Данный интегрированный урок (литература-немецкий язык- ИЗО) можно использовать при изучении повести И.С.Тургенева "Ася" (по учебникам В.Я.Коровиной, Т.Ф.Курдюмовой). Цель урока - знакомство с понятием о литературном типе " тургеневская девушка". Задачи: раскрыть понятие "психологический портрет", рассказать об автобиографических мотивах в повести Тургенева. Творческий характер подачи материала и практико-ориентированная направленность урока способствуют формированию креативно-интеллектуальной активности обучающихся в течение всего урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образ "тургеневской" девушки »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №4 города Белово»
Образ «тургеневской девушки» в повести И.С.Тургенева «Ася»
Урок литературы в 8 классе
Емелина Т.Ю.
учитель русского языка
и литературы
Цель: познакомить учащихся с литературным типом «тургеневская» девушка, рассказать об автобиографических мотивах в произведении, дать понятие о портрете, психологическом портрете.
Оборудование: таблица «Литературный тип «тургеневская» девушка», выставка работ учащихся (портреты Аси), портрет Татьяны Лариной, географическая карта Германии, портреты в изобразительном искусстве (слайды), музыкальное оформление – Сибелиус «Вальс»
Ход урока
Оргмомент. Знакомство с темой урока.
Многие авторы в своих произведениях воспевали женскую красоту и очарование, рассказывали о своем милом идеале. Сегодня мы откроем страницы повести «Ася», чтобы вновь встретиться с героиней И.С. Тургенева и ответить на вопрос: В чем очарование «тургеневской» девушки?
Знакомство с автобиографическими мотивами в произведении
Действие повести происходит в одной из европейских стран, а в какой именно давайте послушаем:
(далее урок учитель ведет на немецком языке)
1) Представьте, что мы с вами находимся в Германии
(рассказ учащегося о Германии, знакомство с географическим положением страны)
2) А сейчас мы с вами окажемся в одном из курортных маленьких городов, где течет своя беззаботная студенческая жизнь
(диалог на немецком языке на тему «Студенческая жизнь»)
Среди студентов герои повести «Ася».
3) Представление героев повести (инсценирование эпизода)
– Ася, довольно тебе!
– Подождем ещё
– Вы русские?
– Да, русские.
– Я никак не ожидал в таком захолустье……
– (перебивая) И мы не ожидали. Что ж тем лучше. Позвольте рекомендоваться. Меня зовут Гагиным, а это моя сестра.
Узнали, что это за город и что это за люди?
На берегу Рейна в маленьком немецком городке, в 1857 г рождается повесть «Ася». Что вам известно об авторе?
Кому посвящена повесть?
Что ж так взволновало Тургенева в судьбе дочери?
Индивидуальное сообщение
Однажды Тургенев завел разговор с Фетом о дочери. Её судьба взволновала отца.
«Заметили ли вы, - спросил он, что дочь моя превратилась во француженку, в сердце которой таиться боль и обида на свою судьбу. Наивный человек, я-то ожидал, что встречу между двумя Полинами отношения матери и дочери, а что получилось на самом деле? Мою Полину не понимают, считают сумасшедшей».
О какой Полине говорит И.С. Тургенев? Что общего у дочери Тургенева с героиней повести «Ася»?
Знакомство с героиней повести
1) Какой мы видим Асю в первые минуты знакомства? Зачитайте.
С первых минут появления Аси на страницах повести ее окутывает какая-то тайна. Гагин запнулся на мгновение, представляя её собеседнику. А рассказчик заметил, что она совсем не похожа на брата. В её лице есть что-то особенное
Вспомните, как характеризует лицо девушки рассказчик?
Самое изменчивое лицо.
Докажите, что оно изменчивое. Что меняется в её лице? Зачитайте.
Наблюдая за выражением глаз, лица, Тургенев рисует портрет Аси.
Что же такое портрет?
Давайте отправимся с вами в Третьяковскую галерею.
рассказ о портрете его видах учителя ИЗО (показывает слайды).
Анализ детских рисунков.
Рассказ учителя ИЗО
Сегодня мы присутствуем на открытии выставки художников портретистов 18 – 19 вв.
Портрет – это жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художник стремится в портрете передать характер, его духовный мир. Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две группы: парадные и камерные портреты.
Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, сидящим или стоящим). Фигура человека обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне.
В камерном портрете используется поясное, поплечное изображение, и фигура человека изображается чаще на нейтральном фоне.
Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художника модели, но и отражают эпоху, в которой жил изображаемый человек.
Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульптуры создавали довольно точное подобие внешнего облика. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа мола в неё вселиться, легко отыскать своего владельца.
Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции.
Правдивостью и точной психической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека.
В России портретный жанр активно начал развиваться с начала 18 века. Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками.
В первой половине 18 века главным героем портретного искусства становиться мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность. Ведущими художниками этого времени были Кипренский и К Брюллов. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художника передают с помощью конкретных выражений лиц, поз, жестов. Человек изображается во всей психологической сложности, оценивается ещё и его роль в обществе.
Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражает часть истории, но и говорит о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.
Знакомство с характером героини.
Внешний облик человека не может дать правильного представления о нем. Внешность часто обманчива. Чтобы узнать и понять сущность человека, надо обратить внимание на его поведение, поступки.
Какими определениями, эпитетами можно охарактеризовать поведение Аси?
работа в группе
запись определений на доске.
В русском языке есть определение – экстравагантный
Как вы понимаете значение данного слова?
А что нам говорит о нем словарь?
Какие определения, перечисленные вами можно соотнести с понятием экстравагантный? Подчеркните.
инсценирование одного из эпизодов
Посмотрите, как хороша!
Да, хороша! Если бы мы с вами были птицы – как бы взвились, как бы полетели… так бы и утонули в синеве.
Но мы не птицы.
А крылья могут и у нас вырасти.
Как так?
Поживите – узнаете. Есть чувства, которые подымают нас от земли. Не беспокойтесь. У вас будут крылья.
А у вас были?
Как вам сказать… кажется, до сих пор я ещё не летал.
(задумалась) умеете вы вальсировать?
Умею.
Так пойдемте, пойдемте… Я попрошу брата сыграть нам вальс… Мы вообразим, что летаем, что у нас выросли крылья.
В чем же причины такого поведения?
В экстравагантном поведении проявляется прежде всего натура Аси. Её никогда невозможно предугадать и никогда не узнаешь, как вести себя с ней. Что советует по этому поводу Гагин?
Не дразните её! Её надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить. С огнем шутить нельзя!
Какую оценку дает героине рассказчик? Что за хамелеон эта девушка? Как вы понимаете значение этого слова?
Эта реплика рассказчика перерастает в характеристику. Какие еще характеристики Аси встречаются в тексте? Зачитайте.
Но такой ли чувствует себя сама Ася? (от лица героини). Я сама не знаю, что у меня в голове. Я иногда самой себя боюсь, ей – богу. Меня перевоспитать нужно, я очень плохо воспитана. Со мной должно быть очень скучно. (пауза)
Я хотела бы быть Татьяной. Кто же такая Татьяна?
А) выступление ученицы 9 класса
«Итак, она звалась Татьяной… Татьяна Ларина – самая знаменитая героиня А.С. Пушкина. Это простая, провинциальная девушка, красота которой таиться в обаянии, самобытности натуры, гармонии ума и сердца. С детства отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. (отрывок наизусть «Задумчивость ее подруга») Татьяна скромна, искренна в своих чувствах и поступках. Пушкин отмечаете одухотворенность, поэтичность. Вся прелесть Татьяны скрывается в душевном благородстве, богатстве душевного содержания. Поэтому Александр Сергеевич называет свою героиню «русской душою». Этот образ настолько привлекателен, что нашел свой отклик в произведениях Гончарова, Некрасова, Тургенева.
психологизм в произведениях Пушкина и Тургенева.
Рассказывая о своей героине, поэт не просто любуется её внешним обликом, но и пытается раскрыть ее внутреннюю сущность, передает ее душевные переживания, говорит о загадочности и романтичности Татьяны.
Умение глубоко заглянуть в душу, передать биение взволнованного сердца – особенность писателя – психолога Тургенева. Он подчеркивает романтическую недоговоренность образа Аси, стремится понять ее внутренний мир, т.е. рисует психологический портрет.
Знакомство с литературным термином «тургеневская» девушка
Про Асю можно сказать, что это очаровательное создание, которое нельзя не любить. В чем же проявляется очарованье «тургеневской» Аси?
Какие качества делают её привлекательной?
Какова наша героиня? (выводы учащихся)
Наблюдения и выводы о характере Аси, о ее поведении, дают возможность познакомиться с таким литературным типом, как «тургеневская» девушка. Впервые черты этого образа проявились в героине романа «Рудин» Наталье.
Что же характерно для этого литературного типа?
А) работа с таблицей
Все черты, присущие нашей героине создают образ «тургеневской» девушки?
Итог урока
Часто говорят о «тургеневских» девушках. Издавна эти образы тревожат воображение читателей своей женственностью и чистотой, таинственностью и силой характера.
Домашнее задание
Сочинение миниатюра.
«Современна ли ваш взгляд «тургеневская» девушка?»
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(198) "Урок литературы в 5 классе по теме: "Поэты России 19 века. Стихи о природе в творчестве Ф.И.Тютчева и А.А. Фета". "
["seo_title"] => string(121) "urok-litieratury-v-5-klassie-po-tiemie-poety-rossii-19-vieka-stikhi-o-prirodie-v-tvorchiestvie-f-i-tiutchieva-i-a-a-fieta"
["file_id"] => string(6) "127396"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1415297400"
}
}