kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Малахитовая шкатулка П.П. Бажова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ознакомления с понятием "сказ" как с произведением устного народного творчества о событиях прошлого и его отличительных признаков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Малахитовая шкатулка П.П. Бажова»

Дата проведения: « » ___________ 20__г.

Тема урока: «Заглянем в Малахитовую шкатулку П.П. Бажова»

Цель урока: создание эмоционального настроя для восприятия сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка» и условий для усвоения понятия «сказа как произведения устного народного творчества о событиях прошлого», его отличительных признаков с использованием мультимедийных средств.

Задачи урока:

Обучающая

Раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;

Развивающая

Развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат;

Воспитательная

Воспитывать мыслящего читателя, способного понимать прекрасное.

Оборудование:

  • текст сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»;

  • портрет и фотографии П.П.Бажова;

  • художественный фильм «Каменный цветок»;

  • иллюстрации к произведению;

  • электронная презентация.

На доске: выставка рисунков по мотивам сказов П.П.Бажова.

Эпиграф

Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут жить веками были
В чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле
Чудесный каменный цветок

(Е.Хоринская)









Ход урока:

  1. Организационный момент.

1. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята!

2. Проверка готовности к уроку.

-Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку.

3. Объявление темы и цели урока.

-На сегодняшнем уроке мы с вами «заглянем в Малахитовую шкатулку» П.П. Бажова и выявим особенности его жанра «сказа».

  1. Работа по объяснению нового материала.

1. Работа с эпиграфом урока.

-Ребята, обратите внимание на доску. На ней написан эпиграф нашего сегодняшнего урока. Это стихотворение Е. Хоринской.

-Как вы думаете, кому посвящено это стихотворение?

2. Просмотр фрагмента фильма «Каменный цветок».

-А сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма «Каменный цветок».

3. Беседа по вопросам.

-Ребята, вы смотрели этот кинофильм?

-Как он называется?

-По мотивам какого произведения он снят?

-Кто является автором сказа «Каменный цветок»?

(Ответы обучающихся)

-Верно! Автор произведения, по которому снят фильм П.П. Бажов (слайд №3)

4. Работа с портретом писателя.

а). Комментарий учителя.

- Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек. (Слайд № 4)

Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.

В.Степанов

Могуч и величествен горный Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: двести лет назад сподвижниками Петра I Акинфием и Никитой Демидовым здесь было открыто свыше 20 первых медеплавильных заводов, рудников. Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. Мариэтта Шагинян, посетив эти места, писала: “Что ни поворот, то новая выдумка природы,встреча с горным хребтом” или “уход в черную глубь леса, где сосна чистая, раскидистая…взлет на высоту холма, за которым необъятные долины до горизонта, а потом вдруг ущелье”; пересекаешь “ изумрудную речушку, прозрачную, как горный кристалл”, или огибаешь “золотисто-зеленые заросли” у синего озера. “Лежит озеро в полном одиночестве…ни души, ни дымка, ни следа ноги на песке…” Тишина сказочная, таинственная.

На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.

Творческий труд славных русских мастеров-умельцев – основная тема творчества Бажова:

Найдут чему здесь поучиться
Любого дела мастера

(Д.Бедный)

5. Рассказ учителя.

- П.П.Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ, что в 70 километрах от Екатеринбурга. Отец, Петр Васильевич, его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.

Мать, Августа Степановна, была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-“рукодельню”, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила ее добрым и мягким характером.

Семья была дружная и трудовая. “Единственного ребенка хотя и не баловали – это, как видно, не было принято в заводской семье, - но окружали любовью. Игры, рыбная ловля, походы за грибами и ягодами, сказки, лес, как дом, пруды и речки, как друзья и помощники. Окружали отца в детстве”, - вспоминает его дочь Ариадна.

Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики – знатоки прошлого А.Е.Клюква И.П.Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток. Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовал, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах”, - писал Бажов.

В.А.Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о “тайной силе”, о девке Азовке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.

Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: “Слыш-ко”. Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.

Так как Бажов был единственным ребенком в семье, родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. В своей автобиографии Павел Бажов писал: “Я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды, и была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах”. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказался от лестного предложения служить в церкви.

После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 году, когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале “Красная новь” были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой“Малахитовая шкатулка”. Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня - и открывает ее сказ “Медной горы Хозяйка”, затем “Каменный цветок”, “Серебряное копытце”, “Синюшкин колодец”, “Две ящерки” и другие сказы.

6. Работа по теме урока.

а). Беседа по вопросам.

-«Малахитовая шкатулка». Вопрос: Почему такое название?

б). Словарная работа.

-Верно. Малахитовая, потому что сделана из малахита.

-Вы знаете, что такое «малахит»?

- В словаре В.И.Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений.Малахитовый, к нему относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.

Малахит - этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный так из-за сходства своего цвета с цветов листьев мальвы (по-гречески “малахэ”). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в “Малахитовой шкатулке” и который известен как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды. (слайд №5)

в). Беседа по вопросам.

- Итак, малахитовая шкатулка открыта, и первый по порядку в ней сказ «Медной горы Хозяйка».

-Как вы думаете, почему не “Хозяйка медной горы”?
-Какое слово здесь главное и почему?

(Ответы обучающихся)

г). Работа с текстом.

-Найдем описание портрета Хозяйки в тексте.

-Как выглядит Хозяйка,что необычного в её облике?

-Что особенно удивило Степана?

-Почему Степан не хотел признаться, что боялся малахитницу?

-На кого особо сердита Хозяйка?

-Почему Степан решил сделать так, как велела Хозяйка?

-Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана жениться на ней?

-Как сложилась судьба Степана после женитьбы на обычной девушке?(слайд № 6)

д). Словарная работа «Устами школьника»

-Ребята, в тексте вам встретились слова, значения которых вы не знаете? Давайте вместе выясним значение этих слов.

Было жарко – страсть. Парун чистый - жаркий день после дождя
Лазоревку добывали - лазурит, камень светло-синего цвета
Королек с витком попадался – частица, слиток чистого металла
Изробленный – измученный, заболевший от непосильной работы
Артуть девка – девушка, подвижная, как ртуть
Забедно стало – обидно
Известно, какое время было, - крепость, то есть крепостное право, рабочие заводов были крепостными, являлись собственностью хозяев-заводчиков
Каелка, кайло – инструмент, которым руду откалывали
Желтяки да серяки с крапинками – непригодные камни с примесью песка
Вода долить стала – одолевать, затапливать (слайд №7)

е). Работа с литературоведческими терминами.

-Ребята, давайте с вами вспомним, что такое сказка.

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

-«Медной горы Хозяйка»-сказ.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно).

ж). Аналитическая работа.

-Сейчас мы с вами вместе найдем отличия сказа от сказки? А результаты запишем в тетрадь.

Отличительные черты сказа:

  1. Герои – люди обыкновенные.

  2. Фольклорная первооснова.

  3. Присутствие рассказчика – человека из народа.

  4. Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

Отличительные черты сказки:

  1. Волшебные герои - добрые или злые.

  2. Нет рассказчика.

  3. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.

  4. Не имеют реальной основы.

з). Работа в тетрадях.

Обучающиеся записываю термины «сказка», «сказ» и их основные отличия друг от друга. (слайд №8)

и). Эмоционально-оценочная беседа.

-Понравился ли вам сказ?

-Что удивило вас?

-Что показалось необычным?

-Какие герои вызвали сочувствие?

-Как вы думаете, чем бы закончилась история Степана, если бы он был героем сказки?

  1. Итог урока.

1. Обобщающая беседа.

-После сегодняшнего урока появится ли у вас желание читать другие сказы П.Бажова?
-Чем отличается сказ от сказки?

  1. Домашнее задание.

Подготовить пересказ любимого эпизода






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Малахитовая шкатулка П.П. Бажова

Автор: Лютикова Светлана Алексеевна

Дата: 14.04.2017

Номер свидетельства: 409174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Викторина по литературному чтению по сказу П.Бажова "Малахитовая шкатулка""
    ["seo_title"] => string(80) "viktorina_po_litieraturnomu_chtieniiu_po_skazu_p_bazhova_malakhitovaia_shkatulka"
    ["file_id"] => string(6) "357800"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1478870761"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Проектная деятельность по разделу «Лексика»: Мир вещей в сказе П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»"
    ["seo_title"] => string(80) "proektnaia_deiatelnost_po_razdelu_leksika_mir_veshchei_v_skaze_p_p_bazhova_malak"
    ["file_id"] => string(6) "515436"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560936744"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Иллюстрации мастеров Палеха по сказам П.П.Бажова "Малахитовая шкатулка""
    ["seo_title"] => string(76) "illiustratsii_masterov_palekha_po_skazam_p_p_bazhova_malakhitovaia_shkatulka"
    ["file_id"] => string(6) "612741"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1662662437"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Летописец земли Уральской: Сказ о Павле Петровиче Бажове: Литературный час для 3-4-х классов "
    ["seo_title"] => string(104) "lietopisiets-ziemli-ural-skoi-skaz-o-pavlie-pietrovichie-bazhovie-litieraturnyi-chas-dlia-3-4-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "150628"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420538089"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Литературное произведение как исторический источник. По произведению П.П. Бажова «Ермаковы лебеди» "
    ["seo_title"] => string(109) "litieraturnoie-proizviedieniie-kak-istorichieskii-istochnik-po-proizviedieniiu-p-p-bazhova-iermakovy-liebiedi"
    ["file_id"] => string(6) "105639"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402898761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства