kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ матери в творчестве Твардовского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворений цикла А.Т.Твардовского "Памяти матери". Автобиографический характер произведения. Сопоставление образа матери поэта с женскими образами мировой культуры. Групповая работа на уроке. Закрепление за каждым участником группы определенной роли. Работа с кластером, презентацией, оценивание работы каждого участника лидером группы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конкурсн.урок»

МБОУ СОШ с.Рощинский











Урок литературы

в 11 классе



Образ матери в творчестве

А.Т. Твардовского





Разработала и провела

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ

с. Рощинский

Голякова С.А.












2009 год


Цель урока: знакомство учащихся с лирическим циклом «Памяти матери», формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы, развитие творческого и ассоциативного мышления, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения, воспитание тактичности и чувства коллективизма (в ходе групповой работы), воспитание уважительного отношения к женщине-матери, эстетического вкуса учащихся.

Оборудование и материалы к уроку: компьютер, медиапроектор, экран, презентация по теме урока, карточки-задания, таблички с условными надписями «комментатор», «ассистент» и др.

Подготовка к уроку:

Раздаются задания исследовательским группам, проводятся групповые и индивидуальные консультации, предлагается список литературы и книги по теме урока, имеющиеся в кабинете и библиотеке.

Класс распределяется на четыре исследовательские группы. Парты расставляются так, чтобы ученики могли работать вместе. У каждого в группе своя роль, которая указана в табличке. Учитель «координирует» действия учащихся, «ассистенты» помогают ему, выступая с сообщениями, «эксперты» анализируют языковой материал, который «комментируют» «комментаторы». «Мемуаристы» и «чтецы» знакомят слушателей с авторским текстом и его воспоминаниями.

Ход урока:

Эпиграф: Женщина – великое слово.

В нём чистота девушки,

самоотверженность подруги,

подвиг матери.

Н.А.Некрасов.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу - света и тепла.

И сказок в трепетную память,

И песен матери родной…

А.Т.Твардовский.

1. Вступительное слово учителя. Образ матери в русском и мировом искусстве.

/На фоне звучащей музыки Шуберта «Аве Мария»/.

Женская красота волновала человечество на протяжении всей истории своего существования. Главными и неизменными составляющими её являлись идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребёнком.

Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – стремились к созданию образа совершенного человека. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений стала «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи – жемчужина коллекции Эрмитажа. ( Слайд №1 – репродукция картины.)

Величайшее создание мирового искусства – «Сикстинская мадонна» Рафаэля. (Слайд №2 – репродукция картины.)

Русское средневековое искусство связано с культом Богородицы, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. К подлинным шедеврам древнерусской живописи относятся «Владимирская Богоматерь» и «Богоматерь Донская», являющиеся выражением безграничной материнской любви к Сыну, которого в будущем ждёт мученическая смерть во имя спасения человечества. (Слайд №3,4 – иконы.)

Образ Богоматери проходит сквозь века. Так, в конце XIX века В.М. Васнецов создаёт величайшее произведение иконописи – «Богоматерь с младенцем». (Слайд №5 – икона).

В искусстве XX века по-новому зазвучала тема женщины-матери. «Петроградской мадонной» называли героиню картины Петрова-Водкина, написанной в 1920 году. ( Слайд №6). Идёт война, но лицо кормящей женщины спокойно. Весь её облик преисполнен надежды, веры в жизнь.

Вернёмся снова в XIX век. Талантливый русский художник А.Г.Венецианов создаёт портреты крестьянок, занятых привычной и нелёгкой работой. У живописца складывается своё представление об идеале женской красоты. ( Слайд №7 – «На пашне. Весна».)

Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведёт под уздцы двух впряжённых в борону коней. А в стороне от пашни сидит ребёнок, на которого с любовью смотрит мать.

В центре картины «На жатве. Лето» (Слайд №8 – репродукция картины.) Женщина-жница с ребёнком на руках. Она ласково обнимает малютку, забыв об усталости. Вспоминаются строки известного стихотворения Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» /Чтение стихотворения учителем/

2. Актуализация цели. Запись темы. Эпиграф урока.

Учитель. Через семьдесят с лишним лет другой поэт словно продолжит мысли Некрасова в своём стихотворении «Песня»:

В знойном поле сиротливо

День ты кланяешься, мать.

Нужно всю по горстке ниву

По былинке перебрать.


Бабья песня. Бабье дело.

Тяжелеет серп в руке.

И ребёнка плач несмелый

Еле слышен вдалеке.


Ты присела, молодая,

Под горячею копной.

Ты забылась, напевая

Эту песню надо мной…

Не случайно имена этих двух поэтов звучат рядом. Некрасов был для Твардовского не только первым писателем, с которого началось знакомство с миром литературы, но и человеком, вдохновлявшим на творчество. Оставаясь, как и Некрасов, крестьянским поэтом, Твардовский продолжил его традиции. И в первую очередь это касается темы нелёгкой женской судьбы.

Наш сегодняшний разговор мы посвятим матери поэта. Запишите тему. Эпиграфом урока станут слова Н.А.Некрасова и А.Т.Твардовского.

(Слайд №10)

Цель нашего урока: познакомившись с лирическим циклом «Памяти матери», рассмотреть, как в творчестве А.Т.Твардовского развивается тема матери, увидеть, как этот образ вписывается в контекст мировой художественной культуры.

Чтобы достичь поставленной цели, мы выбрали необычную форму урока – деловую игру. Класс разделён на четыре исследовательские группы. У каждой группы на столе табличка с названием стихотворения, которое вы готовили для анализа. Карточки-поисковые листы помогут вам в этом. У каждого в группе своя роль. Руководить всем и направлять вашу работу будет координатор – учитель.

3.Лирический цикл «Памяти матери».

Координатор. Привязанность Твардовского к матери была необычайная. Не от неё ли унаследовал он отзывчивость, сострадание любой человеческой беде, ответственность и обязательность во всех делах? Светлой искренней любовью, нежной привязанностью исполнены его стихотворения, посвящённые матери. Её образ в сознании и поэзии Твардовского неотделим от родной природы, всегда поэтичен и предельно прост.

Какой же была эта женщина? Об этом мы узнаем, познакомившись с первым из стихотворений цикла.

Анализ стихотворения «Прощаемся мы с матерями». ( Первая группа).

(Слайд №11)

Ассистент. Жила в деревне Митьково Смоленской губернии многодетная семья оскудевшего дворянина, или как говорили в то время однодворца Митрофана Яковлевича Плескачевского. Была у них обычная крестьянская изба. Детей в семье – девять человек: два сына и семь дочерей. Земли у Плескачевских было 20 десятин, обрабатывали её сами. (Слайд №12)

К одной из сестёр, Марии, девушке высокой, красивой, и посватался молодой кузнец Трифон Гордеевич Твардовский.

В доме мужа молодую невестку встретили прохладно – свекровь давно приглядела сыну «партию» в своей деревне, да и золовкам новая родственница не по нраву пришлась. И молодая семья вскоре переезжает в соседнюю деревню. Трифон Гордеевич решается на рискованное предприятие – берёт в аренду 30 десятин земли. Целыми днями пропадают супруги в поле: семерых детей кормить нужно. С родителями мужа отношения налаживаются, да и сами старики переезжают вскоре к сыну в Загорье.

Осенью 1916 года мобилизовали на первую империалистическую войну отца маленького Шуры. С его уходом на фронт все заботы по хозяйству пришлось взять на себя матери. Неожиданно для окружающих в этой поэтической натуре вдруг обнаружились и другие качества. Оказалось, что умеет она не только обед варить, прясть, стирать да рукавички вязать, а и дров нарубить и с другими делами управиться.

А потом жизнь закружила Александра: гимназия, Смоленск, Москва… Но чем бы не занимался сын, где бы не находился, мать всегда была в его сердце. (Слайд №13)

Мемуарист. «Я должен увидеть Загорье, чтобы охладеть к нему, а не то ещё долго будут мерещиться и заполнять меня всяческие впечатления детства: берёзки, жёлтый песочек, мама…»

Координатор. К детству он так и не охладеет. Загорье было с ним, было в нём и вылилось, как выплеснулось, в стихотворении, написанном на одном дыхании, выраженном одной, но вбирающей в себя так много фразой: (Слайд №14.)

И первый шум листвы ещё неполной,

И след зелёный по росе зернистой,

И одинокий стук валька на речке,

И грустный запах молодого сена,

И отголосок поздней бабьей песни,

И просто небо, голубое небо –

Мне всякий раз тебя напоминают.

Вот оно – «берёзки, жёлтый песочек, мама…» и строки ей, маме.

Ассистент. В 1965 году он проводил её в последний путь. Она умерла на семьдесят восьмом году своей нелёгкой, но полной жизни. Именно тогда был создан цикл «Памяти матери». Состоит он из четырёх стихотворений, различных и по объёму, и по ритму. Это тетраптих. (Слайд №15-16.)

Первое стихотворение могло бы быть посвящено великому

множеству матерей: вечная материнская забота и молодая сыновняя

устремлённость вперёд, в неясное, многообещающее будущее; юноша жаждет поскорее вкусить самостоятельности, и как бы он ни был привязан к матери, его ответное чувство по силе никогда не сравнится с материнским. Итак, прощание начинается…

Чтец. Стихотворение «Прощаемся мы с матерями». (Слайд №17.)

Координатор. Какие художественные детали создают образ матери?

Комментатор. Нелёгкая судьба любящей матери показана в этом произведении. Прощания, расставания, ожидания новой встречи…

(Слайд №18.)

Эксперт. С нежностью и любовью поэт воссоздаёт детали, создающие образ матери. «Платочки, носочки», бережно укладываемые её «добрыми руками» в котомку сына ещё в юности. Им противопоставляется другой ряд ключевых слов: «родной порог», у которого мы прощаемся с матерями, «карточки», «телеграммы», присылаемые невестками и внуками только по «почте», когда сыновья становятся зрелыми. Эти детали говорят не только об отдалении детей от матерей, но и пробуждают в нас чувство вины и ответственности перед ними.

Координатор. Какой вам представляется мать поэта?

Доброй, нежной, ласковой, заботливой, терпеливой, как и все мамы… Именно такой была Мария Митрофановна Твардовская. Это была женщина не без сентиментальности: могла неожиданно растрогаться от услышанной вдалеке песни, до слёз умилялась звукам пастушьего рожка, восторгалась запахом молодого сена. Не только родные дети, но и многие близкие тепло отзываются об этой милой и доброй женщине.

Мемуарист. «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Ее до слёз трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами или отголосок песни с далёких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца и т. п.» Так ещё при жизни матери писал о ней Александр Трифонович в «Автобиографии».

Координатор. Только ли о своей матери говорит поэт в этом стихотворении?

Комментатор. Произведение приобретает обобщающий смысл. Мы видим и общее размышление о прощаниях с матерями, прощаниях всех сыновей и всех матерей, и лирический рассказ истории жизней многих матерей и сыновей, их отношений, с горькой нотой сожаления, сознания неравноценности любви матерей и сыновей

Координатор. В начале лирического цикла, таким образом, намечается образ матери, материнской любви и значительности последней разлуки, хотя непосредственно об этой матери, об этом сыне еще ничего не говорится.

4.Анализ стихотворения «В краю, куда их вывезли гуртом...» (Вторая группа.)

(Слайд №19.)

Координатор. Второе стихотворение цикла позволяет нам обратиться непосредственно к образу Марии Митрофановны Твардовской, матери поэта, и рассмотреть её судьбу в контексте истории.

Ассистент. Когда началась коллективизация, пострадала в числе прочих и семья Твардовских. На шесть месяцев поэта исключают из ассоциации пролетарских писателей якобы за то, что он не ведёт общественной работы. В 1931 году родители и братья были раскулачены и сосланы. Писатель очень тяжело переживает это событие, но продолжает работать: пишет очерки, повести, стихи.

На фоне коллективного труда потомков личная память кажется не столь уж значительной. Но для Твардовского она важнее громких, разоблачительных кампаний, новых государственных лозунгов. У него есть своя картина былого.

Чтец. Стихотворение «В краю, куда их вывезли гуртом…» (Слайд №20.)

Координатор. Речь в этом стихотворении идёт о родных поэту людях, чья судьба – лишь скромная статистическая единица эпохи «великого перелома».

- Какие приметы времени мы находим в стихотворении?

Эксперт. Бросается в глаза безличная характеристика: «вывезли гуртом». Также неопределённо в воспоминаниях место ссылки: север, тайга. Поражает сдержанность и скупость, с которой поэт говорит о перенесённых тяготах: « всего там было».

Координатор. Как чувствует себя женщина, утратившая родной дом, о чём её мысли и переживания?

Комментатор. Тяжела каторжная жизнь, но ещё тяжелее мысль о смерти на чужбине, о «немилом кладбище» среди тайги. Думы матери просты: человека можно «вывезти», «запереть», но нельзя «раскулачить» душу, заставить его примириться с утратой родного дома.

Координатор. От чьего лица ведётся повествование в стихотворении? Как это влияет на лексику и интонацию произведения?

Эксперт. В стихотворении слышатся два голоса. Всё отчётливее сквозь авторские интонации проступает речь матери. «Уж больно было…», «ни даже тебе», «так-сяк». Эти сдержанные жалобы связаны с представлениями крестьянина о смерти, требующей уважительного отношения. Угнетает героиню и противоестественная близость жилья и кладбища, отсутствие деревца на погосте. Именно поэтому в материнских снах место её последнего успокоения – «взгорок тот в родимой стороне / С крестами под берёзами кудрявыми». (Слайд № 21.)

Координатор. Таким образом, во втором стихотворении тема развивается уже как история матери, драматической судьбы русской женщины-крестьянки, на фоне большой истории народа, как слитный рассказ-воспоминание и сына и матери. В финале стихотворения выступают тема самого последнего прощания — похорон, тех, о которых когда-то мечтала мать — «на севере, тайгою запертом», и тех, которые сейчас реально наступили, и скорбный лирический комментарий сына.

Концовка второго стихотворения цикла уже и непосредственно подготовляет, подводит нас к третьему — к картине последнего прощания.

5.Анализ стихотворения «Как не спеша садовники орудуют…» (Третья группа.)

(Слайд №22..)

Чтец. Стихотворение «Как не спеша садовники орудуют» (Слайд №23.)

Координатор. Третье стихотворение - описание похорон. На примере этого произведения рассмотрим особенности композиции.

- Сколько частей можно выделить в стихотворении? Какие изобразительные средства лежат в основе этого деления? (Слайд №24.)

Эксперт. Стихотворение делится на три четко обособленные части — из 8, 12 и 4 строк. Части разделены многоточиями, что оттеняет их относительную самостоятельность. Каждая часть в свою очередь разделяется на строфы — четверостишия, с перекрестной рифмовкой, и каждое четверостишие также отвечает законченному элементу события, чувства, мысли; внутри строф наблюдается дальнейшее столь же четкое подразделение. Но эти ясно разграниченные подразделения объединены единой господствующей интонацией, поэтической мыслью.

Первые восемь строк - о неспешной работе садовников, сажающих молодые яблоньки, затем - сразу резкий контраст второй части стихотворения:

Но как могильщики - рывком -

Давай, давай без передышки, -

Едва свалился первый ком,

И вот уже не слышно крышки.

Такие же лопаты; такие же, у садовников, у могильщиков мозолистые руки и грубые кирзовые сапоги; но у свежей могилы самого дорогого человека некстати вспомнились осиротевшему сыну заботливые садовники, всеми своими повадками настолько схожие с любимой матерью, родившей и выпестовавшей семерых детей, что стало просто невыносимо ждать конца погребения:

Ведь ты им сам готов помочь,

Чтоб только все - ещё короче.

Координатор. Перечитаем первую часть. Кажется, что эти строчки никакого отношения к похоронам матери и ее памяти не имеют. Описание идет с дотошной подробностью. Это как замедленная киносъемка. Мы движемся вместе с самим садовником. Причем начинается движение где-то с середины, когда яма для посадки яблони уже выкопана. И рассказ идет с середины, как продолжение и оценка, показана только заключительная часть.

-Деловитая достоверность доведена до специфической для Твардовского предельной конкретности. Какие детали делают изображение конкретным? (Слайд №25.)

Эксперт. Изображен ряд деталей, зримых, ощутимых, — яма, дерево, его корни, грунт, его «горсточка», яблоня, приствольный круг, лопата, грабли. Конкретные детали у Твардовского становятся психологическими. Об этом говорит слово «не спеша».И ряд жестов, поступков собирательного лица — «садовников», и предметное описание начинаются с него. Косвенно, через сравнения, включены образы деятельности других людей, которые в отличие от садовников спешат, «сваливают грудой», и, наоборот, тех людей, которые любовно «кормят из рук...».

Невольно возникают ассоциации с образами других стихотворений самого поэта и данного цикла, образами матери-крестьянки и крестьянского сына, хорошо знающего и как закапывают корни яблонь, и как кормят птиц из рук. Координатор. Какие образы-ассоциации противопоставляются?

Комментатор. В этом сравнении есть ассоциация — «оппозиция», противопоставление (уже совсем неявное) «ямы», «корней» — и «птиц», «рук», низа — и верха, углубления в землю — и полета в небо. Но и то и другое связаны единым потоком жизни и труда.

Координатор. Сравним вторую часть стихотворения с первой. Какие детали конкретизируются во второй части?

Эксперт. Во второй части произведения то же обилие деталей — и предметных, и психологических, даже еще большее (например, предметный ряд в последней строфе — песок, гнилушки, битый камень, бугорок, венки), — вплоть до таких, как две «затяжки», торопливые перекуры могильщиков. Но если раньше эти детали характеризовали неспешность, то здесь они подчеркивают спешность. Но также мы видим хроникальность замедленной киносъемки; движение снизу вверх от крышки гроба на дне ямы и покрывающего ее песка до наваленных сверху венков. Наблюдается отражение некоторых деталей: яма для дерева — яма для могилы, крышка гроба — корни деревьев; падение горсточек грунта— комьев земли в могилу; приствольный круг—бугорок с венками.

Координатор. Но контраст первой и второй части наблюдается не только на уровне смысла и зрительных представлений. Рассмотрим синтаксические особенности стихотворения. Какие фигуры речи используются автором? Эксперт. Характерна система синтаксических и семантических параллелизмов. В частности, пяти сказуемых к общему подлежащему и менее строгих соответствий других элементов предложений («для дерева», «для яблони»). Вместе с тем имеются переходы в неожиданные сопоставления, параллелизмы-контрасты, в стихотворении появляются интонации сдержанного волнения. Начинается описание с восклицательной частицы — «как». Это «как» повторяется в другой строфе, уже в другом, сравнительном, значении, но сохраняет оттенок восклицательной интонации.

Те же четкие совпадения структурных единиц — смысловых, синтаксических наблюдаем во второй части. Сходна их общая конфигурация. Та же композиционная схема, только как бы раздвинутая в полтора раза (на двенадцать строчек вместо восьми): сначала общая характеристика — определение, затем цепочка пояснений ее развивающая. Сходство прослеживается до параллелизма синтаксической конструкции: один раз названное общее подлежащее и затем система подобных сказуемых.

Координатор. Такие переклички между первой и второй частями мы увидим и на уровне звукописи, и на уровне стихосложения. (Слайд №26.)

Ассистент. На фоне основной ямбической схемы, с традиционной перекрестной рифмовкой, развит сложный и сильно варьирующийся (даже в пределах восьми строк) ритмический рисунок. Пятистопный ямб первых трех строк сопровождается дактилическими окончаниями, которые сообщают ему оттенок противоположной метрики. А сильное, «восклицательное», ударное «как» в начале первой строчки придает самому началу ямбического движения звучание хориямба. Заканчивается первая строфа неожиданным переходом в трехстопный ямб, то есть переходом к более сжатому метру, который, однако, в свою очередь заканчивается гипердактилическим окончанием, создающим оттенок не только напевности, но даже протяжности, заунывности. Такая ритмическая структура создает впечатление стихотворной речи одновременно и спокойно упорядоченной, плавной и, наоборот, чем-то затрудненной — с перебоями, неожиданными сменами ритма. Речи разговорной и немножко певучей, местами — «ораторской». Этому эффекту способствуют «подвывающие» рифмы (... радуют... рудою... ерево... еривают). Во второй строфе размер опять несколько меняется, переходит в четырехстопный ямб, с чередованием мужских и дактилических окончаний. Ритм становится более энергическим, сжатым, но дактилические окончания продолжают напев окончания первой строфы, мужские рифмы сохраняют протяжное долгое «ру» ее первой и третьей строчек, а односложные слова в начале первой и четвертой строк опять создают, хотя и ослабленный, эффект хориямба,— эффект тем более ясный, что «как» в первой строчке анафорически скреплено с сильным «как» первой строчки первой строфы.

Обильны разнообразные, хотя и не заметные аллитерации. Выделяются повторяющиеся слоги: ру (5 раз), ор (3). С этими системами звуков связано обилие не только богатых рифм, но и дополнительных внутренних и анафорических ассонансов (садовники — заготовленной; грунт — грудою; корни — грунт — горсточка; как будто — обойдут), а также созвучных слов типа (грудою — по горст... корм из рук — крошат, как не спеша... крошат и др.).

Все это вместе с указанными синтаксическими и смысловыми параллелизмами и создает сплав с господствующей разговорной интонацией элементов ораторской и даже напевной речи.

Комментатор. Как вы думаете, о чём говорят эти постоянные переклички между частями стихотворения?

Части произведения объединены общей идеей. Никакого скачкообразного перехода от первой части ко второй нет! От садовников — к могильщикам. Мы видим то событие, о котором написано стихотворение. И чувствуем, что похороны невидимо присутствовали и в описании труда садовника. В той двойственности интонации, в тех намеках-отзвуках, «лишних» подробностях и сравнениях, которые проникали в деловое, точное описание жизнелюбивого труда садовника. После труда жизни — труд смерти, выраженный через труд могильщиков, труд с другим, своим «спешащим временем». Тут опять контраст и параллелизм. Они передают ужас смерти и силу горя последнего прощания.

6. Анализ стихотворения « Ты откуда эту песню…»(«Перевозчик – водогребщик») (Четвёртая группа) (Слайд №27.)

Чтец. Стихотворение «Ты откуда эту песню…» (Слайд №28.)

Координатор. Исследователи творчества А.Т.Твардовского считают, что стихотворение «Перевозчик-водогребщик» - самое пронзительное из всего написанного поэтом. Столько в нём тоски, усталости, ощущения близкого последнего «перевоза». Оно начинается эпиграфом – четверостишием из народной песни.

- Какова функция эпиграфа в данном стихотворении?

Комментатор. Это не только и не столько эпиграф. Четыре строчки эпиграфа – жизненно важная, неотъемлемая часть стихотворения в целом, его содержательная душа и образный стержень. На них оно строится как определённое поэтическое целое. Они открывают стихотворение, являясь истоком дальнейшего повествования (без них невозможно было бы начало «Ты откуда эту песню, Мать, на старость запасла?»)

Эти четыре строки проходят рефреном через всё стихотворение, членя его на три части – три страницы биографии простой смоленской крестьянки, матери поэта. Они обрамляют его в качестве законченного и самостоятельного художественного текста. Они, наконец, ставят в нём последнюю (главную) смысловую точку.

Координатор. Но не только народнопесенный эпиграф является …? Какие ещё языковые средства помогают раскрыть народный характер героини?

Эксперт. Поражает обилие разговорной лексики и синтаксиса, фольклорных конструкций и интонаций. «На старость запасла», « не откуда – всё оттуда», « всё из… родимой приднепровской стороны», «из далёкой-предалёкой», «в жизни видеть привелось», «вдаль спровадила пора», «отжитое – пережито, а с кого какой же спрос» и т.д.

Координатор. Обратите внимание на обращения в строках рефрена. Почему в «последнем перевозе» произошла замена «молодого парня» на «седого старичка»?

Комментатор. Четыре строчки эпиграфа народной песни содержат ключевые для этого стихотворения слова о «перевозе» «на ту сторону реки», «домой», которые неоднократно меняют своё значение на протяжении стихотворения: от прямого в эпиграфе до обобщающее-переносного в заключительном восьмистишии, где они приобретают символический характер и накрепко связываются уже с понятием смерти. Об этом же говорит и прилагательное «последний» при слове «перевоз» («Отжитое – пережито, А с кого какой же спрос? Да уже неподалёку и последний перевоз) и замена « молодого парня» на «седого старичка» («Перевозчик-водогребщик, Старичок седой…) в конце стихотворения.

Ассистент. С этими образами в народнопесенный словесный ряд незаметно, но зримо входит старая поэтическая аллегория. В памяти невольно всплывает мифологический образ старика Харона, который на челноке с берега жизни переправляет через реки подземного царства души умерших вплоть до врат Аида, этого дохристианского того света и загробного мира.

Осложнение народнопесенной поэтики традиционно-поэтическим образом античного происхождения привносит в стихотворение подводное словесное течение, своеобразно расцвечивает его языковую структуру, подчеркивает важность темы смерти. Появление его доказывает нам также, что образ матери рассматривается Твардовским в контексте мировой художественной литературы и искусства.

7. Итоги урока.

Координатор.

-Кому посвящён лирический цикл А.Т.Твардовского «Памяти матери»?

-Что такое тетраптих?

-Что символизирует образ матери в тетраптихе «Памяти матери»? (Слайд №29.)


-Какие традиции русской и мировой культуры продолжает поэт, рассказывая о судьбе героини в своём произведении?

Координатор. Мать поэта сохранила, сберегла привязанность к родному крову, к родным песням, явила миру пример самообладания, душевной стойкости, веры и чистоты. Стихи о ней овеяны просветлённой горечью и грустью.

Вернёмся к началу нашего урока. Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдётся художник, который не пытался бы постичь её. А.Т. Твардовский тоже приобщился к этой тайне, но открыл её по-своему. На примере жизни лирической героини поэт, как и его предшественники, показал, что главным в женской судьбе является материнство, священные узы между матерью и ребёнком. Мать для поэта – носитель вечной женственности, идеал материнства. (Слайд № 30.)

Трудно сказать, кто из родителей повлиял на поэта в большей, кто в меньшей степени, но, очевидно, мать он любил сильнее. Посвящённые её памяти стихи писались, видимо, в очень угнетённом состоянии духа. Тяжело было ему писать этот реквием, но ещё тяжелее - держать боль в себе. Вылившись в слова, эта боль обрела форму не просто стихотворных строк - высокой поэзии. Эти стихи стали литературным фактом.





Просмотр содержимого презентации
«Образ матери в творчестве А»

Леонардо да Винчи «Мадонна Лита»

Леонардо да Винчи «Мадонна Лита»

Рафаэль «Сикстинская мадонна»

Рафаэль «Сикстинская мадонна»

Владимирская Богоматерь

Владимирская Богоматерь

Донская Богоматерь

Донская Богоматерь

В.М.Васнецов «Богоматерь с младенцем»

В.М.Васнецов «Богоматерь с младенцем»

К.С. Петров-Водкин «1918 год. В Петрограде.»

К.С. Петров-Водкин «1918 год. В Петрограде.»

А.Г. Венецианов «На пашне. Весна»

А.Г. Венецианов «На пашне. Весна»

А.Г. Венецианов «На жатве. Лето.»

А.Г. Венецианов «На жатве. Лето.»

Образ матери в творчестве А.Т. Твардовского Женщина – великое слово.  В нём чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери. Н.А.Некрасов. Всего с лихвой дано мне было В дорогу - света и тепла. И сказок в трепетную память, И песен матери родной… А.Т.Твардовский.

Образ матери в творчестве А.Т. Твардовского

Женщина – великое

слово. В нём чистота

девушки,

самоотверженность подруги, подвиг матери. Н.А.Некрасов.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу - света и тепла.

И сказок в трепетную память,

И песен матери родной… А.Т.Твардовский.

А.Т.Твардовский Н.А.Некрасов
  • А.Т.Твардовский
  • Н.А.Некрасов

Тема нелёгкой женской судьбы

Вопросы и задания для первой группы Выразительно прочитайте первое стихотворение цикла «Прощаемся мы с матерями». Подготовьте сообщение о матери поэта. Найдите в «Словаре литературоведческих терминов определение тетраптиха. Ответьте на вопросы:  «Какие художественные детали создают образ матери?»  «В чём вы видите обобщающий смысл стихотворения?»

Вопросы и задания для первой группы

  • Выразительно прочитайте первое стихотворение цикла «Прощаемся мы с матерями».
  • Подготовьте сообщение о матери поэта.
  • Найдите в «Словаре литературоведческих терминов определение тетраптиха.
  • Ответьте на вопросы:

«Какие художественные детали создают образ матери?»

«В чём вы видите обобщающий смысл стихотворения?»

Мария Митрофановна Твардовская в юности.

Мария Митрофановна Твардовская в юности.

А.Т. Твардовский в кругу близких.

А.Т. Твардовский в кругу близких.

А.Т. Твардовский «Матери»  И первый шум листвы ещё неполной,  И след зелёный по росе зернистой,  И одинокий стук валька на речке,  И грустный запах молодого сена,  И отголосок поздней бабьей песни,  И просто небо, голубое небо –  Мне всякий раз тебя напоминают

А.Т. Твардовский «Матери»

И первый шум листвы ещё неполной,

И след зелёный по росе зернистой,

И одинокий стук валька на речке,

И грустный запах молодого сена,

И отголосок поздней бабьей песни,

И просто небо, голубое небо –

Мне всякий раз тебя напоминают

Лирический цикл А.Т.Твардовского «Памяти матери»

Лирический цикл А.Т.Твардовского «Памяти матери»

  • Создан в год смерти Марии Митрофановны в 1965 году.
  • Состоит из четырёх стихотворений, различных по объёму и по ритму.
Тетраптих –  произведение искусства из четырёх картин, рисунков, стихотворений и т.п., объединённых одной темой, идеей и сюжетом.
  • Тетраптих – произведение искусства из четырёх картин, рисунков, стихотворений и т.п., объединённых одной темой, идеей и сюжетом.
Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока – Ещё в нашей юности ранней Ещё у родного порога,  Когда на платочки, носочки Уложат их добрые руки, А мы, опасаясь отсрочки, К назначенной рвёмся разлуке.  Разлука ещё безусловней Для них наступает попозже, Когда мы о воле сыновней Спешим известить их по почте.  И, карточки им посылая Каких-то девчонок безвестных, От щедрой души позволяем Заочно любить их невесток.  А там – за невестками – внуки… И вдруг назовёт телеграмма Для самой последней разлуки Ту самую бабушку мамой .

Прощаемся мы с матерями

Задолго до крайнего срока –

Ещё в нашей юности ранней

Ещё у родного порога,

Когда на платочки, носочки

Уложат их добрые руки,

А мы, опасаясь отсрочки,

К назначенной рвёмся разлуке.

Разлука ещё безусловней

Для них наступает попозже,

Когда мы о воле сыновней

Спешим известить их по почте.

И, карточки им посылая

Каких-то девчонок безвестных,

От щедрой души позволяем

Заочно любить их невесток.

А там – за невестками – внуки…

И вдруг назовёт телеграмма

Для самой последней разлуки

Ту самую бабушку мамой .

Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока – Ещё в нашей юности ранней Ещё у родного порога,  Когда на платочки, носочки Уложат их добрые руки, А мы, опасаясь отсрочки, К назначенной рвёмся разлуке.   Разлука ещё безусловней Для них наступает попозже, Когда мы о воле сыновней Спешим известить их по почте.  И, карточки им посылая Каких-то девчонок безвестных, От щедрой души позволяем Заочно любить их невесток.  А там – за невестками – внуки… И вдруг назовёт телеграмма Для самой последней разлуки Ту самую бабушку мамой.

Прощаемся мы с матерями

Задолго до крайнего срока –

Ещё в нашей юности ранней

Ещё у родного порога,

Когда на платочки, носочки

Уложат их добрые руки,

А мы, опасаясь отсрочки,

К назначенной рвёмся разлуке.

Разлука ещё безусловней

Для них наступает попозже,

Когда мы о воле сыновней

Спешим известить их по почте.

И, карточки им посылая

Каких-то девчонок безвестных,

От щедрой души позволяем

Заочно любить их невесток.

А там – за невестками – внуки…

И вдруг назовёт телеграмма

Для самой последней разлуки

Ту самую бабушку мамой.

Вопросы и задания для второй группы Выразительно прочитайте второе стихотворение цикла «В краю, куда их вывезли гуртом…» Подготовьте сообщение о жизни семьи Твардовских в годы сталинских репрессий. Ответьте на вопросы: «Какие приметы времени мы находим в стихотворении?» «Как чувствует себя лирическая героиня в чужом краю, вдали от родного дома?» «О чём её мысли и переживания?»  «От чьего лица ведётся повествование в стихотворении?»  «Как особенность повествования влияет на лексику и интонацию произведения?»

Вопросы и задания для второй группы

  • Выразительно прочитайте второе стихотворение цикла «В краю, куда их вывезли гуртом…»
  • Подготовьте сообщение о жизни семьи Твардовских в годы сталинских репрессий.
  • Ответьте на вопросы:

«Какие приметы времени мы находим в стихотворении?»

«Как чувствует себя лирическая героиня в чужом краю, вдали от родного дома?»

«О чём её мысли и переживания?»

«От чьего лица ведётся повествование в стихотворении?»

«Как особенность повествования влияет на лексику и интонацию произведения?»

В краю, куда их вывезли гуртом, Где ни села вблизи, не то что города, На севере тайгою запертом, Всего там было – холода и голода. Но непременно вспоминала мать, Чуть речь зайдёт про всё про то,что минуло, Как не хотелось там ей помирать, - Уж очень было кладбище немилое. Кругом леса без края и конца – Что видит глаз – глухие, нелюдимые. А на погосте том – ни деревца, Ни даже тебе прутика единого. Так-сяк , не вряд нарытая земля Меж вековыми пнями да корягами, И хоть бы где подальше от жилья, А то – могилки сразу за бараками. И ей, бывало, виделись во сне Не столько дом и двор со всеми  справами, А взгорок тот в родимой стороне С крестами под берёзами кудрявыми. Такая то краса и благодать, Вдали большак, дымит пыльца дорожная.  - Проснусь, проснусь, - рассказывала мать, А за стеною – кладбище таёжное… Теперь над ней берёзы, хоть не те, Что снились за тайгою чужедальнею. Досталось прописаться в тесноте На вечную квартиру коммунальную. И не в обиде. И не всё ль равно. Какою метой вечность сверху мечена. А тех берёз кудрявых – их давно На свете нету. Сниться больше нечему.

В краю, куда их вывезли гуртом,

Где ни села вблизи, не то что города,

На севере тайгою запертом,

Всего там было – холода и голода.

Но непременно вспоминала мать,

Чуть речь зайдёт про всё про то,что минуло,

Как не хотелось там ей помирать, -

Уж очень было кладбище немилое.

Кругом леса без края и конца –

Что видит глаз – глухие, нелюдимые.

А на погосте том – ни деревца,

Ни даже тебе прутика единого.

Так-сяк , не вряд нарытая земля

Меж вековыми пнями да корягами,

И хоть бы где подальше от жилья,

А то – могилки сразу за бараками.

И ей, бывало, виделись во сне

Не столько дом и двор со всеми

справами,

А взгорок тот в родимой стороне

С крестами под берёзами кудрявыми.

Такая то краса и благодать,

Вдали большак, дымит пыльца

дорожная.

- Проснусь, проснусь, - рассказывала

мать,

А за стеною – кладбище таёжное…

Теперь над ней берёзы, хоть не те,

Что снились за тайгою чужедальнею.

Досталось прописаться в тесноте

На вечную квартиру коммунальную.

И не в обиде. И не всё ль равно.

Какою метой вечность сверху мечена.

А тех берёз кудрявых – их давно

На свете нету. Сниться больше

нечему.

В краю, куда их вывезли гуртом, Где ни села вблизи, не то что города, На севере тайгою запертом, Всего там было – холода и голода . Но непременно вспоминала мать, Чуть речь зайдёт про всё про то, что минуло, Как не хотелось там ей помирать, - Уж очень было кладбище немилое. Кругом леса без края и конца – Что видит глаз – глухие, нелюдимые. А на погосте том – ни деревца, Ни даже тебе прутика единого. Так-сяк , не в ряд нарытая земля Меж вековыми пнями да корягами, И хоть бы где подальше от жилья, А то – могилки сразу за бараками. И ей, бывало, виделись во сне Не столько дом и двор со всеми  справами, А взгорок тот в родимой стороне С крестами под берёзами кудрявыми. Такая то краса и благодать , Вдали большак, дымит пыльца  дорожная.  - Проснусь, проснусь, - рассказывала мать, А за стеною – кладбище таёжное… Теперь над ней берёзы, хоть не те, Что снились за тайгою чужедальнею. Досталось прописаться в тесноте На вечную квартиру коммунальную. И не в обиде. И не всё ль равно. Какою метой вечность сверху мечена. А тех берёз кудрявых – их давно На свете нету. Сниться больше нечему.

В краю, куда их вывезли гуртом,

Где ни села вблизи, не то что города,

На севере тайгою запертом,

Всего там было – холода и голода .

Но непременно вспоминала мать,

Чуть речь зайдёт про всё про то, что минуло,

Как не хотелось там ей помирать, -

Уж очень было кладбище немилое.

Кругом леса без края и конца –

Что видит глаз – глухие, нелюдимые.

А на погосте том – ни деревца,

Ни даже тебе прутика единого.

Так-сяк , не в ряд нарытая земля

Меж вековыми пнями да корягами,

И хоть бы где подальше от жилья,

А то – могилки сразу за бараками.

И ей, бывало, виделись во сне

Не столько дом и двор со всеми

справами,

А взгорок тот в родимой стороне

С крестами под берёзами кудрявыми.

Такая то краса и благодать ,

Вдали большак, дымит пыльца

дорожная.

- Проснусь, проснусь, - рассказывала

мать,

А за стеною – кладбище таёжное…

Теперь над ней берёзы, хоть не те,

Что снились за тайгою чужедальнею.

Досталось прописаться в тесноте

На вечную квартиру коммунальную.

И не в обиде. И не всё ль равно.

Какою метой вечность сверху мечена.

А тех берёз кудрявых – их давно

На свете нету. Сниться больше

нечему.

Вопросы и задания для третьей группы Выразительно прочитайте третье стихотворение цикла «Как не спеша садовники орудуют…». Выделите части произведения. Ответьте на вопросы: «Какой художественный приём лежит в основе этого деления?» «Какие детали первой части делают изображение конкретным?» «Какие образы – ассоциации первой части противопоставляются?» «Какие детали конкретизируются во второй части?» «Какие фигуры речи лежат в основе синтаксических особенностей стихотворения?»  Подготовьте сообщение об особенностях стихосложения и  звукописи данного произведения.  Определите идею произведения?

Вопросы и задания для третьей группы

  • Выразительно прочитайте третье стихотворение цикла «Как не спеша садовники орудуют…».
  • Выделите части произведения.
  • Ответьте на вопросы:

«Какой художественный приём лежит в основе этого деления?»

«Какие детали первой части делают изображение конкретным?»

«Какие образы – ассоциации первой части противопоставляются?»

«Какие детали конкретизируются во второй части?»

«Какие фигуры речи лежат в основе синтаксических особенностей стихотворения?»

Подготовьте сообщение об особенностях стихосложения и

звукописи данного произведения.

Определите идею произведения?

Как не спеша садовники орудуют Над ямой, заготовленной для дерева: На корни грунт не сваливают грудою, По горсточке отмеривают. Как будто птицам корм из рук, Крошат его для яблони. И обойдут приствольный круг Вслед за лопатой граблями… Но как могильщики – рывком – Давай, давай без передышки, - Едва свалился первый ком, И вот уже не слышно крышки. Они минутой дорожат, У них иной, пожарный навык: Как будто откопать спешат, А не закапывают навек. Спешат – меж двух затяжек срок- Песок, гнилушки, битый камень Кой-как содвинуть в бугорок, Чтоб завалить его венками… Но ту сноровку не порочь, - Оправдан этот спех рабочий: Ведь ты им сам готов помочь, Чтоб только всё – ещё короче.

Как не спеша садовники орудуют

Над ямой, заготовленной для дерева:

На корни грунт не сваливают грудою,

По горсточке отмеривают.

Как будто птицам корм из рук,

Крошат его для яблони.

И обойдут приствольный круг

Вслед за лопатой граблями…

Но как могильщики – рывком –

Давай, давай без передышки, -

Едва свалился первый ком,

И вот уже не слышно крышки.

Они минутой дорожат,

У них иной, пожарный навык:

Как будто откопать спешат,

А не закапывают навек.

Спешат – меж двух затяжек срок-

Песок, гнилушки, битый камень

Кой-как содвинуть в бугорок,

Чтоб завалить его венками…

Но ту сноровку не порочь, -

Оправдан этот спех рабочий:

Ведь ты им сам готов помочь,

Чтоб только всё – ещё короче.

Но как могильщики – рывком – Давай, давай без передышки, - Едва свалился первый ком, И вот уже не слышно крышки . Они минутой дорожат, У них иной, пожарный навык: Как будто откопать спешат, А не закапывают навек. Спешат – меж двух затяжек срок- Песок, гнилушки, битый камень Кой-как содвинуть в бугорок, Чтоб завалить его венками… Как не спеша садовники орудуют Над ямой, заготовленной для дерева: На корни грунт не сваливают грудою, По горсточке отмеривают. Как будто птицам корм из рук, Крошат его для яблони. И обойдут приствольный круг Вслед за лопатой граблями… Но ту сноровку не порочь, - Оправдан этот спех рабочий: Ведь ты им сам готов помочь, Чтоб только всё – ещё короче.

Но как могильщики – рывком –

Давай, давай без передышки, -

Едва свалился первый ком,

И вот уже не слышно крышки .

Они минутой дорожат,

У них иной, пожарный навык:

Как будто откопать спешат,

А не закапывают навек.

Спешат – меж двух затяжек срок-

Песок, гнилушки, битый камень

Кой-как содвинуть в бугорок,

Чтоб завалить его венками…

Как не спеша садовники орудуют

Над ямой, заготовленной для дерева:

На корни грунт не сваливают грудою,

По горсточке отмеривают.

Как будто птицам корм из рук,

Крошат его для яблони.

И обойдут приствольный круг

Вслед за лопатой граблями…

Но ту сноровку не порочь, -

Оправдан этот спех рабочий:

Ведь ты им сам готов помочь,

Чтоб только всё – ещё короче.

Но как могильщики – рывком – Давай, давай без передышки, - Едва свалился первый ком, И вот уже не слышно крышки . Они минутой дорожат, У них иной, пожарный навык: Как будто откопать спешат, А не закапывают навек. Спешат – меж двух затяжек срок- Песок, гнилушки, битый камень Кой-как содвинуть в бугорок, Чтоб завалить его венками… Как не спеша садовники орудуют Над ямой, заготовленной для дерева: На корни грунт не сваливают грудою, По горсточке отмеривают. Как будто птицам корм из рук, Крошат его для яблони. И обойдут приствольный круг Вслед за лопатой граблями… Но ту сноровку не порочь, - Оправдан этот спех рабочий: Ведь ты им сам готов помочь, Чтоб только всё – ещё короче.

Но как могильщики – рывком –

Давай, давай без передышки, -

Едва свалился первый ком,

И вот уже не слышно крышки .

Они минутой дорожат,

У них иной, пожарный навык:

Как будто откопать спешат,

А не закапывают навек.

Спешат – меж двух затяжек срок-

Песок, гнилушки, битый камень

Кой-как содвинуть в бугорок,

Чтоб завалить его венками…

Как не спеша садовники орудуют

Над ямой, заготовленной для дерева:

На корни грунт не сваливают грудою,

По горсточке отмеривают.

Как будто птицам корм из рук,

Крошат его для яблони.

И обойдут приствольный круг

Вслед за лопатой граблями…

Но ту сноровку не порочь, -

Оправдан этот спех рабочий:

Ведь ты им сам готов помочь,

Чтоб только всё – ещё короче.

Контраст между первой и второй частями стихотворения « Как не спеша садовники  орудуют…» основан на внутренней  «оппозиции» зрительных образов: деталей, ассоциаций синтаксических и смысловых  параллелизмах особенностях стихосложения особенностях звукописи

Контраст между

первой и второй

частями

стихотворения

« Как не спеша

садовники

орудуют…»

основан на

внутренней

«оппозиции»

зрительных

образов:

деталей,

ассоциаций

синтаксических и

смысловых

параллелизмах

особенностях

стихосложения

особенностях

звукописи

Вопросы и задания для четвёртой группы  Выразительно прочитайте четвёртое стихотворение цикла «Ты откуда эту песню…» («Перевозчик – водогребщик»)  Определите функцию эпиграфа в стихотворении.  Ответьте на вопросы: «Какие языковые средства помогают раскрыть характер лирической героини?»  «Почему в «последнем перевозе» произошла замена  «молодого парня» на «седого старичка»?  Подготовьте сообщение о герое мифологии  старике Хароне. Как этот он трактует  образ матери?

Вопросы и задания для четвёртой группы

Выразительно прочитайте четвёртое стихотворение цикла «Ты откуда эту песню…» («Перевозчик – водогребщик»)

Определите функцию эпиграфа в стихотворении.

Ответьте на вопросы:

«Какие языковые средства помогают раскрыть характер лирической героини?»

«Почему в «последнем перевозе» произошла замена

«молодого парня» на «седого старичка»?

Подготовьте сообщение о герое мифологии

старике Хароне. Как этот он трактует

образ матери?

Перевозчик –водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на сторону,

Сторону – домой...

Из песни .

- Ты откуда эту песню,

Мать, на старость запасла?

- Не откуда – всё оттуда,

Где у матери росла.

Всё из той своей родимой

Приднепровской стороны,

Из далёкой-предалёкой

Деревенской старины.

Там считалось, что прощалась

Навек с матерью родной,

Если замуж выходила

Девка на берег другой.

- Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону – домой…

Давней молодости слёзы.

Не до тех девичьих слёз,

Как иные перевозы

В жизни видеть привелось.

Как с земли родного края

Вдаль спровадила пора.

Там текла река другая –

Шире нашего Днепра.

В том краю леса темнее,

Зимы дольше и лютей,

Даже снег визжал больнее

Под полозьями саней.

Но была, пускай непета,

Песня в памяти жива,

Были эти на край света

Завезённые слова:

- Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону – домой…

Отжитое –пережито,

А с кого какой же спрос?

Да уже неподалёку

И последний перевоз.

Перевозчик-водогребщик,

Старичок седой,

Перевези меня на ту сторону

Сторону – домой…

Милое, доброе, родное существо, подарившее жизнь, любовь к миру. Человек,  сохранивший привязанность к  родному крову, к  родным песням. Вечная  труженица, смысл  жизни которой в  счастье детей  и в труде. Мать для  А.Т. Твардовского Крестьянка, трагическая судьба  которой неразрывно связана с судьбой народа. Женщина, явившая миру пример самообладания, душевной стойкости, веры и чистоты. Носитель вечной женственности, идеал материнства.

Милое, доброе,

родное существо,

подарившее жизнь,

любовь к миру.

Человек,

сохранивший

привязанность к

родному крову, к

родным песням.

Вечная

труженица, смысл

жизни которой в

счастье детей

и в труде.

Мать для

А.Т. Твардовского

Крестьянка,

трагическая судьба

которой неразрывно

связана с судьбой

народа.

Женщина,

явившая миру

пример самообладания,

душевной стойкости,

веры и чистоты.

Носитель

вечной

женственности, идеал

материнства.

Мария Митрофановна Твардовская  (1888 – 1965)

Мария Митрофановна Твардовская (1888 – 1965)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
образ матери в творчестве Твардовского

Автор: Голякова Светлана Алексеевна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312356

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Экзаменационные билеты по литературе 8 класс (по программе Т.Ф.Курдюмовой) "
    ["seo_title"] => string(81) "ekzamienatsionnyie-biliety-po-litieraturie-8-klass-po-proghrammie-t-f-kurdiumovoi"
    ["file_id"] => string(6) "203329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429458838"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Аргументы. Подготовка к итоговому сочинению по литературе "
    ["seo_title"] => string(65) "arghumienty-podghotovka-k-itoghovomu-sochinieniiu-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "227053"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440589813"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Война и дети в произведениях советских писателей "
    ["seo_title"] => string(57) "voina-i-dieti-v-proizviedieniiakh-sovietskikh-pisatieliei"
    ["file_id"] => string(6) "232918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442942468"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Разработка открытого урока на тему:"Можно ли назвать Алеся Мороза героем?" "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-mozhno-li-nazvat-aliesia-moroza-ghieroiem"
    ["file_id"] => string(6) "196815"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428127035"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по теме:"Поэты и музыканты XX века о Великой Отечественной войне" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-tiemie-poety-i-muzykanty-xx-vieka-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "207856"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430665869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства