kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Наполним музыкой сердца!" (авторская песня)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока • Знакомство учащихся с жанром авторской песни, творчеством бардов • Развитие познавательных интересов учащихся • Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к литературе Цель урока • Знакомство учащихся с жанром авторской песни, творчеством бардов • Развитие познавательных интересов учащихся • Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к литературе Цель урока • Знакомство учащихся с жанром авторской песни, творчеством бардов • Развитие познавательных интересов учащихся • Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к литературе Цель урока • Знакомство учащихся с жанром авторской песни, творчеством бардов • Развитие познавательных интересов учащихся • Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к литературе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Наполним музыкой сердца!" (авторская песня) »

Открытый урок по литературе, 11 класс

«Наполним музыкой сердца»

(авторская песня)

Цель:

  • Знакомство учащихся с жанром авторской песни, творчеством бардов

  • Развитие познавательных интересов учащихся

  • Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к литературе

Оборудование: ИКТ, проектор, гитара, портреты авторов- исполнителей, пластинки, ауди и видиозаписи.

Форма урока: литературный альманах.

Ход урока:


В исполнении учащихся звучит песня О.Митяева «Как здорово!»


Слово учителя: Спасибо огромное, ребята! Песню О.Митяева можно назвать визитной карточкой целого направления в литературе второй половины XX века- авторской песни.

Именно этот уникальный жанр – тема нашего сегодняшнего разговора. На уроке мы с вами попробуем дать определение этого жанра, найти его истоки и , конечно, рассказать о представителях. Т.о. мы станем соавторами своеобразного альманаха бардовской песни, который я предлагаю назвать «Наполним музыкой сердца»

1 слайд - «Наполним музыкой сердца» (Авторская песня) литературный альманах

Первая страница нашего альманаха – «Экскурс в историю»

2 слайд - «Наполним музыкой сердца» экскурс в историю

И слово предоставляется «группе историков», исследовавших возникновение и развитие жанра авторской песни.

Выступление «группы историков»

  1. Авторская песня – это наше отечественное явление, которое возникло в 40-е годы XX века. Истоками жанра авторской песни стали

    • Русская народная песня

    • Романсовая традиция классической поэзии (н-р, романсы Вертинского)

    • Солдатские песни военных лет

    • «дворовый» фольклор.

3 слайд - «Наполним музыкой сердца» истоки жанра авторской песни:

  • Русская народная песня;

  • Романсы;

  • Солдатские песни военных лет;

  • Студенческие туристические песни;

  • «Дворовый» фольклор

2. Авторская песня была своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации чувств, как противовес развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, доходчивые слова.

3. В начале 50-х мощный пласт авторской песни появился в студенческой среде. Эти песни сочиняли и пели студенты и туристы, в них описывались дорожные впечатления и любовные неудачи, в них выражался тот же романтический настрой, что и в эстрадных песнях о монтажниках-высотниках, целинниках и геологах. Только в темах и языке они были раскрепощеннее, и вместо пламенных призывов предлагали доверительный дружеский разговор.

1. Бардов принято делить на поколения 40-х, 50-х, 60-х, 70-х, 80-х … И все же самые яркие годы для авторской песни – это 50-60-е годы. Они дали больше всего имен и песен, чем все последующее:

  • Писатель Булат Окуджава;

  • Актер, поэт Владимир Высоцкий;

  • Драматург Александр Галич;

  • Журналист Юрий Визбор;

  • Журналистка, поэтесса Ада Якушева;

  • Драматург, поэт Юлий Ким.

4 слайд - «Наполним музыкой сердца»

  • Булат Окуджава

  • Владимир Высоцкий

  • Александр Галич

  • Юрий Визбор

Они были первопроходцами, закладывали основы. Их творчество было откровением

души.

2. Путь поэтов – бардов к известности не был усыпан розами. Не секрет, что многих их них преследовали и притесняли официальные власти. Судьба многих была драматичной.

3. Но несмотря на официальное непризнание, у авторской песни было много поклонников, которые штурмом брали концертные залы, заполняли стадионы и преданно отправлялись на фестивали. Самый известный фестиваль бардовской песни – Грушинский.

1. Этот фестиваль посвящен памяти Валерия Грушина, студента Куйбышевского авиационного института, барда, туриста. Валерий погиб, спасая тонувших в таежной реке Уде детей. Мальчик и девочка доплыли, а Валерию не хватило сил выбраться из ледяной воды. Проводится фестиваль с 1968 года.

2. Встречи друзей Валерия на берегу Волги в центре Жигулевский гор, в каменной чаше, постепенно превратились в фестиваль. Например, в 1985 году на 12 фестивале присутствовало около 105 тысяч, а на 13 – около 200-х тысяч человек.

3. Благодаря Грушенскому фестивалю стали известны произведения А. Дольского из Екатеренбурга, саратовца В. Ланцберга, москвичей А. Суханова и В. Долиной.

5 слайд

В 80-е годы на небосклоне авторской пенсии зажглись имена А. Макаревича, И. Талькова, Ю. Шевчука, Б. Гребенщикова. Это было уже другое поколение, другая музыка, другие стихи.

1. в 80-е годы уходит из жизни В. Высоцкий, а в 90-е годы – Булат Окуджава.


Ребята исполняют песню Б. Окуджавы «Госпожа удача».


Слово учителя: Спасибо нашим историкам и исполнителям, а мы открываем 2 страницу альманаха – «Слово, музыка и гитара».

6 слайд - «Наполним музыкой сердца»

«Слово, музыка и гитара».

Учитель: мы получили уже достаточно большую информацию об авторской песне, давайте теперь попробуем дать определение этого жаноа.

Беседа: * В чем своеобразие авторской песни?

  • Доверительность, обращенность к каждому

  • Неразделенность мелодии и голоса автора

  • Дух романтики и свободы

  • Простота мелодии и глубокий смысл, заложенный в стихотворный текст

7 слайд - «Наполним музыкой сердца»

Своеобразие авторской пенсии:

  • Доверительность, обращенность к каждому

  • Неразделенность мелодии и голоса автора

  • Дух романтики и свободы

  • Простота мелодии и глубокий смысл, заложенный в стихотворный текст.

  • Дать определение жанра, авторская песня поможет группа «музыкальных обозревателей»

8 -9-10 слайд - «Наполним музыкой сердца»:

На слайдах –выступление группы музыкальных обозревателей


Группа «музыкальных обозревателей»

1. Четкой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Некоторые исследователи употребляют термины «авторская песня» и «бардовская песня» как синонимы, другие разграничивают эти понятия, утверждая, что «бардовская песня – это особенное подмножество множества самодеятельная песня, которое в свою очередь есть подмножество множества «авторская пенся»».

2. Хроники показывают, что в 50-х и 60-х годах наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня».

1. Наиболее популярные авторы в этот период причисляют себя к явлению, которое они сами уже называют «авторской песней».

2. Булат Окуджава считал, что «авторская песня – это прежде всего стихи под музыкальный аккомпанемент. Это хорошие стихи , которые можно читать про себя, как вообще стихи, и декламировать вслух. Мелодия лишь сопровождает их, делает доступнее, углубляет сущность».

1. Вероника Долина так объясняла, что для нее авторская песня: «Это та самая, где очень важно присутствие автора. Это песня, не предназначенная для исполнителя. Во всяком случае, мне не знаком автор, пишущий стихи с гитарой в руках, который искал бы исполнителей своих песен».

Учитель: А размышления В. Высоцкого мы услышим в подготовленной презентации Вани Кузнецова.


Презентация «Владимир Семенович Высоцкий» - В. Кузнецов


Учитель: Рассказ о В. Высоцком открыл 3-ю страницу нашего альманаха – «Поэты не рождаются случайно».

11 слайд - «Наполним музыкой сердца»

«Поэты не рождаются случайно»

Учитель: В творческой индивидуальности Высоцкого несомненную роль сыграло то, что он человек театра, его стихи – это маленькие спектакли или монологи из спектакля. Поэтому так часто происходила путаница В Высоцкого с его героями. Поэта спрашивали о том, не работал ли он шофером, не летал ли, не сидел ли? Не воевал ли?

Нет, не воевал, но написал о войне много.


Ученик читает наизусть стихотворение «Он не вернулся из боя»

(текст стихотворения на партах)


Беседа по стихотворению:

* В какой форме написано это стихотворение? Почему? (диалог)

* Чей диалог? (двух друзей)

* Чем этот диалог прерван? (смертью друга)

* Как оформлена недосказанность, недоговоренность? (нет ответа, в ответ - тишина)

* Какой глубокий философский смысл заложен в этом произведении? (жестокость и бесчеловечность войны, неприятие всех и всяческих войн)

* Назовите известные вам стихи В. Высоцкого о войне?

* Какие еще темы волновали Высоцкого – барда? Приведите примеры.

Учитель: «Песня – это кратчайший путь к сердцу и уму человека…» - писал другой автор-исполнитель, чья популярность пришлась на самое смутное время в России – 80-е годы – Игорь Тальков.


Презентация «Игорь Тальков» – Саша Новиков


Беседа: Как вы считаете, чем творчество Талькова близко творчеству Высоцкого?

  • Искренностью, честностью

  • Песнями он боролся против косности, хамства, безверия, бездуховности

  • Он – патриот России


Ученица читает стихотворение «Чистые пруды» (1 столбик)

ученик аккомпанирует на гитаре

Учитель: Это стихотворение: мягкое, лирическое резко выделяется на фоне остального творчества Талькова с его резкими, кричащими композициями. Но как говорил сам тальков: «И те, и другие – суть, компоненты моей души. Я не сочиняю специально, япишу только тогда, когда что-то глубоко волнует».

Последняя страница нашего альманаха – «Возьмемся за руки, друзья!»

12 слайд - «Наполним музыкой сердца»

«Возьмемся за руки, друзья!»

Беседа: подводя итоги нашего разговора, мне очень хочется выслушать ваше мнение,

* почему жанр авторской песни сегодня не популярен?

Учитель: Каждому свое – каждому времени своя песня. Поэтому когда начинается борьба против шлягеров, пустых любовных песенок, хочется сказать: «оставьте их в покое, каждый сам решит, что ему слушать, и всякие песни рождаем мы сами - слушатели».

А наш литературный альманах создан.

Благодарю всех за помощь … А последним аккордом пусть станет песня барда, хорошо знакомого и вашему, и нашему поколению.


Ребята исполняют песню А. Макаревича «Перекресток»


Домашнее задание: с помощью конспекта лекции, учебника заполнить таблицу:


Годы жизни

Ф.и.о. автора-исполнителя

Особенности лирики

Примеры произведений











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Наполним музыкой сердца!" (авторская песня)

Автор: Бабина Ольга Георгиевна

Дата: 10.10.2015

Номер свидетельства: 238096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) ""Наполним музыкой сердца" "
    ["seo_title"] => string(25) "napolnim-muzykoi-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "114651"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411586587"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Внеклассное мероприятие по музыке для 8-9 классов на тему: "Наполним музыкой сердца""
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_po_muzykie_dlia_8_9_klassov_na_tiemu_napolnim_muzyk"
    ["file_id"] => string(6) "449127"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1515606553"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО В МУЗЫКЕ "
    ["seo_title"] => string(37) "ispolnitiel-skoie-iskusstvo-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "100605"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402386301"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по самопознанию на тему урок любви и добра"
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-samopoznaniiu-na-tiemu-urok-liubvi-i-dobra"
    ["file_id"] => string(6) "281180"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453479373"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока "А душу можно ль рассказать?" (По поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри")"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_a_dushu_mozhno_l_rasskazat_po_poemie_m_iu_lier"
    ["file_id"] => string(6) "383847"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485366176"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства