kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чем отличается сценарий от сценарного плана? « Ничем», - скажете вы. Однако это далеко не синонимы. В целом принято считать, что сценарный план – это основа для написания сценария, а сценарий – подробно описанный ход мероприятия, с таймингом, речами и всеми «входами/выходами». Предлагаю в качестве образца сценарный план урока в 6 классе, составленный в форме таблицы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" »

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА

(Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»)

Зайцева Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной каегории

МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа»

Тимского района Курской области

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. В соответствии с новыми требованиями учителю предлагается перейти от привычного ему поурочного планирования к составлению сценарного плана урока, в котором бы выделялись деятельность учителя и учащихся на уроке, этапы урока по времени и формируемые универсальные учебные действия на каждом из предлагаемых этапов.

Чем отличается сценарий от сценарного плана? « Ничем», - скажете вы. Однако это далеко не синонимы.

В целом принято считать, что сценарный план – это основа для написания сценария, а сценарий – подробно описанный ход мероприятия, с таймингом, речами и всеми «входами/выходами».

Предлагаю в качестве образца сценарный план урока в 6 классе, составленный в форме таблицы.


Тема урока: «Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Тип урока: актуализация новых знаний

Форма проведения: урок-исследование

Оборудование: текст рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», мультимедийная презентация по теме урока, Толковый словарь С.И.Ожегова, таблички на столы для работы в группах: Поступок, Осознание вины, Раскаяние.

Цели урока:

Предметные результаты: понимание ключевых проблем, поднятых в произведении; связи с эпохой его написания; выявление заложенных в повести вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Метапредметные результаты

Личностные УУД: принятие обучающимися общепринятых морально-этических норм.

Регулятивные УУД: действовать по плану, предложенному учителем, решая проблемную задачу «Высший суд – суд совести», контролировать процесс и результаты деятельности, корректировать, анализировать результаты.

Познавательные УУД: Читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить в тексте произведения высказывания, необходимые для аргументации собственного высказывания. Использовать смысловое чтение, строить речевое высказывание устного и письменного характера, делать выводы.

Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения, строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах.

Личностные результаты: формирование собственного отношения к произведению; воспитание духовно-нравственных качеств личности.


СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Познавательные,

Регулятивные,

Коммуникативные,

Личностные

Актуализация знаний

- Где и когда происходит действие рассказа, докажите текстом.

- От первого лица расскажите о жизни героев в сибирской деревне.


Слайд № 3, 4, 5 (картины сибирских деревень)

Репортаж с места событий (село, пейзажи, быт населения).

Монолог от первого лица главного героя, Саньки, бабушки.

К: Строить монологическое высказывание, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей

Мотивация

Слово учителя: Честь, долг, ответственность, совесть, стыд – нравственные проблемы, рассматриваемые в лучших образцах художественной литературы.

Справка для учителя:

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Я предлагаю исследовать, какие нравственные проблемы затрагивает В.П.Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой».

Слайд №1

Из словаря С.И. Ожегова выписать лексическое значение понятий «нравственность» и «проблема».


К: Строить монологические высказывания, овладеть терминологией.

Л: Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей

Постановка целей и задач урока

Работа с эпиграфом урока:

«Высший суд – суд совести» (В. Гюго)



Справка для учителя:

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми и перед собой.

Слайд № 2

Определить, о каких нравственных понятиях размышляет автор в рассказе.

Записать понятие «совести»

П: Развивать внимание, формировать умения замечать проблему, принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Первичное усвоение новых знаний

Деление класса на группы:

Поступок (эпизод: спор с Санькой)

Осознание вины (эпизод: мысли о возвращении бабушки)

Раскаяние (эпизод: пробуждение утром)


Справка для учителя:

Поступок – совершённое действие.

Осознание – понимание.

Раскаяние – чувство сожаления по поводу своего поступка.

Слайд №6

Выразительное чтение эпизодов, выделение ключевых слов, заполнение таблицы, ведение «Дневника читателя».

Работа со словарём: лексическое значение слов: поступок, осознание, раскаяние.

К: Развивать устную речь. Формировать умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.

П: Читать и слушать, извлекая нужную информацию из текста.

Добывать информацию из дополнительных источников.

Р: Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей

Первичная проверка понимания

изученного

Поступок

Осознание

вины

Раскаяние

Чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, махнул на всё рукой

Зачем так сделал? Зачем послушался?

Я провалился сквозь землю, чтобы умереть скорее, слёзы неудержимо хлынули из глаз.





Определить движущую силу осознания поступка, а затем и полного раскаяния – наличие совести.

П: Устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ.

Первичное закрепление

Беседа с обучающимися (связь проблематики произведения с жизнью):

  • Случались ли в вашей жизни поступки, за которые вам было стыдно?

  • Как называется чувство, которое приводит нас к раскаянию за совершённые поступки?

  • Предположите, чем закончится рассказ В.П.Астафьева, простит ли бабушка внука или накажет?

  • Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему «пряник конём»?

Слайд №8

Ответы на вопросы.

Подумать и ответить, к каким эпизодам можно отнести высказывания великих людей:

«Чем больше человек стыдится, тем больше он заслуживает уважения» (Б.Шоу)

«Высший суд – суд совести» (В. Гюго)

«Да, жалок тот, в ком совесть не чиста» (А. Пушкин)

«Бранью достигается лишь одна треть, любовью и поступками – всё» (Ж.-Л.Рихтер)

П: Учиться сопоставлять, сравнивать, делать обобщения и выводы.

К: Строить монологическое высказывание, адекватно использовать речевые действия.

Информация о домашнем задании

Подготовить художественный пересказ (близкий к тексту) одного из эпизодов рассказа.

Слайд № 9

Запись д/з в дневники


Рефлексия

учебной

деятельности


Составьте синквейн к слову «СОВЕСТЬ», в котором раскройте своё понимание данной нравственной величины.

Слайд № 10

Составление синквейна и его представление.

Р: Формировать умение оценивать свою учебную деятельность и психоэмоциональное состояние.


Урок окончен. Спасибо за внимание!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Автор: Зайцева Ирина Николаевна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235541


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства