kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является расширение и углубление сведений о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, анализ повести "Шинель". Рассмотрен вопрос о том, как представлен в повести образ Петербурга и каково его влияние на жизнь "маленького человека".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Шинель»»

КОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г. Омска

Конспект урока «Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Шинель»»

Учитель: Савельева Л.И.

Предмет, класс

Литература, 9 класс

УМК

Учебник – хрестоматия «Литература. 9 класс». Авторы: Т.Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, С.А. Леонов, Н. А. Демидова, О. Б. Марьина (8-11 кл.). Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, Дрофа, 2011 год

Программа

Программа по литературе для образовательных учреждений - VIII-XI классы – Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, С.А. Леонов, Н.А. Демидова, О.Б. Марьина - М.: Дрофа, 2011

Тема урока

Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Урок по счёту

В КТП №43, в теме «Творчество Н.В. Гоголя» - №6

Тип урока

Урок - обобщение и углубление знаний

Технология

Личностно – ориентированного обучения.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, иллюстрация.

Методы, используемые на уроке

  • объяснительно-иллюстративный (анализ произведения; ответы на вопросы. работа с таблицей, иллюстрацией, материалом презентации)

  • частично - поисковый (прием «двойной дневник»; самостоятельная работа; ответы на вопросы теста)

Цель урока

Расширить и углубить сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя в Петербурге, произвести анализ повести «Шинель», рассмотреть вопрос о том, как представлен образ Петербурга в данной повести и о его влиянии на «маленького человека».

Задачи урока:

1) Обобщить, систематизировать и углубить знания о жизни Н.В. Гоголя в Петербурге.

2) Проанализировать произведение Н.В. Гоголя "Шинель", выявить особенности изображения Петербурга в повести, проследить, как представлен социальный портрет огромного города, в котором совершается гибель «маленького человека».

3) Сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях текста повести «Шинель», научить их связывать частное с общим, видеть отражение идеи произведения в отдельных образах, деталях.

4) Формировать умение работать с текстом изучаемого произведения, самостоятельно находить необходимый материал, систематизировать его, обобщать и делать выводы.

5) Развивать познавательную активность учащихся; повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности через использование ИКТ.

6) Ориентировать учащихся на гуманное отношение к людям, формирование чувства сострадания к «маленьким людям», создание творческой атмосферы, основанной на самоуважении и взаимоуважении.


Характеристика учебной группы 9а класса



Открытый урок по теме «Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Шинель» был дан в 9а классе для учителей вечерних школ закрытого типа и работников УФСИНа.

В 9а классе 13 обучающихся, один из них находится в СУСе, куда передаются задания и где с ним по возможности занимаются учителя. На уроке присутствовало двенадцать обучающихся. Трое из них обладают способностями выше среднего. Они работают на занятиях активно и плодотворно, могут давать полные, содержательные ответы на поставленный вопрос, умеют определять проблему текста и организовывать свою деятельность самостоятельно. Достаточно часто эти обучающиеся получают за работу на уроке оценку «4».

Остальные обучающиеся обладают средними способностями. Эти учащиеся могут отвечать на вопросы, но не всегда их ответы полные и основательные. Затруднения вызывают те вопросы, которые требуют логического мышления, знания материала повышенного уровня.

В целом же, состояние учебной деятельности удовлетворительное. Уровень учебных знаний и навыков учащихся можно охарактеризовать как средний.

Домашние задания в средней школе №1 с очно-заочной формой обучения не предусмотрены. Именно поэтому обучающимся в процессе урока необходимо давать как можно больше сведений. В этом классе в течение предыдущего учебного года сложилась рабочая обстановка, что способствует участию каждого обучающегося в усвоении и закреплении знаний (хотя состав группы поменялся в течение года на 50%).

Краткая информация о проведённом уроке помещена на официальном сайте ИК-6 при УФСИН России по Омской области (февраль 2015 года).
















Структурные элементы урока, цели

Деятельность учителя

Работа учащихся

Приложение№1 (25 слайдов)

Организационный этап


Приветствие

Знакомство с оборудованием и материалами к уроку. Учитель обеспечивает положительную обстановку на уроке: психологический настрой, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности, выражает надежду на то, что все они активно включатся в учебную деятельность.

Подготавливаются к занятию.


Актуализация знаний

Вступительное слово:

Существует исторический анекдот о том, как Петр Первый спросил у своего любимого придворного шута Балакирева, что говорят в народе о Петербурге. Пётр ожидал, видимо, услышать нечто для города и для себя лестное. Шут же ответил царю так:

С одной стороны - море,

С другой горе,

С третьей мох,

А с четвертой ох.

Слушают слово учителя.


Создание проблемной ситуации

Учитель:

-Оправдал ли шут надежды Петра?


Дополнение учителя: Правильно. Говорят, Пётр Первый рассердился на шута за эти слова.

-Что говорили в народе о Петербурге?




-А что положительного о городе сказано Балакиревым?


-Кто из русских писателей создал образ Петербурга на страницах своих произведений?

-На какую тему мы могли бы побеседовать, обратившись к творчеству Н.В. Гоголя? Посмотрите на иллюстрацию (на доске), она поможет определить тему урока.

-А о чем мы могли бы поговорить, перелистав страницы повести «Шинель»? (Вам поможет в этом иллюстрация).



-Итак, какова тема урока?



Учитель:

- Надеюсь, вы согласны, что, Петербург - город величественных дворцов, город красоты, город-музей. Но мы знаем, что многие писатели показывали в своих произведениях другой Петербург. Он изображался как противоречивый город, в котором произошло много трагических событий. Мы можем предположить, что Петербург, изображенный в повести "Шинель" Н.В. Гоголя - совершенно особенный.

Попробуйте сформулировать ЦЕЛИ нашего урока













Учитель: Да, мы сегодня расширим и углубим сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, о его произведении «Шинель» и о том, как представлен образ Петербурга в данной повести. Каждый из вас сможет проявить свои знания в том или ином виде работы и добиться положительных результатов.

Также рассмотрим вопрос о том, что за великолепием и пышностью выступает другой Петербург — город мелких чиновников, мастеровых, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола, что такой жертвой является и Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель».

Учащиеся:

-Нет, не оправдал, сказал ему своё мнение и мнение народа, которое не понравилось царю.


-Говорили, что Петербург – суровый, жестокий город.

-В Петербурге было много горя, боли, неприятного испуга.

-Это большой город на берегу моря, он мощный, влиятельный.


-А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В. Гоголь.

-О жизни Н.В. Гоголя в Петербурге, о том, что столица его разочаровала, о том, что писатель испытывал денежные затруднения, что именно здесь Гоголь делает первые литературные пробы.

-О трудной жизни главного героя в большом городе. Об одиночестве героя.


Записывают в тетрадях число, тему урока: «Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Шинель»».











Формулируют цели урока (по сложившемуся алгоритму)

-Знакомство с новыми фактами из жизни автора (его жизнь в Петербурге), историей создания произведения.

- Выявление особенностей изображения Петербурга в повести "Шинель".

-Изображение социального портрета огромного города, в котором совершается гибель "маленького человека", происходящая из-за двойственной, обманчивой природы этого города.


























(Слайд№2)












(Слайд№ 3)

Обращение к имеющимся знаниям обучающихся


«Мозговой штурм» (блиц-опрос с последующей самопроверкой заданий) по творчеству

Н.В. Гоголя.


Дано утверждение, вам необходимо ответить одним слово «да» или «нет».

Критерии оценки: за пять – шесть правильных ответов вы можете получить «3», за семь – восемь правильных ответов - «4», за 9 - 10 правильных ответов - «5».

Вопросы – утверждения:

1.Верно ли то, что зимой 1828 года Н.В. Гоголь приезжает в Петербург? (слайд№4)

2.Правда ли, что Гоголь мечтал о хорошей комнате, а поместиться ему пришлось в комнате с низкими потолками? (слайд№5).

3. Правда ли, что Гоголь сдал в печать свою поэму «Ганс Кюхельгартен», которую написал в Нежинской гимназии, а утром проснулся известным писателем? (слайд№6)

4. Правда ли, что в конце 1829 года Гоголь начинает служить в департаменте Министерства внутренних дел и сразу становится помощником столоначальника? (слайд№7)

5.Правда ли, что Гоголь в Петербурге в 1830 году печатает «Вечер накануне Ивана Купала», после чего знакомится с Пушкиным? (слайд№8)

6. Правда ли, что сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1830- 1832) был подарен Гоголю Пушкиным? (слайд №9)

7.Правда ли, что жанр произведения Гоголя «Мёртвые души» - поэма? (слайд№10)

8.Правда ли, что в июне 1834 года он не был определён адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт- Петербургском университете? (слайд№11)

9. Правда ли, что Гоголь несколько раз сжигал второй том «Мертвых душ»? (слайд№12)

10. Правда ли, что Гоголь умер в Петербурге 21 февраля 1852 года? (слайд№13)

Ответы на вопросы: «да» или «нет» в порядке их поступления. (Работа ведётся в тетрадях)

















































Самопроверка ответов по творчеству Гоголя

Выставление результатов и оценок в оценочный лист. Каждый правильный ответ – балл.

Оценка Баллы

«2» - менее 5 баллов

«3» - 5-6 баллов

«4» - 7-8 баллов

«5» - 9-10 баллов









(Слайды

№№ 4-13)




















Слайды №14,15

Поиск ответов на поставленные проблемные вопросы



Сообщение заранее подготовленного учащегося по теме «Образ Петербурга в русской литературе».

Задание учащимся: прослушайте сообщение, ответьте на проблемные вопросы:

-Кого и почему называют в русской литературе «маленьким человеком»?

-Какова роль Петербурга в развитии образа «маленького человека»?


Тезисы сообщения:

Одним из первых затрагивает эту тему Пушкин. Его герой Евгений («Медный всадник») - «маленький человек» - живёт в Петербурге и на себе испытывает сложности суровых будней. Подзаголовок поэмы («Петербургская повесть»)

Ф.М. Достоевский продолжил традиции Пушкина и Гоголя: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя…» – слова Достоевского подтверждаются произведениями «Бедные люди», «Неточка Незванова», «Преступление и наказание».

Самого Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота. У Н. В. Гоголя «маленький человек» целиком ограничен своим социальным статусом. Акакий Акакиевич производит впечатление человека не только забитого и жалкого, но и вовсе недалекого. У него, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания шинелью. И только одно чувство в нем огромно – это страх. В этом, по Гоголю повинна система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения и оскорбления, а больше от страха перед мощью огромного города - Петербурга.

Тема открыла дорогу изображению «последователей» Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в «маленьком человеке» своего «маленького» героя, «своего брата» с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства. Важно, что русские писатели извлекли из повести Гоголя глубокие нравственные уроки, уроки любви к человеку. Все они стремились показать, что в обстановке жестокости, равнодушия большого города обстановке невозможна полноценная жизнь людей, возможно лишь бесцельное и бесполезное существование.

-Кого и почему называют в русской литературе «маленьким человеком»?





--Какова роль Петербурга в развитии образа «маленького человека»?


Слушают сообщение подготовленного учащегося.



















































Отвечают на проблемные вопросы:

- «Маленькими людьми» называют тех, кто не привлекает внимание окружающих; это забытые всеми, униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали.

- Петербург – самостоятельный герой повести, неприятный, а порой враждебный, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: страх перед мощью Петербурга – основное чувство многих «маленьких людей».

Слайды

№16-17

Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы





































































1.Работа с таблицей «Композиция образа «маленького человека» (на партах у учащихся)

-Внимательно рассмотрите таблицу (на партах) и скажите:


Как складывается образ «маленького человека» в русской литературе?



Композиция образа «маленького человека»

Внутренние силы

Внешние силы

«идея»

«бунт»

наказание, расплата

(чаще – гибель)

происхождение

социальное положение

отношение других, среда

город, государство, стихия


-Какая из внешних сил будет рассматриваться нами сегодня на уроке особенно внимательно?


2.Учитель- Давайте проанализируем компоненты образа «маленького человека» на примере жизни

гоголевского героя – Акакия Акакиевича Башмачкина. Поговорим о роли Петербурга в его жизни и об отношении к этому городу самого писателя.

Индивидуальное задание

работа с литературоведческим и толковым словарями над терминами: обобщение, детализация, юмор, ирония, сарказм, гротеск, абсурд, каламбуры (один обучающийся) и над примерами из текста данных приемов (второй обучающийся)


3.Проблемное задание для всех учеников

Перед вами два высказывания Н.В. Гоголя о Петербурге (слайд №19).

Прочитайте, сравните их.


  • Какое впечатление произвёл Петербург на Гоголя?


  • Почему у него такие разные взгляды на Петербург?


Дополнение учителя: Санкт-Петербург у Н.В. Гоголя многолик, изменчив. Если в «Ночи перед Рождеством» город выглядит скорее сказочным, волшебным, то в «Шинели» и «Ревизоре» образ города предстаёт вполне реалистичным, полным контрастов. Во многом Гоголь видит Петербург таким, каким увидел его ранее и  А.С. Пушкин:  
Город пышный, город бедный,  
Дух неволи, стройный вид,  
Свод небес зелено-бледный,  
Скука, холод и гранит.


4. Самопознание. Краткий анализ «Петербургских повестей».

Учитель: “Петербургские повести” Гоголя – новый шаг в развитии русского реализма. Это необыкновенная книга: в ней содержится литературный портрет одного из самых таинственных городов мира, созданный гениальным пером одного из самых загадочных и проницательных писателей.

Задание: используя материал слайда №19, хронологическую таблицу, оформленную вами на предыдущем уроке по материалу учебника, ответьте на вопросы:

  • -Как долго писатель работал над сборником «Петербургские повести»?

  • -Какие повести вошли в этот цикл?







-Что их объединяет?


5. Обращение к имеющимся знаниям обучающихся и расширение знаний (проблематика, идея) по повести Н.В. Гоголя «Шинель».

1) Фронтальный опрос

Учитель: -Давайте вспомним:

  • -Какова тема повести Гоголя «Шинель», и кто из писателей обращался к ней до Гоголя?



  • -Что вы можете сказать о главном герое повести – Акакии Акакиевиче Башмачкине?

  • -Какова роль шинели в повести?




  • -Какова проблематика повести?


  • -В чём заключается идея повести Гоголя?



6. Выявление личностного отношения к изучаемому материалу при помощи приема «двойной дневник» и ответов на вопросы учителя.

Заполните таблицу (на партах у учащихся). Что положительного и что отрицательного принесла шинель герою?  

+

-

1.

1.

2.

2.

3.

3

 4.

4.


Учитель: Итак, главный герой повести «Шинель» умирает.

-Почему герой умер?



-Как автор помогает нам ответить на эти вопросы?




-Вы согласны с позицией автора?

7) Извлечение готовых знаний из сообщений учащихся, работающих по индивидуальному заданию, и оформление их. Обсуждение услышанного.

Учитель: Вам предлагается прослушать сообщения учащихся, работающих индивидуально, сделать краткую запись в тетради в свободной форме и ответить на вопрос:

Помогают ли примеры художественных приёмов и средств, приведённых из текста, глубже понять поставленные нами цели урока? (слайд №4)


Первый учащийся даёт толкование с определением которых он работал с литературоведческим и толковым словарями над терминами: обобщение, детализация, юмор, ирония, сарказм, гротеск, абсурд, каламбуры; второй учащийся приводит примеры из текста.




Ответьте на вопрос: - Помогли примеры художественных приёмов и средств, приведённые из текста, глубже понять поставленные нами цели?

-Дополнение учителя: Повесть Гоголя наполнена символическими образами, помогающими наиболее ярко раскрыть основную идею произведения - черствость, равнодушие, бездеятельность властей по отношению к простому человеку, живущему в большом городе.


- Комментируют элементы композиции образа «маленького человека», делают вывод о том, что образ складывается из взаимодействия внутренних и внешних сил.












Обобщение: одной из внешних сил является Петербург, город, в котором по-разному живут люди, именно этот вопрос нас интересует больше всего.







Индивидуальная работа с литературоведческим и толковым словарями, текстом повести «Шинель» (двое учащихся).









Делают вывод:

Жизнь Гоголя в Петербурге сложилась трудно, он видел, как здесь процветают роскошь и нищета, дворцы и трущобы. В то же время именно в Петербурге произошло становление писателя, признание его творчества.















Учащиеся «добывают» знания и отвечают на вопросы.





«Петербургские повести» создавались с середины 1830-х до начала 1840-х годов.

«Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» были напечатаны в 1835 году в гоголевском сборнике «Арабески»; «Нос» был опубликован А.С. Пушкиным в третьем томе его журнала «Современник» за 1836 год; в 1842 году выходит первое собрание сочинений писателя, где появилась знаменитая «Шинель».

Объединяет все повести то, что они написаны на петербургскую тему.




Примерные ответы на вопросы:


-Повесть «Шинель» продолжает одну из главных тем русской литературы 19 века, поднятую Карамзиным и Пушкиным, тему «маленького человека».

-Это мелкий чиновник, переписчик бумаг, одинокий, забитый жизнью человек.

-Автор показывает, как преображается человек, пусть самый ничтожный и незаметный, никому ненужный и никем не замечаемый, если у него появляется смысл жизни - новая шинель.

-Проблематика повести «Шинель» Гоголя заключается в постановке и раскрытии вопроса о человеческом достоинстве «маленького человека».

-Идея гоголевской «Шинели» в том, что писатель показал несправедливость и жестокость общества относительно «маленьких», но честных и добросовестных людей, живущих в большом городе.


Заполняют таблицу, отвечают на вопросы, выражая личностное отношение к вопросу (примерные ответы):

+

-

1.Стал ближе к обществу

1.Забросил работу

2.Стал заметнее (о нем заговорили)

2.Стал делать ошибки

3.Стал увереннее

3.Испытал потрясение от встречи со «значительным лицом»

 

4.Умер


-В Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали – за то, какая на нем шинель. Потеря шинели привела героя к смерти.

-Автор, показывая трагический образ героя, изобразил и положительные, и отрицательные черты героя. Он сочувствует Башмачкину.


-Учащиеся дают ответы на поставленный вопрос, поясняют свою точку зрения.

Сообщения учащихся (представляют материал параллельно: термин-пример). Остальные учащиеся производят запись в тетрадь

(в свободной форме –запись о художественных приёмах и средствах).

Обобщение «Поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города».

«Так уж на святой Руси все заражено подражанием, всякий дразнит и корчит своего начальника».

Детализация

«И прежде всего бросился в глаза большой палец, очень известный Акакию Акакиевичу, с каким-то изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи череп»

Юмор, ирония, сарказм

«Как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу».

Гротеск и абсурд, каламбуры

«Поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого, и наказать его». «Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом».


Учащиеся высказывают своё мнение.





































Слайд №18































Слайд №19


















Слайд №20


























































Слайд №4


















Слайд №4

Этап

закрепления полученной информации через самовыражение и самооценку.




1.Самостоятельная работа№1 – на партах

(с последующей самопроверкой). Тест

1.Петербург в повести «Шинель» изображён, как нечто:

а) романтическое,

б) сентиментальное,

в) реалистическое.

2. Главная тема произведения:

а) тема человеческого страдания,

б) жизнь мелкого чиновника в Петербурге,

в) отношения между бедными и богатыми.

3. В какой части Петербурга живёт Акакий Акакиевич?

а) в самой бедной, темной, убогой

б) в богатой, роскошной, праздничной

в) между богатым и бедным районами.

4. Есть в Петербурге сильный враг всех, кто получает четыреста карбованцев в год жалования, это:

а) северный мороз,

б) сильный ветер,

в) жгучее солнце.

5. Главный вывод автора:

а) «маленький человек» достоин уважения,

б) он продукт бесчеловечного государства,

в) он сам виноват в своей «малости».

2.Самостоятельная работа №2 с последующей самопроверкой.

Вам предлагается самостоятельно поработать над составлением таблицы по теме «Петербург и его герои в повести Гоголя»; (у каждого на партах лежат распечатанные таблицы, которые нужно заполнить, используя текст произведения, хрестоматия).

Вам необходимо выбрать слова – образы, слова – характеристики по следующим пунктам:

1) Действующие лица, помогающие раскрыть образ Петербурга:

а) изображение людей


б) природные явления


в) сам Петербург



2) Место и время действия, пространство города



Дополнение учителя: обезличенный, каменный; не сочувствует, лжёт, убивает.



Самостоятельная проверка работы, выполненной в таблице по данным критериям, которые помещены в таблице и дублируются на слайде.



Учитель: Если у вас возникли вопросы и что-то осталось непонятым: задайте, пожалуйста вопросы. На них отвечу вам я или кто-нибудь из учащихся.

Выразите своё отношение к тому, о том, каким изображён Петербург в повести Гоголя «Шинель».


Работа над вопросами теста. Учащиеся отмечают в листе с тестом (распечатаны, находятся на партах) правильные ответы.


















Проверка выполненного теста и выставление оценок в оценочный лист.

Критерии оценки:

«5» -5 правильных ответов; «4» - 4 правильных ответа; «3» - 3 правильных ответа;

«2» - один-два правильных ответов.

Ответы:

1 – в; 2 – б; 3 – в; 4 – а; 5 - а


Самостоятельная работа учащихся, заполнение таблицы (приложение№2). Текст повести – в хрестоматии по литературе.



Примерные ответы для самопроверки даны с обратной стороны таблицы (приложение№3)

Примерные ответы:

-нет лиц, нет имен; в повести действуют шляпки, шинели, мундиры, кареты, сама шинель, значительное лицо и фантастический мертвец;


-петербургский мороз, ветер, стихия;


-темные лестницы, мрачные улицы, многоквартирные дома, сам город; отдельное государство;

-нет конкретного департамента, нет времени, все предопределено суровыми условиям жизни;

это страшная сила, серая, мрачная, повелевающая людьми; всё погружено в безмолвие.



Самопроверка работы и выставление оценок в оценочный лист. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

Критерии оценки:

«5» - 16-18 баллов;

«4» - 13-15 баллов;

«3» - 9-12 баллов.

-Задают вопросы, получают ответы на них. Выражение своего мнения по поводу того, как изображён Петербург в повести Гоголя.























Слайд №21

(проверка ответов на вопросы

теста)




























Слайд №22

Целостное осмысление полученной информации. Обобщение материала и выводы.

Целостное осмысление полученной информации: обобщение, выводы по теме «Образ Петербурга в повести Гоголя «Шинель»

Слово учителя:

Гоголь показал в повести «Шинель» мир чиновников Петербурга, в котором развивается конфликт произведения. В то же время мы видим, как сам Петербург становится самостоятельным персонажем.

Тема «маленького человека» родилась именно в петербургском климате, который ускорил смерть чиновника. Гоголь показал и жизнь высшего сословия, которого не трогает жизнь простого человека. О людях здесь судят не по их нравственным качествам: чем выше их положение, чем они богаче, тем лучше выглядит мех на их пальто, тем более уважаем человек в Петербурге!!!

Становится ясно, что Петербург – город контрастов и противостояния.

Причиной несчастий героя становится даже погода Петербурга, петербургский ветер, мороз, площади, улицы – всё это участники трагедии, которую описывает Гоголь. Гоголь показывает, что Петербург влияет на жизнь людей, часто даже управляет ею.


Ответьте на вопрос:

Какие выводы по теме «Образ Петербурга в повести Гоголя «Шинель».


Учитель: - Вы молодцы, сумели точно определить главное в поученной информации и сделать выводы.






















Учащиеся осмысливают полученную на уроке информацию, формулируют её обобщение, записывают краткие выводы в тетради.


  • Постепенно Петербург становится самостоятельным персонажем.

  • Петербург – город резких контрастов и противостояния.

  • Петербург влияет на жизнь людей, часто даже управляет ею.






















Слайд №23




Рефлексия. Выслушивание различных точек зрения.

Контроль.


  • О чём мы с вами говорили сегодня на уроке?

  • Кто из русских писателей прежде обращался к теме «маленького человека»?












  • Актуальны ли эти проблемы для нашего времени?







  • Достигли ли мы поставленных целей?


Итак:

Всё поменялось местами: форма и содержание, внешнее и внутреннее. Ценность человека зачастую определяется по внешним данным – одежде, чину, дому… Гоголь же взывает: нет ничего ценнее человека! Мы скорбим не только о Башмачкине, о его личной смерти, не только о несостоявшейся личности… Мы скорбим о гибели самого звания человека, когда людей делят на «маленьких» и «значительных». Вы согласны с таким утверждением?

Учитель комментирует устные ответы учащихся;

предлагает подвести итог и выставить в оценочных листах отметку за урок.

-Учитель: Благодарю вас за активное участие в уроке, если у вас есть неверные ответы: ничего страшного. На следующих уроках мы вернёмся к работе над этими заданиями.

- Мы говорили о том, как изображён образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Шинель».

- В русской литературе тема «маленького человека» впервые была намечена в произведениях писателей конца XVIII— начала XIX века. Например, центральной героиней повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» является небогатая и незнатная девушка с чувствительным сердцем и доверчивой душой.

В 1830 году появляются в печати пушкинские «Повести Белкина». В одной из этих повестей — «Станционный смотритель» — тема «маленького человека» рассматривается в психологическом, социальном и философском аспектах.

Да, актуальна. Башмачкин, который пострадал не только от Значительного лица, но и от сослуживцев, надсмехающихся над ним, постоянно как бы говорил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “И так во всем: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить. 

-Да, достигли, мы вспомнили основные события жизни и творчества Н.В. Гоголя, связанные с Петербургом; вели разговор об изображении этого города в повести «Шинель»; узнали об освещении данной темы в русской литературе.




Обмениваются мнением о полученной в процессе работы информации, высказывают собственную позицию относительно итогового утверждения, представленного учителем.


Соотносят полученную информацию с имеющимися знаниями. Выставляют оценки за урок в оценочные листы, сдают их учителю.




























Слайд №24













Слайд №25

Приложение №1 (25 слайдов)

Слайд №2 Слайд №3

Слайд №4 Слайд №5



Слайд №6 Слайд №7

Слайд №8 Слайд №9

Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12

Слайд №13 Слайд №14 Слайд №15

Слайд №16 Слайд №17

Слайд №18 Слайд №19

Слайд №20 Слайд № 21 Слайд №22

Слайд №23 Слайд №24 Слайд №25


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Автор: Савельева Любовь Изосимовна

Дата: 06.09.2016

Номер свидетельства: 342513

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова. "
    ["seo_title"] => string(116) "obraz-pietierburgha-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie-traditsii-pushkina-gogholia-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "165365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800858"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "«Проблема   «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель». "
    ["seo_title"] => string(66) "probliema-malien-kogho-chielovieka-v-poviesti-n-v-gogholia-shiniel"
    ["file_id"] => string(6) "224088"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438450152"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) ""Блажен незлобивый поэт" (обобщающий урок по творчеству Н.В. Гоголя)"
    ["seo_title"] => string(68) "blazhienniezlobivyipoetobobshchaiushchiiurokpotvorchiestvunvgogholia"
    ["file_id"] => string(6) "274653"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452430222"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Презентация к уроку "Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя "Шинель""
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiiakurokunatiemuobrazpietierburghavpoviestinvgogholiashiniel"
    ["file_id"] => string(6) "342514"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1473161258"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Урок литературы в 10 классе по теме: "Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя "Невский проспект""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_literatury_v_10_klasse_po_teme_obraz_peterburga_v_povesti_n_v_gogolia_nevsk"
    ["file_id"] => string(6) "523050"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571330240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства