Технологическая карта урока литературы и истории в шестом классе
(табличная форма в приложении)
Тема: Литературное произведение как исторический источник. По произведению П.П. Бажова «Ермаковы лебеди»
Цели урока:
1. Познакомить с историей жизни и деятельности Ермака в исторической и художественной интерпретациях, оценить потенциал литературы как исторического источника.
- Учить анализировать текстовую информацию (текст исторического источника, художественный прозаический текст), с помощью учителя формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, приводить аргументы в подтверждение своей точки зрения, оценивать свои действия.
3. Понимать возможности произведения художественной литературы как исторического источника.
Оборудование: ИД, презентация, материалы для работы (Рабочие карты, тексты о Ермаке из исторических источников), листы для оформления формата А3, фломастеры.
Этап урока
Формируемые УУД
Деятельность учителей
(УЛ - учитель литературы,УИ - учитель истории)
Деятельность учащихся
1. Вызов
Предполагаемый результат:
постановка учебной задачи
Р.: целеполагание, постановка проблемы, К .: участие в обсуждении
1. УЛ знакомит с замыслом урока: «Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!». Вы знаете, что у нас в школе проводятся тематические недели, посвященные путешествию по России. И сегодня мы сделаем остановку в родном для нас крае – на Урале.»
2. организует обсуждение:
Вопрос:
- Какие науки, дисциплины нам помогут путешествовать по Уралу?
УИ переводит внимание на иллюстративный ряд с целью определения проблемы урока и выведения общей формулировки темы:
- Как могут быть связаны между собой исторические события и художественная произведение?
- Какие исторические источники знаете?
- Для ответа на этот вопрос обратимся к презентации. Перу какого автора принадлежат эти строки?
- Как мы называем ресурсы, из которых черпаем информацию о событиях минувших лет?
3. УЛ подводит к формулированию конкретной темы урока, организуя обсуждение через вопросы:
-Как мы уже сказали, сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие по нашему родному Уралу и поговорим о человеке, который в своих произведениях прославлял этот край. Сказы «Малахитовая шкатулка», «Серебрянное копытце», «Хозяйка медной горы» знакомы нам с детства. Кто же их автор?
- Как П.П.Бажов связан с Екатеринбургом?
- Сказ, о котором мы будем говорить сегодня, называется «Ермаковы лебеди» и стоит он в «Малахитовой шкатулке» как-то особняком. Почему?
Итоговое задание после обсуждения:
- Используя озвученную информацию, конкретизируйте тему урока.
3. УЛ организует деятельность учащихся по определению логики урока, его структуры и задач (сначала индивидуально, затем в паре и коллективно):
Задание: расположите в правильной, на ваш взгляд, логической последовательности задачи урока. Результаты обсудите в паре.
Результаты общего обсуждения заносятся на доску.
Форма – коллективное обсуждение.
Формулирование проблемы и общей темы урока.
Результаты обсуждения:
- Науки: история и литература
- Совпадающие проблема урока и общая формулировка темы: Художественная литература - исторический источник?
Участвуют в обсуждении.
Предлагают свои формулировки.
- Сказ П.П.Бажова «Ермаковы лебеди» - исторический источник жизни Ермака?
(заносят в Рабочую карту)
В Рабочей карте определяют логику расположения задач урока, обсуждают результаты в паре, затем коллективно. В случае необходимости вносят корректировки в свой первоначальный вариант.
2.Фаза осмысления
Предполагаемый результат
Освоение нового материала
Л.: сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности
К.: участие в обсуждении
Р.: оценка правильности своей работы
П.: извлечение информации, представленной в форме сплошного текста,
перевод информации из текстовой формы в схему, построение рассуждения.
ИСТОРИЧЕСКИЙ БЛОК (УИ)
1. Организует работу учащихся с научными версиями истории жизни Ермака, основанных на разных исторических источниках по вариантам (1 вар. – 1 версия 2 вар. – 2 версия).
Тексты исторических источников см. Приложение 1.
Задача: реконструировать судьбу Ермака, занося фактический материал на стрелку в рабочей карте и сравнить разные версии исследователей о жизни и деятельности Ермака.
2. Организует обсуждение содержания проведенных наблюдений и сделанных выводов. Фиксирует итоги на доске.
3. Организует подведение итогов по проведенному исследованию.
1. Работают в соответствии с инструкцией учителя.
2. Выбирают необходимый фактический материал, заносят его на стрелку Рабочей карты.
3. Готовятся к представлению результатов работы.
Результаты работы представляются классу, учащиеся дополняют и уточняют ответы, сверяют свои наработки с итоговыми, внося необходимые корректировки.
Выделяют наиболее значимые и прописанные этапы жизни Ермака. Предполагают возможные причины несовпадения данных.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОК (УЛ)
1. Организует обсуждение по вопросам:
- Какие этапы можно выделить в судьбе Ермака, опираясь на сказ П.П.Бажова?
2. Организует работу учащихся с литературным источником по вариантам (1 вар. - эпизоды детства Ермака, 2 вар. – эпизоды юности).
УЛ:
А теперь, ребята, мы обратимся непосредственно к художественному источнику – сказу Бажова «Ермаковы лебеди».
Задача: реконструировать судьбу Ермака, занося ключевые цитаты, названия эпизодов, проясняющие характер героя, на ту же стрелку в Рабочей карте, только используя зеленую пасту.
3. Организует обсуждение содержания проведенных наблюдений и сделанных выводов. Фиксирует итоги на доске.
4. Организует обсуждение содержания 3 и 4-го этапов судьбы Ермака. Фиксирует итоги на доске.
Участвуют в обсуждении. Результаты:
- 1) Детство; 2) Юность; 3) "Вольная жизнь"; 4) Гибель.
1. Работают в соответствии с инструкцией учителя.
2. Выбирают необходимый фактический материал, заносят его на стрелку Рабочей карты.
3. Готовятся к представлению результатов работы.
Результаты работы представляются классу, учащиеся дополняют и уточняют ответы, сверяют свои наработки с итоговыми, внося необходимые корректировки.
3.Фаза рефлексии
Предполагаемый результат: обобщение и систематизация знаний, оценка своей деятельности
Л.: сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности
Р.: оценка сложности работы
К.: участие в обсуждении, работа в группе
1. УЛ организует подведение итогов по проведенному исследованию.
- Сравните информацию, полученную из исторических и литературного источника.
- Что создано творческим воображением П.П.Бажова?
- Для чего эти особенности появляются в художественном тексте исторической тематики?
Участвуют в обсуждении. Результаты:
- 1) Литература заполнила недостающую в исторических источниках информацию о жизни Ермака до 40 лет. 2) К фактам истории в литературе присоединился авторский вымысел.
- Лебединая история, которая «сопровождает» героя весь текст, и сюжетная линия любви.
Ученики, подготовившие иллюстрации к сказу, комментируют выбор эпизода.
- Записывают в Рабочей карте свои выводы: 1) автор стремится заинтересовать своего читателя; 2) автор выражает своё отношение к герою; 3) автор создаёт характер героя, показывая его становление и развитие, что невозможно в исторических документах, в которых мы знакомимся уже со сложившейся личностью.
Предлагают для обсуждения один признак литературы как исторического источника.
Результаты общего обсуждения заносятся в Рабочую карту.
4. УИ организует рефлексию деятельности по вопросам и заданиям, предложенным в Рабочей карте. В случае нехватки времени на уроке предлагает выполнить эту работу дома
Обдумывают и оформляют свои идеи на листах формата А3. Выступают у доски с комментариями.
Оценивают свою деятельность в Рабочей карте.