Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов. "Образ Мцыри".»
Тема урока: «Образ Мцыри в поэме»
Цели и задачи:
Образовательные и развивающие
Понять характер главного героя поэма «Мцыри»
Представить изображенные поэтом картины природы .
Учить работать с текстом художественного произведения.
Развивать мышление, умение решать поставленную проблему, обобщать, делать выводы.
Воспитательные
Воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни.
Воспитывать любовь к Родине.
Помочь понять трагедию одиночества и осознать ценность человеческому содружеству.
Ход урока
1.Организационный момент.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
- Кто же не доволен жизнью, кто бежит из неволи? – Мцыри.
-Какие цели мы сегодня с вами поставим перед собой?
- Дать характеристику образа, героя привлекая для ответа текст поэмы
- Совершенствовать навыки анализа художественного текста
Мцыри – «душой – дитя, судьбой – монах» по злой воле судьбы попадает в монастырь, готовится и сам стать монахом.
Но в нем постоянно живет «могучий дух его отцов». Этот дух не позволяет сначала мальчику, потом уже юноше, забыть свой дом, родную семью, свой аул, свою родину. Все годы, проведенные в монастыре, он мечтает только об одном: побывать на родной земле, услышать родной язык.
Хотя его мечта просуществовала всего три дня, но все же она исполнилась. Мцыри побывал на воле. И эти свои три дня он не променял бы ни на какую другую жизнь. А теперь мысленно сравните свое детство, отрочество с жизнью Мцыри…
Надеюсь, вы всегда будете благодарить бога, свою судьбу за то, что имели возможность говорить кому-то поистине священные слова «отец» и «мать», что вы навсегда сохраните тепло к отчему дому, никогда не забудете родные места, свою родину.
2. Работа над композицией поэмы
- В каком году написана поэма?
- Какова тема поэмы?
Изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен. Выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь, при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
- Какова композиция поэмы?
Главная часть поэмы – исповедь Мцыри; она предваряется большим вступлением. В котором даётся описание развалин грузинского монастыря, история заточения « ребёнка пленного» в монастырь, его исчезновение из него и новое водворение Мцыри, больного, полумёртвого. В монастырскую обитель.
- Какова причина бегства героя из монастыря?
Мечты о вольной, бурной жизни и тоска по родине.
- Сколько дней на воле провёл Мцыри?
- Как прошёл первый день героя на воле?
В первый день на воле Мцыри наслаждается красотой природы и отдаётся смутным воспоминаниям об отцовском доме и родных.
- Второй день?
Во второй день Мцыри пробуждается на краю пропасти. Вокруг него «цвёл божий сад».
Он пережил взволновавшую его встречу с молодой грузинкой; ночью, блуждая в лесу, встретился с барсом. Из смертельного боя герой вышел победителем, но был сильно истерзан могучим зверем.
- Третий день?
В бессознательном состоянии герой водворён в монастырь. « Мир божий спал в оцепенении глухом». Предсмертный бред изображён поэтом в « Песне рыбки».
- О чём говорится в завещании Мцыри?
Мцыри завещал себя похоронить в саду, где цвели «акаций белых два куста»:
Оттуда виден и Кавказ:
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлёт.
- Был ли счастлив Мцыри на воле?
« И жизнь моя без этих трёх блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости моей».
Работа над образом Мцыри
Хронологическая последовательность событий
1 глава- описание развалин старого монастыря
2 глава- рассказ об истории Мцыри с детства до побега
3 – 26 главы- исповедь Мцыри, рассказ о трех днях свободы
Словарная работа:
Исповедь- это откровенное, честное признание в своих поступках, сообщение своих мыслей, взглядов, стремлений; исповедаться — значит покаяться в своих грехах, ничего не утаить.
Однако исповедь Мцыри — не покаяние, а утверждение своего права на свободу, волю. «И о прощенье не молю», — говорит он старому монаху, пришедшему к нему «с увещеваньем и мольбой».
«Собрав остаток сил», Мцыри рассказывает монаху о причинах своего побега из монастыря, который он постоянно называет тюрьмой, и о трех днях пребывания на воле.
Мцыри противопоставляет жизни монахов «средь душных келий и молитв» - полную тревог и битв.
4. Работа в группах
Учащиеся работают с текстом, выбирая материал для заполнения таблицы.
Перед кончиной Мцыри монах обращается к нему «с увещеваньем и мольбой», боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай.
«Я жил в плену»
«Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть».
«Мечты звала от келий душных и молитв…»
Звон колокола – звук, железом ударяющий в грудь.
Последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, «оттуда виден и Кавказ».
Вывод: если монастырь для Мцыри – плен, темница, то и монахи не могут казаться ему спасителями. Однако они вылечили его, одевали, кормили, заботились о нем.
- Какова позиция автора поэмы в отношении вопроса «Зачем живет человек на земле?». (Человек живет для свободы, воли, а не для тюрьмы.)
- Кто должен выбирать, по какому пути идти человеку по жизни? (Человек должен сам выбирать свой путь.)
- К какому художественному направлению принадлежит произведение «Мцыри»? (Поэма «Мцыри» принадлежит к романтическим произведениям.)
-Назовите основные черты романтического произведения. (Идея разлада мечты и реальности, в центре – романтический конфликт, романтический герой резко противопоставлен обществу, резко выделяется из него, романтический мир необычен, экзотичен.)
5. Домашнее задание: Подготовить наизусть отрывок из поэмы.