kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю. Лермонтов "Парус"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по теме "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус""

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов "Парус"»

Конспект урока литературы 6 класс

Тема: Лермонтов «Парус»

Цели: Познакомить с личностью поэта. Подчеркнуть необычность судьбы Лермонтова с детства, его рано проявившуюся гениальность, постоянную устремлённость к неизведанному. Знакомство с выдающимся шедевром русской лирики.

Задачи

  1. Познакомить учащихся с фактами из жизни поэта, уделить особое внимание личности поэта, подчеркнуть необычность его судьбы, гениальность;

  2. Почувствовать настроение стихотворения « Парус», осознать символические значения образов в этом стихотворении;

  3. Проанализировать «Парус» как творческий манифест поэта;

  4. Дать понятие художественным приёмам  инверсия и антитеза;

  5. Развитие внимания, художественной речи, воображения, творческих способностей;

  6. Воспитание любви к природе, гордости интеллигента-борца.


Ход урока


1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с замечательным стихотворением Лермонтова “Парус”. стихотворением всенародно известным, всенародно любимым, необыкновенно красивым и глубоким, скрывающим до сих пор неразгаданную тайну.

Но не все, наверное, знают, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения - живописные. Он был и талантливым художником. Посмотрим на его автопортрет, репродукция которого перед вами. 


2. Рассказ учителя о судьбе поэта.


3. История создания стихотворения (сообщение ученика).

Стихотворение было включено в текст письма к М.А. Лопухиной от 2 сентября 1832 года (из Петербурга в Москву). Лермонтов переживал непростое время: летом этого года он вышел из Московского университета, не закончив его, и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лейб-гвардейского гусарского полка в Петербурге. Поэта волновало новое поприще, новые надежды. “ ...если будет война, клянусь вам богом, буду всегда впереди”, - писал он в октябре 1832 года М.А.Лопухиной.

Душевное состояние поэта и выразилось в стихотворении “Парус”.


4. Чтение текста учителем.


5. Беседа по тексту стихотворения. Анализ.


1. Сколько строф в стихотворении? Какова его композиция?

-Три.

А. Нарисуйте устно картину в первой строфе. Что вы представляете, читая её? Где находится читатель, откуда он видит парусник?

 – Издалека.

Б. Вторая строфа.

-Картина бури.

- Где читатель (наблюдатель)?

 – На паруснике. Прямо над головой свищет ветер, гнётся мачта, вот-вот смоет волна.

В. Третья строфа.

Буря утихла. Мы вместе с поэтом смотрим вниз, наклонившись через борт, любуемся морской волной; поднимаем глаза вверх и видим золотой луч солнца.


2. Как переданы цвета? И какие? Что мы видим? Что слышим?

 – Цвета переданы при помощи разных частей речи: глаголом, именем прилагательным, именем существительным (белый – “белеет”, голубой – “в тумане моря голубом”, “лазурь”, золотой – “луч ... золотой”).

- Золотой, голубой – любимые лермонтовские эпитеты.

- Какая строфа лишена цвета? –

-  Вторая. 

–Почему? (Выслушиваем ответы учащихся).


3. Как построена каждая строфа? Прочитайте про себя:

  • первые две строчки каждой строфы – картина моря;

  • вторые две – важный вопрос, размышление о жизни (вопрос – ответ).


4. Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт? Чей это путь?

- О человеке. О неустанном поиске его души, о недостижимости покоя. Это общее свойство человека – достигнутая мечта гаснет; постоянные поиски чего-то дальнего, небывалого, неизведанного. Подумайте о себе. Бывало ли с вами так, что вы сильно желали чего-либо, затем желание исполнялось и меркло. ( Выслушиваем несколько ответов учащихся).

-Образ паруса тесно связан с лирическим «я», если в первой строфе между ними чувствуется дистанция, то во второй и третьей они предельно сближены; лирический герой знает мысли своего  второго «я», отвечает за него.

-Как осуществляется переход от изображения природы к мыслям и чувствам лирического героя?

- Через образ одушевленного паруса.

-Какое прилагательное играет здесь важную роль?

-Одинокой. Это не только выражение одной из тем произведения, но и ключ к раскрытию символического образа: в этом многоликом слове, соотнесенные как с предметным рядом (парус одинокой, т.е. плывущий один, без подобных себе других), так и с рядом, «одушевленным» в символе (одинокий, не имеющий единомышленников, соратников, близких людей).

-Что это за прием?

- Это олицетворение, оно делает естественным переход к вопросам в первой строфе и последних стихов оно делает естественным переход к вопросам в первой строфе и в последующих строфах.

-Вся языковая структура стихотворения пронизана антитезой. Найдите в тексте контекстуальные антонимы.

Что кинул  он в краю родном?

- Верно. Употребление таких антонимов, обозначающих предельные проявления какого-нибудь отношения, свойства, качества, действия, дает художественно сжатое, легкое и вместе с тем емкое, масштабное изображение: большой охват пространства, отказ от всего самого дорогого, полную разочарованность и равнодушие, всю гамму утраченных чувств.  А какие еще антонимы мы находим в стихотворении?

-Счастья не ищет -  не от счастья бежит. «Буря» и «покой», «далекая страна» и «родной край», движение к чему-то и отчего-то, обретения и потери – вот неполный перечень антонимий «Паруса» и «половинок навсегда потерянного гармонического целого».

Повтор слов и их симметричное расположениие (Что ищет…, Что кинул.., счастия не ищет – не от счастия бежит, под ним ..- над ним..) подчеркивает ценность вводимого в текст содержания.

- Что еще служит для этой цели?

- Инверсия – перестановка компонентов предложения, нарушающая их обычный, стилистически нейтральный порядок и приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов.

- Приведите примеры.

- Парус  одинокой, в тумане моря голубом, в стране далекой, в краю родном, луч солнца золотой ( акцентирование внимания на прилагательных), белеет парус, играют волны, счастия не ищет, не от счастия бежит ( выдвижение глаголов-сказуемых на позицию перед подлежащим передает активность проявления признака, динамизм изображаемой картины; постановка дополнения перед глаголом подчеркивает понятийную ценность существительного счастия).

- Обратите внимание на вторую строфу. Какой прием использует поэт?

- Звукоподражание, передающее ощутимый свист ветра (ветер свищет (ш-ш) и скрип мачты (мачта скрыпит (с-к-р-п).

- Обратим внимание на синтаксис второй строфы. Какое предложение  привлекает наше внимание?

- Динамичность изображения бури во второй строфе передано бессоюзным предложением (играют волны, ветер свищет) и нагнетанием глаголов (играет, свищет, гнется, скрыпит).

- Обратите внимание на ритмическое выделение опорных слов. Что заметили?

-  Обращает на себя внимание ритмическое выделение опорных слов и словосочетаний, прежде всег, словесного образа парус одинокий, где сбив ямбического метра вызван пропуском ударения в третьей стопе; ритмическое убыстрение в произненсении этого сочетания подчеркивает его.

 Аналогичная закономерность наблюдается при ритмическом подчеркивании существительного счастие. Вопросительное местоимение что выделяется,  напротив, не за счет пропуска ударения, а благодаря его появлению вопреки требованиям метра.

- Благодаря чему одни и те же опорные слова стихотворения становятся семантически значимыми и эстетически ценными?

- Это происходит благодаря различным средствам их акцентирования ( антитезе, инверсии, ритму и др.)

- Важнейшим организующим центром стихотворения является?

 - Лирический герой – важнейший организующий центр стихотворения.Но он  - только одно, хотя и важнейшее, составляющее текста, так сказать, «повествователь». В последнем стихе в «голосе» лирического героя как бы слышен другой, всеведущий, высший голос:

А он, Мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть есть покой!

   - Лирический герой ищет покой в буре. Покоя в буре и после нее нет и будет : таков человек.

    Сложное взаимодействие образов (природы, паруса, лирического «я») и «голосов» в стихотворении отражает общую структуру образа автора, в которой проступает «лик» поэта: высший нравственный идеал – жизнь, исполненная  борьбы.


6. Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в музыке и живописи.

А. Стихотворение иллюстрировал такой знаменитый художник, как Айвазовский.

Б. Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс А. Варламова.

В. Прослушивание записи. Определение характера музыки.

На доске слова для справок:

напряжённо

задумчиво

стремительно

размеренно

взволнованно

не спеша

бурно

торжественно

порывисто

спокойно

Какое слово стихотворения стало главным для композитора при создании музыки? – Мятежный.

А что подчеркнул певец, исполняя романс?

А для вас что стало самым главным? (Учащиеся отвечают).



7. Итог. Как много может вместить небольшое стихотворение! Мы видели чудные картины природы, перемещались в пространстве, размышляли над важными вопросами жизни.


8. Домашнее задание: “Парус” наизусть. История создания стихотворения “Тучи”. Есть ли общие мотивы в этих двух стихотворениях?






Примерный план анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.


2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).


3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…


4. Общая тематика стихотворения (пейзажная,  общественно-политическая,   любовная, философская лирика…).


5. Тема, идея стихотворения.


6. Образы стихотворения.


7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать  «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):

Тропы - слова и обороты, которые употребляются  в образном (переносном) значении:

  1. эпитет - художественное определение;

  2. сравнение – сопоставление предметов и явлений;

  3. аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;

  4. ирония - скрытая насмешка;

  5. гипербола - художественное преувеличение;

  6. литота - художественное преуменьшение;

  7. олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;

  8. метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);

  9. перифраза -  описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин);

  10. паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей.

 

Стилистические фигуры:

  1. повторы (рефрен);

  2. риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;

  3. антитеза (противопоставление);

  4. градация (например: светлый - бледный - едва заметный);

  5. инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

  6. умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.


Поэтическая фонетика:

  1. аллитерация - повторение одинаковых согласных;

  2. ассонанс - повторение гласных;

  3. анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

  4. эпифора  - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.


Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).


8. Стихотворный размер:

А) двусложные размеры:

'_ / '_ / '_      хорей;

_' / _' / _' ямб;


Б). трехсложные размеры:

'_ _     дактиль;
_' _     амфибрахий;
_ _'     анапест.


9. Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.


10. Образ лирического героя, авторское "Я".


11. Ваши впечатления о стихотворении.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
М.Ю. Лермонтов "Парус"

Автор: Чернов Дмитрий Александрович

Дата: 04.01.2017

Номер свидетельства: 375240

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Урок и презентация: М.Ю. Лермонтов "Парус" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-i-priezientatsiia-m-iu-liermontov-parus"
    ["file_id"] => string(6) "220918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434962951"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект урока по литературе на тему М. Ю. Лермонтов.  Личность поэта. Стихотворе¬ние «Тучи». Мотивы оди¬ночества и тоски поэта-изгнанника."
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-lichnost-poeta-stikhotvorie-niie-tuchi-motivy-odi-nochiestva-i-toski-poeta-izghnannika"
    ["file_id"] => string(6) "303959"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457626026"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Поурочный план "М.Ю.Лермонтов. Жизнь творчество" "
    ["seo_title"] => string(50) "pourochnyi-plan-m-iu-liermontov-zhizn-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "151377"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420702023"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "интегрированное внеклассное мероприятие "Биография М.Ю.Лермонтова" "
    ["seo_title"] => string(76) "intieghrirovannoie-vnieklassnoie-mieropriiatiie-bioghrafiia-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "203611"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429524363"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Литературный вечер"М.Ю.Лермонтов и М.Жумабаев. Два поэта - две судьбы" "
    ["seo_title"] => string(75) "litieraturnyi-viechier-m-iu-liermontov-i-m-zhumabaiev-dva-poeta-dvie-sud-by"
    ["file_id"] => string(6) "114711"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411639149"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства