Просмотр содержимого документа
««Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».»
Тема: «Нравственные проблемы в рассказе
В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Форма урока: урок — анализ художественного произведения.
Цели урока:
Углубить понимание идейно — художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.
Задачи урока:
1. Обучение анализу поступков героев через слова, действия (глаголы).
2.Формирование у школьников таких нравственных качеств как честность, доброта, долг.
3.Воспитание чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся, вызвать интерес к урокам литературы.
Оборудование: иллюстрации к рассказу, тесты, компьютер с проектором, словарные слова (увал, туесок, шаньга).
Методические приемы: беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста, сценки.
План урока:
1. Вступительное слово учителя. Сообщение цели и темы урока. 1 мин.
2.Фронтальный опрос по проверке усвоения содержания учащимися. 5 мин.
3. Словарная работа 1 мин.
4. Пересказ эпизодов с использованием опорных — слов глаголов. 8 мин.
5.Работа в группах. Инсценирование отдельных эпизодов 5 мин.
6.Физминутка. 1 мин.
7. Работа с текстом (выборочное чтение). 5 мин.
8. Работа по иллюстрациям. 5 мин.
9.Тестирование. 7 мин.
10. Домашнее задание 1 мин.
11. Подведение итогов урока. Оценки с комментированием. 1 мин.
Литература
1. Поурочные разработки по литературе 6 класс (В помощь школьному учителю) В.Я.Полухина, В.П.Журавлев
2. Учебник для общеобразовательных учреждений( в двух частях) 2008 г.
3. Критические статьи из журнала «Литература в школе» 2005 г. № 6.
4. Рассказы В.П.Астафьева
Ход урока
1.Слово учителя.
Основная тема многих рассказов Астафьева — тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.
Класс разделён на две группы, где одна группа выискивает слова, характеризирующие положительные качества героя- рассказчика, а другая группа — отрицательные качества его, глаголы, сопутствующие слова находят и подтверждают примерами из текста. В конце урока учащиеся составляют полную характеристику героя-рассказчика.
2.Фронтальный опрос:
Что является завязкой рассказа?
(Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем». Это почти сказочное начало.)
Исполнилась ли мечта мальчика — получить «пряник конем»? (Да, исполнилась. Это был сказочный конь: «По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».)
Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором,
— Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник». Обратим внимание на инверсию «трудом своим», которая выделяет слово. «труд» — мальчик понимает, что даром ничего не достается.)
— Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал?
(Соседские ребята «несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески… ковшик без ручки». Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: «Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска». В этой семье знают цену труду.)
— Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы по могают понять отношение автора к их поведению?
3. Словарная работа: увал, туесок, шаньга.
4.Пересказ эпизода с использованием опорных слов — глаголов.
(«Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились»; «заскочили в чей-то огород», «напластали беремя луку-батуна» (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки); «наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали». Глаголы действия показывают, что ведут себя эти ребята неразумно, как маленькие зверьки: хватают, сколько могут урвать, при этом еще и дерутся.)
— Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?
(Герой рассказа трудится старательно, даже не потому что ему хочется пряника — он по-другому не умеет: «Я брал старательно». Вспоминает слова бабушки: «Главное — закрыть дно посудины», это помогает ему, подгоняет: «стал собирать ягоды скорее». Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, «не набрал полную посуду». «Лев онтьевские» же хитры, ленивы, к тому же ябеды. Старшой «надавал пинков» и брату, и сестре за то, что «жрали» ягоды. Здесь опять автор использует значимые глаголы: «рассердился», «бросил», «жрут», «валяются», «подскочил», «пнул», «взвыл», «кинулся», «бьются», «катаются», «раздавили».
— Как герой оказался в зависимости от Саньки?
5. Инсценирование эпизодов. Работа в группах.
(Санька использует беспроигрышный прием — поддразнивает героя: «Бабушки Петровны испугался! Эх ты!», и тот проговаривается о прянике. Санька «что-то быстро смекнул»: «Скажи уж лучше — боишься ее, и еще жадный!» Тут герой и попадается «на уду»: «А хочешь, все ягоды съем?» Отступать было поздно. Мальчику важно было «не спасовать, не струсить, не опозориться», не показаться жадным. Так и получилось, что «левонтьевская орда» вмиг уничтожила землянику, с таким трудом собранную мальчиком.)
— Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка?
(Эти слова: «покаялся», «хорохорился я», «гаснущим голосом», «напустил на себя отчаянность», «махнул на вес рукой». Тут уж героя понесло — он хвастается: «Я еще у бабушки калач украду!» Он становится таким же, как левонтьевские ребята.
— Как после этого развлекались ребята? Пересказ эпизода и обобщения после этого.
(Развлечения их были жестокими: растерзали рыбину «за некрасивый вид», «пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа», тот умер. Похоронив стрижа, скоро забыли о нем, потому что нашли новое развлечение: «забегали в устье холодной пещеры, где жила… нечистая сила».)
— Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим по ступкам?
(Левонтьевским все нипочем: Санька «заржал», он злорадствовал: «Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!» Рассказчик понимает, что ему проступок с рук не сойдет, понимает, что виноват. Герои противопоставлены через действия: «тихо плелся я за левонтьевскими ребятами» — «они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки».)
Физминутка
— Почему герой решил обмануть бабушку?
(Во-первых, «бес» Санька научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К этим поступкам добавились еще мел-кис пакости, на которые подбил героя Санька — герой крадет калачи, чтобы ублажить шантажиста и ябеду Саньку. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей.)
— Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений?
(Мальчику нелегко дался обман: он «даже чуть было не всплакнул», потом «приготовился к каре за содеянное злодейство». То есть он понимает, что совершил «злодейство». Поэтому его мучит совесть: «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?» «А что если разбудить ее и все-все рассказать?» Даже на рыбалке мальчик думает: «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?» Мальчик вспоминает и о бабушке, и о матери, и о дедушке, жалеет себя: «И пожалеть меня некому». Но когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой решает: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!» Когда показывается лодка с бабушкой, стыд гонит героя прочь.)
6. Работа с текстом (выборочное чтение).
— Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: «День был ясный, летний». Прочитаем выразительно. Какова роль пей зажной зарисовки?
(Сначала герой просто наслаждается теплом, запахами трав, цветов: «клонились к земле рябенькие кукушкины слезки», «на длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики», «лежали полосатые цветки-граммофоны». Постепенно его взгляд поднимается вверх — на листья березы, осинник, сосняк. Он вглядывается вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть бабушка. Он внутренне готовится к встрече и объяснению с ней, его мучит стыд. Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастируют с миром обмана и эгоизма, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у «левонтьевских».)
— Какова развязка истории?
(Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее». Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы «хлынули безудержно». Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощенья…»)
7.Работа по иллюстрациям
— Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу? Опишем рисунок. (Приложение 1)
— Почему бабушка купила все-таки «пряник конем» обманувшему ее внуку?
(Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».)
8. Тестирование (Приложение 2)
9. Выводы. Обобщения. Оценки с комментированием. Какие нравственные качества мы должны воспитывать в себе?
10. Домашнее задание
Прочитать сборник рассказов В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» (на перспективу). Вн.чт. Рассказы В. Астафьева.
Читать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».
Приложение 2
Тест по рассказу В.П.Распутина «Конь с розовой гривой»
Как зовут бабушку героя?
а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна.
2. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг?
а) калач; б) булку; в) шаньга.
3. Как звали брата героя, которого тётка Августа забрала с собой на лесоучасток?
а) Алёша; б) Миша; в) Коля.
4. Что произошло с матерью героя?
а) Она утонула; б) Её сбила машина.
5. Как звали тётку, которая после побега героя с речки от бабушки накормила его?
а) Васяна; в) Петровна; в) Феня.
6. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес?
а)корзинка; б)ведерко; в) туесок.
Рецензия
на урок литературы в 6 классе на тему « Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Триединая цель урока сформулирована четко, с учетом ее воспитательного и развивающего аспектов и является на уроке системообразующим фактором.
Урок выстроен в системе развивающего обучения, где целью является воспитание субъекта собственной жизни, субъекта учения, то есть человека, способного самостоятельно находить способы решения, стоящих перед ним учебных задач, способного к самоизменению и саморазвитию.
При работе умело использован текст рассказа, раскрыта глубокая сила нравственной проблемы, место человека в обществе и зависимость человека от общества.
Доказательные ответы учащихся на узловые вопросы свидетельствуют о реальной результативности урока в плане обучения и развития.
Четко отработаны понятия, раскрывающие основные проблемы, выдвинутые в рассказе.
Содержание учебного материала и формы организации познавательной деятельности предполагают при усвоении новых знаний использование методов проблемного изложения. Это обеспечивает целенаправленную самостоятельную работу учащихся над поставленными проблемами, когда они сами контролируют содержание учебного материала, получают знания от анализа художественного текста.
Само содержание учебного материала способствует воспитанию нравственных качеств личности, раскрывает перед учащимися возможности поиска истины, каким путем идти в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.
Урок соответствует требованиям к современному уроку.