Место работы: г. Аркалык, ГУ "Общеобразовательная средняя школа №2"
Должность: учитель русского языка и литературы
Категория: высшая
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
I. Вызов (5мин)
Приветствие класса.
Психологический настрой
Физминутка «Космический бинокль».
Деление на группы (на репродукции картины помещены символы листьев)
Приветствуют учителя.
Учащиеся делают движения, о которых говорится в физминутке.
Учащиеся формируют группы в соответствии с символами листьев ( на обратной стороне листьев написаны слова:дуб, береза; и определяют свой номер на матрице успеха).
Просмотр слайдов «Березовая роща», «Дубрава».
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Ответы учащихся.
Выход на тему урока.
Учащиеся смотрят слайды, отвечают на вопросы учителя и определяют тему урока.
II. Осмысление
(35 мин.).
III. Рефлексия (5 мин)
1.Работа учащихся в группах
Кластер ассоциаций (групповая работа по составлению кластеров: дуб, береза
Спикер группы защищает кластер.
2. Стратегия «постер». Чтение текста 1группа-§1
2группа-§2 после чтения текста учащиеся изображают символику дуба и березы в фольклоре и литературе на постерах
1 группа – Царь лесного царства
2 группа – Береза белая, подруга
Защита постеров от групп.
3.Работа учащихся в группах.
Учащиеся читают художестенный текст из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (фрагмент).
Задание группам:
Найдите описание дуба в наале мая,в начале июня.
Составьте «тонкие» вопросы
Кто…
Что…
Какой…
Чей…
Сколько…
Как…
Куда…
Откуда…
Где…
4. Составить синквейн индивидуально:
1 группа - Дуб
2 группа – Береза
Учитель предлагает самостоятельно оценить свою работу на уроке.
Учащимся предлагается заглянуть «в себя» (если вы довольны своей работой на уроке, то возьмите красный лист, если вы испытывали затруднения возьмите зеленый лист, ну а если у вас было много затруднений, возьмите желтый лист и поместите эти листья на репродукцию картины.
Домашнее задание:
Описать картину «Дуб» И.Левитана
Учащиеся работают в группе по составлению кластера.
После обсуждения в группе оценивают работу каждого на матрице успеха.
После защиты постеров оценивают работу каждого на матрице успеха
Самостоятельно читают текст параграфа, затем работают в группе
Учащиеся защищают постеры от групп.
Учащиеся читают самостоятельно текст, находят описание дуба, работают в группе, составляя тонкие вопросы. Защищают свою работу, задавая вопросы противоположной группе.
Оценивают работу каждого, выставляя символ листа на матрицу успеха.
Работают индивидуально, зачитывают синквейн, оценивают свою работу самостоятельно на матрице успеха.
Учащиеся самостоятельно подводят итог своей работы, глядя на матрицу успеха, выставляют себе оценку.
Учащиеся рефлексируют сами.
РЕФЛЕКСИЯ.
Организационный момент урока литературы в 7 «б» классе на тему: «Образы флоры в русской литературе» был начат с физминутки «космический бинокль». Физминутка положительно психологически настроила класс на урок. Далее по ключевым словам учащиеся сформулировали тему урока.
Группы формируются в соответствии с символами листьев, помещенных на репродукции картины «Лес». Учащиеся образовали две группы: «Дуб» и «Береза» На столах соответствующие карточки с цифрами 1 и 2. Номер, выбранный учащимися,стал кодовой цифрой на «Матрице успеха».
На этапе проверки домашнего задания учащиеся зачитывают домашнее сочинение, сопровождая рисунком. Свою работу на этом этапе каждый ученик оценивал сам в соответствии с критериями и символ листа помещал на «Матрицу успеха».
На этапе вызова использую ИКТ – слайды «Березовая роща», «Дубрава».
Ресурсы, используемые на этих этапах, тематически взаимосвязаны. Поэтому многие учащиеся класса уже на организационном этапе начинают понимать, о чем будем говорить на уроке.
Таким образом, использую технологию проблемно-диалогического обучения и на организационном этапе, и на этапе вызова. Эта технология позволяет активизировать знания учащихся. При проблемном введении учебного материала методика постановки проблемы позволяет учащимся самим сформулировать тему урока, тем самым гарантирует появление познавательной мотивации учащихся.
Формирование новых знаний учащихся на этапе осмысления осуществляла через внедрение новых подходов: организацию групповой работы, , самонаправленность учащихся в процессе выполнения заданий. С помощью приема «кластер» учащиеся работают в группе, создавая «кластер ассоциаций». Работу каждого обсуждают в группе в соответствии с критериями, результат – на «Матрице успеха». Учащиеся индивидуально поработали с текстом учебника по соответствующей проблеме. Затем в условиях группы учащиеся работают с текстом учебника, рассматривая символику леса в мифологии. Учащиеся обменялись идеями и мнениями, обсудили и оценили идеи друг друга и пришли к совместному мнению. Это коллективное знание и понимание оформили на постере. Используя навык взаимооценивания оценили работу каждого, результат – на «Матрицу успеха»
При выполнении 3-го задания – чтение фрагмента из романа Толстого «Война и мир» (описание дуба) учащиеся работали в группах и осуществляли взаимопроверку. Находили описание дуба – 1 группа (дуб в начале мая). 2 группа (дуб в начале июня). После этого каждый индивидуально составил синквейн «Дуб». Работу каждый оценил самостоятельно, результат – на «Матрицу успеха»
При выполнении этих заданий учащимся приходилось собирать соответствующую информацию, рассуждать, формулировать выводы. Это говорит о внедрении модуля критического мышления.
Методы и ресурсы, используемые на уроке, старалась подбирать тематически взаимосвязанные, с учетом возрастных особенностей учащихся, а также, чтобы учебное занятие было интересно и увлекательно для учеников. Учебный процесс старалась построить, как исследовательскую, поисковую деятельность. В группах многие учащиеся чувствовали себя увереннее, старались не подвести свою команду, присутствовал здоровый дух соревнования.
На этапе подведения итогов урока учащиеся говорили о символике дуба и березы в литературе
После выполнения всех видов заданий и подведения итога урока ребята получили рекомендации по выполнению домашнего задания (описать дуб по картине И.Левитана)
Этап рефлексии дал учащимся возможность оценить свою работу на уроке (символы листьев : красный, зеленый, желтый.)