Тема урока: «Можно ли назвать Олеся Мороза героем?»
(по повести Василя Быкова «Обелиск»)
Цели урока:
• Продолжить знакомство с творчеством В. Быкова,
• Проанализировать повесть В. Быкова «Обелиск»;
• Раскрыть образ учителя Мороза, сущность его подвига;
• Вызвать эмоциональное переживание, способствовать нравственному воспитанию.
Оборудование:
• Видеоинтервью с писателем И.Золотоусским, отражающее творчество В. Быкова;
эпиграфы
• Видеозапись кадра фильма «Обелиск»
• Интерактивная доска
Ожидаемые результаты:
• Ребята знакомятся с творчеством, особенностями произведений В. Быкова
• Анализируют поступки героев повести;
• Раскрывают образ учителя Мороза, сущность его подвига;
• Получают урок нравственности.
Эпиграф урока
Учитель в быту, на фронте, в окопах, оставался верен
своей профессии - личным примером учил,
как надо жить и воевать.
Маршал Советского Союза
Д. М. Васильевский
І. Актуализация.
1. Вступительное слово учителя на фоне документальных кадров о ВОв.
Время листает страницы истории, стремительно бегут годы. Память человеческая удерживает из прошлого не все. Но есть события, свет которых никогда не померкнет.
9 мая 2015 года в семидесятый раз прогремит Салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и величайшее мужество народа. Теперь, с дистанции времени, еще ярче вырисовывается всемирно-историческое значение нашей Победы над немецко-фашистскими захватчиками, того всенародного боя, который удивительно точно и емко охарактеризовал А. Твардовский: ". не ради славы, ради жизни на земле".
Невиданная по своим масштабам, по своей напряженности и ожесточенности битва до сих пор глубоко волнует нашу литературу, остается одной из главных ее тем.
Чем дольше время отделяет нас, живущих в 21 веке, от самой страшной войны в истории человечества, тем больше появляется интерес к малоизвестным страницам этой жестокой войны – к событиям, которые в сводках информбюро значились как бои местного значения, или к событиям, где отражаются «миллионы ситуаций, миллионы характеров. И миллионы судеб», как говорит герой повести В. Быкова «Обелиск». Война –это не только батальные сцены и проявление массового героизма. Война –это и проявление характера человека в экстремальной, негероической ситуации, где человек должен сделать свой выбор. Писатель В. Быков докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает его работы.
2. Определение цели и задач. Итак, сегодня, в преддверии празднования 70-летия Победы над фашизмом, мы поговорим о повести В. Быкова «Обелиск». Тема урока «Можно ли назвать Олеся Мороза героем?». Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова маршала Советского Союза Д.М. Васильевского: «Учитель в быту, на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии - личным примером учил, как надо жить и воевать»
ІІ. Опрос домашнего задания.
Интервью с учащимися о В.Быкове и его повести «Обелиск» (Опрос дом. Задания)
- Представим себе, что я корреспондент литературной газеты и веду репортаж о жизни и творчестве писателя В.Быкова.
- На прошлом уроке мы говорили о жизни и творчестве писателя В.Быкова. Что особенно запомнилось вам из страниц его биографии? Какими малоизвестными фактами из жизни писателя вы можете поделиться с нами?
- Каким человеком вы его представляете?
- Какие произведения, кроме повести «Обелиск», написал В.Быков?
- Прочитали ли вы повесть Быкова «Обелиск»? Что такое обелиск?
Словарная работа (В словаре С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой : «Обелиск – памятник, сооружение в виде граненого, сужающего кверху столба»).
За что ставят обелиск?
ІІІ. Вызов.
- Ассоциация.
«ПОДВИГ»
-Что такое подвиг? Какие люди способны совершить его? (ученики высказывают свое мнение)
Словарная работа (В словаре С. И. Ожегова : «Подвиг – самотверженный героический поступок. Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага; героический – отважный, решительный, готовый к самопожервованию в критической ситуации»
- - А вот, что говорил писатель И.Золотоусский о В.Быкове и сам В.Быков о психологии человека, в критической ситуации.(Просмотр видеоинтервью с Игорем Золотоусским о писателе В.Быкове).
ІV. Осмысление.
- Ккратко перескажите содержание повести (1-2 ученика)
- Вопросы:
- Какой предмет преподавал О.И.Мороз? (стр. 292)
- Почему автору это неважно? (стр. 293)
- Как сказалось Морозово воспитание? (стр. 317)
- Эта история невеселая или героическая?
- Как надо оценить судьбу и поступок погибшего в войну О.Мороза?(стр. 340)
- Можно ли назвать его героем? По заслугам ли ему эта честь – его фамилия выведена на обелиске над остальными белой масляной краской?
- Итак, повесть «Обелиск» - повесть о войне и о поведении людей в этих ужасных условиях. Никто не подвергает сомнению слова известного поэта «Война – страшнее нету слова!.» Не будем и мы сомневаться в том, что человек испытывает страх на войне, о чем признается и сам Быков. Страх бывает разным: страх перед фашистами, страх перед артиллерийским обстрелом и т.д. По разному ведут себя люди под гнетом страха. Давйте сравним судьбу двух людей из повести – Каина и Мороза.
Составление диаграммы Венна.
КАИН МОРОЗ
Помните слова И.Золотоусского: «Неужели войной все можно оправдать?»
- Принцип говорящей фамилии.
Вы заметили, что автор наградил персонажей говорящими фамилиями?
Каин – персонаж библейской легенды;
Мороз – стойкий, чистый и крепкий духом (хотя и физически не силен).
Один встал на путь предательства, а другой.
Как правильно оценить поведение Мороза? (перечислить его поступки)
Мороз был расстрелян, а о Каине ничего не сказано. Как вы думаете, что стало с Каином?
Два человека и через 20 лет не могут прийти к общему мнению.
Фрагмент из фильма (Спор Ксендзова с Ткачуком)
- Работа в группах. Стратегия «Перекрестная дискуссия» (Т – схема).
Ученики разбиваются на 2 группы. Составляют постеры (Т – схема).
Можно ли назвать Олеся Мороза героем?
ДА НЕТ
Я считаю Мороза героем. Я не считаю Мороза героем.
V. Заключение. На фоне видеосюжета и песни «Журавли»
- Ребята, сегодня мы, по истечении 70 лет, надеюсь, поставили точку в споре о поступке Мороза. Как говорил сам В.Быков – герой-это человек, который в экстремальной ситуации делает правильный выбор, жертвуя при этом собой.
- Размышление об эпиграфе.
- Как вы думаете, как эпиграф урока выражают основную мысль сегодняшнего урока?
Учитель в быту, на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии - личным примером учил, как надо жить и воевать.
- К памятникам героев несут цветы, давайте и мы возложим их. На стикерах в 2-3 словах выразите отношение к Морозу и возложите свои «цветы» к обелиску.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание: сочинение-эссе «Над чем заставила задуматься меня повесть В. Быкова «Обелиск»
Скажи, какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримый, прочный след
В чужой душе на много лет?
Л.Мартынов
Тема данного урока тесно связана с приближающимся празднованием 70-летия Победы над фашизмом. Урок дает учащимся возможность оценить поведение человека на войне в экстремальных ситуациях войны, увидеть отношение писателей к войне, способствует формированию у учащихся пацифистского отношения к войне, нравственности и патриотизма. Основной прием, использованный на уроке, - беседа: она располагает к доверительному и непринужденному диалогу между учителем и учениками, дает возможность раскрыться ребятам, высказывать свое мнение, выражать эмоции. Работа с текстом важна для подтверждения высказываний при ответе, «собирания» образа. Интерактивная работа учит умению договариваться друг с другом, слушать и слышать друг друга. Просмотр кадра фильма как другого вида искусства дает возможность увидеть и оценить режиссерскую интерпретацию произведения. Определение цели и задачи урока учениками настраивает их на его суть и значимость.
Слайды использованы на уроке:
• как наглядный дополнительный материал при ознакомлении с творчеством писателя В. Быкова;
• как наглядный материал при словарной работе
• Видеофильм (кадр из фильма Р. Викторова «Обелиск») использован как режиссерское решение важных для сути урока эпизодов повести.
Список использованной литературы
1.Быков В. В. Дожить до рассвета. Обелиск.-Йошкар-Ола:Марийское книжное издательство, 1985
2.Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 2002
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.http://www.videoanons.ru/film/voennie/111222513-obelisk_1976_dvdrip.html
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/Быков_В._В.