kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературного чтения по ОС "Школа 2100"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения по ОС "Школа 2100". Урок соответствует ФГОС. На уроке дети выполняют тест с помощью системы контроля и мониторинга знаний "Proklass".Индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности  школьников стимулировали познавательные интересы учащихся.На уроке были использованы компьютерные технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Новоузенска Саратовской области»

Методическая разработка

урок литературного чтения, 4 класс, ОС «Школа 2100»


Захарова Любовь Петровна, учитель начальных классов

гория, педагогический стаж – 31год

2015год





Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

Тема

Сатира и юмор. Н.Носов «Федина задача»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель темы


Знакомство учащихся с новыми литературоведческими понятиями: сатира и юмор



Планируемый результат

Уметь определить сатирическое или юмористическое произведение, высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, воспитание грамотного читателя.



Основные понятия

Сатира, юмор

Межпредметные связи

Математика

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Учебник, 4- й класс

«В океане света» 2ч. — М.: Баллас, 2013. 

2. Соболева О.В. Толковый словарик к учебнику « Литературное чтение», 3 – 4 кл.

3.Система контроля и мониторинга качества знаний «Proklass»

4.Карточки для индивидуальной работы

Организация пространства

работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1.Проверка готовности

-Добрый день!

-Прозвенел звонок.

-Кто готов начать урок?

2.Выбор приёма концентрации внимания

Посмотрите, пожалуйста, на слайд и мысленно продолжите предложения:

-знаю…

-понимаю …

-думаю…

- Кто хотел бы сказать вслух свои предложения?

3.Общая установка на урок

-А я скажу вам свои предложения:

Знаю, что вы молодцы.

Понимаю, что бывает трудно.

Думаю, что у нас всё получится!

1.Самоконтроль готовности

2.Самоопределение к деятельности:

- знаю…

- понимаю…

- думаю…

Л – мотивация к обучению

К – умение оформлять свои мысли в устной форме

II.Работа с текстом до чтения















1.Проверка домашнего задания.

-Ребята, над отрывком из какого рассказа мы завершили работу?

-Проверим, насколько вы были внимательными читателями?

Работаем в парах с кубиком Блума.








2.Тестирование (ИКТ)

-Продолжаем проверку и работаем с тестом (см. приложение)


-Оцените домашнюю работу, использую алгоритм.

Предполагаемый ответ:

А.Гайдара «Тимур и его команда».


Самостоятельное формулирование вопросов друг другу с помощью кубика Блума(парная работа).

(Почему тимуровцы делали свои дела тайно, скрывали их от взрослых?

Объясни, каким был Тимур?

Назови главных героев рассказа?

Поделись, какой эпизод тебе запомнился больше всего?)

Самостоятельная индивидуальная работа за компьютерами.

Самопроверка.


Самоанализ с использованием алгоритма

К – умение работать в паре. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Р - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

















3.Организация подготовки учащихся к чтению текста Постановка целей урока с учётом готовности учащихся к работе( подводящий диалог)

- Сегодня нам предстоит новая работа.

- Откройте учебники на странице 150.

–Какое предстоит путешествие?


-Готовы ли путешествовать самостоятельно?



-Умеете ли работать с текстом?

-На какой вопрос нужно найти ответ самостоятельно?




-Итак, самостоятельно читаем текст и пробуем разгадать тайну юмора и сатиры.



- Сумели ли разгадать тайну юмора и сатиры?

- Кто помогал разгадать тайну?

- Что такое сатира (по определению Н.Носова)?

- Кто такие сатирики?

- Зачем нужна сатира и сатирики?

- Чем юмор отличается от сатиры?

- Всегда ли легко провести грань между ними?

-Какую «шпаргалку» предлагает нам Н.Носов на случай затруднения?

-Вспомните известные вам рассказы Н.Носова (слайд)

-Можно ли их назвать сатирическими?





Мы с вами на ближайших уроках будем читать новые рассказы Николая Носова, Виктора Драгунского, стихи Агнии Барто. Наша задача: выяснить, сатирические или юмористические произведения включены в этот раздел.

А помогут нам, чьи размышления? О чем?

-Сегодня мы с вами прочитаем новое произведение Николая Носова.

-Как вы думаете, какой будет задача урока?


-Составим план работы


-Прочитайте название



(открывается на доске тема урока)

-Название ни с чем не ассоциируется?



-- Не подскажет ли иллюстрация, о чем пойдёт речь?

- А что вы ждёте от рассказа Н.Носова?












Предполагаемый ответ:


Путешествие тринадцатое.

Смешные книжки. Тайна юмора и сатиры

Обратная связь: дети поднимают руки



Обратная связь: дети поднимают руки

Предполагаемый ответ:

Нужно разгадать тайну юмора и сатиры. Узнать, что это такое.

Самостоятельное чтение материалов «Путешествия»




































Предполагаемый ответ:

Н.Носова




Постановка цели урока:

Выяснить, сатирическое или юмористическое это произведение

Планирование деятельности (моделирование):

Будем работать над содержанием текста, проведем словарную работу, узнаем о писателе, оценим свою работу

Предполагаемый ответ:

С уроком математики, с выполнением домашней работы

Антиципация






К - излагать своё мнение

Р - определять цель, проблему в деятельности.

Планировать деятельность в учебной ситуации;

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

П –формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации

III.Работа с текстом во время чтения















































IV.Работа с текстом после чтения


1.Первичное чтение текста.

- Прошу вас, уже взрослых читателей, прочитать текст про себя

2.Проверка первичного восприятия


- Я видела, что вы улыбались , когда читали. Что развеселило вас?

- Рассказ был только весёлым? А грустного в нём ничего не было?

-Как вы думаете, нам нужно прочитать это произведение еще раз, если нужно, то скажите с какой целью?

-Я согласна с вами, приступаем к работе.

3.Организация перечитывания текста, необходимая словарная работа по ходу перечитывания и комментирования текста

-Хотел ли Федя хорошо сделать домашнюю работу?

- Как вы понимаете предложение «Веселей будет делать уроки»?

-Что такое репродуктор?

-С какой целью он отрегулировал репродуктор?

- Почему Федя назвал короля «противным»?

- Чурбан – это …..( объяснение учителя)

- Почему Феде не понравилась песня?

- «титулярный» - читаем сноску.

- Почему Федя потёр уши?

- Откуда одеяла с простынями взялись?

- Борзая – читаем ссылку.

-Только ли колокольчики запутали Федю?

-Федя решил задачу?


1.Концептуальная беседа по тексту.


-Что вы можете сказать о Феде Рыбкине?

-Похож ли Федя на Тимура – героя А.Гайдара?

-Понравился ли вам Федя?

-Сочувствуете ли вы ему?

-А как автор относится к своему герою?


-Выражает ли Носов своё отношение открыто или мы «читаем» его мнение между строк?

- О чём главным образом хотел нам рассказать автор?

- о любви Феди к концертам,

- о том, как надо готовить уроки,

О нерешаемых задачах
- о дружбе Феди и Юры?


- Прочитайте предпоследнее предложение в рассказе.

-Из всех действий выберите то, с которого надо было начать подготовку уроков.

- Какова главная мысль текста? Выберите свой ответ

( карточка 1)


2. Работа с пословицей

-Поучительный смысл рассказа Н.Носова созвучен пословице «За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь»

-Как вы понимаете смысл пословицы?

3.Ответ на проблемный вопрос


-Как вы считаете, рассказ о Феде Рыбкине сатирический или юмористический?







- В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

- Поэтический сборник

- Юмористические рассказы

- Рассказы о дружбе

-Ребята, а как вы думаете ,что же произошло с нашим героем дальше?


4. Тестирование


-А теперь выполним небольшой тест (см. приложение)

Молодцы! Вы хорошо поработали над содержанием рассказа

Оцените свою работу

5.Творческие задания.


-Выполним еще одно задание

-Соберите рассыпанные фрагменты текста

- Укажите, в каком порядке встречаются в тексте предложения (карточка 2)

-Попробуйте восстановить текст задачи , которую решал Федя (слайд)

Федя с задачей не справился, а у вас получится?

Попробуйте решить задачу дома.

6.. Рассказ о писателе.


- Что нового вы узнали сегодня о Н.Носове? (слайд)





-Послушайте, как он рассказывает о себе, и попробуйте ответить на вопрос, почему Носов стал именно детским писателем?



































-Почему же Носов стал именно детским писателем?



-А как вы думаете, читали ли его книги ваши мамы и папы, бабушки и дедушки?


-Почему рассказы Носова не стареют и всё так же интересны






Ознакомительное чтение.




Диалог, подводящий к выводу













Предполагаемый ответ:

Чтобы ответить на главный наш вопрос: какое это произведение юмористическое или сатирическое.




«Вдумчивое» чтение, диалог с автором, вычитывание подтекста


Дети работают со словарем.



















Формулирование темы текста

Сопоставление своего взгляда на прочитанное с взглядом писателя.

Выполнение творческих заданий

Предполагаемые ответы:

Да, он на меня похож.

А мне его немножечко жалко. Никак задачу решить не может.

А мне Федя не понравился. Он плохой ученик.


Ему Федя нравится. Он его и осуждает, и сочувствует ему.


Мы только догадываемся об отношении автора к герою.







Индивидуальная работа по карточке














Предполагаемый ответ:

Скорее юмористический. Носов хоть и смеётся над мальчиком, но оправдывает его. Федя ещё ребёнок, он всему научится. К тому же его черта характера не опасна для других.





Юмористические рассказы











Индивидуальная работа

с помощью пультов «Proklass»









Парная работа: установление последовательности смысловых частей текста













Предполагаемые ответы:

Писал юмористические рассказы, объяснил детям, что такое сатира и юмор.



Информация подготовленного ученика

Он родился в Киеве в 1908 году. Окончил школу, работал на кирпичном заводе. Потом закончил Московский государственный институт кинематографии и стал режиссёром мультфильмов. Когда ему исполнилось 30 лет, издал в журнале «Мурзилка» свой первый рассказ. С тех пор – это известный детский писатель.

«Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и необыкновенных людях, то есть о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чём думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всём, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем».




Предполагаемые ответы:

Он хотел рассказать детям о них самих.





Скорее всего, читали.



В них много юмора.

Они увлекательны.

Дети – герои произведений – наши ровесники. С ними происходит много интересного.

Часто в рассказах мы «видим» себя или своих друзей.


П –формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов

Р – формируем умение осуществлять познавательную рефлексию

К - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме











П- формируем умение извлекать информацию из текстов

К -- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Л – формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией




















П – формируем умение обобщать, делать выводы

К- формируем умение слушать

и понимать других

Л- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Р -– формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию


V. Итог урока.


-Урок подходит к концу, подведем итог урока.

-Какую задачу мы ставили на уроке? Решили ли мы её?





-Сделали ли вы, ребята, для себя какие – то выводы, прочитав рассказ «Федина задача»?


Предполагаемый ответ:

Узнать, сатирическое или юмористическое произведение Н.Носова.

Да, решили.





VI.Рефлексия


Организация аргументированного оценивания деятельности

-А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке.

Рефлексия собственной и коллективной деятельности

Р - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

К -- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме


VII.Домашнее задание

Предъявление домашнего задания

- Ребята, домашнее задание будет следующим:

-Подготовиться к чтению рассказа по ролям.

-Нарисовать иллюстрации к рассказу.

-Попробуйте сами написать смешной рассказ.

-Решить Федину задачу.

-Выберите задание, которое вам больше понравилось.

Выбор домашнего задания

Р- формируем умение оценивать учебные действия с поставленной задачей









Литература:

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Учебник, 4- й класс

«В океане света» 2ч. — М.: Баллас, 2013. 

2. Соболева О.В. Толковый словарик к учебнику « Литературное чтение», 3 – 4 кл.

3.Соболева О.В. «Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст»Методическое пособие для учителя начальных классов. — М.: Баллас, 2009. 

4.Тестирование на уроках в начальной школе.htm
































Приложение













Карточка 1

Какова главная мысль текста? Отметь свой ответ.

□ Бесполезно делать сразу два дела.

□ В трудную минуту на помощь всегда придет друг.

□ Задача легче решается, если никого нет дома.

□ Качество концертов влияет на подготовку уроков.

Карточка 2

Укажите, в каком порядке встречаются эти предложения.

□ Из репродуктора послышались звуки рояля

□ Дома никого не было

□ Он отрегулировал репродуктор

□ Пойду лучше к Юре Сорокину.

□ Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново







Просмотр содержимого презентации
«Николай Николаевич Носов»

Урок литературного чтения Тема: Сатира и юмор. Н. Н. Носов «Федина задача»

Урок литературного чтения

Тема: Сатира и юмор.

Н. Н. Носов «Федина задача»

- Знаю… - Понимаю… - Думаю…

- Знаю…

- Понимаю…

- Думаю…

Поэтический сборник Юмористические рассказы Рассказы о дружбе
  • Поэтический сборник
  • Юмористические рассказы
  • Рассказы о дружбе
Из репродуктора послышались звуки рояля  Дома никого не было  Он отрегулировал репродуктор  Пойду лучше к Юре Сорокину  Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново
  • Из репродуктора послышались звуки рояля
  • Дома никого не было
  • Он отрегулировал репродуктор
  • Пойду лучше к Юре Сорокину
  • Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново

Дома никого не было Он отрегулировал репродуктор Из репродуктора послышались звуки рояля Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново Пойду лучше к Юре Сорокину
  • Дома никого не было
  • Он отрегулировал репродуктор
  • Из репродуктора послышались звуки рояля
  • Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново
  • Пойду лучше к Юре Сорокину

Задача На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки?

Задача

На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки?

Домашнее задание Подготовиться к чтению рассказа по ролям  Нарисовать иллюстрации к рассказу  Попробуйте сами написать смешной рассказ

Домашнее задание

  • Подготовиться к чтению рассказа по ролям
  • Нарисовать иллюстрации к рассказу
  • Попробуйте сами написать смешной рассказ

Просмотр содержимого презентации
«Тест»

Тест « Проверь себя»

Тест « Проверь себя»

Как звали главного героя? А) Слава Б) Костя В) Федя

Как звали главного героя?

А) Слава Б) Костя В) Федя

Откуда пришел главный герой? А) из школы Б) с катка В) из магазина

Откуда пришел главный герой?

А) из школы Б) с катка В) из магазина

Сколько раз прочитал Федя задачу? А) 6 раз Б) 5 раз В) 4 раза

Сколько раз прочитал Федя задачу?

А) 6 раз Б) 5 раз В) 4 раза

Сколько концертных номеров прослушал Федя?  А) 6 Б) 7 В) 5

Сколько концертных номеров прослушал Федя?

А) 6 Б) 7 В) 5

Какая фамилия была у друга? А) Воронин Б) Рыбкин В) Сорокин

Какая фамилия была у друга?

А) Воронин Б) Рыбкин В) Сорокин


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока литературного чтения по ОС "Школа 2100"

Автор: Захарова Любовь Петровна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179855

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Подготовка к итоговой аттестации по литературному чтению. «Синицы» "
    ["seo_title"] => string(154) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-po-tiemie-podghotovka-k-itoghovoi-attiestatsii-po-litieraturnomu-chtieniiu-sinitsy"
    ["file_id"] => string(6) "225183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439472239"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "А.П. Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова"по УМК "Перспективная начальная школа""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_litieraturnogho_chtieniia_v_4_klassie_a_p_chie"
    ["file_id"] => string(6) "417673"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495459196"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Методические разработки уроков литературного чтения, 2 класс"
    ["seo_title"] => string(68) "mietodichieskiie_razrabotki_urokov_litieraturnogho_chtieniia_2_klass"
    ["file_id"] => string(6) "350826"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476974357"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Учебно-методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. "
    ["seo_title"] => string(80) "uchiebno-mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "109471"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404640383"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Методическая разработка на тему "Приёмы работы на уроках литературного чтения в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(109) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-priiomy-raboty-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "239933"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444907230"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства