Способствовать формированию оценочно-рефлексивных умений, актуализации интереса учащихся к душевной жизни героев и к миру собственных переживаний.
Тип урока: урок художественного исследования.
Оборудование: презентация, фрагменты фильма В. Бортко «Мастер и Маргарита», роман, таблица.
ХОД УРОКА
Мотивационно-ориентировочный этап.
а) Вступительное слово учителя.
Существование человека, его созидательная или разрушительная деятельность всегда порождала много проблем и создавала много вопросов. Многие вопросы, появившись вместе с человеком, до сих пор волнуют человечество.
Естественно, если появляется вопрос, то на него необходимо дать ответ. Однако очень часто возникает вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Тогда появляются книги, романы, трактаты, в которых величайшие умы человечества рассматривают этот вопрос с новой, неизвестной ранее точки зрения.
Один из таких вопросов – проблема нравственного выбора. Этот вопрос стал актуальным на тысячелетия. Человек постоянно должен делать свой выбор, чего-то лишаться, что-то приобретать. Как осуществить свой выбор между материальным и духовным богатством, как не потерять все, что имеешь, все приобретенные материальные и духовные блага? Как, несмотря ни на что, остаться человеком, сохранить свое духовное Я?
Обратимся к произведению, которое мы изучаем, и автор которого смог предсказать и обозначить проблемы, заявившие о себе в полной мере именно сейчас.
б) Анализ эпиграфа романа, (звучит эпиграф в записи)
-Как вы понимаете эпиграф? Раскройте его содержание.
Комментарий учителя.
Как бы перефразируя слова эпиграфа, Воланд говорит Левию Матвею: «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла». В эпиграфе и в высказывании Князя Тьмы заложена мысль о неразрывной, диалектической связи и взаимосвязи категорий добра и зла. Ведь добро обретает зримые очертания в сознании людей именно благодаря наличию противостоящего ему зла. Кроме того, необходимость борьбы со злом порождает защитников добра, а вечная антитеза добра и зла становится залогом развития, перемен, так как всякое движение рождается в результате противостояния полярных принципов. И если бы одно из начал одержало окончательную победу, развитие бы прекратилось.
Но с булгаковской точки зрения (слова Иешуа «Все люди добры») злых людей нет, как нет вообще зла как человеческой формы, человеческого начала. Человек начинается там, где кончается зло. Он – в шкале нравственных ценностей – целиком в зоне добра. Таким образом, роман о всесилии добра. Это роман об ответственности человека за добро. Итак, добро – истина вечная!
- Какая нравственная категория неотделима от добра и является истинно вечной?
ЛЮБОВЬ
(Составить ассоциативный ряд к слову ЛЮБОВЬ-…….)
в) Слово учителя: Сегодня, мы будем говорить о любви. О любви земной и о любви небесной.
(зачитать слова из романа « За мной, читатель…»)
Тема урока: История любви Мастера и Маргариты.
Цель урока:………
Эпиграф урока. На фоне заставки из фильма учащаяся читает стихотворение Э. Асадова
Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и чёрт не бывал ни разу!
Всё пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что всё не зря,
Что потом не предашь в дороге.
Я могу для тебя отдать
Всё, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.
Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что всё не зря,
Что люблю тебя не напрасно!
Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!
Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что всё не зря,
Что тебе это вправду надо...
Что потом не предашь в дороге...
Что люблю тебя не напрасно...
2. Информационно-проблемное ориентирование.
- Назовите темы романа, (реализуются темы: творчества, любви, трусости и раскаяния, свободы и несвободы, веры, борьбы Добра и Зла в человеке.)
Доминирующей является, конечно, тема любви.
Тема любви, дающей силы, стимулирующей творчество, спасающей, необычно важна для Булгакова. Здесь явная параллель с судьбой самого писателя. Послушаем рассказ об истории любви Михаила Булгакова и Елены Булгаковой, (отметить общие моменты в жизни и в романе).
3. Аналитическая беседа.
а)Первая встреча. «Любовь выскочила перед нами…»(фрагмент из фильма)
- Откуда мы впервые узнаем о встрече Мастера и Маргариты? (запись)
- Была ли их встреча случайной?
- Были ли они счастливы до встречи друг с другом? (зачитать)
- Как изменилась жизнь Маргариты после встречи с Мастером? (зачитать)
- Какое влияние оказала Маргарита и ее любовь на Мастера?
(он воскрес)
- Что значит – воскрес?
(восстанавливает душевное равновесие, приходит в гармонию с собой, с миром, обретает истину, отрекаясь от ложных заблуждений).
- Из каких составляющих складывается образ возлюбленной по Булгакову?
ВОЗЛЮБЛЕННАЯ – ЭТО ПОДРУГА.
- Докажите, что Маргарита стала верной и надежной подругой.
б) Исчезновение Мастера. «Вот как приходится платить за ложь…»
- Как Маргарита переживает за Мастера, за его роман?
- Докажите, что между влюбленными существовала незримая нить, (ночь перед исчезновением)
- Какие чувства испытывает Маргарита после исчезновения Мастера?
Комментарий учителя.
Самоотверженная, добрая Маргарита. Она страдала молча и молча несла в своем сердце любовь к Мастеру. Никому не могла она открыться, никому не могла доверить свою тайну, но все же приоткрыла завесу таинственности тому, кого увидела впервые.
в) Беседа с незнакомцем. «Я знаю, на что иду».
- Что же заставило подозрительную вначале и недоброжелательную Маргариту довериться незнакомцу?
Учащиеся. Конечно же, безграничная любовь к Мастеру, любовь, побеждающая страх и ненависть, горечь и злобу. Стоило услышать нашей героине отрывок из произведения ее любимого, как она беспрекословно повиновалась Азазелло, которого увидела впервые всего несколько минут назад.
Комментарий учителя.
Этот небольшой эпизод очень важен в идейном замысле романа, так как именно эта встреча перевернула жизнь героини и подарила ей надежду на то, что она готова была бросить все и мчаться за своей мечтой. «Еду! Еду, куда угодно». Вот какое глубокое и сильное чувство может перевернуть судьбу человека в одночасье.
- Вспоминаем, на что идет Маргарита ради спасения Мастера.
Становится ВЕДЬМОЙ, продав душу дьяволу,- составляющая образа возлюбленной.
Разгром квартиры Латунского. В тексте найти художественные детали: испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль и т.д. – отражающие психологическое состояние героини. Неистовая ведьмовская ненависть исчезает, уступив место разуму и милосердию, лишь при виде испуганного ребенка.
- Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с любимым.
г) Бал. «Нужно полюбить его, полюбить, королева».
Королевой она была для возлюбленного, и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.
И третья составляющая образа возлюбленной – КОРОЛЕВА
Анализ эпизода «Маргарита на балу у Воланда»(фрагмент из фильма)
Учащаяся комментирует: Главная задача Маргариты – всех одарить вниманием и любовью. «Если кто-нибудь не понравиться…нужно полюбить его, королева». Эти слова Коровьева перекликаются со словами Иешуа: «Все люди добры». Снова становиться очевидной главная мысль романа о милосердии, добре, любви. Ведь гости Маргариты – великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде.
«Только бы выбраться отсюда, - думает Маргарита - А там дойду до реки и утоплюсь»
Когда же, наконец, Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощанье, она надменно отвечает: «Я…очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался еще, я охотно бы подставила мое колено, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц». И, наконец, когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду, и это тоже по-королевски: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду.
И когда, наконец, Князь Тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева: « Я хочу, чтобы сейчас же, сию секунду вернули моего любовника?
д.) Так кто же сильнее в любви из 2-х влюбленных.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
- Каков нравственный выбор Мастера, Маргариты? (таблица на доске).
Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в ВЕЧНОМ ДОМЕ, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь. (фрагмент из фильма)
Знакома ли вам подобная сила чувств? Хотели бы вы пережить нечто подобное? Почему?
Удалось ли вам постичь внутренний мир героини?
Что вы для себя открыли нового в понятии слова - ЛЮБОВЬ?
4. Домашнее задание.
Почему Мастеру дарован покой, а не свет?
Кто из героев романа достоин света?
Прощение в романе.
Любовь Мастера и Маргариты – трагична? Ваше мнение.
Приложение. В конце урока учащийся читает наизусть