kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер и Маргарита

Нажмите, чтобы узнать подробности

История любви Мастера и Маргариты. Учащиеся искали ответ на вопрос: что такое ЛЮБОВЬ?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер и Маргарита»

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ


ЦЕЛИ:

  • Проследить, как развивается сюжетная линия “Мастер–Маргарита”, путем анализа выяснить, какие нравственные проблемы ставятся автором в романе.

  • Развивать исследовательские, художественно-аналитические умения учащихся.

  • Способствовать формированию оценочно-рефлексивных умений, актуализации интереса учащихся к душевной жизни героев и к миру собственных переживаний.

Тип урока: урок художественного исследования.

Оборудование: презентация, фрагменты фильма В. Бортко «Мастер и Маргарита», роман, таблица.


ХОД УРОКА

  1. Мотивационно-ориентировочный этап.

а) Вступительное слово учителя.

Существование человека, его созидательная или разрушительная деятельность всегда порождала много проблем и создавала много вопросов. Многие вопросы, появившись вместе с человеком, до сих пор волнуют человечество.

Естественно, если появляется вопрос, то на него необходимо дать ответ. Однако очень часто возникает вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Тогда появляются книги, романы, трактаты, в которых величайшие умы человечества рассматривают этот вопрос с новой, неизвестной ранее точки зрения.

Один из таких вопросов – проблема нравственного выбора. Этот вопрос стал актуальным на тысячелетия. Человек постоянно должен делать свой выбор, чего-то лишаться, что-то приобретать. Как осуществить свой выбор между материальным и духовным богатством, как не потерять все, что имеешь, все приобретенные материальные и духовные блага? Как, несмотря ни на что, остаться человеком, сохранить свое духовное Я?

Обратимся к произведению, которое мы изучаем, и автор которого смог предсказать и обозначить проблемы, заявившие о себе в полной мере именно сейчас.

б) Анализ эпиграфа романа, (звучит эпиграф в записи)

-Как вы понимаете эпиграф? Раскройте его содержание.

Комментарий учителя.

Как бы перефразируя слова эпиграфа, Воланд говорит Левию Матвею: «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла». В эпиграфе и в высказывании Князя Тьмы заложена мысль о неразрывной, диалектической связи и взаимосвязи категорий добра и зла. Ведь добро обретает зримые очертания в сознании людей именно благодаря наличию противостоящего ему зла. Кроме того, необходимость борьбы со злом порождает защитников добра, а вечная антитеза добра и зла становится залогом развития, перемен, так как всякое движение рождается в результате противостояния полярных принципов. И если бы одно из начал одержало окончательную победу, развитие бы прекратилось.

Но с булгаковской точки зрения (слова Иешуа «Все люди добры») злых людей нет, как нет вообще зла как человеческой формы, человеческого начала. Человек начинается там, где кончается зло. Он – в шкале нравственных ценностей – целиком в зоне добра. Таким образом, роман о всесилии добра. Это роман об ответственности человека за добро. Итак, добро – истина вечная!

- Какая нравственная категория неотделима от добра и является истинно вечной?

ЛЮБОВЬ

(Составить ассоциативный ряд к слову ЛЮБОВЬ-…….)

в) Слово учителя: Сегодня, мы будем говорить о любви. О любви земной и о любви небесной.

(зачитать слова из романа « За мной, читатель…»)

Тема урока: История любви Мастера и Маргариты.

Цель урока:………

Эпиграф урока. На фоне заставки из фильма учащаяся читает стихотворение Э. Асадова

Я могу за тобой идти

По чащобам и перелазам,

По пескам, без дорог почти,

По горам, по любому пути,

Где и чёрт не бывал ни разу!

Всё пройду, никого не коря,

Одолею любые тревоги,

Только знать бы, что всё не зря,

Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать

Всё, что есть у меня и будет.

Я могу за тебя принять

Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря

Целый мир тебе ежечасно.

Только знать бы, что всё не зря,

Что люблю тебя не напрасно!

Я могу тебя очень ждать,

Долго-долго и верно-верно,

И ночами могу не спать

Год, и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря

Облетят, как листва у сада,

Только знать бы, что всё не зря,

Что тебе это вправду надо...

Что потом не предашь в дороге...

Что люблю тебя не напрасно...


2. Информационно-проблемное ориентирование.

- Назовите темы романа, (реализуются темы: творчества, любви, трусости и раскаяния, свободы и несвободы, веры, борьбы Добра и Зла в человеке.)

Доминирующей является, конечно, тема любви.

Тема любви, дающей силы, стимулирующей творчество, спасающей, необычно важна для Булгакова. Здесь явная параллель с судьбой самого писателя. Послушаем рассказ об истории любви Михаила Булгакова и Елены Булгаковой, (отметить общие моменты в жизни и в романе).

3. Аналитическая беседа.

а) Первая встреча. «Любовь выскочила перед нами…»(фрагмент из фильма)

- Откуда мы впервые узнаем о встрече Мастера и Маргариты? (запись)

- Была ли их встреча случайной?

- Были ли они счастливы до встречи друг с другом? (зачитать)

- Как изменилась жизнь Маргариты после встречи с Мастером? (зачитать)

- Какое влияние оказала Маргарита и ее любовь на Мастера?

(он воскрес)

- Что значит – воскрес?

(восстанавливает душевное равновесие, приходит в гармонию с собой, с миром, обретает истину, отрекаясь от ложных заблуждений).

- Из каких составляющих складывается образ возлюбленной по Булгакову?

ВОЗЛЮБЛЕННАЯ – ЭТО ПОДРУГА.

- Докажите, что Маргарита стала верной и надежной подругой.

б) Исчезновение Мастера. «Вот как приходится платить за ложь…»

- Как Маргарита переживает за Мастера, за его роман?

- Докажите, что между влюбленными существовала незримая нить, (ночь перед исчезновением)

- Какие чувства испытывает Маргарита после исчезновения Мастера?

Комментарий учителя.

Самоотверженная, добрая Маргарита. Она страдала молча и молча несла в своем сердце любовь к Мастеру. Никому не могла она открыться, никому не могла доверить свою тайну, но все же приоткрыла завесу таинственности тому, кого увидела впервые.

в) Беседа с незнакомцем. «Я знаю, на что иду».

- Что же заставило подозрительную вначале и недоброжелательную Маргариту довериться незнакомцу?

Учащиеся. Конечно же, безграничная любовь к Мастеру, любовь, побеждающая страх и ненависть, горечь и злобу. Стоило услышать нашей героине отрывок из произведения ее любимого, как она беспрекословно повиновалась Азазелло, которого увидела впервые всего несколько минут назад.

Комментарий учителя.

Этот небольшой эпизод очень важен в идейном замысле романа, так как именно эта встреча перевернула жизнь героини и подарила ей надежду на то, что она готова была бросить все и мчаться за своей мечтой. «Еду! Еду, куда угодно». Вот какое глубокое и сильное чувство может перевернуть судьбу человека в одночасье.

- Вспоминаем, на что идет Маргарита ради спасения Мастера.

Становится ВЕДЬМОЙ, продав душу дьяволу,- составляющая образа возлюбленной.

Разгром квартиры Латунского. В тексте найти художественные детали: испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль и т.д. – отражающие психологическое состояние героини. Неистовая ведьмовская ненависть исчезает, уступив место разуму и милосердию, лишь при виде испуганного ребенка.

- Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с любимым.

г) Бал. «Нужно полюбить его, полюбить, королева».

Королевой она была для возлюбленного, и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.

И третья составляющая образа возлюбленной – КОРОЛЕВА

Анализ эпизода «Маргарита на балу у Воланда»(фрагмент из фильма)

Учащаяся комментирует: Главная задача Маргариты – всех одарить вниманием и любовью. «Если кто-нибудь не понравиться…нужно полюбить его, королева». Эти слова Коровьева перекликаются со словами Иешуа: «Все люди добры». Снова становиться очевидной главная мысль романа о милосердии, добре, любви. Ведь гости Маргариты – великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде.

«Только бы выбраться отсюда, - думает Маргарита - А там дойду до реки и утоплюсь»

Когда же, наконец, Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощанье, она надменно отвечает: «Я…очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался еще, я охотно бы подставила мое колено, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц». И, наконец, когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду, и это тоже по-королевски: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду.

И когда, наконец, Князь Тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева: « Я хочу, чтобы сейчас же, сию секунду вернули моего любовника?

д.) Так кто же сильнее в любви из 2-х влюбленных.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

- Каков нравственный выбор Мастера, Маргариты? (таблица на доске).

- Так что же есть любовь по Булгакову?

Продолжить ассоциативный ряд к слову ЛЮБОВЬ.

Самоотверженность, сотрудничество, сопереживание, самоотречение, самопожертвование, борьба, верность, счастье.

Комментарий учителя.

Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в ВЕЧНОМ ДОМЕ, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь. (фрагмент из фильма)

  • Знакома ли вам подобная сила чувств? Хотели бы вы пережить нечто подобное? Почему?

  • Удалось ли вам постичь внутренний мир героини?

  • Что вы для себя открыли нового в понятии слова - ЛЮБОВЬ?

4. Домашнее задание.

  • Почему Мастеру дарован покой, а не свет?

  • Кто из героев романа достоин света?

  • Прощение в романе.

  • Любовь Мастера и Маргариты – трагична? Ваше мнение.



Приложение. В конце урока учащийся читает наизусть


Асадов Эдуард «Слово о любви»

Любить — это прежде всего отдавать.

Любить — значит чувства свои, как реку,

С весенней щедростью расплескать

На радость близкому человеку.

Любить — это только глаза открыть

И сразу подумать еще с зарею:

Ну чем бы порадовать, одарить

Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить — значит страстно вести бои

За верность и словом, и каждым взглядом,

Чтоб были сердца до конца свои

И в горе и в радости вечно рядом.

А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!

И нежности ждет и тепла, но только

Подсчетов бухгалтерских не ведет:

Отдано столько-то, взято столько.

Любовь не копилка в зашкафной мгле.

Песне не свойственно замыкаться.

Любить — это с радостью откликаться

На все хорошее на земле!

Любить — это видеть любой предмет,

Чувствуя рядом родную душу:

Вот книга — читал он ее или нет?

Груша... А как ему эта груша?

Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!

Порой ведь и каплею жизнь спасают.

Любовь — это счастья вишневый стяг,

А в счастье пустячного не бывает!

Любовь — не сплошной фейерверк страстей.

Любовь — это верные в жизни руки,

Она не страшится ни черных дней,

Ни обольщений и ни разлуки.

Любить — значит истину защищать,

Даже восстав против всей вселенной.

Любить — это в горе уметь прощать

Все, кроме подлости и измены.

Любить — значит сколько угодно раз

С гордостью выдержать все лишенья,

Но никогда, даже в смертный час,

Не соглашаться на униженья!

Любовь — не веселый бездумный бант

И не упреки, что бьют под ребра.

Любить — это значит иметь талант,

Может быть, самый большой и добрый.

И к черту жалкие рассужденья,

Все чувства уйдут, как в песок вода.

Временны только лишь увлеченья.

Любовь же, как солнце, живет всегда!

И мне наплевать на циничный смех

Того, кому звездных высот не мерить.

Ведь эти стихи мои лишь для тех,

Кто сердцем способен любить и верить!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Мастер и Маргарита

Автор: Лукьянович Алла Сергеевна

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326905

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок — обобщение по теме "М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Составление web-сайта" "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-m-bulghakov-mastier-i-margharita-sostavlieniie-web-saita"
    ["file_id"] => string(6) "210159"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431369031"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "М.Булгаков. Личность писателя. История создания романа «Мастер и Маргарита» "
    ["seo_title"] => string(78) "m-bulghakov-lichnost-pisatielia-istoriia-sozdaniia-romana-mastier-i-margharita"
    ["file_id"] => string(6) "132153"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416300356"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "М. А. Булгаков      О добре и зле в романе   «Мастер и Маргарита» "
    ["seo_title"] => string(60) "m-a-bulghakov-o-dobrie-i-zlie-v-romanie-mastier-i-margharita"
    ["file_id"] => string(6) "144460"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418730812"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Тест по роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита""
    ["seo_title"] => string(51) "tiest-po-romanu-m-a-bulghakova-mastier-i-margharita"
    ["file_id"] => string(6) "260445"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1448965827"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Женщина цвета луны"...по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" "
    ["seo_title"] => string(69) "zhienshchina-tsvieta-luny-po-romanu-m-bulghakova-mastier-i-margharita"
    ["file_id"] => string(6) "130486"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415903960"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства