kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературы в 5классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная теплый разработка урока знакомит обучающихся с биографией и творчеством Паустовского. Чтение и анализ сказки "Теплый хлеб"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 5классе»










Конспект урока литературы


Тема 5 класс:


К. Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. Роль пейзажа в сказке.









Тема урока: К. Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. Роль пейзажа в сказке.


Цели урока

Образовательные:

- актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, рассказах, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях;

- формирование квалифицированного читателя, способного увидеть характерные черты героев;

- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;

- обучение обобщению прочитанного, услышанного.

Воспитательные:

- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;

- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

Развивающие:

- расширение словарного запаса учащихся;

- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;

- развитие интереса у учащихся к чтению лучших образцов художественной литературы.


Тип урока: комбинированный.


Формы и способы организации деятельности на уроке: фронтальный опрос, выборочный пересказ, выразительное чтение, выборочное чтение, индивидуальная исследовательская работа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: беседа, словарная работа, чтение и  анализ прочитанного.


Оборудование урока: презентация портрет К.Г. Паустовского, учебник-хрестоматия, карточки с заданиями.

Словарная работа: Притча Камердинер

Осокорь ,яр, нравственный ,зарубка,пустельга. 






Ход урока:

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.


1 Этап. Создание коллаборативной среды Психологический настрой.


В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый  принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

ЭПИГРАФ УРОКА:

            За добро плати добром, не будь пустельгой. К.Г. Паустовский


Пустельга – хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек.

Что означают эти слова, ребята?

1. Проблемный вопрос

- Вы знаете уже много сказок: в детстве вам читали их родители и бабушки, потом вы полюбили читать их сами. И вот сегодня мы продолжим путешествие по удивительной сказочной стране. Как вы думаете, все ли вы знаете о сказках? Рассказах?

Давайте вспомним, что такое рассказ?

Ученик рассказ это малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.

Что такое сказка?

Ученик «Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».

2. Объявление темы и целей урока: Открываем тетради, записываем число и тему урока. На доске.

Работа с текстом с использованием методического приёма инсерт. 

2 Этап «Биографический»

- Сейчас, работая с текстами, вы получите дополнительную информацию об этом удивительном человеке, К.Г Паустовском. Результатом совместной работы должен стать кластер, содержащий основные черты Паустовского-писателя.

Работать будем в малых группах по 2-3 человека; помните, что работая в группе, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на поставленный вопрос

1группа создать проект «Биография Паустовского»(разрез материал наклеить на постер) выступить спикеру от группы

1.Константин Георгиевич Паустовский – русский писатель, известный своими рассказами о природе для детей. Родился 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной семье выходцев из Украины. 2.Когда ему было 6 лет, семья вернулась в Киев, где он окончил 1-ую городскую гимназию. 3.Затем будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. 4.Через пару лет он опять переехал в Москву и перевелся на юридический факультет.

Судьба часто забрасывала Паустовского то в Киев, то в Москву. В своем автобиографическом рассказе он признавался, что именно в Киеве развилась его журналистская и литературная карьера. Первая мировая война вынудила его прервать учебу. Он работал кондуктором, полевым санитаром, затем на различных заводах. В 1917 году с началом Февральской революции работал репортером в московских газетах. Во время гражданской революции вернулся вновь в Киев, где были его мать с сестрой. Двое братьев писателя погибли во время Первой мировой войны на фронте. В годы Великой отечественной войны он работал военным репортером и параллельно писал рассказы.

2 группа

Создать проект «Творческий путь писателя»

1.Мировая известность к Паустовскому пришла в середине 1950-х, когда он начал путешествовать по странам Европы и прожил некоторое время на острове Капри.2. В 1965 году выбирался в кандидаты на Нобелевскую премию, которую затем выдали М. Шолохову. 3.Некоторое время писатель занимался преподавательской деятельностью в Институте им. Горького.

4.Первый сборник рассказов Паустовского под названием «Встречные корабли» вышел в 1928 году.

5.Затем последовал роман «Блистающие облака», который был напечатан в 1929 году в Харькове. 6.Однако наибольшую известность писателю принесла повесть «Кара-Бугаз». 7.Повесть была написана на основе реальных событий и сразу же выдвинула автора в первые ряды советских писателей. 8.В 1946 году был написан Рассказ «Телеграмма», 70 лет назад. А создаётся впечатление, что он создан в наши дни, так актуальна тема, о которой говорит Паустовский. Основная тема рассказа – отношение родителей и детей. Какое бы время мы не взяли, всегда у всех народов мать – святыня. Рассказ оставляет «зарубки на сердце» и заставляет нас задуматься о матери, о том, как мы, дети, порой относимся к матерям и как должны относиться.9.Умер К. Г. Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.

Минута релаксации

- Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

– Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.


Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, как люди должны относиться друг к другу?

По-доброму, любить окружающих.

3Этап «Твори добро»

Давайте составим кластер «Что такое добро?»(выходят к доске и записывают слова)

Кластер

.





4 Этап «Словарная работа по текстам писателя»

Словарная работа:


«Теплый хлеб» Притча Сжатый, короткий поучительный рассказ – назидание. Баталия - сражение

Камердинер-домашний слуга

Осокорь-дерево, разновидность тополя

Яр-глубокий заросший овраг.

Эпиграф – краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.














5Этап «Видеофрагмент»

































Работа в малых группах. Задача просмотреть видеофрагменты (интер доска) теплый хлеб и продолжить рассказ сюжета. Передать краткое содержание сказки.







6 этап

РУ Работа с пейзажем. Какую картину зимы рисует автор? Строки какого стихотворения напоминает? (А.Пушкин “Октябрь уж наступил…”)

Что однажды случилось в Бережках? Прочитать эпизод со слов: “В один из таких теплых серых дней…” до слов “На вас не напасешься христарадников…”.



Анализ прочитанного эпизода. Что совершил Филька в этом эпизоде? Грех. Злое, жестокое дело. Он обидел раненого коня, который жил благодаря милосердию людей. Он совершил мерзкий поступок. От этих слов веет такой злобой, что она неминуемо приведет к беде.

 1)Какая беда приключилась в Бережках? (Пересказать эпизод: удивительные дела в Бережках).

2). Почему за злой поступок одного мальчишки расплачивается вся деревня?

3) Какой урок жизни поведала Фильке бабушка? 4)Зачем бабушка рассказала внуку историю с мужиком и солдатом? Догадалась ли она, что Филька сотворил зло?

5) Как можно назвать эту историю, происшедшую сто лет назад? Правильно, притча. Именно в форме притчи вслед за Иисусом Христом передают люди из поколения в поколении свой жизненный опыт, преподают детям уроки жизни.

6)  Воспринял ли Филька бабкин урок? Понял ли, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять? Что, по-вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление?



СР Работа в тройке  

7Этап «Реальное и сказочное в сказке»

1группа найдет реальные моменты в сказке

Ребята, вы должны были дома найти доказательства, что в этом произведении есть реальные и сказочные моменты.
Реальные явления: война, раненый конь, голод, озлобление людей, равнодушный мальчик, инвалид, просящий подаяние, унижение инвалида, решение Фильки идти за помощью к людям, совместный труд, возвращение к жизни мельницы и всей деревни, радость прощения и примирения, чуткость коня.
2группа

Сказочные – волшебные явления: мельник- колдун; свист, вызывающий лютый холод и наказывающий злого человека; рассказ бабки о происшествии, которое случилось сто лет назад; сорока, летающая за помощью к ветру.

8 Этап «Совместный поиск»

1 пара нам сообщит, как изменился Филька к концу рассказа и расскажет, понравился им этот мальчик или нет. Если понравился, то чем, какие черты характера хотели бы перенять. Ребята работают в группах, тихо звучит мелодия песни «Соловьи».

2пара объяснит, почему произведение названо «Теплый хлеб»

Ответ Теплый хлеб» – это не только содержащий и дающий тепло, но и сделанный с любовью, лаской, заботой, дающий тепло сердец и рук, какими хлеб сделан.



Вывод, делают дети: значит «Теплый хлеб» – произведение, где переплетаются реальность и сказка.
Ребята, назовите, пожалуйста, основную мысль, народную мудрость этого произведения.
– Это произведение о труде и взаимовыручке, « ...что один не сделает, сделаем вместе...».
– Если сделал злое дело, то надо быстрее его исправить, Но лучше не делать злых дел никогда и никому.


Учитель оказывает индивидуальную помощь.







   9Этап Рефлексия «Незаконченные вопросы»


Задание на дом: письменный ответ на вопрос «Совершали ли вы в своей жизни плохой поступок и признавали ли свои ошибки?»

Свой урок я хочу закончить замечательными словами поэта Н.Рыленкова:

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным 
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

Выставление оценок активно работавшим учащимся






















13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока литературы в 5классе

Автор: Поворозник Наталья Владимировна

Дата: 16.02.2018

Номер свидетельства: 457875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка урока литературы в 7 класс. Тема "Хокку""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokalitieraturyv7klasstiemakhokku"
    ["file_id"] => string(6) "273508"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452241766"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Методическая разработка урока литературы по теме А.С.Грибоедов «Горе от ума». История создания. Композиция произведения. для 9 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_litieratury_po_tiemie_a_s_griboiedov_gorie_ot_"
    ["file_id"] => string(6) "374205"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482943492"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Методическая разработка урока литературы по произведению "Евгений Онегин" с использованием современных образовательных технологий"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_literatury_po_proizvedeniiu_evgenii_onegin_s_isp"
    ["file_id"] => string(6) "656866"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1727293936"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме "И.С. Тургенев. Рассказ "Бирюк""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_litieratury_v_7_klassie_po_tiemie_i_s_turghien"
    ["file_id"] => string(6) "459752"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1519658656"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства