Цель урока
• Знакомство учащихся с жанром авторской песни, творчеством бардов
• Развитие познавательных интересов учащихся
• Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к литературе
Цель урока
• Знакомство учащихся с жанром авторской песни, творчеством бардов
• Развитие познавательных интересов учащихся
• Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к литературе
Цель урока
• Знакомство учащихся с жанром авторской песни, творчеством бардов
• Развитие познавательных интересов учащихся
• Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к литературе
Цель урока
• Знакомство учащихся с жанром авторской песни, творчеством бардов
• Развитие познавательных интересов учащихся
• Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к литературе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В исполнении учащихся звучит песня О.Митяева «Как здорово!»
Слово учителя: Спасибо огромное, ребята! Песню О.Митяева можно назвать визитной карточкой целого направления в литературе второй половины XX века- авторской песни.
Именно этот уникальный жанр – тема нашего сегодняшнего разговора. На уроке мы с вами попробуем дать определение этого жанра, найти его истоки и , конечно, рассказать о представителях. Т.о. мы станем соавторами своеобразного альманаха бардовской песни, который я предлагаю назвать «Наполним музыкой сердца»
2. Авторская песня была своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации чувств, как противовес развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, доходчивые слова.
3. В начале 50-х мощный пласт авторской песни появился в студенческой среде. Эти песни сочиняли и пели студенты и туристы, в них описывались дорожные впечатления и любовные неудачи, в них выражался тот же романтический настрой, что и в эстрадных песнях о монтажниках-высотниках, целинниках и геологах. Только в темах и языке они были раскрепощеннее, и вместо пламенных призывов предлагали доверительный дружеский разговор.
1. Бардов принято делить на поколения 40-х, 50-х, 60-х, 70-х, 80-х … И все же самые яркие годы для авторской песни – это 50-60-е годы. Они дали больше всего имен и песен, чем все последующее:
Писатель Булат Окуджава;
Актер, поэт Владимир Высоцкий;
Драматург Александр Галич;
Журналист Юрий Визбор;
Журналистка, поэтесса Ада Якушева;
Драматург, поэт Юлий Ким.
4 слайд - «Наполним музыкой сердца»
Булат Окуджава
Владимир Высоцкий
Александр Галич
Юрий Визбор
Они были первопроходцами, закладывали основы. Их творчество было откровением
души.
2. Путь поэтов – бардов к известности не был усыпан розами. Не секрет, что многих их них преследовали и притесняли официальные власти. Судьба многих была драматичной.
3. Но несмотря на официальное непризнание, у авторской песни было много поклонников, которые штурмом брали концертные залы, заполняли стадионы и преданно отправлялись на фестивали. Самый известный фестиваль бардовской песни – Грушинский.
1. Этот фестиваль посвящен памяти Валерия Грушина, студента Куйбышевского авиационного института, барда, туриста. Валерий погиб, спасая тонувших в таежной реке Уде детей. Мальчик и девочка доплыли, а Валерию не хватило сил выбраться из ледяной воды. Проводится фестиваль с 1968 года.
2. Встречи друзей Валерия на берегу Волги в центре Жигулевский гор, в каменной чаше, постепенно превратились в фестиваль. Например, в 1985 году на 12 фестивале присутствовало около 105 тысяч, а на 13 – около 200-х тысяч человек.
3. Благодаря Грушенскому фестивалю стали известны произведения А. Дольского из Екатеренбурга, саратовца В. Ланцберга, москвичей А. Суханова и В. Долиной.
5 слайд
В 80-е годы на небосклоне авторской пенсии зажглись имена А. Макаревича, И. Талькова, Ю. Шевчука, Б. Гребенщикова. Это было уже другое поколение, другая музыка, другие стихи.
1. в 80-е годы уходит из жизни В. Высоцкий, а в 90-е годы – Булат Окуджава.
Ребята исполняют песню Б. Окуджавы «Госпожа удача».
Слово учителя: Спасибо нашим историкам и исполнителям, а мы открываем 2 страницу альманаха – «Слово, музыка и гитара».
6 слайд - «Наполним музыкой сердца»
«Слово, музыка и гитара».
Учитель: мы получили уже достаточно большую информацию об авторской песне, давайте теперь попробуем дать определение этого жаноа.
Беседа: * В чем своеобразие авторской песни?
Доверительность, обращенность к каждому
Неразделенность мелодии и голоса автора
Дух романтики и свободы
Простота мелодии и глубокий смысл, заложенный в стихотворный текст
7 слайд - «Наполним музыкой сердца»
Своеобразие авторской пенсии:
Доверительность, обращенность к каждому
Неразделенность мелодии и голоса автора
Дух романтики и свободы
Простота мелодии и глубокий смысл, заложенный в стихотворный текст.
Дать определение жанра, авторская песня поможет группа «музыкальных обозревателей»
8 -9-10 слайд - «Наполним музыкой сердца»:
На слайдах –выступление группы музыкальных обозревателей
Группа «музыкальных обозревателей»
1. Четкой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Некоторые исследователи употребляют термины «авторская песня» и «бардовская песня» как синонимы, другие разграничивают эти понятия, утверждая, что «бардовская песня – это особенное подмножество множества самодеятельная песня, которое в свою очередь есть подмножество множества «авторская пенся»».
2. Хроники показывают, что в 50-х и 60-х годах наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня».
1. Наиболее популярные авторы в этот период причисляют себя к явлению, которое они сами уже называют «авторской песней».
2. Булат Окуджава считал, что «авторская песня – это прежде всего стихи под музыкальный аккомпанемент. Это хорошие стихи , которые можно читать про себя, как вообще стихи, и декламировать вслух. Мелодия лишь сопровождает их, делает доступнее, углубляет сущность».
1. Вероника Долина так объясняла, что для нее авторская песня: «Это та самая, где очень важно присутствие автора. Это песня, не предназначенная для исполнителя. Во всяком случае, мне не знаком автор, пишущий стихи с гитарой в руках, который искал бы исполнителей своих песен».
Учитель: А размышления В. Высоцкого мы услышим в подготовленной презентации Вани Кузнецова.
Презентация «Владимир Семенович Высоцкий» - В. Кузнецов
Учитель: Рассказ о В. Высоцком открыл 3-ю страницу нашего альманаха – «Поэты не рождаются случайно».
11 слайд - «Наполним музыкой сердца»
«Поэты не рождаются случайно»
Учитель: В творческой индивидуальности Высоцкого несомненную роль сыграло то, что он человек театра, его стихи – это маленькие спектакли или монологи из спектакля. Поэтому так часто происходила путаница В Высоцкого с его героями. Поэта спрашивали о том, не работал ли он шофером, не летал ли, не сидел ли? Не воевал ли?
Нет, не воевал, но написал о войне много.
Ученик читает наизусть стихотворение «Он не вернулся из боя»
(текст стихотворения на партах)
Беседа по стихотворению:
* В какой форме написано это стихотворение? Почему? (диалог)
* Чей диалог? (двух друзей)
* Чем этот диалог прерван? (смертью друга)
* Как оформлена недосказанность, недоговоренность? (нет ответа, в ответ - тишина)
* Какой глубокий философский смысл заложен в этом произведении? (жестокость и бесчеловечность войны, неприятие всех и всяческих войн)
* Назовите известные вам стихи В. Высоцкого о войне?
* Какие еще темы волновали Высоцкого – барда? Приведите примеры.
Учитель: «Песня – это кратчайший путь к сердцу и уму человека…» - писал другой автор-исполнитель, чья популярность пришлась на самое смутное время в России – 80-е годы – Игорь Тальков.
Презентация «Игорь Тальков» – Саша Новиков
Беседа: Как вы считаете, чем творчество Талькова близко творчеству Высоцкого?
Искренностью, честностью
Песнями он боролся против косности, хамства, безверия, бездуховности
Учитель: Это стихотворение: мягкое, лирическое резко выделяется на фоне остального творчества Талькова с его резкими, кричащими композициями. Но как говорил сам тальков: «И те, и другие – суть, компоненты моей души. Я не сочиняю специально, япишу только тогда, когда что-то глубоко волнует».
Последняя страница нашего альманаха – «Возьмемся за руки, друзья!»
12 слайд - «Наполним музыкой сердца»
«Возьмемся за руки, друзья!»
Беседа: подводя итоги нашего разговора, мне очень хочется выслушать ваше мнение,
* почему жанр авторской песни сегодня не популярен?
Учитель: Каждому свое – каждому времени своя песня. Поэтому когда начинается борьба против шлягеров, пустых любовных песенок, хочется сказать: «оставьте их в покое, каждый сам решит, что ему слушать, и всякие песни рождаем мы сами - слушатели».
А наш литературный альманах создан.
Благодарю всех за помощь … А последним аккордом пусть станет песня барда, хорошо знакомого и вашему, и нашему поколению.
Ребята исполняют песню А. Макаревича «Перекресток»
Домашнее задание: с помощью конспекта лекции, учебника заполнить таблицу: