kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока на тему:"Можно ли назвать Алеся Мороза героем?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема   урока: «Можно ли назвать Олеся Мороза героем?»

(по повести Василя Быкова «Обелиск»)

Цели урока:

•          Продолжить знакомство с творчеством В. Быкова,

•          Проанализировать повесть В. Быкова «Обелиск»;

•          Раскрыть образ учителя Мороза, сущность его подвига;

•          Вызвать эмоциональное переживание, способствовать нравственному воспитанию.

Оборудование:

•          Видеоинтервью с писателем И.Золотоусским, отражающее творчество В. Быкова;

             эпиграфы

•          Видеозапись кадра фильма  «Обелиск»

•          Интерактивная доска

Ожидаемые результаты:

•          Ребята знакомятся с творчеством, особенностями произведений В. Быкова

•          Анализируют поступки героев повести;

•          Раскрывают образ учителя Мороза, сущность его подвига;

•          Получают  урок нравственности.

                                                                Эпиграф  урока

Учитель в быту, на фронте, в окопах, оставался верен

своей профессии - личным примером учил,

как надо жить и воевать.

                                          Маршал Советского Союза

                                           Д. М. Васильевский

І. Актуализация.

1. Вступительное слово учителя на фоне документальных кадров о ВОв.

 Время листает страницы истории, стремительно бегут годы. Память человеческая удерживает из прошлого не все. Но есть события, свет которых никогда не померкнет.

9 мая 2015 года в семидесятый раз прогремит  Салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и величайшее мужество народа. Теперь, с дистанции времени, еще ярче вырисовывается всемирно-историческое значение нашей Победы над немецко-фашистскими захватчиками, того всенародного боя, который удивительно точно и емко охарактеризовал А. Твардовский: ". не ради славы, ради жизни на земле".

Невиданная по своим масштабам, по своей напряженности и ожесточенности битва до сих пор глубоко волнует нашу литературу, остается одной из главных ее тем.

    Чем дольше время отделяет нас, живущих в 21 веке, от самой страшной войны в истории человечества, тем больше появляется интерес к малоизвестным страницам этой жестокой войны – к событиям, которые в сводках информбюро значились как бои местного значения, или к событиям, где отражаются «миллионы ситуаций, миллионы характеров. И миллионы судеб», как говорит герой повести В. Быкова «Обелиск». Война –это не только батальные сцены и проявление массового героизма. Война –это и проявление характера человека в экстремальной, негероической ситуации, где человек должен сделать свой выбор.  Писатель В. Быков  докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает его работы.

2. Определение цели и задач.  Итак, сегодня, в  преддверии празднования 70-летия Победы над фашизмом, мы поговорим о повести В. Быкова «Обелиск». Тема урока «Можно ли назвать Олеся Мороза героем?». Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова маршала Советского Союза Д.М. Васильевского: «Учитель в быту, на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии - личным примером учил, как надо жить и  воевать»

ІІ. Опрос домашнего задания.

Интервью с учащимися о В.Быкове и его повести «Обелиск» (Опрос дом. Задания)

  • Представим себе, что я корреспондент литературной газеты и веду репортаж о жизни и творчестве писателя В.Быкова.
  1. На прошлом уроке мы говорили о жизни и творчестве писателя В.Быкова. Что особенно запомнилось вам из страниц его биографии? Какими малоизвестными фактами из жизни писателя вы можете поделиться с нами?
  2. Каким человеком вы его представляете?
  3. Какие произведения, кроме повести «Обелиск», написал В.Быков?
  4. Прочитали ли вы повесть Быкова «Обелиск»? Что такое обелиск?

Словарная работа (В словаре С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой : «Обелиск – памятник, сооружение в виде граненого, сужающего кверху столба»).

За что ставят обелиск?

ІІІ. Вызов.

  1. Ассоциация.

                                              «ПОДВИГ»

-Что такое подвиг? Какие люди способны совершить его? (ученики высказывают свое мнение)

Словарная работа (В словаре С. И. Ожегова : «Подвиг – самотверженный героический поступок. Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага; героический – отважный, решительный, готовый к самопожервованию в критической ситуации»

  1. - А вот, что говорил писатель И.Золотоусский  о В.Быкове и сам В.Быков о психологии человека, в критической ситуации.(Просмотр видеоинтервью с Игорем Золотоусским о писателе В.Быкове).

ІV. Осмысление.

  1. Ккратко перескажите содержание повести (1-2 ученика)
  2. Вопросы:

- Какой предмет преподавал О.И.Мороз? (стр. 292)

  • Почему автору это неважно? (стр. 293)
  • Как сказалось Морозово воспитание? (стр. 317)
  • Эта история невеселая или героическая?
  • Как надо оценить судьбу и поступок погибшего в войну О.Мороза?(стр. 340)
  • Можно ли назвать его героем? По заслугам ли ему эта честь – его фамилия выведена на обелиске над остальными белой масляной краской?
  1. Итак, повесть «Обелиск» - повесть о войне и о поведении людей в этих ужасных условиях. Никто не подвергает сомнению слова известного поэта «Война – страшнее нету слова!.» Не будем и мы сомневаться в том, что человек испытывает страх на войне, о чем признается и сам Быков. Страх бывает разным: страх перед фашистами, страх перед артиллерийским обстрелом и т.д. По разному ведут себя люди под гнетом страха. Давйте сравним судьбу двух людей из повести – Каина и Мороза.

 Составление диаграммы Венна.

                                             КАИН                            МОРОЗ

Помните слова И.Золотоусского: «Неужели войной все можно оправдать?»

  1.  Принцип говорящей фамилии.

Вы заметили, что автор наградил персонажей говорящими фамилиями?

Каин – персонаж библейской легенды;

Мороз – стойкий, чистый и крепкий духом (хотя и физически не силен).

Один встал на путь предательства, а другой.

Как правильно оценить поведение Мороза? (перечислить его поступки)

Мороз был расстрелян, а о Каине ничего не сказано. Как вы думаете, что стало с Каином?

Два человека и через 20 лет не могут прийти к общему мнению.

Фрагмент из фильма (Спор Ксендзова с Ткачуком)

  1.  Работа в группах. Стратегия «Перекрестная дискуссия» (Т – схема).

Ученики разбиваются на 2 группы. Составляют постеры  (Т – схема).

                                  Можно ли назвать Олеся Мороза героем?

                                ДА                                                            НЕТ

              Я считаю Мороза героем.                 Я не считаю Мороза героем.

  •  

V. Заключение.  На фоне видеосюжета и песни «Журавли»

  1. Ребята, сегодня мы, по истечении 70 лет, надеюсь, поставили точку в споре о поступке Мороза. Как говорил сам В.Быков – герой-это человек, который в экстремальной ситуации делает правильный выбор, жертвуя при этом собой.
  2. Размышление об эпиграфе.

- Как вы думаете, как эпиграф урока выражают основную мысль сегодняшнего урока?

Учитель в быту, на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии - личным примером учил, как надо жить и воевать.

  1. К памятникам героев несут цветы, давайте и мы возложим их. На стикерах в 2-3 словах выразите отношение к Морозу и возложите свои «цветы» к обелиску.
  2. Выставление оценок.
  3. Домашнее задание: сочинение-эссе «Над чем заставила задуматься меня повесть  В. Быкова «Обелиск»

           Скажи, какой ты след оставишь?

                 След, чтобы вытерли паркет

     И посмотрели косо вслед?

     Или незримый, прочный след

     В чужой душе на много лет?

                                   Л.Мартынов

Тема данного урока тесно связана с приближающимся празднованием 70-летия Победы над фашизмом. Урок дает учащимся  возможность оценить поведение человека на войне в экстремальных ситуациях войны, увидеть  отношение писателей к войне, способствует формированию у учащихся пацифистского отношения к войне, нравственности и патриотизма. Основной прием, использованный на уроке, - беседа: она располагает к доверительному  и непринужденному диалогу между учителем и учениками, дает возможность раскрыться ребятам, высказывать свое мнение,  выражать эмоции. Работа с текстом важна для подтверждения высказываний при ответе, «собирания» образа. Интерактивная работа учит умению договариваться друг с другом, слушать и слышать друг друга. Просмотр кадра фильма как другого вида искусства дает возможность увидеть и оценить  режиссерскую интерпретацию произведения. Определение цели и задачи урока учениками настраивает их на его суть и значимость.

Слайды использованы на уроке:

•          как наглядный  дополнительный материал при ознакомлении с творчеством писателя В. Быкова;

•          как наглядный материал при словарной работе

•          Видеофильм (кадр из фильма Р. Викторова «Обелиск») использован как режиссерское решение важных для сути урока эпизодов повести.

Список использованной литературы

1.Быков В. В. Дожить до рассвета. Обелиск.-Йошкар-Ола:Марийское книжное издательство, 1985

2.Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 2002

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

      1.http://www.videoanons.ru/film/voennie/111222513-obelisk_1976_dvdrip.html

2.http://ru.wikipedia.org/wiki/Быков_В._В.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока на тему:"Можно ли назвать Алеся Мороза героем?" »

Тема урока: «Можно ли назвать Олеся Мороза героем?»

(по повести Василя Быкова «Обелиск»)

Цели урока:

• Продолжить знакомство с творчеством В. Быкова,

• Проанализировать повесть В. Быкова «Обелиск»;

• Раскрыть образ учителя Мороза, сущность его подвига;

• Вызвать эмоциональное переживание, способствовать нравственному воспитанию.



Оборудование:

• Видеоинтервью с писателем И.Золотоусским, отражающее творчество В. Быкова;

эпиграфы

• Видеозапись кадра фильма «Обелиск»

• Интерактивная доска


Ожидаемые результаты:

• Ребята знакомятся с творчеством, особенностями произведений В. Быкова

• Анализируют поступки героев повести;

• Раскрывают образ учителя Мороза, сущность его подвига;

• Получают урок нравственности.


Эпиграф урока

Учитель в быту, на фронте, в окопах, оставался верен

своей профессии - личным примером учил,

как надо жить и воевать.

Маршал Советского Союза

Д. М. Васильевский


І. Актуализация.

1. Вступительное слово учителя на фоне документальных кадров о ВОв.

Время листает страницы истории, стремительно бегут годы. Память человеческая удерживает из прошлого не все. Но есть события, свет которых никогда не померкнет.

9 мая 2015 года в семидесятый раз прогремит Салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и величайшее мужество народа. Теперь, с дистанции времени, еще ярче вырисовывается всемирно-историческое значение нашей Победы над немецко-фашистскими захватчиками, того всенародного боя, который удивительно точно и емко охарактеризовал А. Твардовский: "... не ради славы, ради жизни на земле".

Невиданная по своим масштабам, по своей напряженности и ожесточенности битва до сих пор глубоко волнует нашу литературу, остается одной из главных ее тем.


Чем дольше время отделяет нас, живущих в 21 веке, от самой страшной войны в истории человечества, тем больше появляется интерес к малоизвестным страницам этой жестокой войны – к событиям, которые в сводках информбюро значились как бои местного значения, или к событиям, где отражаются «миллионы ситуаций, миллионы характеров. И миллионы судеб», как говорит герой повести В. Быкова «Обелиск». Война –это не только батальные сцены и проявление массового героизма. Война –это и проявление характера человека в экстремальной, негероической ситуации, где человек должен сделать свой выбор. Писатель В. Быков докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает его работы.

2. Определение цели и задач. Итак, сегодня, в преддверии празднования 70-летия Победы над фашизмом, мы поговорим о повести В. Быкова «Обелиск». Тема урока «Можно ли назвать Олеся Мороза героем?». Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова маршала Советского Союза Д.М. Васильевского: «Учитель в быту, на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии - личным примером учил, как надо жить и воевать»

ІІ. Опрос домашнего задания.

Интервью с учащимися о В.Быкове и его повести «Обелиск» (Опрос дом. Задания)

  • Представим себе, что я корреспондент литературной газеты и веду репортаж о жизни и творчестве писателя В.Быкова.

  1. На прошлом уроке мы говорили о жизни и творчестве писателя В.Быкова. Что особенно запомнилось вам из страниц его биографии? Какими малоизвестными фактами из жизни писателя вы можете поделиться с нами?

  2. Каким человеком вы его представляете?

  3. Какие произведения, кроме повести «Обелиск», написал В.Быков?

  4. Прочитали ли вы повесть Быкова «Обелиск»? Что такое обелиск?

Словарная работа (В словаре С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой : «Обелиск – памятник, сооружение в виде граненого, сужающего кверху столба»).

За что ставят обелиск?

ІІІ. Вызов.

  1. Ассоциация.

«ПОДВИГ»

-Что такое подвиг? Какие люди способны совершить его? (ученики высказывают свое мнение)

Словарная работа (В словаре С. И. Ожегова : «Подвиг – самотверженный героический поступок. Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага; героический – отважный, решительный, готовый к самопожервованию в критической ситуации»

  1. - А вот, что говорил писатель И.Золотоусский о В.Быкове и сам В.Быков о психологии человека, в критической ситуации.(Просмотр видеоинтервью с Игорем Золотоусским о писателе В.Быкове).


ІV. Осмысление.

  1. Ккратко перескажите содержание повести (1-2 ученика)

  2. Вопросы:

- Какой предмет преподавал О.И.Мороз? (стр. 292)

- Почему автору это неважно? (стр. 293)

- Как сказалось Морозово воспитание? (стр. 317)

- Эта история невеселая или героическая?

- Как надо оценить судьбу и поступок погибшего в войну О.Мороза?(стр. 340)

- Можно ли назвать его героем? По заслугам ли ему эта честь – его фамилия выведена на обелиске над остальными белой масляной краской?

  1. Итак, повесть «Обелиск» - повесть о войне и о поведении людей в этих ужасных условиях. Никто не подвергает сомнению слова известного поэта «Война – страшнее нету слова!..» Не будем и мы сомневаться в том, что человек испытывает страх на войне, о чем признается и сам Быков. Страх бывает разным: страх перед фашистами, страх перед артиллерийским обстрелом и т.д. По разному ведут себя люди под гнетом страха. Давйте сравним судьбу двух людей из повести – Каина и Мороза.

Составление диаграммы Венна.

КАИН МОРОЗ










Помните слова И.Золотоусского: «Неужели войной все можно оправдать?»


  1. Принцип говорящей фамилии.

Вы заметили, что автор наградил персонажей говорящими фамилиями?

Каин – персонаж библейской легенды;

Мороз – стойкий, чистый и крепкий духом (хотя и физически не силен).

Один встал на путь предательства, а другой ...

Как правильно оценить поведение Мороза? (перечислить его поступки)

Мороз был расстрелян, а о Каине ничего не сказано. Как вы думаете, что стало с Каином?

Два человека и через 20 лет не могут прийти к общему мнению.

Фрагмент из фильма (Спор Ксендзова с Ткачуком)

  1. Работа в группах. Стратегия «Перекрестная дискуссия» (Т – схема).

Ученики разбиваются на 2 группы. Составляют постеры (Т – схема).

Можно ли назвать Олеся Мороза героем?

ДА НЕТ


Я считаю Мороза героем... Я не считаю Мороза героем...




Демонстрация фрагмента фильма Р.Викторова «Обелиск» (1976 год) в ходе дискусси.

V. Заключение. На фоне видеосюжета и песни «Журавли»

  1. Ребята, сегодня мы, по истечении 70 лет, надеюсь, поставили точку в споре о поступке Мороза. Как говорил сам В.Быков – герой-это человек, который в экстремальной ситуации делает правильный выбор, жертвуя при этом собой.

  2. Размышление об эпиграфе.

- Как вы думаете, как эпиграф урока выражают основную мысль сегодняшнего урока?

Учитель в быту, на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии - личным примером учил, как надо жить и воевать.

  1. К памятникам героев несут цветы, давайте и мы возложим их. На стикерах в 2-3 словах выразите отношение к Морозу и возложите свои «цветы» к обелиску.

  2. Выставление оценок.

  3. Домашнее задание: сочинение-эссе «Над чем заставила задуматься меня повесть В. Быкова «Обелиск»


Скажи, какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед?

Или незримый, прочный след

В чужой душе на много лет?

Л.Мартынов












































Тема данного урока тесно связана с приближающимся празднованием 70-летия Победы над фашизмом. Урок дает учащимся возможность оценить поведение человека на войне в экстремальных ситуациях войны, увидеть отношение писателей к войне, способствует формированию у учащихся пацифистского отношения к войне, нравственности и патриотизма. Основной прием, использованный на уроке, - беседа: она располагает к доверительному и непринужденному диалогу между учителем и учениками, дает возможность раскрыться ребятам, высказывать свое мнение, выражать эмоции. Работа с текстом важна для подтверждения высказываний при ответе, «собирания» образа. Интерактивная работа учит умению договариваться друг с другом, слушать и слышать друг друга. Просмотр кадра фильма как другого вида искусства дает возможность увидеть и оценить режиссерскую интерпретацию произведения. Определение цели и задачи урока учениками настраивает их на его суть и значимость.

Слайды использованы на уроке:

• как наглядный дополнительный материал при ознакомлении с творчеством писателя В. Быкова;

• как наглядный материал при словарной работе

• Видеофильм (кадр из фильма Р. Викторова «Обелиск») использован как режиссерское решение важных для сути урока эпизодов повести.

Список использованной литературы


1.Быков В. В.. Дожить до рассвета. Обелиск.-Йошкар-Ола:Марийское книжное издательство, 1985

2.Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 2002


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1.http://www.videoanons.ru/film/voennie/111222513-obelisk_1976_dvdrip.html

2.http://ru.wikipedia.org/wiki/Быков_В._В.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка открытого урока на тему:"Можно ли назвать Алеся Мороза героем?"

Автор: Касымбекова Диляра Райкановна

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 196815


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства