Тема: Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота.
Учитель русского языка и литературы Бубнова Елена Александровна
МОУ СОШ №9г. Переславль-Залесский
Береги платье снову, а честь смолоду.
Пословица
Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Вид урока: урок-размышление.
Цели урока:
Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.
Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.
Оборудование:портрет А.С.Пушкина, записи на доске, иллюстративный материал, ТСО (видеоматериал, мультимедийный проектор), карточки для индивидуальной работы на уроке.
Структура урока
| Содержание этапов урока | Методы и формы работы |
1. | Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся. |
2. | Сообщение темы урока. Постановка целей урока, их мотивация. | Слайды «Тема урока», «Сегодня на уроке». |
3. | Актуализация знаний учащихся. | Проведение словарной работы (индивидуальная работа, коллективная), беседа по вопросам (первичное восприятие образа Маши Мироновой) |
4. | Работа по теме урока. | Работа с текстом произведения. Аналитическая беседа. Просмотр фрагмента кинофильма. Определение смысла названия и роли эпиграфа к повести. |
5. | Подведение итогов урока. | Выводы. |
6. | Домашнее задание. | Дифференциация. Инструктаж. |
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев.Тема урока: «Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота».
Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению и систематизации материала.
Актуализация знаний учащихся.
Словарная работа.
Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте раскроем смысл таких понятий, как «честь», «репутация», «нравственность», «совесть».
Какое же толкование дается слову «честь» в словаре В.И.Даля.
(Друг Пушкина В.И.Даль – и, кстати, участник его путешествия по Оренбургской губернии в поисках пугачевских материалов – в своем словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет как:
Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
Но в словаре указано и др. значение:
Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.
Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.
В каком же значении слово «честь» употребляется в повести? ( в первом значении).
Беседа по вопросам (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).
Итак, посмотрим, как это нравственное понятие (понятие чести) соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым.
Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела?
А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?
Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости?
Работа по теме урока.
Просмотр отрывка из кинофильма«Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».
Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?
Работа с текстом.
(Чтение отрывка из 3-ей главы повести.«А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..)
Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?
Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.
Проверка индивидуальнойработы (по карточке, выданной в начале урока).
(Маша проявила силу характера. Эта простая и скромная девушка, внешне ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).
Вопрос классу.
(Он пожалел девушку-бесприданницу).
А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев.
Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).
(Гринев страшно боялся за жизнь, так как она дочь капитана Миронова. Но Пугачев об этом не знал. Швабрин или кто-то еще мог рассказать об этом).
Слово учителя.
Итак, то, чего Гринев боялся, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу самозванцу, а Гринева обвинил в том, что тот солгал Пугачеву. Создается взрывоопасная ситуация.
Работа с текстом.
(Искренность, отвага, чувство собственного достоинства, честь).
(«- Швабрин сказал тебе правду, - ответил я с твердостью… - Можно ли было при твоих людях объяснить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли…
- И то правда, - сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку…
«…Моя искренность поразила Пугачева.
- Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать…»)
8) Слово учителя.
В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение. Давайте вспомним, как герои: Швабрин, Зурин, Пугачев - относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева.(Слайд)
(Эгоизм, ревность, зависть, бесчестие Швабрина. Легкомыслие Зурина, который говорит: «Женитьба – блажь…», «…развяжись ты с капитанской дочкой…»)
(Отнесся серьезно к их чувству.
«Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»)
Работа с текстом. (Глава 12)
Как он соотносится с Машей?
Прочитайте эти слова.
«Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь».
( Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)
Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?
Подберите определения, характеризующие М.Миронову.
Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14)
(Пушкин изображает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)
Беседа с классом
Вывод:она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице.
Рассмотреть иллюстрации к повести: С.В.Герасимов «Белогорская крепость», Р.Штейн «Марья Ивановна у Императрицы».
Где происходит встреча Маши с императрицей? Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке.
Иллюстрация В.Л. Боровиковского «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»
(У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания.Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке, вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела).
Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием(слайд), которое императрица связывает, прежде всего с Марией Ивановной как дочерью человека, погибшего за царский престол. «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.»)
Подведение итогов урока.
Маша Миронова - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).
Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.(Слайд)
Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?
(Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь.Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)
Домашнее задание.(На слайде)
На «5» - Ответить письменно на вопросы:
Что есть нравственная красота в вашем понимании?
Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина?
На «4» - Составить кроссворд по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
На «3» - Разгадать кроссворд.