Создание проблемной ситуации | Учитель: -Оправдал ли шут надежды Петра? Дополнение учителя: Правильно. Говорят, Пётр Первый рассердился на шута за эти слова. -Что говорили в народе о Петербурге? -А что положительного о городе сказано Балакиревым? -Кто из русских писателей создал образ Петербурга на страницах своих произведений? -На какую тему мы могли бы побеседовать, обратившись к творчеству Н.В. Гоголя? Посмотрите на иллюстрацию (на доске), она поможет определить тему урока. -А о чем мы могли бы поговорить, перелистав страницы повести «Шинель»? (Вам поможет в этом иллюстрация). -Итак, какова тема урока? Учитель: - Надеюсь, вы согласны, что, Петербург - город величественных дворцов, город красоты, город-музей. Но мы знаем, что многие писатели показывали в своих произведениях другой Петербург. Он изображался как противоречивый город, в котором произошло много трагических событий. Мы можем предположить, что Петербург, изображенный в повести "Шинель" Н.В. Гоголя - совершенно особенный. Попробуйте сформулировать ЦЕЛИ нашего урока Учитель: Да, мы сегодня расширим и углубим сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, о его произведении «Шинель» и о том, как представлен образ Петербурга в данной повести. Каждый из вас сможет проявить свои знания в том или ином виде работы и добиться положительных результатов. Также рассмотрим вопрос о том, что за великолепием и пышностью выступает другой Петербург — город мелких чиновников, мастеровых, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола, что такой жертвой является и Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель». | Учащиеся: -Нет, не оправдал, сказал ему своё мнение и мнение народа, которое не понравилось царю. -Говорили, что Петербург – суровый, жестокий город. -В Петербурге было много горя, боли, неприятного испуга. -Это большой город на берегу моря, он мощный, влиятельный. -А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В. Гоголь. -О жизни Н.В. Гоголя в Петербурге, о том, что столица его разочаровала, о том, что писатель испытывал денежные затруднения, что именно здесь Гоголь делает первые литературные пробы. -О трудной жизни главного героя в большом городе. Об одиночестве героя. Записывают в тетрадях число, тему урока: «Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Шинель»». Формулируют цели урока (по сложившемуся алгоритму) -Знакомство с новыми фактами из жизни автора (его жизнь в Петербурге), историей создания произведения. - Выявление особенностей изображения Петербурга в повести "Шинель". -Изображение социального портрета огромного города, в котором совершается гибель "маленького человека", происходящая из-за двойственной, обманчивой природы этого города. | (Слайд№2) (Слайд№ 3) |
Обращение к имеющимся знаниям обучающихся | «Мозговой штурм» (блиц-опрос с последующей самопроверкой заданий) по творчеству Н.В. Гоголя. Дано утверждение, вам необходимо ответить одним слово «да» или «нет». Критерии оценки: за пять – шесть правильных ответов вы можете получить «3», за семь – восемь правильных ответов - «4», за 9 - 10 правильных ответов - «5». Вопросы – утверждения: 1.Верно ли то, что зимой 1828 года Н.В. Гоголь приезжает в Петербург? (слайд№4) 2.Правда ли, что Гоголь мечтал о хорошей комнате, а поместиться ему пришлось в комнате с низкими потолками? (слайд№5). 3. Правда ли, что Гоголь сдал в печать свою поэму «Ганс Кюхельгартен», которую написал в Нежинской гимназии, а утром проснулся известным писателем? (слайд№6) 4. Правда ли, что в конце 1829 года Гоголь начинает служить в департаменте Министерства внутренних дел и сразу становится помощником столоначальника? (слайд№7) 5.Правда ли, что Гоголь в Петербурге в 1830 году печатает «Вечер накануне Ивана Купала», после чего знакомится с Пушкиным? (слайд№8) 6. Правда ли, что сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1830- 1832) был подарен Гоголю Пушкиным? (слайд №9) 7.Правда ли, что жанр произведения Гоголя «Мёртвые души» - поэма? (слайд№10) 8.Правда ли, что в июне 1834 года он не был определён адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт- Петербургском университете? (слайд№11) 9. Правда ли, что Гоголь несколько раз сжигал второй том «Мертвых душ»? (слайд№12) 10. Правда ли, что Гоголь умер в Петербурге 21 февраля 1852 года? (слайд№13) | Ответы на вопросы: «да» или «нет» в порядке их поступления. (Работа ведётся в тетрадях) Самопроверка ответов по творчеству Гоголя Выставление результатов и оценок в оценочный лист. Каждый правильный ответ – балл. Оценка Баллы «2» - менее 5 баллов «3» - 5-6 баллов «4» - 7-8 баллов «5» - 9-10 баллов | (Слайды №№ 4-13) Слайды №14,15 |
Поиск ответов на поставленные проблемные вопросы | Сообщение заранее подготовленного учащегося по теме «Образ Петербурга в русской литературе». Задание учащимся: прослушайте сообщение, ответьте на проблемные вопросы: -Кого и почему называют в русской литературе «маленьким человеком»? -Какова роль Петербурга в развитии образа «маленького человека»? Тезисы сообщения: Одним из первых затрагивает эту тему Пушкин. Его герой Евгений («Медный всадник») - «маленький человек» - живёт в Петербурге и на себе испытывает сложности суровых будней. Подзаголовок поэмы («Петербургская повесть») Ф.М. Достоевский продолжил традиции Пушкина и Гоголя: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя…» – слова Достоевского подтверждаются произведениями «Бедные люди», «Неточка Незванова», «Преступление и наказание». Самого Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота. У Н. В. Гоголя «маленький человек» целиком ограничен своим социальным статусом. Акакий Акакиевич производит впечатление человека не только забитого и жалкого, но и вовсе недалекого. У него, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания шинелью. И только одно чувство в нем огромно – это страх. В этом, по Гоголю повинна система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения и оскорбления, а больше от страха перед мощью огромного города - Петербурга. Тема открыла дорогу изображению «последователей» Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в «маленьком человеке» своего «маленького» героя, «своего брата» с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства. Важно, что русские писатели извлекли из повести Гоголя глубокие нравственные уроки, уроки любви к человеку. Все они стремились показать, что в обстановке жестокости, равнодушия большого города обстановке невозможна полноценная жизнь людей, возможно лишь бесцельное и бесполезное существование. -Кого и почему называют в русской литературе «маленьким человеком»? --Какова роль Петербурга в развитии образа «маленького человека»? | Слушают сообщение подготовленного учащегося. Отвечают на проблемные вопросы: - «Маленькими людьми» называют тех, кто не привлекает внимание окружающих; это забытые всеми, униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. - Петербург – самостоятельный герой повести, неприятный, а порой враждебный, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: страх перед мощью Петербурга – основное чувство многих «маленьких людей». | Слайды №16-17 |
Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы | 1.Работа с таблицей «Композиция образа «маленького человека» (на партах у учащихся) -Внимательно рассмотрите таблицу (на партах) и скажите: Как складывается образ «маленького человека» в русской литературе? Композиция образа «маленького человека» Внутренние силы | Внешние силы | «идея» «бунт» наказание, расплата (чаще – гибель) | происхождение социальное положение отношение других, среда город, государство, стихия | -Какая из внешних сил будет рассматриваться нами сегодня на уроке особенно внимательно? 2.Учитель- Давайте проанализируем компоненты образа «маленького человека» на примере жизни гоголевского героя – Акакия Акакиевича Башмачкина. Поговорим о роли Петербурга в его жизни и об отношении к этому городу самого писателя. Индивидуальное задание – работа с литературоведческим и толковым словарями над терминами: обобщение, детализация, юмор, ирония, сарказм, гротеск, абсурд, каламбуры (один обучающийся) и над примерами из текста данных приемов (второй обучающийся) 3.Проблемное задание для всех учеников Перед вами два высказывания Н.В. Гоголя о Петербурге (слайд №19). Прочитайте, сравните их. Дополнение учителя: Санкт-Петербург у Н.В. Гоголя многолик, изменчив. Если в «Ночи перед Рождеством» город выглядит скорее сказочным, волшебным, то в «Шинели» и «Ревизоре» образ города предстаёт вполне реалистичным, полным контрастов. Во многом Гоголь видит Петербург таким, каким увидел его ранее и А.С. Пушкин: Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит. 4. Самопознание. Краткий анализ «Петербургских повестей». Учитель: “Петербургские повести” Гоголя – новый шаг в развитии русского реализма. Это необыкновенная книга: в ней содержится литературный портрет одного из самых таинственных городов мира, созданный гениальным пером одного из самых загадочных и проницательных писателей. Задание: используя материал слайда №19, хронологическую таблицу, оформленную вами на предыдущем уроке по материалу учебника, ответьте на вопросы: -Как долго писатель работал над сборником «Петербургские повести»? -Какие повести вошли в этот цикл? -Что их объединяет? 5. Обращение к имеющимся знаниям обучающихся и расширение знаний (проблематика, идея) по повести Н.В. Гоголя «Шинель». 1) Фронтальный опрос Учитель: -Давайте вспомним: -Какова тема повести Гоголя «Шинель», и кто из писателей обращался к ней до Гоголя? -Что вы можете сказать о главном герое повести – Акакии Акакиевиче Башмачкине? -Какова роль шинели в повести? 6. Выявление личностного отношения к изучаемому материалу при помощи приема «двойной дневник» и ответов на вопросы учителя. Заполните таблицу (на партах у учащихся). Что положительного и что отрицательного принесла шинель герою? + | - | 1. | 1. | 2. | 2. | 3. | 3 | 4. | 4. | Учитель: Итак, главный герой повести «Шинель» умирает. -Почему герой умер? -Как автор помогает нам ответить на эти вопросы? -Вы согласны с позицией автора? 7) Извлечение готовых знаний из сообщений учащихся, работающих по индивидуальному заданию, и оформление их. Обсуждение услышанного. Учитель: Вам предлагается прослушать сообщения учащихся, работающих индивидуально, сделать краткую запись в тетради в свободной форме и ответить на вопрос: Помогают ли примеры художественных приёмов и средств, приведённых из текста, глубже понять поставленные нами цели урока? (слайд №4) Первый учащийся даёт толкование с определением которых он работал с литературоведческим и толковым словарями над терминами: обобщение, детализация, юмор, ирония, сарказм, гротеск, абсурд, каламбуры; второй учащийся приводит примеры из текста. Ответьте на вопрос: - Помогли примеры художественных приёмов и средств, приведённые из текста, глубже понять поставленные нами цели? -Дополнение учителя: Повесть Гоголя наполнена символическими образами, помогающими наиболее ярко раскрыть основную идею произведения - черствость, равнодушие, бездеятельность властей по отношению к простому человеку, живущему в большом городе. | - Комментируют элементы композиции образа «маленького человека», делают вывод о том, что образ складывается из взаимодействия внутренних и внешних сил. Обобщение: одной из внешних сил является Петербург, город, в котором по-разному живут люди, именно этот вопрос нас интересует больше всего. Индивидуальная работа с литературоведческим и толковым словарями, текстом повести «Шинель» (двое учащихся). Делают вывод: Жизнь Гоголя в Петербурге сложилась трудно, он видел, как здесь процветают роскошь и нищета, дворцы и трущобы. В то же время именно в Петербурге произошло становление писателя, признание его творчества. Учащиеся «добывают» знания и отвечают на вопросы. «Петербургские повести» создавались с середины 1830-х до начала 1840-х годов. «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» были напечатаны в 1835 году в гоголевском сборнике «Арабески»; «Нос» был опубликован А.С. Пушкиным в третьем томе его журнала «Современник» за 1836 год; в 1842 году выходит первое собрание сочинений писателя, где появилась знаменитая «Шинель». Объединяет все повести то, что они написаны на петербургскую тему. Примерные ответы на вопросы: -Повесть «Шинель» продолжает одну из главных тем русской литературы 19 века, поднятую Карамзиным и Пушкиным, тему «маленького человека». -Это мелкий чиновник, переписчик бумаг, одинокий, забитый жизнью человек. -Автор показывает, как преображается человек, пусть самый ничтожный и незаметный, никому ненужный и никем не замечаемый, если у него появляется смысл жизни - новая шинель. -Проблематика повести «Шинель» Гоголя заключается в постановке и раскрытии вопроса о человеческом достоинстве «маленького человека». -Идея гоголевской «Шинели» в том, что писатель показал несправедливость и жестокость общества относительно «маленьких», но честных и добросовестных людей, живущих в большом городе. Заполняют таблицу, отвечают на вопросы, выражая личностное отношение к вопросу (примерные ответы): + | - | 1.Стал ближе к обществу | 1.Забросил работу | 2.Стал заметнее (о нем заговорили) | 2.Стал делать ошибки | 3.Стал увереннее | 3.Испытал потрясение от встречи со «значительным лицом» | | 4.Умер | -В Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали – за то, какая на нем шинель. Потеря шинели привела героя к смерти. -Автор, показывая трагический образ героя, изобразил и положительные, и отрицательные черты героя. Он сочувствует Башмачкину. -Учащиеся дают ответы на поставленный вопрос, поясняют свою точку зрения. Сообщения учащихся (представляют материал параллельно: термин-пример). Остальные учащиеся производят запись в тетрадь (в свободной форме –запись о художественных приёмах и средствах). Обобщение «Поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города». «Так уж на святой Руси все заражено подражанием, всякий дразнит и корчит своего начальника». Детализация «И прежде всего бросился в глаза большой палец, очень известный Акакию Акакиевичу, с каким-то изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи череп» Юмор, ирония, сарказм «Как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу». Гротеск и абсурд, каламбуры «Поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого, и наказать его». «Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом». Учащиеся высказывают своё мнение. | Слайд №18 Слайд №19 Слайд №20 Слайд №4 Слайд №4 |
Этап закрепления полученной информации через самовыражение и самооценку. | 1.Самостоятельная работа№1 – на партах (с последующей самопроверкой). Тест 1.Петербург в повести «Шинель» изображён, как нечто: а) романтическое, б) сентиментальное, в) реалистическое. 2. Главная тема произведения: а) тема человеческого страдания, б) жизнь мелкого чиновника в Петербурге, в) отношения между бедными и богатыми. 3. В какой части Петербурга живёт Акакий Акакиевич? а) в самой бедной, темной, убогой б) в богатой, роскошной, праздничной в) между богатым и бедным районами. 4. Есть в Петербурге сильный враг всех, кто получает четыреста карбованцев в год жалования, это: а) северный мороз, б) сильный ветер, в) жгучее солнце. 5. Главный вывод автора: а) «маленький человек» достоин уважения, б) он продукт бесчеловечного государства, в) он сам виноват в своей «малости». 2.Самостоятельная работа №2 с последующей самопроверкой. Вам предлагается самостоятельно поработать над составлением таблицы по теме «Петербург и его герои в повести Гоголя»; (у каждого на партах лежат распечатанные таблицы, которые нужно заполнить, используя текст произведения, хрестоматия). Вам необходимо выбрать слова – образы, слова – характеристики по следующим пунктам: 1) Действующие лица, помогающие раскрыть образ Петербурга: а) изображение людей б) природные явления в) сам Петербург 2) Место и время действия, пространство города Дополнение учителя: обезличенный, каменный; не сочувствует, лжёт, убивает. Самостоятельная проверка работы, выполненной в таблице по данным критериям, которые помещены в таблице и дублируются на слайде. Учитель: Если у вас возникли вопросы и что-то осталось непонятым: задайте, пожалуйста вопросы. На них отвечу вам я или кто-нибудь из учащихся. Выразите своё отношение к тому, о том, каким изображён Петербург в повести Гоголя «Шинель». | Работа над вопросами теста. Учащиеся отмечают в листе с тестом (распечатаны, находятся на партах) правильные ответы. Проверка выполненного теста и выставление оценок в оценочный лист. Критерии оценки: «5» -5 правильных ответов; «4» - 4 правильных ответа; «3» - 3 правильных ответа; «2» - один-два правильных ответов. Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – в; 4 – а; 5 - а Самостоятельная работа учащихся, заполнение таблицы (приложение№2). Текст повести – в хрестоматии по литературе. Примерные ответы для самопроверки даны с обратной стороны таблицы (приложение№3) Примерные ответы: -нет лиц, нет имен; в повести действуют шляпки, шинели, мундиры, кареты, сама шинель, значительное лицо и фантастический мертвец; -петербургский мороз, ветер, стихия; -темные лестницы, мрачные улицы, многоквартирные дома, сам город; отдельное государство; -нет конкретного департамента, нет времени, все предопределено суровыми условиям жизни; это страшная сила, серая, мрачная, повелевающая людьми; всё погружено в безмолвие. Самопроверка работы и выставление оценок в оценочный лист. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Критерии оценки: «5» - 16-18 баллов; «4» - 13-15 баллов; «3» - 9-12 баллов. -Задают вопросы, получают ответы на них. Выражение своего мнения по поводу того, как изображён Петербург в повести Гоголя. | Слайд №21 (проверка ответов на вопросы теста) Слайд №22 |
Целостное осмысление полученной информации. Обобщение материала и выводы. | Целостное осмысление полученной информации: обобщение, выводы по теме «Образ Петербурга в повести Гоголя «Шинель» Слово учителя: Гоголь показал в повести «Шинель» мир чиновников Петербурга, в котором развивается конфликт произведения. В то же время мы видим, как сам Петербург становится самостоятельным персонажем. Тема «маленького человека» родилась именно в петербургском климате, который ускорил смерть чиновника. Гоголь показал и жизнь высшего сословия, которого не трогает жизнь простого человека. О людях здесь судят не по их нравственным качествам: чем выше их положение, чем они богаче, тем лучше выглядит мех на их пальто, тем более уважаем человек в Петербурге!!! Становится ясно, что Петербург – город контрастов и противостояния. Причиной несчастий героя становится даже погода Петербурга, петербургский ветер, мороз, площади, улицы – всё это участники трагедии, которую описывает Гоголь. Гоголь показывает, что Петербург влияет на жизнь людей, часто даже управляет ею. Ответьте на вопрос: Какие выводы по теме «Образ Петербурга в повести Гоголя «Шинель». Учитель: - Вы молодцы, сумели точно определить главное в поученной информации и сделать выводы. | Учащиеся осмысливают полученную на уроке информацию, формулируют её обобщение, записывают краткие выводы в тетради. Постепенно Петербург становится самостоятельным персонажем. Петербург – город резких контрастов и противостояния. Петербург влияет на жизнь людей, часто даже управляет ею. | Слайд №23 |
Рефлексия. Выслушивание различных точек зрения. Контроль. | О чём мы с вами говорили сегодня на уроке? Кто из русских писателей прежде обращался к теме «маленького человека»? Итак: Всё поменялось местами: форма и содержание, внешнее и внутреннее. Ценность человека зачастую определяется по внешним данным – одежде, чину, дому… Гоголь же взывает: нет ничего ценнее человека! Мы скорбим не только о Башмачкине, о его личной смерти, не только о несостоявшейся личности… Мы скорбим о гибели самого звания человека, когда людей делят на «маленьких» и «значительных». Вы согласны с таким утверждением? Учитель комментирует устные ответы учащихся; предлагает подвести итог и выставить в оценочных листах отметку за урок. -Учитель: Благодарю вас за активное участие в уроке, если у вас есть неверные ответы: ничего страшного. На следующих уроках мы вернёмся к работе над этими заданиями. | - Мы говорили о том, как изображён образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Шинель». - В русской литературе тема «маленького человека» впервые была намечена в произведениях писателей конца XVIII— начала XIX века. Например, центральной героиней повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» является небогатая и незнатная девушка с чувствительным сердцем и доверчивой душой. В 1830 году появляются в печати пушкинские «Повести Белкина». В одной из этих повестей — «Станционный смотритель» — тема «маленького человека» рассматривается в психологическом, социальном и философском аспектах. Да, актуальна. Башмачкин, который пострадал не только от Значительного лица, но и от сослуживцев, надсмехающихся над ним, постоянно как бы говорил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “И так во всем: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить. -Да, достигли, мы вспомнили основные события жизни и творчества Н.В. Гоголя, связанные с Петербургом; вели разговор об изображении этого города в повести «Шинель»; узнали об освещении данной темы в русской литературе. Обмениваются мнением о полученной в процессе работы информации, высказывают собственную позицию относительно итогового утверждения, представленного учителем. Соотносят полученную информацию с имеющимися знаниями. Выставляют оценки за урок в оценочные листы, сдают их учителю. | Слайд №24 Слайд №25 |