II.Работа с текстом до чтения | 1.Проверка домашнего задания. -Ребята, над отрывком из какого рассказа мы завершили работу? -Проверим, насколько вы были внимательными читателями? Работаем в парах с кубиком Блума. 2.Тестирование (ИКТ) -Продолжаем проверку и работаем с тестом (см. приложение) -Оцените домашнюю работу, использую алгоритм. | Предполагаемый ответ: А.Гайдара «Тимур и его команда». Самостоятельное формулирование вопросов друг другу с помощью кубика Блума(парная работа). (Почему тимуровцы делали свои дела тайно, скрывали их от взрослых? Объясни, каким был Тимур? Назови главных героев рассказа? Поделись, какой эпизод тебе запомнился больше всего?) Самостоятельная индивидуальная работа за компьютерами. Самопроверка. Самоанализ с использованием алгоритма | К – умение работать в паре. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме Р - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
3.Организация подготовки учащихся к чтению текста Постановка целей урока с учётом готовности учащихся к работе( подводящий диалог) - Сегодня нам предстоит новая работа. - Откройте учебники на странице 150. –Какое предстоит путешествие? -Готовы ли путешествовать самостоятельно? -Умеете ли работать с текстом? -На какой вопрос нужно найти ответ самостоятельно? -Итак, самостоятельно читаем текст и пробуем разгадать тайну юмора и сатиры. - Сумели ли разгадать тайну юмора и сатиры? - Кто помогал разгадать тайну? - Что такое сатира (по определению Н.Носова)? - Кто такие сатирики? - Зачем нужна сатира и сатирики? - Чем юмор отличается от сатиры? - Всегда ли легко провести грань между ними? -Какую «шпаргалку» предлагает нам Н.Носов на случай затруднения? -Вспомните известные вам рассказы Н.Носова (слайд) -Можно ли их назвать сатирическими? Мы с вами на ближайших уроках будем читать новые рассказы Николая Носова, Виктора Драгунского, стихи Агнии Барто. Наша задача: выяснить, сатирические или юмористические произведения включены в этот раздел. А помогут нам, чьи размышления? О чем? -Сегодня мы с вами прочитаем новое произведение Николая Носова. -Как вы думаете, какой будет задача урока? -Составим план работы -Прочитайте название (открывается на доске тема урока) -Название ни с чем не ассоциируется? -- Не подскажет ли иллюстрация, о чем пойдёт речь? - А что вы ждёте от рассказа Н.Носова? | Предполагаемый ответ: Путешествие тринадцатое. Смешные книжки. Тайна юмора и сатиры Обратная связь: дети поднимают руки Обратная связь: дети поднимают руки Предполагаемый ответ: Нужно разгадать тайну юмора и сатиры. Узнать, что это такое. Самостоятельное чтение материалов «Путешествия» Предполагаемый ответ: Н.Носова Постановка цели урока: Выяснить, сатирическое или юмористическое это произведение Планирование деятельности (моделирование): Будем работать над содержанием текста, проведем словарную работу, узнаем о писателе, оценим свою работу Предполагаемый ответ: С уроком математики, с выполнением домашней работы Антиципация | К - излагать своё мнение Р - определять цель, проблему в деятельности. Планировать деятельность в учебной ситуации; Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. П –формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации |
III.Работа с текстом во время чтения IV.Работа с текстом после чтения | 1.Первичное чтение текста. - Прошу вас, уже взрослых читателей, прочитать текст про себя 2.Проверка первичного восприятия - Я видела, что вы улыбались , когда читали. Что развеселило вас? - Рассказ был только весёлым? А грустного в нём ничего не было? -Как вы думаете, нам нужно прочитать это произведение еще раз, если нужно, то скажите с какой целью? -Я согласна с вами, приступаем к работе. 3.Организация перечитывания текста, необходимая словарная работа по ходу перечитывания и комментирования текста -Хотел ли Федя хорошо сделать домашнюю работу? - Как вы понимаете предложение «Веселей будет делать уроки»? -Что такое репродуктор? -С какой целью он отрегулировал репродуктор? - Почему Федя назвал короля «противным»? - Чурбан – это …..( объяснение учителя) - Почему Феде не понравилась песня? - «титулярный» - читаем сноску. - Почему Федя потёр уши? - Откуда одеяла с простынями взялись? - Борзая – читаем ссылку. -Только ли колокольчики запутали Федю? -Федя решил задачу? 1.Концептуальная беседа по тексту. -Что вы можете сказать о Феде Рыбкине? -Похож ли Федя на Тимура – героя А.Гайдара? -Понравился ли вам Федя? -Сочувствуете ли вы ему? -А как автор относится к своему герою? -Выражает ли Носов своё отношение открыто или мы «читаем» его мнение между строк? - О чём главным образом хотел нам рассказать автор? - о любви Феди к концертам, - о том, как надо готовить уроки, О нерешаемых задачах - о дружбе Феди и Юры? - Прочитайте предпоследнее предложение в рассказе. -Из всех действий выберите то, с которого надо было начать подготовку уроков. - Какова главная мысль текста? Выберите свой ответ ( карточка 1) 2. Работа с пословицей -Поучительный смысл рассказа Н.Носова созвучен пословице «За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь» -Как вы понимаете смысл пословицы? 3.Ответ на проблемный вопрос -Как вы считаете, рассказ о Феде Рыбкине сатирический или юмористический? - В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? - Поэтический сборник - Юмористические рассказы - Рассказы о дружбе -Ребята, а как вы думаете ,что же произошло с нашим героем дальше? 4. Тестирование -А теперь выполним небольшой тест (см. приложение) Молодцы! Вы хорошо поработали над содержанием рассказа Оцените свою работу 5.Творческие задания. -Выполним еще одно задание -Соберите рассыпанные фрагменты текста - Укажите, в каком порядке встречаются в тексте предложения (карточка 2) -Попробуйте восстановить текст задачи , которую решал Федя (слайд) Федя с задачей не справился, а у вас получится? Попробуйте решить задачу дома. 6.. Рассказ о писателе. - Что нового вы узнали сегодня о Н.Носове? (слайд) -Послушайте, как он рассказывает о себе, и попробуйте ответить на вопрос, почему Носов стал именно детским писателем? -Почему же Носов стал именно детским писателем? -А как вы думаете, читали ли его книги ваши мамы и папы, бабушки и дедушки? -Почему рассказы Носова не стареют и всё так же интересны | Ознакомительное чтение. Диалог, подводящий к выводу Предполагаемый ответ: Чтобы ответить на главный наш вопрос: какое это произведение юмористическое или сатирическое. «Вдумчивое» чтение, диалог с автором, вычитывание подтекста Дети работают со словарем. Формулирование темы текста Сопоставление своего взгляда на прочитанное с взглядом писателя. Выполнение творческих заданий Предполагаемые ответы: Да, он на меня похож. А мне его немножечко жалко. Никак задачу решить не может. А мне Федя не понравился. Он плохой ученик. Ему Федя нравится. Он его и осуждает, и сочувствует ему. Мы только догадываемся об отношении автора к герою. Индивидуальная работа по карточке Предполагаемый ответ: Скорее юмористический. Носов хоть и смеётся над мальчиком, но оправдывает его. Федя ещё ребёнок, он всему научится. К тому же его черта характера не опасна для других. Юмористические рассказы Индивидуальная работа с помощью пультов «Proklass» Парная работа: установление последовательности смысловых частей текста Предполагаемые ответы: Писал юмористические рассказы, объяснил детям, что такое сатира и юмор. Информация подготовленного ученика Он родился в Киеве в 1908 году. Окончил школу, работал на кирпичном заводе. Потом закончил Московский государственный институт кинематографии и стал режиссёром мультфильмов. Когда ему исполнилось 30 лет, издал в журнале «Мурзилка» свой первый рассказ. С тех пор – это известный детский писатель. «Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и необыкновенных людях, то есть о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чём думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всём, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем». Предполагаемые ответы: Он хотел рассказать детям о них самих. Скорее всего, читали. В них много юмора. Они увлекательны. Дети – герои произведений – наши ровесники. С ними происходит много интересного. Часто в рассказах мы «видим» себя или своих друзей. | П –формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов Р – формируем умение осуществлять познавательную рефлексию К - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме П- формируем умение извлекать информацию из текстов К -- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Л – формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией П – формируем умение обобщать, делать выводы К- формируем умение слушать и понимать других Л- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией Р -– формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |