Методика создания видеом на уроках русского языка и литературы
Методика создания видеом на уроках русского языка и литературы
В данной работе представлена методика создания видеом.Создателем этого термина является поэт Вознесенский. В филологии это термин можно интерпретировать как один из методов создания зрительных образов через ассоциации и тексты художественных произведений. Также в материале представлена система упражнений для занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста, чтобы к третьей ступени обучения они смогли усвоить данный вид работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика создания видеом на уроках русского языка и литературы »
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ
МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
СЛАЙД 1
Тема моего выступления «Видеома как одна из форм формирования УУД (универсальных учебных действий) на уроках русского языка и литературы».
Все учителя-словесники согласятся, что анализ любого произведения - дело непростое. А в среднем и старшем звене особенно. Но ведь так хочется помочь им увидеть, что скрыто за строчками литературного произведения, помочь им понять и полюбить того или иного автора.
СЛАЙД 2
На мысль о том, что произведение можно «увидеть» и «изобразить», то есть создать видеообраз , меня натолкнуло знакомство с творчеством замечательного поэта Андрея Вознесенского, который является автором жанра видеомы.
Видеома Вознесенского– это произведение, сочетающее в себе поэзию и живопись. Каждый рисунок – это ассоциации автора, основанные на ключевых моментах творчества и личности каждого из поэтов, кому он его посвящает.
СЛАЙД 3
Анна Ахматова – безграничность, тоска, любовь-боль, отчаяние.
Маяковский – телефонный диск в форме пистолета. Застрелился, как считают, от несчастной любви к Лилии Брик. Перед смертью пытался ей позвонить. Как знать, дозвонись он ей – может быть, мы стали бы наследниками ещё большего и глубокого творчества поэта.
СЛАЙД 4
Сергей Есенин… Шарф Айседоры Дункан, который сыграл трагическую роль в судьбах ( спрыгнув с трамвая, зацепившись, она удавилась на глазах у Есенина), впоследствие он, по мнению следователей, повесился.
Достоевский… Топор и знак процентов отражает суть преступления, совершённого Раскольниковым против старухи – процентщицы.
СЛАЙД 5
Видеома к роману Толстого «Война и мир». Дуб как живое существо (все помнят фрагмент монолога раненого Андрея Болконского о славе).
Достоевский… Жёлтые дома – жёлтая карточка – символ проституции, чем вынуждена была заниматься Сонечка Мармеладова, чтобы помочь своим родителям.
СЛАЙД 6
Думаю, что суть ясна всем. Почему бы не взять на вооружение данный способ. Осталось определиться, как это будет выглядеть в качестве одной из форм работы на уроке. Я пришла к следующему определению: видеома как форма работы на уроке –это способ интерпретации текста через создание видеообраза на основе эмоционального, чувственного восприятия ключевых моментов творчества и личности каждого из поэтов, писателей.Каждая видеома уникальна, так как у каждого ребёнка своё особое восприятия художественного образа
СЛАЙД 7
Какие же универсальные учебные действия мы можем формировать при использовании видеом?
-регулятивные
-коммуникативные
-метапредметные
СЛАЙД 8
Обратимся к конкретным примерам. К серии уроков по творчеству Виктора Астафьева. Рассказ «Людочка». Главная задача – почувствовать души героев, поэтому ключевой видеообраз – человек. Наполним его философским содержанием.
«Равнодушие»
СЛАЙД 9
«Окаменевшия душа»
СЛАЙД 10
«На танцплощадке»
СЛАЙД 11
«Вычуган»
СЛАЙД 12
Наверное, все сейчас думают, зачем она нам всё это говорит. У нас маленькие дети, мы такого себе позволить не можем. Можем, если начать с малого. Предлагаю вам несколько приёмов, которые помогут вам создавать подобные видеомы, ведь ваши детки уже имеют навыки работы с компьютером. Но мы несколько упростим задачу, если отойти от ИКТ. Например, каковы твои ощущения.
СЛАЙД 13
Создай видеообраз твоего любимого предмета.
СЛАЙД 14
Создай видеообраз эмоций человека.
СЛАЙД 15
Изобразить суть характера человека через его инициалы. Я предложила свои – Елена Ивановна, т.е. Е.И. Вот, что получилось.
СЛАЙД 16
Как можно использовать видеомы на русском языке? Пару примеров. Изобрази характер буквы.
СЛАЙД 17
Найди и изобрази буквы в окружающих тебя предметах.
СЛАЙД 18
А вот результат, к которому мы стремимся. Это пример, как я считаю, «высшего пилотажа» учеников 11 класса. Перед вами видеомы к рассказу Виктора Астафьева «Капля». Центральный образ – капля росы, через призму которой герой осмысливает ценности жизни. Здесь – пантера как уникальное создание природы на грани вымирания. Лотос – хрупкость человеческой жизни.
СЛАЙД 19
В капле дети, которых необходимо беречь, несмотря на войны и соблазны жизни.
СЛАЙД 20
Я думаю, что все мы пришли к выводам, которые на экране. Если есть желание попробовать поработать по данной методике, можете взять алгоритм работы над видеомами, где предложены другие формы работы.