kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственные уроки по сказке Х.К. Андерсена " Соловей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует требованиям ФГОС. Развивает и совершенствует личностные качества, способствует воспитанию духовно-нравственных качеств. Художественное восприятие слова и работа над ним- основа содержательной стороны урока. Можно организовать мини-проекты через работу в парах. Произведение изучается по УМК Г.С. Меркина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные уроки по сказке Х.К. Андерсена " Соловей". »

Технологическая карта урока по литературе

Класс: 5

Литературная тема урока : « Нравственные уроки по сказке Х.К. Андерсена « Соловей».

Тип урока: усвоение нового материала.

Литература : Г. С. Меркин « Литература.5класс. ». Москва , « Русское слово»,2013г

Цели:

- выявление нравственной основы сказки;

- формирование нравственно – эстетических представлений учащихся о настоящих и мнимых ценностях;

- художественное восприятие текста на основе углубленной работы над словом в тексте.


Этап урока

Содержание деятельности

(взаимодействие)

Формируемые УУД, планируемые результаты.


Деятельность учителя




Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент.













2 Стадия вызова.

Активизация каждого ученика.










Актуализация знаний.



Развитие связанной речи.






3. Стадия осмысления.




Организация активного восприятия текста; направление усилий на степень понимания текста.










Постановка вопросов разного типа













Диалоги.

































Работа с текстом.







Вопросы для углубленного

« погружения» в текст.














Погружение в текст.








Работа с текстом



Ситуация актуализации и осмысления приобретённого читательского опыта, обобщение на уровне личностных впечатлений.


Обобщение и систематизация приобретённого читательского опыта.











Обобщение на уровне личностных впечатлений






























4. Стадия рефлексии







5.Домашнее задание.


-Здравствуйте, ребята ! Садитесь. Желаю вам хорошего настроения и приглашаю всех к сотрудничеству на уроке литературы. Как можно объяснить главную мысль сказки « Соловей», которую вы прочитали к уроку? Как можно назвать наш урок? Давайте определим те учебные задачи, которые мы должны будем решить сегодня. Поставьте перед собой личную цель . Как вы понимаете смысл слов « урок»,

« нравственность», « забота»? Я согласна с вашими ответами и предлагаю обобщить их в теме нашего урока, который назовем

« Нравственные уроки по сказке Х.К. Андерсена « Соловей».





Вступительное слово учителя.

Ребята! Как вы думаете, существуют ли для всех людей какие – то общие духовные ценности, понятия, важные во все времена и во всех странах?

Сегодня на уроке мы будем думать и рассуждать над интересной и непростой сказкой великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена

« Соловей». В ходе нашей работы попробуем понять те духовные истины сказки, которые могут стать полезными нравственными уроками для каждого из нас.

Вы прочитали сказку. Давайте выразим свое первое впечатление о прочитанном в виде синквейна.











Да, ребята, чтение сказки « Соловей» заставляет нас задуматься над своими поступками и делами. Тема животворной силы настоящих человеческих чувств , противостоящих мертвенной бездуховности , волновала многих писателей, но никто не разрешил ее так блистательно, как Ханс Кристиан Андерсен, а главное, такими простыми средствами: на пространстве нескольких страничек. Это – литературное чудо, и таких чудес немало у датского кудесника... Я предлагаю вам перечитать сказку вместе и поразмышлять над прочитанным.

- « В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского».

Как вы думаете, почему эта сказка начинается описанием необыкновенного императорского дворца? Почему дворец был « хрупкий» и сделан из « драгоценного фарфора»?

Описывая сад и густой лес , Андерсен как будто преднамеренно заставляет читателя сравнить , сопоставить их с фарфоровым дворцом. Для чего?

- Какие чувства выражает фраза « Господи, как хорошо!»

- « Соловей? А я ведь и не знаю его!» « Ее считают главной достопримечательностью моего великого государства!»

Выскажите свое мнение о том, почему так важен тот факт, что император не знал о птице, которая удивляла всех своим пением?

- Как характеризует императора сказочник?

- Почему о соловье знают все – бедный рыбак, путешественники, девочка, кроме императора и их поданных?

- Как объясняют свое неведение придворные? Почему они готовы за пение соловья принять мычание коровы или кваканье лягушки?

- Обратимся к тексту для того, чтобы найти строки, характеризующие соловья.

- Император получает в подарок механического соловья. Почему он сделал выбор в его пользу? Давайте сравним двух птиц? В чем разница между ними? Сравним.

- Как вы понимаете слова капельмейстера , что искусственный соловей « выше настоящего не только платьем и бриллиантами , но и по внутренним своим достоинствам».

Как вы понимаете, что такое внутренний мир? Согласны ли вы с тем, что

внутренние достоинства человека – это его внутренний мир, его душевные качества, талант.











- Императору выпало испытание: он заболел и оказался в одиночестве. Почему все отвернулись от него, кроме соловья? Какого развития событий вы ожидаете после этих строк?

Обратимся к тексту. Сказочник вводит в повествование грустный мотив . « … во дворце стояла мертвая тишина». Император лежал одинокий и « совсем неподвижный и мертвенно – бледный ». « На груди у него сидела Смерть». Как вы думаете, почему император кричал : « Музыку сюда, музыку!»? Чем могла помочь ему музыка?









Взору умирающего императора предстала не только Смерть, кто еще?

Объясните, как вы понимаете эти слова?







- Почему соловей прилетел к императору, когда узнал о его болезни?. Мог ли император сам утешать и ободрять другого ?

- Давайте прочтем диалог между императором и соловьем .

Какое вознаграждение предлагает император соловью и почему тот отказывается?

Как вы понимаете слова « Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца».

Почему соловей называет себя «певцом»?



- Император предлагает соловью снова жить во дворце, но уже свободным. « Ты должен остаться у меня навсегда! Ты будешь петь, только когда сам захочешь!»



Почему же соловей отказывается, ведь императору никто не смел отказывать?





- Перечитаем последнюю страницу сказки.



Какие слова здесь главные и о чем они?







- Кто разбудил душевные качества в императоре ? Почему соловей не захотел, чтобы о нем узнали другие? « Так дело пойдет лучше!»











- « Здравствуйте!» - так заканчивается сказка великого Андерсена. Как думаете, будут ли изменения в правлении китайского императора?

- О чем должен будет думать император?

- В чем же сила маленькой невзрачной птички, обеспечившая победу над смертью?

- Какой урок императору преподал соловей?



5. Вывод: нравственные уроки сказки , которые мы извлекаем – это

- близость с природой;

- внимание к окружающим;

- наличие собственного мнения;

- уважения душевных качеств, а не внешней наружности;

- понимание истинного искусства;

- забота о других.

Какие еще уроки нравственности можно извлечь из этой сказки?



  • Что было самым важным на уроке?

  • Достигнута ли цель и задачи урока?

  • Доволен ли ты своей работой?

  • Какие нравственные уроки можно извлечь?

  • Оцените свою работу и работу товарищей.


Сочинение на тему « Чему научила меня сказка « Соловей»?



















.


















.




-



Приветствуют учителя.

Предлагают варианты названия , задач и целей урока . После обсуждения поощряются ответы каждого ученика.




Слушают, рассуждают, обобщают.

Выявление степени подготовки к уроку.













Слушают, рассуждают.

Начинают активно высказывать свое мнение.


Объясняют смысл сочетания « нравственные уроки».














Погружаются в атмосферу сказки . составляют синквейн


Пример ответа.

Сказка

Поучительная, добрая

Понимать, любить, жить

Надо помогать другим

Милосердие.


Работа с текстом индивидуально и в парах. Демонстрируют умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.











Представление исследовательских мини – проектов

( перспективное домашнее задание по группам).

1группа. « Фарфоровый дворец и большой сад императора».

-« Сад тянулся далеко – далеко , так далеко, что и сам садовник не знал, где он кончается».

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Задают вопросы. Объективно оценивают работу на уроке. Получают оценку. – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека






2группа .« Добрые чувства людей».


Высказывают свое мнение, зачитывая отрывки из текста и комментируя их.








Составляют характеристику личных качеств императора ( устно или письменно, выборочное цитирование). Прием « Вслед за писателем».

3группа « Поиски соловья».

Высказывают свое мнение, думают.

Задают вопросы, дополняют ответы : называют страницу текста и зачитывают фразу, словосочетание, комментируют прочитанное. Вывод: живой соловей стал имуществом императора и пел только для него. Птицу ограничили в свободе и простые люди очень жалели ее.

Составляют сравнительную таблицу двух птиц

( цитатная характеристика либо свободное высказывание).



Ведут диалог с учителем, полемизируют, высказывают свое мнение о духовности поступков персонажей сказки. Делают вывод: соловей должен жить на свободе и приносить людям радость своим пением.

Приходят к выводу, что

настоящие люди могут совершать добрые поступки, плакать, слушая прекрасную музыку и пение соловья. Искренние чувства пробуждаются , когда человек стремится стать лучше и помогать близким. К сожалению, чувства бывают лживыми, поддельными. Перед нами два соловья : настоящий и искусственный. Одного создала природа, поэтому он необыкновенный и своими песнями украшает жизнь людей. Другой – это игрушка , искусно созданная талантливым мастером и тоже предназначена для украшения жизни человека.

Обязательно поможет, ведь соловей настоящий.





Работа с текстом. Тема дружбы и одиночества, взаимовыручки и помощи как один из нравственных уроков сказки. Жизнь и смерть. Выборочное чтение с комментированием. Вывод учащихся : император совершал много злых дел. Его не любили, потому что он часто наказывал слуг.

Когда к нему пришла Смерть , она забрала корону, золотую саблю , богатое знамя и императору пришлось вспомнить , каким он был правителем. Он испугался, ведь доброта и забота о других было для него непонятным, он думал только о своем величии.

Отвечают на вопросы по восприятию и осмыслению текста.

« Из складок …выглядывали какие – то странные лица : одни гадкие и мерзкие, другие добрые и милые. То были злые и добрые дела императора .» Император просит помощи , но « В комнате было тихо – тихо». Искусственного соловья некому завести. Придворные бросили повелителя умирать.



Соловей обладал глубокими качествами души, как настоящий талантливый певец . Нет, император думал только о себе.



Анализируют прочитанное, размышляют вслух.

Работа с текстом.



Чтение диалога. Обсуждение характеров персонажей и смысл их беседы. Делают выводы.



Высказывают свое мнение с опорой на текст. Показывают готовность объективно

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

Рассуждения из жизненного опыта : добрые и злые наши поступки, слова. Вывод: соловей спас императора. « …просыпайся здоровым и бодрым !» Он оказался настоящим не только певцом, но и обладающим глубокими душевными качествами. Сострадание, забота, помощь одинокому и больному – вот то , что должно быть в каждом из нас. Не нужно копить обиду и быть мстительным, разрушать свою душу « гадкими и мерзкими» делами

Работа с текстом. Учащиеся рассуждают и делают выводы. Излагают содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Чтение стр. 236. Пользуются разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным




Обоснованные развернутые ответы учащихся ( устно или письменно). Ученики обсуждают в парах результаты выполненного задания

« Я буду петь тебе о счастливых и о несчастных , о добре и о зле…». « Я люблю тебя за твое сердце больше , чем за твою корону».

Вывод: соловей понимал, что придворные не смогут понять императора, ведь они привыкли льстить, не умели ценить подлинное искусство, не обладали высокими нравственными качествами. Он был ими брошен умирать в одиночестве без доброго участия с их стороны.


Цели приёмов и методов


Конечно. Он изменился., стал другим.

Учащиеся делают

вывод: для того, чтобы измениться, стать нравственно чище и добрее, нужно порой пройти через нелегкие испытания. От самого человека зависит , какое будет у него сердце. Соловей и император подружились потому , что за спесью и важностью повелителя скрывалась иная душа . « Моя песня и порадует тебя и заставит задуматься.»



Активизация каждого ученика;

Расширение словарного запаса, умения давать характеристику;

Развитие мышления, устной и письменной речи


Работа с текстом по группам.

Оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Показывают .умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Показывают умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Слушают ответы других, пытаются принимать иную точку зрения, стремятся быть готовыми корректировать свою точку зрения.

Активно выступают перед аудиторией сверстников со своим мнением.




Записывают домашнее задание.


Организация активного чтения;

Отслеживание уровня понимания текста; Развитие образного мышления.




Развитие умения выделять главное;

Обобщение на уровне личностных впечатлений.









.





































































(




Личностные:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей.


Предметные : выявить в сказке

« Соловей» характерные художественные приёмы и на этой основе определить её нравственную основу .


Личностные:

стремление к совершенствованию собственной речи; стремление познать новое.

Предметные:

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения.






Личностные :

развивать чувство прекрасного , уметь размышлять над нравственной основой произведения.

Предметные:

воспринимать художественный текст как произведение искусства.










Личностные :

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять

своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации.





Предметные:

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа.



Личностные:

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах.









Коммуникативные :

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы.




Регулятивные :

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.






Личностные:

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;








Коммуникативные :

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
























Личностные :

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение.











Метапредметные:

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира.





Коммуникативные : учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;











Предметные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.



Личностные: потребность в самовыражении через слово.
















Коммуникативные:

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.





Личностные:

уметь определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями, умение высказывать свое мнение, рассуждение на нравственную тему




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Нравственные уроки по сказке Х.К. Андерсена " Соловей".

Автор: Стальмак Нина Анатольевна

Дата: 07.09.2014

Номер свидетельства: 113385

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "О.Уайльд "Соловей и роза" "
    ["seo_title"] => string(24) "o-uail-d-soloviei-i-roza"
    ["file_id"] => string(6) "215517"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432717956"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока литературного чтения на тему:  Г.Х Андерсен "Чайник". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-g-kh-andiersien-chainik"
    ["file_id"] => string(6) "138822"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417612651"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Х.К.Андерсен «Дикие лебеди» "
    ["seo_title"] => string(31) "kh-k-andiersien-dikiie-liebiedi"
    ["file_id"] => string(6) "199025"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428504253"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства