Просмотр содержимого документа
«Малахитовая шкатулка П.П. Бажова»
Дата проведения: « » ___________ 20__г.
Тема урока: «Заглянем в Малахитовую шкатулку П.П. Бажова»
Цель урока: создание эмоционального настроя для восприятия сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка» и условий для усвоения понятия «сказа как произведения устного народного творчества о событиях прошлого», его отличительных признаков с использованием мультимедийных средств.
Задачи урока:
Обучающая
Раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;
На доске: выставка рисунков по мотивам сказов П.П.Бажова.
Эпиграф
Он в светлой памяти народа Останется всегда живой. И будут жить веками были В чудесном малахите строк, И не завянет на могиле Чудесный каменный цветок
(Е.Хоринская)
Ход урока:
Организационный момент.
1. Приветствие.
-Здравствуйте, ребята!
2. Проверка готовности к уроку.
-Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку.
3. Объявление темы и цели урока.
-На сегодняшнем уроке мы с вами «заглянем в Малахитовую шкатулку» П.П. Бажова и выявим особенности его жанра «сказа».
Работа по объяснению нового материала.
1. Работа с эпиграфом урока.
-Ребята, обратите внимание на доску. На ней написан эпиграф нашего сегодняшнего урока. Это стихотворение Е. Хоринской.
-Как вы думаете, кому посвящено это стихотворение?
2. Просмотр фрагмента фильма «Каменный цветок».
-А сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма «Каменный цветок».
3. Беседа по вопросам.
-Ребята, вы смотрели этот кинофильм?
-Как он называется?
-По мотивам какого произведения он снят?
-Кто является автором сказа «Каменный цветок»?
(Ответы обучающихся)
-Верно! Автор произведения, по которому снят фильм П.П. Бажов (слайд №3)
4. Работа с портретом писателя.
а). Комментарий учителя.
- Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек. (Слайд № 4)
Уральские горы По каменным плитам Ведут за собой нас В страну малахита. В страну, где не счесть Драгоценных камней, В страну работящих И добрых людей.
В.Степанов
Могуч и величествен горный Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: двести лет назад сподвижниками Петра I Акинфием и Никитой Демидовым здесь было открыто свыше 20 первых медеплавильных заводов, рудников. Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. Мариэтта Шагинян, посетив эти места, писала: “Что ни поворот, то новая выдумка природы,встреча с горным хребтом” или “уход в черную глубь леса, где сосна чистая, раскидистая…взлет на высоту холма, за которым необъятные долины до горизонта, а потом вдруг ущелье”; пересекаешь “ изумрудную речушку, прозрачную, как горный кристалл”, или огибаешь “золотисто-зеленые заросли” у синего озера. “Лежит озеро в полном одиночестве…ни души, ни дымка, ни следа ноги на песке…” Тишина сказочная, таинственная.
На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.
Творческий труд славных русских мастеров-умельцев – основная тема творчества Бажова:
Найдут чему здесь поучиться Любого дела мастера
(Д.Бедный)
5. Рассказ учителя.
- П.П.Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ, что в 70 километрах от Екатеринбурга. Отец, Петр Васильевич, его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.
Мать, Августа Степановна, была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-“рукодельню”, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила ее добрым и мягким характером.
Семья была дружная и трудовая. “Единственного ребенка хотя и не баловали – это, как видно, не было принято в заводской семье, - но окружали любовью. Игры, рыбная ловля, походы за грибами и ягодами, сказки, лес, как дом, пруды и речки, как друзья и помощники. Окружали отца в детстве”, - вспоминает его дочь Ариадна.
Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики – знатоки прошлого А.Е.Клюква И.П.Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток. Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовал, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах”, - писал Бажов.
В.А.Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о “тайной силе”, о девке Азовке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.
Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: “Слыш-ко”. Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.
Так как Бажов был единственным ребенком в семье, родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. В своей автобиографии Павел Бажов писал: “Я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды, и была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах”.Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказался от лестного предложения служить в церкви.
После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 году, когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале “Красная новь” были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой“Малахитовая шкатулка”. Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня-и открывает ее сказ “Медной горы Хозяйка”, затем “Каменный цветок”, “Серебряное копытце”, “Синюшкин колодец”, “Две ящерки” и другие сказы.
6. Работа по теме урока.
а). Беседа по вопросам.
-«Малахитовая шкатулка». Вопрос: Почему такое название?
б). Словарная работа.
-Верно. Малахитовая, потому что сделана из малахита.
-Вы знаете, что такое «малахит»?
- В словаре В.И.Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений.Малахитовый, к нему относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.
Малахит -этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный так из-за сходства своего цвета с цветов листьев мальвы (по-гречески “малахэ”). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в “Малахитовой шкатулке” и который известен как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды. (слайд №5)
в). Беседа по вопросам.
- Итак, малахитовая шкатулка открыта, и первый по порядку в ней сказ «Медной горы Хозяйка».
-Как вы думаете, почему не “Хозяйка медной горы”? -Какое слово здесь главное и почему?
(Ответы обучающихся)
г). Работа с текстом.
-Найдем описание портрета Хозяйки в тексте.
-Как выглядит Хозяйка,что необычного в её облике?
-Что особенно удивило Степана?
-Почему Степан не хотел признаться, что боялся малахитницу?
-На кого особо сердита Хозяйка?
-Почему Степан решил сделать так, как велела Хозяйка?
-Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана жениться на ней?
-Как сложилась судьба Степана после женитьбы на обычной девушке?(слайд № 6)
д). Словарная работа «Устами школьника»
-Ребята, в тексте вам встретились слова, значения которых вы не знаете? Давайте вместе выясним значение этих слов.
Было жарко – страсть. Парун чистый - жаркий день после дождя Лазоревку добывали- лазурит, камень светло-синего цвета Королек с витком попадался – частица, слиток чистого металла Изробленный– измученный, заболевший от непосильной работы Артуть девка– девушка, подвижная, как ртуть Забедно стало – обидно Известно, какое время было, - крепость, то есть крепостное право, рабочие заводов были крепостными, являлись собственностью хозяев-заводчиков Каелка, кайло –инструмент, которым руду откалывали Желтяки да серяки с крапинками –непригодные камни с примесью песка Вода долить стала– одолевать, затапливать (слайд №7)
е). Работа с литературоведческими терминами.
-Ребята, давайте с вами вспомним, что такое сказка.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.(В сказках добро побеждает зло)
-«Медной горы Хозяйка»-сказ.
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно).
ж). Аналитическая работа.
-Сейчас мы с вами вместе найдем отличия сказа от сказки? А результаты запишем в тетрадь.
Отличительные черты сказа:
Герои – люди обыкновенные.
Фольклорная первооснова.
Присутствие рассказчика – человека из народа.
Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
Отличительные черты сказки:
Волшебные герои - добрые или злые.
Нет рассказчика.
Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.
Не имеют реальной основы.
з). Работа в тетрадях.
Обучающиеся записываю термины «сказка», «сказ» и их основные отличия друг от друга. (слайд №8)
и). Эмоционально-оценочная беседа.
-Понравился ли вам сказ?
-Что удивило вас?
-Что показалось необычным?
-Какие герои вызвали сочувствие?
-Как вы думаете, чем бы закончилась история Степана, если бы он был героем сказки?
Итог урока.
1. Обобщающая беседа.
-После сегодняшнего урока появится ли у вас желание читать другие сказы П.Бажова? -Чем отличается сказ от сказки?