Материал к уроку по изучению романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Материал к уроку по изучению романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Работа содержит основные сведения об истории создания романа "Герой нашего времени", жанровом своеобразии и особенностях сюжетного построения, а также особенностях раскрытия образа главного героя посредством особенностей композиции и систему образов. При необходимости материал можно использовать в системе уроков по изучению данного произведения. Также в данном материале предложены варианты домашних заданий, которые могут быть предложены учащимся на разных этапах изучения романа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку по изучению романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" »
Урок I: "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" — первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе. Печорин как представитель "портрета поколения"
Герой Нашего Времени…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.
М.Ю.Лермонтов
История создания
Творческая история создания романа «Герой нашего времени» восстановлена лишь в общих чертах.
Известно, что в основу его легли впечатления Лермонтова от поездки на Кавказ в 1837 году, куда он был сослан за стихи на смерть Пушкина, а сам роман создавался в Петербурге в период с 1838 до начала 1840 года. К сожалению, ни в письмах Лермонтова, ни в его заметках нет каких-либо сведений, касающихся работы над романом. Крайне скудно и рукописное наследие, не позволяющее полностью сопоставить с рукописью текст романа.
Замысел романа как «длинной цепи повестей» окончательно сложился у Лермонтова, вероятно, в 1838 году.
Первые две повести — «Бэла» и «Фаталист» — были опубликованы в 1839 г. в журнале «Отечественные записки», в начале 1840 г. там же — «Тамань». Все они шли под рубрикой «Записки офицера на Кавказе».
В апреле 1840 г. повести были объединены в единый роман под заглавием «Герой нашего времени». Сюда вошли и две новые повести — «Максим Максимыч» и «Княжна Мэри».
Роман состоит из шести частей, пять повестей плюс «Предисловие к «Журналу Печорина», имеющих каждая свой жанр, свой сюжет, своё заглавие. Повести «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мэри» названы по именам героев, с которыми связано повествование. Оставшиеся две названы «Тамань» и «Фаталист».
Тамань (Таманская) станица Темрюкского района Краснодарского края, порт на берегу Таманского залива Креченского пролива.
Фаталист – человек, склонный к фатализму.
Фатализм – вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире
2. Роковой, трагический по своей сути, по результатам.
Смысл названия.
- Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"?
Давайте попробуем дать определение слову «герой».
Словарь Ожегова даёт несколько определений данному понятию:
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
Герой – тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, удивление).
Герой – главное действующее лицо литературного произведения.
Герой – человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.
- Какое из данных определений мы возьмём для объяснения названия романа?
-Как зовут главного героя романа? (Григорий Александрович Печорин)
-Теперь перейдём ко второй части названия. "Наше время" - это чьё? (Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова)
Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века — временем николаевской реакции во всех сферах общественной жизни и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Печорин - личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.
Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности.
Потребность освоить “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.
Сохранить в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.
Таким образом, Печорин - личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов.
Основная черта современного Печорину поколения - противоречивость.
Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.
Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”.
Полемика вокруг романа.
Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.
Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.
Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
Консервативная критика – клевета на русскую действительность, «весь роман – эпиграмма»
В. Кюхельбекер – «…все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин»
В.Г. Белинский раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени”, отметив в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
Автор же ко второму изданию “Героя нашего времени” пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.
Идейный замысел.
- Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал "Героя нашего времени"?
Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души. Об этом сказал сам Лермонтов в "Предисловии" к "Журналу Печорина": "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…"
Понимание идейного замысла Лермонтова необходимо для понимания жанровой и композиционной особенностей произведения.
Композиция. «Герой нашего времени» как психологический роман.1
В «Герое нашего времени» композиция организует, выстраивает сюжет, а не фабулу. Чтобы понять разницу, необходимо уточнить понятия фабулы и сюжета.
Фабула – совокупность событий и происшествий в их взаимной внутренней связи, развивающихся в хронологической последовательности.
Сюжет – та же совокупность событий и происшествий, а также мотивов и стимулов поведения в их композиционной последовательности, т.е. сюжет – распределение событий в художественном произведении, выстроенное автором в нужных ему целях.
– Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?
Сюжет – совокупность событий художественного произведения.
“Бэла” /4/
“Максим Максимыч” /5/
“Предисловие” к “Журналу Печорина” /6/
“Тамань” /1/
Княжна Мери” /2/
Фаталист” /3/
Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи.
“Тамань”
Княжна Мери”
“Фаталист”
“Бэла”
“Максим Максимыч”
“Предисловие” к “Журналу Печорина”.
– Восстановите хронологический порядок событий.
Хронология событий, положенных в основу произведения, по В. Набокову.
“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;
“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;
“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;
“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;
“Максим Максимыч”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.
Если иметь в виду хронологию событий, в «Герое нашего времени», т.е. фабулу, то она должна выглядеть так:
приключение Печорина с «ундиной» в Тамани («Тамань»);
история Мэри с Грушницким, дуэль («Княжна Мэри»);
эпизод с Вуличем («Фаталист»);
похищение Бэлы и путешествие странствующего офицера-рассказчика с Максим Максимычем («Бэла»);
встреча с Максим Максимычем во Владикавказе («Максим Максимыч»);
известие о смерти Печорина («Предисловие к «Журналу Печорина».
Расположение частей согласно хронологии (фабуле) романа, следовательно, таково:
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Фаталист»
«Бэла»
«Максим Максимыч»
«Предисловие” к “Журналу Печорина».
- Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?
Белинский писал: "Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью". А далее он пояснил: "Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать".
- Почему Лермонтов нарушает хронологию событий? Какую цель преследовал Лермонтов, располагая повести в такой последовательности?
Располагая повести в такой последовательности, автор преследовал цель, вытекающую из идейного замысла, - шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина.
Ещё раз напомним, что роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, описание «истории души человеческой».
Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман, предугадав дальнейшее развитие русской прозы в этом направлении . Отныне русский роман в его лучших, классических образцах станет романом психологическим. Он всегда будет сосредоточен на внутреннем мире героев и будет уклоняться от прямых и контрастных оценок.
Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.
Психологический роман – тип романа, в котором самоанализ персонажей направлен на характеры и мотивы поведения и в котором этот самоанализ действующих лиц подвергнут критике и оценке автора или повествователя.
Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.
Итак, нарушение хронологии, т.е. несовпадение фабулы и сюжета, обусловлено следующим:
выбор наиболее значимых эпизодов;
особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий.
Автор хотел снять напряжение с происшествий и приключений, т.е. с внешних событий, и переключить его на внутреннюю жизнь героя, усилив внимание читателя к ней.
Например, дуэль Печорина с Грушницким, если следовать хронологии, происходит раньше того как читатель получает известие о смерти Печорина, интерес читателя будет направлен тогда к самой дуэли, и напряжение будет поддерживаться вопросом: что станется с Печориным, убьёт его Грушницкий или герой останется жив? Внимание читателя в этом случае сосредоточено на самом событии. В романе Лермонтов снимает напряжение тем, что до дуэли уже сообщает (в «Предисловии к «Журналу Печорина») о смерти Печорина, возвращавшегося из Персии. Читатель заранее оповещён, что Печорин останется жить, и напряжение к этому важному в жизни героя эпизоду снижено. Но зато повышено напряжение к событиям внутренней жизни Печорина, к его размышлениям, к анализу собственных переживаний.
Вывод: события и происшествия жизни Печорина привлекаются лишь в той степени, в какой они помогают постичь его душу.
выбор рассказчика не случаен;
необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательно;
всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.
Психологический портрет Печорина.2
- Характер главного героя в ходе повествования изменяется или остаётся одним и тем же?
Характер Печорина дан сложившимся и с устойчивым мироотношением. Это черта романтизма: герой – статичная фигура. Характер Печорина не меняется от эпизода к эпизоду. Он сложился раз и навсегда. Внутренний мир Печорина одинаков от первой повести до последней. Он не развивается.
В отличие от героя романа П.С.Пушкина «Евгений Онегин», где главный герой, будучи героем реалистического произведения, претерпевает изменения, развивается под влиянием новых чувств и обстоятельств.
- Каким мы видим Печорина? Что мы можем сказать о его характере, отношении к жизни и окружающим людям, какими принципами и соображениями он руководствуется в свой жизни?
Из жизненного опыта герой вынес скептическое отношение к действительности и к окружающим людям.
Всюду он видит одну и ту же банальность, тривиальность, но продолжает гоняться за жизнью, каждый раз думая, что очередное приключение окажется новым и необычным, освежит его чувства и обогатит его ум. Основная цель – избавиться от главной болезни Печорина – скуки (аналогия с Евгением Онегиным).
Однако, искренне отдаваясь новому влечению, он включает рассудок, уничтожающий непосредственное чувство.
Скепсис героя становится как бы абсолютным: важна не любовь, не правда и искренность чувства – власть над женщиной. Любовь для него не поединок равных, но подчинение себе. Он видит удовольствие и наслаждение в том, чтобы быть «причинною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права».
Точно так же он не способен к дружбе, ибо не может поступиться частью свободы, что означало бы для него стать «рабом» (в дружбе один всегда раб другого). С Вернером он сохраняет дистанцию в отношениях. Свою отстранённость он даёт почувствовать и Максиму Максимычу, избегая дружеских объятий.
Свободная воля, перерастающая в индивидуализм, служит для Печорина принципом жизненного поведения.
Он полон интереса и к людям, и к природе, ищет и находит приключения, создавая выгодные для себя ситуации, где его ум мог торжествовать победу.
Желание постоянно испытывать не только других, зная их слабости и угадывая возможные реакции на его слова и поступки, но и себя, часто рискуя и подвергаясь опасности.
Конечная цель жизненной активности – познание смысла действительности и своей личности. Эта устремлённость к высшим целям выделяет Печорина из среды, демонстрирует масштабность его личности и характера. Однако ничтожность итогов и повторяемость их образует духовный круг, в котором замкнут герой. Печорин чувствует себя бесконечно несчастным и обманутым судьбой. Необъятные силы, ощущаемые им, не только не стали для него благом, но и обернулись страданием и мукой. Отсюда вырастает мысль о смерти как наилучшем исходе из порочного и заколдованного, будто заранее предопределённого круга. Герой мужественно несёт этот крест и не может примириться с ним, предпринимая все новые и новые попытки изменить свою участь, придать глубокий и серьёзный смысл своему пребыванию в мире.
Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой не удовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
В романе сообщается о новой попытке найти пищу для души – Печорин отправляется на Восток. Его развитое критическое сознание обращено к сущностным проблемам жизни человека и мира. Оно не завершилось и не обрело гармоничной цельности. Лермонтов даёт понять, что в России Печорин обречён на прежнее состояние. Путешествие в экзотические, неведомые страны также мнимо, ибо убежать от себя герой не сможет.
Вернёмся же ещё раз к Предисловию, написанному автором ко второму изданию своего романа: “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”
В истории души дворянского интеллигента середины XIX века изначально заключена двойственность: сознание личности ощутило свободу воли как непреложную ценность, но приняло болезненные формы, личность противопоставила себя окружающему и столкнулась с такими внешними обстоятельствами, которые рождали скучное повторение норм поведения, сходных ситуаций и ответных реакций на них, способных привести в отчаяние, обессмыслить жизнь, иссушить ум и чувства подменить непосредственное восприятие мира холодным и рассудочным, вынести из этого горького опыта лишь отрицательный взгляд на мир.
Система образов
-В романе происходит смена рассказчиков. С чем связана смена рассказчиков?
Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.
Мы уже говорили, что образ Печорина статичен.
Поэтому смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим. О Печорине рассказывают разные персонажи. Его характер читатель видит с разных точек зрения, в том числе и с точки зрения самого героя, которому дано слово. Смена углов зрения нужна не для того, чтобы наблюдать за развитием характера, а с целью погружения во внутренний мир героя.
В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин. Ю.М. Лотман пишет: "Таким образом, характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя".
Сначала читатель смотрит на Печорина глазами Максим Максимыча, человека совсем другого сознания, чем Печорин. При этом точка зрения штабс-капитана передана другим лицом, странствующим офицером. Иначе говоря, о герое становится известно издалека и через посредство чужих оценок.
Затем повествователь встречается с ним и непосредственно передаёт свои наблюдения.
Наконец, читатель знакомиться с «Журналом Печорина», где герой описывает свои приключения и анализирует их. Читатель смотрит на Печорина его глазами и узнаёт о нем из его слов. Внутренний мир Печорина приближается к читателю, который получает возможность войти и погрузиться в него.
Жанр романа.
В «Герое нашего времени» и вообще в прозе Лермонтов идёт, как и в лирике, по пути совмещения жанровых форм.
Попробуем определить жанр каждой из повестей.
«Бэла» - путевой очерк сращивается с романтической новеллой о любви европейца к дикарке.
«Максим Максимыч» - психологическая новелла
«Тамань» - сочетает в себе жанры авантюрная новелла остросюжетная повесть
«Княжна Мэри» - жанр дневниковой записи, а также очевидно влияние жанра современной Лермонтову светской повести
«Фаталист» - содержит признаки романтической повети с её загадочностью и необъяснимым вмешательством высших сил.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить выборочный пересказ на тему «Печорин в представлении Максим Максимыча» по следующему плану:
Каково социальное положение Печорина и его прошлое в понимании Максима Максимыча?
В чём видит странность характера Печорина?
За что Максим Максимы осуждает Печорина?
1Д/з: выстроить повести согласно сюжету, восстановить хронологический порядок событий
2Д/з: подготовить психологический портрет Печорина, составить список его жизненных принципов (отношение к женщинам, дружбе, жизни). Ответить на вопрос: в чём, по-вашему, Печорин видит смысл жизни