kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке надо разобраться, как главный герой приходит к  пониманию истиной любви.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».»


Тема: « Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».


Цель урока:  проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки; развивать монологическую речь, навыки работы с текстом, умение рассуждать на предложенную тему.

Планируемые результаты:

Личностные:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности; умение определять нравственные ценности рассказа; умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценности для людей.

Метапредметные:

-Познавательные: расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

- Регулятивные: выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей; умение самостоятельно организовать собственную деятельность в решении задач, поставленных на уроке; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать и использовать в своей деятельности.

- Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении; строить монологическое доказательное высказывание; уважать чужое мнение; проявление взаимопомощи; умение работать в группах.

Предметные: умение анализировать произведение. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы; формирование собственного отношения к произведению; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; развивать умение выразить свои мысли, оценить поступки героев. Осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного; умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока по форме: диалогический.

Тип урока по содержанию: поисково-исследовательский.

 

Ход урока:


1.Вхождение в тему урока.

Основная тема многих рассказов В.П.Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает его старше, меняет. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой» как раз из таких. Мы должны разобраться, как главный герой приходит к пониманию истинной любви, на основе каких нравственных законах должен жить человек, чтобы оставаться настоящим человеком, приносит людям добро.

- Как вы понимаете, что такое добро? (Всё хорошее)

- Что такое зло? (Всё плохое)

Главный герой рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести. В том, как он пришёл к такому пониманию жизни, нам поможет разобраться  анализ текста.


3. Запишите тему урока.

4.Анализ текста.

- Каким вы представляете главного героя? (устное рисование)

Мальчик лет семи – восьми, у которого погибла мама, нет отца, живёт у бабушки и деда. Он бедно одет, но одежда у него всегда чистая. На завтрак всегда хлеб с молоком, чего нет у ребятишек Левонтьевых.

- Что является завязкой рассказа?

- Найдите описание пряника ( чтение).

- Почему этот пряник казался мальчику сказочным? (Редкость для такого времени, лакомство не для всех. А самое главное – почёт, внимание. Особенно льстит Вите отношение со стороны левонтьевских ребят.)

- Расскажите о Левонтии, его семье. (устное рисование)

Итак, можно сказать, что семья Левонтьевых живёт без нравственных правил.

- Объясните, почему Витю неудержимо тянет к Левонтьевым? Что привлекло его в этой семье? ( чтение)

- Можно ли назвать такое отношение соседей к Вите любовью? (Нет, это жалость и то редкая, пьяная.)

- Истинное отношение Левонтьевых к герою проявляется в дальнейших событиях. Ребята отправляются за земляникой.

- О чём свидетельствует такая деталь: «Ребятишки несли бокалы с отбитыми краям, наполовину изодранные на растопку берестяные туески, у одного парнишки был ковшик без ручки. Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой...»? (Битая посуда  - признак не бедности, а отношения к вещам и труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд.)

- А какой туесок был у Вити? (аккуратный)

- О каком качестве мальчика можно сказать, судя по этой детали? ( Он умеет ценить труд. Сам приучен работать.)

- Зачитаем эпизод, как Витя собирает ягоды. Кто приучил мальчика к труду? (бабушка)

- Зачем? (Она знает, что без труда человек не может хорошо жить. Трудолюбивый всегда добьётся своей цели в жизни.  

Вспомним, Витя идёт, чтобы своим трудом заработать на пряник. Мальчик понимает, что даром ничего не даётся. Так воспитала его бабушка, она вложила в него одно из основных качеств хорошего человека – трудолюбие. 

- Как проявляют себя левонтьевские ребята в работе? (безответственно)

- Как случилось, что Витя поступил также? Прочитаем по ролям этот эпизод.

- Что чувствует герой в этот момент? Опишите его состояние. ( Он отчаялся, покаялся, хорохорится, махнул рукой на всё, его понесло – хвастается. Он становится таким же, как и левонтьевские ребята.) 

- Переживает ли Витя, что не исполнил данное бабушке обещание? (Да.) Докажите текстом (выборочное чтение)

- Какое нравственное качество мальчика проявляется в этом эпизоде? (Чувство долга.)  

- И тут опять якобы дружеский совет Саньки. Что он советует Вите? (Нарвать в туесок травы, сверху насыпать ягод.) 

- Понимает ли Витя, что совершает плохой поступок? Докажите текстом. (выборочное чтение)

- Какое чувство возникает у героя в это момент? (Чувство стыда)

- Что ещё плохого совершает мальчик под влиянием Саньки? (Крадёт у бабушки калач.) Верно, ведь плохой поступок часто влечёт за собой другой плохой из-за того, что человеку бывает трудно сказать в ответ «нет». Именно в такой ситуации находится Витя. Сможет ли он противостоять таким «дружеским советам» Саньки? Ответим на этот вопрос чуть позже. 

- Когда мальчик окончательно понял свою вину перед бабушкой? Зачитайте. Что чувствует герой? (Угрызения совести, называет себя окончательно запутавшимся преступником.)

- Витя решает рассказать всё бабушке, но не успевает – она уезжает рано утром в город. С каким чувством мальчик ждёт её возвращения? (Хочет избежать наказания, страх.)

- Мы видим, что творится в душе героя. А что происходит в это время в природе(выразительное чтение наизусть описания природы)

 - Для чего автор вводит пейзаж в повествование? (На фоне красоты, спокойствия, гармонии природы ярче прослеживаются переживания героя. Жить хорошо, а ему-то плохо!)

- И опять Санька со своими советами тут как тут. Что он предлагает? (Не ходить домой, будто утонул, т. е. уйти от ответственности за содеянное.) 

- Как на это отвечает Витя? Найдите в тексте.)

-Вспомните начало рассказа, каким был герой и каким сейчас видим его. Что изменилось в нём? (Стал решительнее, нашёл силы сказать Саньке «нет» в ответ на его дурной совет.)

- Почему Витя отказывается от этого? (У него есть чувство ответственности.) 

- Сколько ни оттягивал Витя встречу с бабушкой, всё равно это произошло.  Перескажите этот эпизод.

- Итак, Витя раскаивается в своём поступке, ведь он не только обманул бабушку, но и сделал её обманщицей. 

Этот эпизод изображён на иллюстрации к рассказу. Что, по-вашему, передано художником особенно удачно? (Движения бабушки. Ей жаль внука, и в то же время она понимает, что его надо наказать. В таких ситуациях и проявляется истинная любовь. Бабушка часто ругает Витю, он досадует на это, но бабушка всё делает из любви к внуку, из желания, чтобы из него вырос хороший человек.)

- Почему же бабушка даёт Вите пряник конём? (Внук раскаялся. Она простила его.)


5. Вывод.

-Какой жизненный урок получил герой из этой истории? (Он понял, что бабушка его любит, он не одинок, надо жить по законам совести, вовремя сказать «нет» плохому советчику, а самое главное – надо уметь прощать, быть добрым. И такой урок доброты, воплощением которого стал пряник, он получает от бабушки. И Витя  понимает, что бабушка любит его истинной любовью.

Итак, видим: сначала наш герой на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности. Ему сложно понять, где ложная любовь, где истинная. Но он, проходя через нравственное испытание, понял, что истинная любовь там, где есть добро, и для Вити это его семья.

6. Рефлексия.

Я узнал...

Было сложно...

Я понял…

Особенно понравилось


7. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Уроки доброты».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
« Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Автор: Стороненко Наталья Владимировна

Дата: 27.02.2021

Номер свидетельства: 574441


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства