1.Организацион-ный момент. 2 Стадия вызова. Активизация каждого ученика.
Актуализация знаний.
Развитие связанной речи.
3. Стадия осмысления. Организация активного восприятия текста; направление усилий на степень понимания текста. Постановка вопросов разного типа
Диалоги.
Работа с текстом.
Вопросы для углубленного « погружения» в текст.
Погружение в текст. Работа с текстом Ситуация актуализации и осмысления приобретённого читательского опыта, обобщение на уровне личностных впечатлений. Обобщение и систематизация приобретённого читательского опыта.
Обобщение на уровне личностных впечатлений 4. Стадия рефлексии 5.Домашнее задание. | -Здравствуйте, ребята ! Садитесь. Желаю вам хорошего настроения и приглашаю всех к сотрудничеству на уроке литературы. Как можно объяснить главную мысль сказки « Соловей», которую вы прочитали к уроку? Как можно назвать наш урок? Давайте определим те учебные задачи, которые мы должны будем решить сегодня. Поставьте перед собой личную цель . Как вы понимаете смысл слов « урок», « нравственность», « забота»? Я согласна с вашими ответами и предлагаю обобщить их в теме нашего урока, который назовем « Нравственные уроки по сказке Х.К. Андерсена « Соловей».
Вступительное слово учителя. Ребята! Как вы думаете, существуют ли для всех людей какие – то общие духовные ценности, понятия, важные во все времена и во всех странах? Сегодня на уроке мы будем думать и рассуждать над интересной и непростой сказкой великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена « Соловей». В ходе нашей работы попробуем понять те духовные истины сказки, которые могут стать полезными нравственными уроками для каждого из нас. Вы прочитали сказку. Давайте выразим свое первое впечатление о прочитанном в виде синквейна.
Да, ребята, чтение сказки « Соловей» заставляет нас задуматься над своими поступками и делами. Тема животворной силы настоящих человеческих чувств , противостоящих мертвенной бездуховности , волновала многих писателей, но никто не разрешил ее так блистательно, как Ханс Кристиан Андерсен, а главное, такими простыми средствами: на пространстве нескольких страничек. Это – литературное чудо, и таких чудес немало у датского кудесника... Я предлагаю вам перечитать сказку вместе и поразмышлять над прочитанным. - « В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского». Как вы думаете, почему эта сказка начинается описанием необыкновенного императорского дворца? Почему дворец был « хрупкий» и сделан из « драгоценного фарфора»? Описывая сад и густой лес , Андерсен как будто преднамеренно заставляет читателя сравнить , сопоставить их с фарфоровым дворцом. Для чего? - Какие чувства выражает фраза « Господи, как хорошо!» - « Соловей? А я ведь и не знаю его!» « Ее считают главной достопримечательностью моего великого государства!» Выскажите свое мнение о том, почему так важен тот факт, что император не знал о птице, которая удивляла всех своим пением? - Как характеризует императора сказочник? - Почему о соловье знают все – бедный рыбак, путешественники, девочка, кроме императора и их поданных? - Как объясняют свое неведение придворные? Почему они готовы за пение соловья принять мычание коровы или кваканье лягушки? - Обратимся к тексту для того, чтобы найти строки, характеризующие соловья. - Император получает в подарок механического соловья. Почему он сделал выбор в его пользу? Давайте сравним двух птиц? В чем разница между ними? Сравним. - Как вы понимаете слова капельмейстера , что искусственный соловей « выше настоящего не только платьем и бриллиантами , но и по внутренним своим достоинствам». Как вы понимаете, что такое внутренний мир? Согласны ли вы с тем, что внутренние достоинства человека – это его внутренний мир, его душевные качества, талант.
- Императору выпало испытание: он заболел и оказался в одиночестве. Почему все отвернулись от него, кроме соловья? Какого развития событий вы ожидаете после этих строк? Обратимся к тексту. Сказочник вводит в повествование грустный мотив . « … во дворце стояла мертвая тишина». Император лежал одинокий и « совсем неподвижный и мертвенно – бледный ». « На груди у него сидела Смерть». Как вы думаете, почему император кричал : « Музыку сюда, музыку!»? Чем могла помочь ему музыка?
Взору умирающего императора предстала не только Смерть, кто еще? Объясните, как вы понимаете эти слова?
- Почему соловей прилетел к императору, когда узнал о его болезни?. Мог ли император сам утешать и ободрять другого ? - Давайте прочтем диалог между императором и соловьем . Какое вознаграждение предлагает император соловью и почему тот отказывается? Как вы понимаете слова « Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца». Почему соловей называет себя «певцом»?
- Император предлагает соловью снова жить во дворце, но уже свободным. « Ты должен остаться у меня навсегда! Ты будешь петь, только когда сам захочешь!»
Почему же соловей отказывается, ведь императору никто не смел отказывать?
- Перечитаем последнюю страницу сказки.
Какие слова здесь главные и о чем они?
- Кто разбудил душевные качества в императоре ? Почему соловей не захотел, чтобы о нем узнали другие? « Так дело пойдет лучше!»
- « Здравствуйте!» - так заканчивается сказка великого Андерсена. Как думаете, будут ли изменения в правлении китайского императора? - О чем должен будет думать император? - В чем же сила маленькой невзрачной птички, обеспечившая победу над смертью? - Какой урок императору преподал соловей?
5. Вывод: нравственные уроки сказки , которые мы извлекаем – это - близость с природой; - внимание к окружающим; - наличие собственного мнения; - уважения душевных качеств, а не внешней наружности; - понимание истинного искусства; - забота о других. Какие еще уроки нравственности можно извлечь из этой сказки? Что было самым важным на уроке? Достигнута ли цель и задачи урока? Доволен ли ты своей работой? Какие нравственные уроки можно извлечь? Оцените свою работу и работу товарищей. Сочинение на тему « Чему научила меня сказка « Соловей»?
. . - | Приветствуют учителя. Предлагают варианты названия , задач и целей урока . После обсуждения поощряются ответы каждого ученика. Слушают, рассуждают, обобщают. Выявление степени подготовки к уроку. Слушают, рассуждают. Начинают активно высказывать свое мнение. Объясняют смысл сочетания « нравственные уроки». Погружаются в атмосферу сказки . составляют синквейн Пример ответа. Сказка Поучительная, добрая Понимать, любить, жить Надо помогать другим Милосердие. Работа с текстом индивидуально и в парах. Демонстрируют умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. Представление исследовательских мини – проектов ( перспективное домашнее задание по группам). 1группа. « Фарфоровый дворец и большой сад императора». -« Сад тянулся далеко – далеко , так далеко, что и сам садовник не знал, где он кончается». Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Задают вопросы. Объективно оценивают работу на уроке. Получают оценку. – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека
2группа .« Добрые чувства людей». Высказывают свое мнение, зачитывая отрывки из текста и комментируя их. Составляют характеристику личных качеств императора ( устно или письменно, выборочное цитирование). Прием « Вслед за писателем». 3группа « Поиски соловья». Высказывают свое мнение, думают. Задают вопросы, дополняют ответы : называют страницу текста и зачитывают фразу, словосочетание, комментируют прочитанное. Вывод: живой соловей стал имуществом императора и пел только для него. Птицу ограничили в свободе и простые люди очень жалели ее. Составляют сравнительную таблицу двух птиц ( цитатная характеристика либо свободное высказывание).
Ведут диалог с учителем, полемизируют, высказывают свое мнение о духовности поступков персонажей сказки. Делают вывод: соловей должен жить на свободе и приносить людям радость своим пением. Приходят к выводу, что настоящие люди могут совершать добрые поступки, плакать, слушая прекрасную музыку и пение соловья. Искренние чувства пробуждаются , когда человек стремится стать лучше и помогать близким. К сожалению, чувства бывают лживыми, поддельными. Перед нами два соловья : настоящий и искусственный. Одного создала природа, поэтому он необыкновенный и своими песнями украшает жизнь людей. Другой – это игрушка , искусно созданная талантливым мастером и тоже предназначена для украшения жизни человека. Обязательно поможет, ведь соловей настоящий.
Работа с текстом. Тема дружбы и одиночества, взаимовыручки и помощи как один из нравственных уроков сказки. Жизнь и смерть. Выборочное чтение с комментированием. Вывод учащихся : император совершал много злых дел. Его не любили, потому что он часто наказывал слуг. Когда к нему пришла Смерть , она забрала корону, золотую саблю , богатое знамя и императору пришлось вспомнить , каким он был правителем. Он испугался, ведь доброта и забота о других было для него непонятным, он думал только о своем величии. Отвечают на вопросы по восприятию и осмыслению текста. « Из складок …выглядывали какие – то странные лица : одни гадкие и мерзкие, другие добрые и милые. То были злые и добрые дела императора .» Император просит помощи , но « В комнате было тихо – тихо». Искусственного соловья некому завести. Придворные бросили повелителя умирать.
Соловей обладал глубокими качествами души, как настоящий талантливый певец . Нет, император думал только о себе.
Анализируют прочитанное, размышляют вслух. Работа с текстом.
Чтение диалога. Обсуждение характеров персонажей и смысл их беседы. Делают выводы.
Высказывают свое мнение с опорой на текст. Показывают готовность объективно оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание. Рассуждения из жизненного опыта : добрые и злые наши поступки, слова. Вывод: соловей спас императора. « …просыпайся здоровым и бодрым !» Он оказался настоящим не только певцом, но и обладающим глубокими душевными качествами. Сострадание, забота, помощь одинокому и больному – вот то , что должно быть в каждом из нас. Не нужно копить обиду и быть мстительным, разрушать свою душу « гадкими и мерзкими» делами Работа с текстом. Учащиеся рассуждают и делают выводы. Излагают содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Чтение стр. 236. Пользуются разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным |
Обоснованные развернутые ответы учащихся ( устно или письменно). Ученики обсуждают в парах результаты выполненного задания « Я буду петь тебе о счастливых и о несчастных , о добре и о зле…». « Я люблю тебя за твое сердце больше , чем за твою корону». Вывод: соловей понимал, что придворные не смогут понять императора, ведь они привыкли льстить, не умели ценить подлинное искусство, не обладали высокими нравственными качествами. Он был ими брошен умирать в одиночестве без доброго участия с их стороны. | | Цели приёмов и методов | | Конечно. Он изменился., стал другим. Учащиеся делают вывод: для того, чтобы измениться, стать нравственно чище и добрее, нужно порой пройти через нелегкие испытания. От самого человека зависит , какое будет у него сердце. Соловей и император подружились потому , что за спесью и важностью повелителя скрывалась иная душа . « Моя песня и порадует тебя и заставит задуматься.» | | Активизация каждого ученика; Расширение словарного запаса, умения давать характеристику; Развитие мышления, устной и письменной речи | | Работа с текстом по группам. Оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Показывают .умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Показывают умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Слушают ответы других, пытаются принимать иную точку зрения, стремятся быть готовыми корректировать свою точку зрения. Активно выступают перед аудиторией сверстников со своим мнением.
Записывают домашнее задание. | | Организация активного чтения; Отслеживание уровня понимания текста; Развитие образного мышления. | | | | Развитие умения выделять главное; Обобщение на уровне личностных впечатлений. |
.
(
| Личностные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей. Предметные : выявить в сказке « Соловей» характерные художественные приёмы и на этой основе определить её нравственную основу . Личностные: стремление к совершенствованию собственной речи; стремление познать новое. Предметные: определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения. Личностные : развивать чувство прекрасного , уметь размышлять над нравственной основой произведения. Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства.
Личностные : устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации. Предметные: сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа. Личностные: создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах. Коммуникативные : уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. Регулятивные : в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Личностные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; Коммуникативные : уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Личностные : ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение.
Метапредметные: эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира. Коммуникативные : учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Предметные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Личностные: потребность в самовыражении через слово. Коммуникативные: осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
Личностные: уметь определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями, умение высказывать свое мнение, рассуждение на нравственную тему |