kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метафора как средство выразительности речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение знаний обучающихся о тропах; способы выражения метафоры, ее роль в тексте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТАФОРА»

Метафора как средство выразительности речи

Цель : расширить кругозор учащихся в области художественно-выразительных средств языка,

сформировать понятие о метафоре, обогатить речь учащихся находками художников слова,

развить стремление к осмысленному художественному чтению.


I Актуализация знаний. Повторение


II Формирование понятия о метафоре

  1. Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева


Чародейкою Зимой Солнце зимнее ли мещет

Околдован, лес стоит – На него свой луч косой -

И под снежной бахромою, В нем ничто не затрепещет,

Неподвижною, немою, Он весь вспыхнет и заблещет

Чудной жизнью он блестит. Ослепительной красой.


И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…


В стихотворении Тютчева есть удивительный образ, который позволяет увидеть нам картину безмолвия, тишины, зимнего величия уснувшего леса. Какой?

«Цепью пуховой» - снежный узор, как цепь


  1. Наблюдение над текстом

Давайте попытаемся расшифровать секреты поэтической речи в другом тексте, в стихотворении М. Цветаевой


Красною кистью рябина зажглась.

Падали листья, я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний:

Иоан Богослов.

Мне и доныне хочется грызть

Жаркой рябины горькую кисть.


- Как передать смену чувств при чтении этого стихотворения?

- Как вы понимаете скрытое содержание последних строк?

- Найдите метафоры. Что в них «заколдовано», какой смысл скрыт?

- Какой вы представляете себе лирическую героиню?

- Почему происходит смена движения эпитетов: красную – жаркую – горькую рябину?

- Какое символическое значение имеет словесный образ «рябина»? (любовь к жизни, испытания, тревога, преодоление, путь)






III Осмысление нового знания. Выводы. ОК

Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, употребленное по сходству

ИС ИП Глагол

Утро года золотые руки блистать эрудицией

В багрец и золото одетые леса золотое сердце рябина зажглась


Выразительная сила метафоры:

  • Подчеркивает самый существенный признак

  • Создает индивидуальный образ

  • Производит эмоциональный эффект

  • Требует духовного усилия, воображения, работы ума


IV Коллективная работа

Комментирование роли изобразительно-выразительных средств языка и определение их типов в стихотворении Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»


Есть в осени первоначальной Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Короткая, но дивная пора – Но далеко еще до первых зимних бурь –

Весь день стоит как бы хрустальный И льется теплая и чистая лазурь

И лучезарны вечера… На отдыхающее поле.



Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.


V Применение знаний в новой ситуации

Введение учащимися в составленный текст тропов, создающих образ.

Зимний день

Мороз и солнце! Под ногами скрипит, словно ….. (песенку поет) снег. Украсил ….. () веточку ….. (новогодней игрушкой) ….. (красногрудый) снегирь. В воздухе танцуют …..(пушистые, искрящиеся) снежинки. ….. (Серебристый) иней опушил ….. (есенинскую, тонкоствольную) березку, словно ….. (невесту).

Впереди Новый год – праздник счастья и надежд.

Анализ выбранных тропов


VI Подведение итогов

Какую метафору можно считать удачной?

  • Которая помогает увидеть предмет

  • Которая создает настроение

  • Которая передает переживание, заражает им

  • Которая запоминается и удивляет

  • Которая помогает взглянуть на предмет по-новому

Д/з: выучить определение, найти в произведении, которое на данный момент читаете, 5 метафор.

Просмотр содержимого документа
«приложение МЕТАФОРА»

МЕТАФОРА


  1. Чародейкою Зимой Солнце зимнее ли мещет

Околдован, лес стоит – На него свой луч косой -

И под снежной бахромою, В нем ничто не затрепещет,

Неподвижною, немою, Он весь вспыхнет и заблещет

Чудной жизнью он блестит. Ослепительной красой.


И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…


  1. Красною кистью рябина зажглась.

Падали листья, я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний:

Иоан Богослов.

Мне и доныне хочется грызть

Жаркой рябины горькую кисть.


  1. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…


Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.


Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется теплая и чистая лазурь

На отдыхающее поле.


4. Зимний день

Мороз и солнце! Под ногами скрипит, словно ….. снег. Украсил ….. веточку ….. ….. снегирь. В воздухе танцуют ….. снежинки. ….. иней опушил ….. березку, словно …...

Впереди Новый год – праздник счастья и надежд.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Метафора как средство выразительности речи

Автор: Быкова Ирина Валерьевна

Дата: 27.11.2016

Номер свидетельства: 363022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка "Средства выразительности речи" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-sriedstva-vyrazitiel-nosti-riechi-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "246116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446297125"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(91) "dietskii-fol-klor-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "300603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456762794"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка открытого внеурочного занятия по программе "Развитие речи" на тему "Словесное рисование". "
    ["seo_title"] => string(127) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-vnieurochnogho-zaniatiia-po-proghrammie-razvitiie-riechi-na-tiemu-sloviesnoie-risovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "104442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402698156"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Анализ языковых средств выразительности "
    ["seo_title"] => string(43) "analiz-iazykovykh-sriedstv-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "214847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432490031"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Статья «Сказки как средство обогащения словаря дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(68) "stat_ia_skazki_kak_sriedstvo_oboghashchieniia_slovaria_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "347572"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1475680432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства