kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературное произведение как исторический источник. По произведению П.П. Бажова «Ермаковы лебеди»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы и истории в шестом классе

(табличная форма в приложении)

Тема: Литературное произведение как исторический источник. По произведению П.П. Бажова «Ермаковы лебеди»

Цели урока:

1.      Познакомить с историей жизни и деятельности Ермака в исторической и художественной интерпретациях, оценить потенциал литературы как исторического источника.

  1. Учить анализировать текстовую информацию (текст исторического источника, художественный прозаический текст), с помощью учителя формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, приводить аргументы в подтверждение своей точки зрения, оценивать свои действия.

3.      Понимать возможности произведения художественной литературы как исторического источника.

Оборудование: ИД, презентация, материалы для работы (Рабочие карты, тексты о Ермаке из исторических источников), листы для оформления формата А3, фломастеры.

Этап урока

Формируемые УУД

Деятельность учителей

(УЛ - учитель литературы,УИ - учитель истории)

Деятельность учащихся

1.      Вызов

Предполагаемый результат:

постановка учебной задачи

Р.: целеполагание, постановка проблемы, К .: участие в обсуждении

1.     УЛ знакомит с замыслом урока: «Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!». Вы знаете, что у нас в школе проводятся тематические недели, посвященные путешествию по России. И сегодня мы сделаем остановку в родном для нас крае – на Урале.»  

2.     организует обсуждение:

Вопрос:

- Какие науки, дисциплины нам помогут путешествовать по Уралу?

УИ переводит внимание на иллюстративный ряд с целью определения проблемы урока и  выведения общей формулировки темы:

- Как могут быть связаны между собой исторические события и художественная произведение?

- Какие исторические источники знаете?

 - Для ответа на этот вопрос обратимся к презентации. Перу какого автора принадлежат эти строки?

- Как  мы называем ресурсы, из которых черпаем информацию о событиях минувших лет?

3.     УЛ подводит к формулированию конкретной темы урока, организуя обсуждение через вопросы:

 -Как мы уже сказали, сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие по нашему родному Уралу и поговорим о человеке, который в своих произведениях прославлял этот край. Сказы «Малахитовая шкатулка», «Серебрянное копытце», «Хозяйка медной горы» знакомы нам с детства. Кто же их автор?

- Как П.П.Бажов связан с Екатеринбургом?

- Сказ, о котором мы будем говорить сегодня, называется «Ермаковы лебеди» и стоит он в «Малахитовой шкатулке» как-то особняком. Почему?

Итоговое задание после обсуждения:

- Используя озвученную информацию, конкретизируйте тему урока.

3. УЛ организует деятельность учащихся по определению логики урока, его структуры и задач (сначала индивидуально, затем  в паре и коллективно):

  Задание: расположите в правильной, на ваш    взгляд, логической последовательности задачи урока. Результаты обсудите в паре.

Результаты общего обсуждения заносятся на доску.

 Форма – коллективное обсуждение.

Формулирование проблемы и общей темы урока.

Результаты обсуждения:

- Науки: история и литература

- Совпадающие проблема урока и общая формулировка темы: Художественная литература - исторический источник?

Участвуют в обсуждении.

Предлагают свои формулировки.

 - Сказ П.П.Бажова «Ермаковы лебеди» - исторический источник жизни Ермака?

         (заносят в Рабочую карту)

В Рабочей карте определяют логику расположения задач урока, обсуждают результаты в паре, затем коллективно. В случае необходимости вносят корректировки в свой первоначальный вариант.

2.Фаза осмысления

Предполагаемый результат

Освоение нового материала

Л.: сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности

К.: участие в обсуждении

Р.: оценка правильности своей работы

П.: извлечение  информации, представленной в форме сплошного текста,

перевод информации из текстовой формы в схему, построение рассуждения.

ИСТОРИЧЕСКИЙ БЛОК (УИ)

1. Организует работу учащихся с научными версиями истории жизни Ермака, основанных на разных исторических источниках по вариантам (1 вар.  – 1 версия  2 вар. – 2 версия).

Тексты исторических источников см. Приложение 1.

Задача: реконструировать судьбу Ермака, занося фактический материал на стрелку в рабочей карте и сравнить разные версии исследователей о жизни и деятельности Ермака.

2. Организует обсуждение содержания проведенных наблюдений и сделанных выводов. Фиксирует итоги на доске.

3. Организует подведение итогов по проведенному исследованию.

1. Работают в соответствии с инструкцией учителя.

2. Выбирают необходимый фактический материал, заносят его на стрелку Рабочей карты.

3. Готовятся к представлению результатов работы.

Результаты работы представляются классу, учащиеся дополняют и уточняют ответы, сверяют свои наработки с итоговыми, внося необходимые корректировки.

Выделяют наиболее значимые и прописанные этапы жизни Ермака. Предполагают возможные причины несовпадения данных.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОК (УЛ)

1.  Организует обсуждение по вопросам:

 - Какие этапы можно выделить в судьбе Ермака, опираясь на сказ П.П.Бажова?

2.      Организует работу учащихся с литературным источником по вариантам (1 вар.  -  эпизоды детства Ермака, 2 вар. – эпизоды юности).

УЛ:

А теперь, ребята, мы обратимся непосредственно к художественному источнику – сказу Бажова «Ермаковы лебеди».

Задача: реконструировать судьбу Ермака, занося ключевые цитаты, названия эпизодов, проясняющие характер героя, на ту же стрелку в Рабочей карте, только используя зеленую пасту.

3. Организует обсуждение содержания проведенных наблюдений и сделанных выводов. Фиксирует итоги на доске.

4. Организует обсуждение содержания 3 и 4-го этапов судьбы Ермака. Фиксирует итоги на доске.

Участвуют в обсуждении. Результаты:

- 1) Детство; 2) Юность; 3) "Вольная жизнь"; 4) Гибель.

1. Работают в соответствии с инструкцией учителя.

2. Выбирают необходимый фактический материал, заносят его на стрелку Рабочей карты.

3. Готовятся к представлению результатов работы.

Результаты работы представляются классу, учащиеся дополняют и уточняют ответы, сверяют свои наработки с итоговыми, внося необходимые корректировки.

3.Фаза рефлексии

Предполагаемый результат: обобщение и систематизация знаний, оценка своей деятельности

Л.: сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Р.: оценка сложности работы

К.: участие в обсуждении, работа в группе

1. УЛ организует подведение итогов по проведенному исследованию.

- Сравните информацию, полученную из исторических и литературного источника.

- Что создано творческим воображением П.П.Бажова?

- Для чего эти особенности появляются в художественном тексте исторической тематики?

Участвуют в обсуждении. Результаты:

- 1) Литература заполнила недостающую в исторических источниках информацию о жизни Ермака до 40 лет. 2) К фактам истории в литературе присоединился авторский вымысел.

- Лебединая история, которая «сопровождает» героя весь текст, и сюжетная линия любви.

Ученики, подготовившие иллюстрации к сказу, комментируют выбор эпизода.

- Записывают в Рабочей карте свои выводы: 1) автор стремится заинтересовать своего читателя; 2) автор выражает своё отношение к герою; 3) автор создаёт характер героя, показывая его становление и развитие, что невозможно в исторических документах, в которых мы знакомимся уже со сложившейся личностью.             

Предлагают для обсуждения один признак литературы как исторического источника.

Результаты общего обсуждения заносятся в Рабочую карту.

4. УИ организует рефлексию деятельности по вопросам и заданиям, предложенным в Рабочей карте. В случае нехватки времени на уроке предлагает выполнить эту работу дома

Обдумывают и оформляют свои идеи на листах формата А3. Выступают у доски с комментариями.

Оценивают свою деятельность в Рабочей карте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературное произведение как исторический источник. По произведению П.П. Бажова «Ермаковы лебеди» »

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ

КАК МЫ НАЗЫВАЕМ РЕСУРСЫ, ИЗ КОТОРЫХ ЧЕРПАЕМ ИНФОРМАЦИЮ О СОБЫТИЯХ МИНУВШИХ ЛЕТ?

КАК МЫ НАЗЫВАЕМ РЕСУРСЫ, ИЗ КОТОРЫХ ЧЕРПАЕМ ИНФОРМАЦИЮ О СОБЫТИЯХ МИНУВШИХ ЛЕТ?

исторический источник

исторический источник

Как между собой могут быть связаны художественное произведение и исторические события, личности?

Как между собой могут быть связаны художественное произведение и исторические события, личности?

П.П.Бажов «Ермаковы лебеди»

П.П.Бажов «Ермаковы лебеди»

Литература – исторический источник?

Литература – исторический источник?

Сказ П.Бажова  «Ермаковы лебеди» как исторический источник для реконструкции жизни  Ермака Тимофеевича  Аленина

Сказ П.Бажова «Ермаковы лебеди» как исторический источник для реконструкции жизни Ермака Тимофеевича Аленина

Общая формулировка темы: Литература – исторический источник? Сказ П.П.Бажова «Ермаковы лебеди» - исторический источник для реконструкции жизни Ермака Тимофеевича?

Общая формулировка темы:

Литература – исторический источник?

Сказ П.П.Бажова «Ермаковы лебеди» - исторический источник для реконструкции жизни Ермака Тимофеевича?

Выстройте в логическом порядке этапы изучения материала Выявить особенности художественной литературы как исторического источника Узнать существующие в исторической науке версии происхождения и жизни Ермака Реконструировать судьбу Ермака по произведению П.П.Бажова «Ермаковы лебеди» Определить историческую составляющую в сказе П.П.Бажова «Ермаковы лебеди»

Выстройте в логическом порядке этапы изучения материала

Выявить особенности художественной литературы как исторического источника

Узнать существующие в исторической науке версии происхождения и жизни Ермака

Реконструировать судьбу Ермака по произведению П.П.Бажова «Ермаковы лебеди»

Определить историческую составляющую в сказе П.П.Бажова «Ермаковы лебеди»

Реконструкция судьбы Ермака в истории и литературе  Прочитайте тексты – извлечения из исследований историков и выделите этапы жизни Ермака. Помните, что какие-то материалы в силу разной источниковой базы могут отличаться друг от друга. Расположите на стрелке в виде кратких записей этапы жизни Ермака.

Реконструкция судьбы Ермака в истории и литературе

Прочитайте тексты – извлечения из исследований историков и выделите этапы жизни Ермака.

Помните, что какие-то материалы в силу разной источниковой базы могут отличаться друг от друга.

Расположите на стрелке в виде кратких записей этапы жизни Ермака.

Реконструкция судьбы Ермака в истории и литературе Теперь обведите на исторической стрелке те этапы жизни Ермака, которые встречаются в сказе Бажова. Используйте для этого фломастер.

Реконструкция судьбы Ермака в истории и литературе

Теперь обведите на исторической стрелке те этапы жизни Ермака, которые встречаются в сказе Бажова. Используйте для этого фломастер.

ЛИТЕРАТУРА=ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК? Какие элементы добавляет П.П.Бажов к историческим фактам? Зачем П.П.Бажов добавляет эти элементы? Подумайте и выделите особенности изучения литературы как исторического источника

ЛИТЕРАТУРА=ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК?

Какие элементы добавляет П.П.Бажов к историческим фактам?

Зачем П.П.Бажов добавляет эти элементы?

Подумайте и выделите особенности изучения литературы как исторического источника

Рефлексия Проведём оценку результативности нашего урока

Рефлексия

Проведём оценку результативности нашего урока

ОСУЩЕСТВЛЯЕМ САМООЦЕНКУ РЕЗУЛЬТАТОВ УРОКА

ОСУЩЕСТВЛЯЕМ САМООЦЕНКУ РЕЗУЛЬТАТОВ УРОКА

Оцени собственную деятельность на уроке: Этапы работы на уроке Активный участник 1. Стадия вызова. Постановка проблемы. Формулирование темы урока. Участник 2. Стадия ответа. Операционно-исполнительский этап. Осмысление нового знания. Работа с историческим и художественным источниками по жизни и деятельности Ермака. Наполовину участник – наполовину зритель 3. Оценочно-рефлексивный. Заключительная таблица по Бажову. Выводы по теме урока. Зритель

Оцени собственную деятельность на уроке:

Этапы работы на уроке

Активный участник

1. Стадия вызова. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.

Участник

2. Стадия ответа. Операционно-исполнительский этап. Осмысление нового знания. Работа с историческим и художественным источниками по жизни и деятельности Ермака.

Наполовину участник – наполовину зритель

3. Оценочно-рефлексивный. Заключительная таблица по Бажову. Выводы по теме урока.

Зритель

Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ноговицина Ольга Александровна; Тарасова Мария Игоревна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105639


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства