kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю. Лермонтов "На севере диком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

на севере диком. стихотворения разных поэтов (лермонтов, тютчев, фет, майков)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов "На севере диком"»

Конспект урок литературы. 6 класс


Тема: М.Ю. Лермонтов «На севере диком…»: тема одиночества

Цель: познакомиться о стихотворением, проанализировать данное лирическое произведение.

Задачи:

  • помочь учащимся осмыслить тему одиночества в пейзажной лирике Лермонтова;

  • учить шестиклассников письменно передавать ощущения, вызванные поэтическим текстом и произведениями живописи и музыки;

  • развивать речевые способности учащихся,

  • умение употреблять в письменной речи эпитеты, метафоры, олицетворения.

Оборудование: репродукции картин И.И. Шишкина, аудиозаписи, презентация, книжная выставка


Ход урока


  1. Эмоциональный настрой учащихся (музыка Бетховена «Лунная соната», на слайде фотографии зимней природы). Вам хотелось бы погулять в этом лесу? И мне! Но обратите внимание, что на иллюстрации изображен 1 человек, который гуляет. Мы вместе будем гулять!!!!


  1. Актуализация знаний.

- Мы познакомились с пейзажной лирикой М.Ю. Лермонтова. Как вы понимаете, что такое пейзажная лирика? (Это стихи о природе, о её красивых уголках)

- А как стихотворения Лермонтова о природе связаны с внутренним миром человека? (Природа передает чувства человека, помогает понять переживания, настроение героя, мысли поэта)

- Какие стихи вам больше понравились, запомнились? (Чтение стихов «Парус», «Тучки»)


  1. Целеполагание.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о стихотворениях Лермонтова.

- Внимание на слайд.


Работа с картиной И.И. Шишкина

- Русский художник И.И. Шишкин изобразил эту сосну на своей картине. Можно ли назвать эту картину пейзажем? Почему? (На картине северная природа, небо, скалы, сосна)

- Какое впечатление производит картина? (Она необычная, красивая).

- Давайте попробуем её описать. Подберите определения, которые вы будете использовать в своей работе, описывая сосну. Запишите их на карточку (одинокая, могучая, огромная, заснеженная; склонённые под тяжестью снега ветви; величественная; прекрасная)

- Как вам кажется, соответствует ли этот пейзаж кокому-нибудь стихотворению Лермонтова? Докажите.

- Картина И.И. Шишкина явилась прекрасной иллюстрацией к стихотворению «На севере диком…» Она помогает нам увидеть ту уединенность, грусть, оторванность от мира, которыми пронизаны стихи Лермонтова. И таким же прекрасным дополнением к поэтическим строкам является музыка.

Цели:

Задачи:


  1. Работа по теме урока.

Ребята, а знаете ли вы, что стихотворение «на севере диком…» написал немецкий поэт Генрих Гейне? А Лермонтов представляет нам перевод этого текста?

Ученик выступает с сообщением о Г. Гейне.


Стихотворение Г. Гейне (оригинал)

Ein Fichtenbaum steht einsam   
Im Norden auf kahler Hоh'         
Ihn schlaert; mit weizer Decke   
Umhillen ihn Eis and Schnee.    
Er tr;umt von einer Palme,         
Die fern im Morgenland          
Einsam und schweigend trauert   
Auf brennender Felsenwand. 

Айн фихтэнбаум штэт айнзам
Им нордэн ауф калер хох.
Ин шлаэрт, мит вайзэр дэккэ
Умуллен ин айс унд шнэе
Эр траумт вон айнэр пальмэ,
Ди фэрн им моргэнланд
Айнзам унд швайгэнд трауэрт
Ауф брэннэндер фэльзэнванд.



- Стихотворение Г. Гейне переводили многие русские классики.

- Сегодня мы с вами в образе исследователей будем анализировать разные переводы текстов, и выясним, какой же является более удачным.

- Для этого я предлагаю вам поработать в группах.


1 группа М.Ю. Лермонтов

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета,  как ризой, она.


И снится ей все, что в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

1841г.


2 группа Ф.И. Тютчев

На севере мрачном, на дикой скале

             Кедр одинокий под снегом белеет.

             И сладко заснул он в инистой мгле,

             И сон его вьюга лелеет.

             Про юную пальму всё снится ему,

             Что в дальних пределах Востока,

             Под пламенным небом на знойном холму

             Стоит и цветёт одинок

1826г.


3 группа А.А. Фет

На севере дуб одинокий

Стоит на пригорке крутом:

Он дремлет, сурово покрытый

И снежным и льдяным ковром.

Во сне ему видится пальма,

В далекой восточной стране,

В безмолвной, глубокой печали,

Одна, на горячей скале.


4 группа А. Майков

Инеем снежным, как ризой, покрыт

Кедр одинокий в пустыне стоит.

Дремлет, могучий, под песнями вьюги,

Дремлет и видит – на пламенном юге

Стройная пальма растёт и с тоской

Смотрит на север его ледяной.


Вывод:

Существует два вида перевода: синтетический и аналитический.

Задача синтетического перевода заключается в том, чтобы заставить читателя забыть не только о том, что перед ним текст, переведенный с иностранного языка, но и о том, что это текст, написанный на каком- - либо языке.

Задача аналитического перевода - не дать читателю ни на секунду забыть, что перед ним текст, переведенный с иностранного языка, напоминать ему об этом каждым словом.

Исследуя стихотворения Лермонтова, Тютчева, Фета и Майкова, я определил, что эти поэты используют только синтетический перевод. Именно поэтому, читая их стихотворения, мы забываем, что перед нами перевод, воспринимая эти тексты как их собственные творения.


  1. Физминутка. «Кто быстрее»

В сосняке заснули сосны,

После сна они несносны!

Как проснется ото сна –

Косится на сов сосна!


  1. Работа в парах «Собрать из отрывков стихотворение»


1 вариант

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.


В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?


2 вариант

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!


Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно...


  1. Тест со взаимопроверкой.

1. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Парус», «На севере диком»?

а) гражданская тематика

б) тема Родины

в) тема любви

г) тема одиночества

2. Каким внутренним смыслом наполнены символические образы моря, паруса, сосны?

а) одиночества, изгнанничества

б) бунтарства, стихийного порыва

в) непонятости, страдания, тоски

г) избранности

3. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «На севере диком…»

а) ямб

б) хорей

в) дактиль

г) амфибрахий

4. Какой стилистический прием положен в основу сопоставления двух образов «сосна – пальма» в стихотворении М. Ю. Лермонтова «На севере диком...»?

а) аллегория

б) антитеза

в) инверсия

г) градация

5. Определите рифму стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком...»?

а) парная

б) перекрестная

в) кольцевая

6. Назовите имя художника, который написал картину к стихотворению М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»

а) И.И. Шишкин

б) И.Е. Репин

в) В.А. Серов

г) И.К. Айвазовский


  1. Рефлексия. Итоги урока.

  • Сегодня на уроке мы….

  • Я запомнил…

  • Я научился…

  • Мне не понятно ….


  1. Домашнее задание

Страница 158-159, выразительное чтение стихотворения «Листок»









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
М.Ю. Лермонтов "На севере диком"

Автор: Чернов Дмитрий Александрович

Дата: 04.01.2017

Номер свидетельства: 375251

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»"
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokamiuliermontovgornyieviershinynasievieriedikomstoitodinoko"
    ["file_id"] => string(6) "270477"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451132722"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "презентация к уроку литературного чтения  "М.Ю. Лермонтов "Горные вершины", "На севере диком..." "
    ["seo_title"] => string(102) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-m-iu-liermontov-gornyie-viershiny-na-sievierie-dikom"
    ["file_id"] => string(6) "105368"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402845046"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Литературный вечер"М.Ю.Лермонтов и М.Жумабаев. Два поэта - две судьбы" "
    ["seo_title"] => string(75) "litieraturnyi-viechier-m-iu-liermontov-i-m-zhumabaiev-dva-poeta-dvie-sud-by"
    ["file_id"] => string(6) "114711"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411639149"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературы для учащихся 10 класса  «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-liermontov-i-bairon-motiv-odinochiestva-v-lirikie"
    ["file_id"] => string(6) "280014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308656"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок-исследование по литературе М.Ю.Лермонтов "Осень" "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-issliedovaniie-po-litieraturie-m-iu-liermontov-osien"
    ["file_id"] => string(6) "138873"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417617704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства