообщения, оценочные листы.

Ход урока

1. Организационный момент..

2. Поделить класс на группы по 4 человек ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

Игра « Найди пару» Раздать детям карточки с рисунками деревьев.

Организация работы с группами

1. Дети садятся за столы по группам

1 группа Дуб ( биолог, лингвист, актер, литературовед, )

2 группа Тополь ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

3 группа Баобаб ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

4 группа Сирень ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

5 группа Береза ( биолог, лингвист, актер, литературовед)

2. На столе у каждого лежит текст произведения, бумага для заполнения кластера:

группа

биологи

литературоведы

актеры

лингвисты











Ученики знакомятся с текстом произведения, вопросами, данными в таблице.

2. Учитель: Человек – часть природы. Дмитрий Лихачев писал: « Природа — дом, в котором живет человек». Природу человек воспринимает всеми органами чувств: видит, слышит, чувствует запахи, пробует на вкус и трогает. Но не каждый человек, к сожаленью, относится чутко и бережно к природе. « Человечество – без облагораживания его животными и растениями – погибнет, оскудеет, впадет в злобу отчаяния, как одинокий в одиночестве.» Это высказывание писателя Андрея Платонова. Остаться людьми мудрыми и чуткими поможет нам искусство. Для искусства природа – это образец для вечного подражания, это источник вдохновения. Писатели и поэты – продолжатели дела Природы. Читая их произведения, мы испытываем удивление и восхищение перед совершенством природного мира. Сегодня наша задача: познакомиться с описанием деревьев в русской поэзии, английский философ Фрэнсис Бэкон сказал: «Человек – служитель и истолкователь природы». Сегодня вы будете истолкователями природы, анализируя поэтические произведения известных поэтов. А темой будет «Образы флоры в художественной литературе. Деревья»

Флора -ФЛО́РА -ы; ж.Растительный мир, совокупность всех видов растений какой-л. местности или геологического периода. ( из словаря)

3.Перегруппировка

1 стол – биологи, 2 стол – литературоведы, 3 стол – актеры, 4 стол – лингвисты. На новых местах каждый эксперт изучает свой вопрос

1 стол биологи. Материал для ознакомления. Дуб.

Чтение биологической справки: Дуб — род растений семейства буковых. Листопадные или вечнозеленые деревья, реже — кустарники. Тычиночные цветки в свисающих сережках. Плод — желудь, семя с крупными семядолями. Древесина дуба используется в строительстве и мебельной промышленности, в авиации и судостроении. Желуди — корм многих домашних животных, диких зверей и птиц. Чтение сообщения: Во всех странах, где произрастают дубы, их считают священными деревьями. Именно в дубовых рощах стояли святилища и храмы, там и лечили людей. Также дуб способен передать информацию на огромном расстоянии. Дубы считаются единоличниками. Они спокойно растут в одиночестве, не теряя мужества и своей силы.

Береза

Чтение биологической справки: Береза — род листопадных деревьев и кустарников семейства березовые. Общее число видов — около ста или немного больше. Многие части березы используются в хозяйстве: древесина, кора, береста, березовый сок. Почки и листья применяются в медицине. Большинство видов берез — деревья высотой 30 — 45 м. Листья березы по краю зубчатые.

Сообщение : Любой знает: главная красавица в лесу — береза. В старину о березе говорили дерево «об четыре дела». Березовая лучина в старину заменяла электричество. Колеса телеги смазывали березовым дёгтем, чтобы не скрипело. Больных исцеляли отваром из березовых почек. Древние славяне считали березу священным деревом, она была символом света, чистоты и женственности.

БАОБАБ

Чтение биологической справки: Баобаб достигает 30 метров в высоту и более 10 метров в ширину. На земле существует 8 видов баобаба. У баобаба нет годовых колец. Есть мнение, что баобаб может прожить 5 тысяч лет. Большую часть года баобаб стоит с голыми ветвями, поэтому его и называют деревом, которое растет вверх корнями. Плоды баобаба съедобны. Поджаренные семена используют как заменитель кофе. Мякоть плодов высушивают и перемалывают в порошок, из которого изготавливают прохладный напиток «лимонад». Погибает дерево весьма экологично — оно потихоньку проседает и разлагается, превращаясь в гору волокна.

Чтение легенды: Африканская легенда гласит, что творец посадил баобаб в долине реки Конго, но дерево стало жаловаться на сырость. Тогда творец пересадил его на склон Лунных гор, но и здесь баобаб не был доволен. Рассердившись на постоянные жалобы дерева, бог вырастил его и кинул на сухую африканскую землю. С тех пор баобаб и растет вверх корнями.

ТОПОЛЬ

Чтение биологической справки: Тополь — традиционное декоративное дерево. Нет населенного пункта, в котором не росли бы тополя. Крупные двудомные деревья до 40 метров. Плоды с мелкими семенами — «тополиный пух». Большинство тополей светолюбивые. Обычно эти деревья речных пойм, но они могут мириться и с сухими, малоплодородными почвами; имеют исключительную быстроту роста. Отрицательные качества — их сравнительная недолговечность. Ценное качество — устойчивость к дыму и газам, способность убивать болезнетворные микроорганизмы

Чтение легенды о тополе — «Байтерек»: В основе мифических представлений многих народов лежит образ Мирового дерева, организующего своими корнями и ветвями структуру мироздания. И в произведениях русской поэзии дерево часто соединяет небо и землю, все стороны света. Казахам Мировое дерево известно под названием Байтерек (Могучий тополь), четыре ветви которого на каждом ярусе охватывают весь небесный свод, корни его проникают через все уровни Земли до Нижних вод. На вершине пирамидального тополя вьет свое гнездо волшебная птица Самрук. Дерево олицетворяет собой терпение, а этому нужно учиться.

Сирень

Чтение биологической справки: Сире́нь  - род кустарников, принадлежащий семейству маслиновые . Род включает около десяти видов, распространённых в диком состоянии в Юго-Восточной Европе и в Азии. Единого мнения о классификации рода пока не существует. По данным различных источников, род включает от 22 до 36 видов. Все виды сирени отличаются красивыми цветами, почему их и разводят в садах. Особенно сильно распространена сирень обыкновенная— роскошный кустарник, чрезвычайно выносливый, который отлично растёт на открытом воздухе как на юге, так и на севере Европы и украшает весной сады крупными соцветиями своих душистых цветов.

Чтение легенды . Существует скандинавская легенда о происхождении сирени. Скандинавы уверены, что сирень создали солнце и радуга.
Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис (радугу), смешала лучи солнца с пестрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие борозды, на луга, ветви деревьев – и всюду появлялись цветы, а земля ликовала от этой благодати. Так они дошли до Скандинавии, но у радуги осталась только лиловая краска. Вскоре здесь оказалось столько сирени, что Солнце решило смешать краски на палитре Радуги и начало сеять белые лучи, так к лиловой сирени присоединилась белая.

2 стол литературоведы

Материал для ознакомления.

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в усадьбе Новоселке Мценского уезда, Орловской губернии. Поэт, мыслитель, публицист, переводчик. Окончил Московский университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете. В 1840 году он издал отдельной книгой свои первые произведения, в 1883 году выпустил сборник стихотворений, которому дал название "Вечерние огни". (вошло более трехсот стихотворений) Написал стихотворение «Одинокий дуб».

Григорьев Аполлон Александрович, критик, поэт.

Родился в1822 г. в Москве. Окончил юридический факультет Московского университета (1842 г.).

Был главой журнала «Москвитянин» и его ведущим критиком. Главный герой его поэзии — романтическая личность. Самые знаменитые стихи — «О, говори хоть ты со мной…» и «Цыганская венгерка».

Олжа́с Ома́рович Сулейме́нов ( 1936)— поэт, писатель-литературовед, народный писатель.

Окончил Казахский госуниверситет. В 1989 году стал инициатором и лидером народного движения «Невада — Семипалатинск», целью которого было закрытие Семипалатинского ядерного полигона. Написал известную поэму «Земля, поклонись человеку!» и другие произведения.

Кушнер Александр Семенович (р. 1936) - поэт, живет в Петербурге. Закончил филологический факультет Государственного Педагогического института им. Герцена. Десять лет преподавал в школе русский язык и литературу Выпустил сборники стихов "Ночная музыка", "На сумрачной звезде".

Есенин Сергей Александрович (1895- 1925 гг.) Русский поэт.

Родился в селе Константиново Рязанской губернии. В 1912 г. Есенин переехал в Москву. Вскоре выходит первый сборник его стихов — «Радуница». Лучшие произведения Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Признан как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа.

3 стол актеры

Первые шаги к актерству начинаются с обучения того, как выразительно читать стихи.

Памятка выразительного чтения стихотворения
1.Не забудь сообщить автора и название стихотворения.
2. Постарайся понять содержание и настроение стихотворения. Стихотворение нужно почувствовать, проникнуться им, прожить его. Представьте картины, которые бы помогли вам запомнить последовательность изложения мысли.
2. Обрати внимание на знаки препинания. Делай паузы.

4. Подумай, где и какая пауза может быть тобой выдержана при чтении. Для обозначения ударения, пауз, используйте карандаш. Им подчеркните важные слова в строке, которые нужно выделять голосом.
5. В каждой строке стихотворения определи для себя ключевое слово или словосочетание.
6. Не забудь: слушают и то, что ты читаешь, и то, как ты читаешь.
7. При соблюдении этих пунктов слушатели скажут: «Какое интересное произведение! Как ты хорошо, красиво читал!»

4 стол лингвисты

Памятка анализа стихотворения

  1. Тема (о чем стихотворение?)

  2. Какие чувства выражены в стихотворении?

  3. Найдите средства художественной выразительности:

- эпитеты (художественные определения – золотая осень)

- метафоры (пример: горит сердце)

- сравнения (союзы как, словно, будто, пример: мои стихи, как ручьи)

- олицетворение - это присвоение неживому признаков живых существ. Например: уставшая природа; солнце улыбается.

1 группа Дуб.

Анализ стихотворения А. Фета « Одинокий дуб»

Тема. В центре произведения – старый вековой дуб, пленяющий своею мощью, благородством и красотой. Его окружает молодая поросль, которая нуждается в солнечном свете и тянется к небу. Однако могучие ветви дуба-старика заслоняют новые побеги от света. Старик не хочет умирать, так как еще «полон силой молодою» и готов соперничать с собственными внуками не только в мудрости, но и в мощи. Но вместо этого он лишь упорно сбрасывает листья по осени, которые разносятся ветром по всему лесу. Таким образом, дерево посылает весточку своим потомкам о том, что «жив их пращур одинокий», исполненный благородства, силы и удивительной красоты.

Аллегория. В этом стихотворении Фет прибегает к аллегории, сравнивая самого себя со старым дубом. Он точно так же, как и старый дуб, одинок, хотя и находится постоянно среди людей.

Сравнение. Фет сравнивает образ дуба с образом могучего витязя, который только с виду был старый, но был полон сил и не остывал душой. Дуб – это вечное хранилище силы, мужества и упорства, и оно никогда не исчезнет.

Эпитет. Название стихотворения «Одинокий дуб» содержит художественное определение – эпитет «одинокий». Дуб предстает перед нами не только как часть  пейзажа, но и как изображение одинокого  человека, лишенного близких, друзей, взаимопонимания. Эпитеты «изрытую кору», «поблеклые листы» указывают на старость дуба, его силу. Эпитет «мучительный конец» развивает тему старости и смерти. Мысль о конце побеждается мыслью о жизненной силе. Старый дуб «полон силы молодою».  

Метафоры.   «Простор … корней» – очень важная метафора, усиливающая ощущение мощи «старого витязя». « Гнездясь, с пригорка незабудки глядят смелее в даль степей».

Олицетворение. Незабудки  – образ, олицетворяющий юность, незащищенность, чистоту, с одной стороны, и память – с другой стороны. Незабудки  уютно гнездятся в кривых промежутках корней старого дуба. Как будто видишь корявые, выпирающие из-под земли корни дерева и между  ними – веселые, нежно-голубые цветочки. В тени дуба, под  его защитой они чувствуют себя уверенней.

 Финал стихотворения оптимистичен. Звучит тема весны, которая несет мир, обновление. Тема одиночества звучит уже не так трагично, Связь «пращура» с потомками не  разорвана: «… вести на простор широкий …Ко внукам посылаешь ты».

2 группа Тополь.

Анализ стихотворения А.А. Григорьева « Тополю»

Тема: поэт открыл читателю поэтический образ тополя, отметив его отличительные черты - высокий рост, подтянутость, возвышенность.

Эпитеты: серебряный тополь, беззаботно-кудрявая голова, широкая тень, божья роса

Метафоры: роса поит тебя, главой поднялся высоко, небеса глядят.

Олицетворение: ты приветствуешь день, молись ночным небесам.

Аллегория А. А. Григорьев изобразил дерево как равное себе существо. И автору, и тополю тяжело приходится в жизни, силы ветра пытаются склонить и погнуть тополь, но он свеж и здоров, весело шелестит листвой. У тополя можно научиться стойкости, терпению.

3 группа БАОБАБ

Анализ стихотворения О.О. Сулейменова «Слон флоры»

Тема: Баобаб, обитающий в серой степи (саванне), - символ серости и закостенелости. Баобаб имеет громадный внешний облик, поэтому его называют слоном флоры, он опустошает все вокруг себя, не давая произрастать всему живому вокруг себя.

Эпитеты: бетономастный баобаб, опустошитель, упырь земной

Метафоры: вокруг все убил, маскируется под пыль

Олицетворение: полон жизни, дерзок, смел.

Сравнение: водокачка, слон флоры

4 группа Береза

Анализ стихотворения С.А. Есенина « Зеленая прическа»

Тема: Нежная зеленая крона и ствол березы делают ее похожей на девушку, заглядевшуюся в пруд, как в зеркало. Стихотворение построено как диалог лирического героя с деревом. Одна из особенностей лирики Есенина – обращение в начале стихотворения. Здесь автор обращается к дереву, ласково называя его берёзкой. Она нравится ему, напоминает девушку. Лирический герой задаёт вопросы берёзке, а она отвечает ему, рассказывая об окружающем мире. И в вопросах, и в ответах природа живёт. В композиции Есенин прибегает к форме кольца: в начале стихотворения задаёт вопрос – в конце получает ответ. Берёзка объясняет, почему загляделась в пруд – загрустила об уходящем лете, вспомнила о близкой осени.

Эпитеты: тонкая березка, зеленая прическа, девическая грудь.

Олицетворение: шепчет ветер, звенит песок.

Сравнение: косы-ветви

5 группа Сирень

Анализ стихотворения А.С. Кушнера « Сирень» Тема: Перед взором поэта предстает куст сирени у « забора с канавкой», который видится сквозь знаменитую сирень, изображенную художником Кончаловским. ( См.цветную вклейку в учебнике –картина Кончаловского « Сирень»)

Глядя на сирень у забора, невозможно не вспомнить картину художника «Сирень»

Эпитеты: важные пчелы, тяжелая ветвь, допотопная краса

Метафоры: полдень разбит на осколки.

Сравнение: тень, как облако

4. Возвращаются на свои места, обмениваются информацией в группе

( взаимообучение) и заполняют кластер.

5.Выступление представителя каждой группы.

6. Рефлекторно-оценочный этап:

7. Заполнение оценочных листов учащимися.

Фамилия, имя учащегося

Биологи

Актеры


Литературоведы

Лингвисты

Выставление оценок.

Итог урока. Обобщение.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д. Родович.Одушевление неживой природы не является обычным для поэзии приемом олицетворения, а происходит от глубокой уверенности в том, что все в мире имеет одну живую душу.

8. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение ( по выбору)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образы флоры в художественной литературе. Деревья/

Автор: Файзуллина Хания Семиулловна

Дата: 11.02.2016

Номер свидетельства: 291729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Образы флоры в художественной литературе. Деревья/"
    ["seo_title"] => string(51) "obrazyfloryvkhudozhiestviennoilitieraturiedierievia"
    ["file_id"] => string(6) "291728"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455183111"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "поурочное планирование по русской литературе "Образы флоры в русской литературе" (7 класс)"
    ["seo_title"] => string(82) "pourochnoieplanirovaniieporusskoilitieraturieobrazyfloryvrusskoilitieraturie7klass"
    ["file_id"] => string(6) "284806"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454048985"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Путешествие на Олимп внеклассное занятие по литературному чтению "
    ["seo_title"] => string(76) "putieshiestviie-na-olimp-vnieklassnoie-zaniatiie-po-litieraturnomu-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "225739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1439843741"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Практико- ориентированный проект "Проблемы экологии языком искусства""
    ["seo_title"] => string(71) "praktiko-oriientirovannyi-proiekt-probliemy-ekologhii-iazykom-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "269734"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450893944"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства