kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Проблема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы 9 класс. Учитель Матвеева Ольга Васильевна г. Курск, МБОУ «СОШ с УИОП № 52» Тема «Проблема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Цели: 1.Образовательные. Продолжить знакомство с творчеством Н.В.Гоголя и его повестью «Шинель», раскрыть глубокий гуманистический смысл этого произведения. 2.Развивающие. Развивать творческие способности учащихся. 3.Воспитательные. Воспитывать любовь к художественной литературе. Оборудование: портрет Гоголя. Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. В.Г.Белинский I. Слово учителя об истории создания повести. Н.В.Гоголь был в гостях. Рассказывали веселую историю. В Петербурге жил бедный чиновник. Больше всего он любил птичью охоту и мечтал купить хорошее ружье работы знаменитого парижского мастера Лепажа. Но оно стоило 200 рублей ассигнациями – сумма совершенно невообразимая. Все-таки ему удалось скопить нужную сумму. Отказывал себе в самом необходимом, нагружал сверхурочной работой, голодал. Купив ружье, поехал на охоту в маленькой лодке в Финский залив. Драгоценное ружье лежало на носу лодки, а он сам находился в таком самозабвении, что не заметил, как густой тростник стянул ружье в воду и оно утонуло. Потеря произвела страшное действие, что он слег и чуть было не умер. Спасли товарищи, они собрали ему 200 рублей. (Эту историю слушали, дружно смеясь. Не рассмеялся один человек – Гоголь. Спустя некоторое время Николай Васильевич написал повесть «Шинель»). 2. Ответьте на вопросы по прочитанному произведению: -Как звали главного героя повести? (Акакий Акакиевич Башмачкин) -Чем занимался герой? (Бедный чиновник) -Какой мечтой он был одержим? (Покупкой шинели) -Как развивались события повести? -Расскажите, используя текст. -Что изменил Гоголь в услышанном рассказе? (Повесть заканчивается трагически - герой умирает) -Как вы думаете, зачем писатель преобразовал по-своему услышанное. Сделайте выводы. Вывод: Преобразуя то, что случилось в жизни, Гоголь «проводит свою идею». Гоголевски й герой, если уж слишком невыносимой казалась ему та или иная шутка сослуживцев, произносил одну и туже фразу: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Фраза эта так пронзила одного из насмешников, что «долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, со своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - в этих проникающих словах звенели другие: «Я брат твой». И закрывал себя рукою молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много свирепой грубости в утонченной, образованной светскости и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным….» 3. К чему стремился Гоголь? ( Он хотел, чтобы слова бедного Акакия Акакиевича проникли в самое черствое, самое жесткое сердце. Автор хотел растревожить читателя, потрясти его душу ужасом перед жестокостью и несправедливостью жизни. Гоголь хотел открыть читателю всю правду жизни) 4. Петербургская тема прослеживается в произведениях Некрасова, Достоевского, Блока. Цикл повестей о Петербурге открывает «Невский проспект», а закрывает повесть «Шинель», которая отличается глубиной развития темы. В образе Башмачкина автор показал повседневную жизнь мелких тружеников столицы. Получила полное, разностороннее и объективное отражение. II. Беседа. - Найдите в тексте авторскую характеристику Башмачкина. - Каково отношение автора к этому труженику? (С сожалением и сочувствием) - Только ли к жалости и сочувствию зовет читателя автор? - Как обрисовано «значительное лицо»? (В сатирическом плане, с оттенком едкой иронии) - Проследите за приемами (деталями) изображения Акакия Акакиевича (эпизоды посещения Петровича, похищение шинели, встречи со «значительным лицом») - Как воспринимается концовка повести? III. Слово учителя. Обратите внимание, что героем повести Гоголь сделал «существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное. даже не обратившее на себя внимание и естествоиспытателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп» Вывод: В «Шинели» автор поставил задачу вызвать сочувствие к забитому маленькому труженику, крошечному винтику в огромной бюрократической машине. Работа в тетрадях. Особенности стиля гоголевской прозы. Реализм в изображении действительности. Вывод. В повести дан обобщенный образ бедного чиновника. Сквозь теплый юмор, сквозь жалость к «человеку-брату», как бы ни был он убог и смешон, проступает у Гоголя глубоко выстраданный протест моралиста против «бесчеловечья в человеке» и обличение чиновно-бюрократического удушья русской жизни. Гоголь показал обитателей столичных углов, их бедность, одиночество. В своем несчастье герой не нашел сочувствия – собственно в этом источник его трагической смерти. Гоголь протестует против ненормальных отношений, унижающих достоинство человека. Гоголь встает на защиту маленького человека, против общественной несправедливости, порицает общественные порядки, угнетающие человека. Д/З. Провести лексическую работу (реализм, юмор, сатира, лиризм) Подготовить устный рассказ о герое повести «Шинель».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Проблема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель». »


Урок литературы 9 класс.

Учитель Матвеева Ольга Васильевна

г. Курск, МБОУ «СОШ с УИОП № 52»

Тема «Проблема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».



Цели:

1.Образовательные.

Продолжить знакомство с творчеством Н.В.Гоголя и его повестью «Шинель», раскрыть глубокий гуманистический смысл этого произведения.

2.Развивающие.

Развивать творческие способности учащихся.

3.Воспитательные.

Воспитывать любовь к художественной литературе.



Оборудование: портрет Гоголя.

Гоголь не пишет, а рисует;

его изображения дышат живыми красками действительности.

Видишь и слышишь их.

В.Г.Белинский

  1. Слово учителя об истории создания повести. Н.В.Гоголь был в гостях. Рассказывали веселую историю.

В Петербурге жил бедный чиновник. Больше всего он любил птичью охоту и мечтал купить хорошее ружье работы знаменитого парижского мастера Лепажа. Но оно стоило 200 рублей ассигнациями – сумма совершенно невообразимая.

Все-таки ему удалось скопить нужную сумму. Отказывал себе в самом необходимом, нагружал сверхурочной работой, голодал. Купив ружье , поехал на охоту в маленькой лодке в Финский залив. Драгоценное ружье лежало на носу лодки, а он сам находился в таком самозабвении, что не заметил, как густой тростник стянул ружье в воду и оно утонуло. Потеря произвела страшное действие, что он слег и чуть было не умер. Спасли товарищи, они собрали ему 200 рублей.

(Эту историю слушали, дружно смеясь. Не рассмеялся один человек – Гоголь. Спустя некоторое время Николай Васильевич написал повесть «Шинель»).

2. Ответьте на вопросы по прочитанному произведению:

-Как звали главного героя повести? (Акакий Акакиевич Башмачкин)

-Чем занимался герой? (Бедный чиновник)

-Какой мечтой он был одержим? (Покупкой шинели)

-Как развивались события повести?

-Расскажите, используя текст.

-Что изменил Гоголь в услышанном рассказе? (Повесть заканчивается трагически - герой умирает)

-Как вы думаете, зачем писатель преобразовал по-своему услышанное. Сделайте выводы.

Вывод: Преобразуя то, что случилось в жизни, Гоголь «проводит свою идею». Гоголевски й герой, если уж слишком невыносимой казалась ему та или иная шутка сослуживцев, произносил одну и туже фразу: «Оставьте меня , зачем вы меня обижаете?» Фраза эта так пронзила одного из насмешников, что «долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, со своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - в этих проникающих словах звенели другие: «Я брат твой».

И закрывал себя рукою молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много свирепой грубости в утонченной, образованной светскости и, Боже! даже в том человеке , которого свет признает благородным и честным….»

3. К чему стремился Гоголь? ( Он хотел, чтобы слова бедного Акакия Акакиевича проникли в самое черствое, самое жесткое сердце. Автор хотел растревожить читателя, потрясти его душу ужасом перед жестокостью и несправедливостью жизни. Гоголь хотел открыть читателю всю правду жизни)

4. Петербургская тема прослеживается в произведениях Некрасова, Достоевского, Блока. Цикл повестей о Петербурге открывает «Невский проспект» , а закрывает повесть «Шинель», которая отличается глубиной развития темы. В образе Башмачкина автор показал повседневную жизнь мелких тружеников столицы. Получила полное , разностороннее и объективное отражение.

II. Беседа.

- Найдите в тексте авторскую характеристику Башмачкина.

- Каково отношение автора к этому труженику? (С сожалением и сочувствием)

- Только ли к жалости и сочувствию зовет читателя автор?

- Как обрисовано «значительное лицо»? (В сатирическом плане, с оттенком едкой иронии)

- Проследите за приемами (деталями) изображения Акакия Акакиевича (эпизоды посещения Петровича, похищение шинели, встречи со «значительным лицом»)

- Как воспринимается концовка повести?

III. Слово учителя. Обратите внимание, что героем повести Гоголь сделал «существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... даже не обратившее на себя внимание и естествоиспытателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп»

Вывод:

В «Шинели» автор поставил задачу вызвать сочувствие к забитому маленькому труженику, крошечному винтику в огромной бюрократической машине.

Работа в тетрадях. Особенности стиля гоголевской прозы. Реализм в изображении действительности.

Вывод. В повести дан обобщенный образ бедного чиновника. Сквозь теплый юмор, сквозь жалость к «человеку-брату», как бы ни был он убог и смешон, проступает у Гоголя глубоко выстраданный протест моралиста против «бесчеловечья в человеке» и обличение чиновно-бюрократического удушья русской жизни. Гоголь показал обитателей столичных углов, их бедность, одиночество.

В своем несчастье герой не нашел сочувствия – собственно в этом источник его трагической смерти. Гоголь протестует против ненормальных отношений, унижающих достоинство человека.

Гоголь встает на защиту маленького человека, против общественной несправедливости, порицает общественные порядки, угнетающие человека.



Д/З. Провести лексическую работу (реализм, юмор, сатира, лиризм) Подготовить устный рассказ о герое повести «Шинель».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Проблема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Автор: Матвеева Ольга Васильевна

Дата: 01.08.2015

Номер свидетельства: 224088


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства