kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю. Лермонтов. "Образ Мцыри".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Образ Мцыри в поэме»

Цели и задачи:

Образовательные и развивающие

  • Понять характер главного героя поэма «Мцыри»
  • Представить изображенные поэтом картины природы.
  • Учить работать с текстом художественного произведения.
  • Развивать мышление, умение решать поставленную проблему, обобщать, делать выводы.

Воспитательные

  • Воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни.
  • Воспитывать любовь к Родине.
  • Помочь понять трагедию одиночества и осознать ценность  человеческому содружеству.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов. "Образ Мцыри".»

Тема урока: «Образ Мцыри в поэме»

Цели и задачи:

Образовательные и развивающие

  • Понять характер главного героя поэма «Мцыри»

  • Представить изображенные поэтом картины природы .

  • Учить работать с текстом художественного произведения.

  • Развивать мышление, умение решать поставленную проблему, обобщать, делать выводы.

Воспитательные

  • Воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни.

  • Воспитывать любовь к Родине.

  • Помочь понять трагедию одиночества и осознать ценность человеческому содружеству.

Ход урока

1.Организационный момент.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

- Кто же не доволен жизнью, кто бежит из неволи? – Мцыри.

-Какие цели мы сегодня с вами поставим перед собой?

- Дать характеристику образа, героя привлекая для ответа текст поэмы

- Совершенствовать навыки анализа художественного текста

Мцыри – «душой – дитя, судьбой – монах» по злой воле судьбы попадает в монастырь, готовится и сам стать монахом.

Но в нем постоянно живет «могучий дух его отцов». Этот дух не позволяет сначала мальчику, потом уже юноше, забыть свой дом, родную семью, свой аул, свою родину. Все годы, проведенные в монастыре, он мечтает только об одном: побывать на родной земле, услышать родной язык.

Хотя его мечта просуществовала всего три дня, но все же она исполнилась. Мцыри побывал на воле. И эти свои три дня он не променял бы ни на какую другую жизнь. А теперь мысленно сравните свое детство, отрочество с жизнью Мцыри…

Надеюсь, вы всегда будете благодарить бога, свою судьбу за то, что имели возможность говорить кому-то поистине священные слова «отец» и «мать», что вы навсегда сохраните тепло к отчему дому, никогда не забудете родные места, свою родину.

2. Работа над композицией поэмы

- В каком году написана поэма?

- Какова тема поэмы?

Изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен. Выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь, при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

- Какова композиция поэмы?

Главная часть поэмы – исповедь Мцыри; она предваряется большим вступлением. В котором даётся описание развалин грузинского монастыря, история заточения « ребёнка пленного» в монастырь, его исчезновение из него и новое водворение Мцыри, больного, полумёртвого. В монастырскую обитель.

- Какова причина бегства героя из монастыря?

Мечты о вольной, бурной жизни и тоска по родине.

- Сколько дней на воле провёл Мцыри?

- Как прошёл первый день героя на воле?

В первый день на воле Мцыри наслаждается красотой природы и отдаётся смутным воспоминаниям об отцовском доме и родных.

- Второй день?

Во второй день Мцыри пробуждается на краю пропасти. Вокруг него «цвёл божий сад».

Он пережил взволновавшую его встречу с молодой грузинкой; ночью, блуждая в лесу, встретился с барсом. Из смертельного боя герой вышел победителем, но был сильно истерзан могучим зверем.

- Третий день?

В бессознательном состоянии герой водворён в монастырь. « Мир божий спал в оцепенении глухом». Предсмертный бред изображён поэтом в « Песне рыбки».

- О чём говорится в завещании Мцыри?

Мцыри завещал себя похоронить в саду, где цвели «акаций белых два куста»:

Оттуда виден и Кавказ:

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт.

- Был ли счастлив Мцыри на воле?

« И жизнь моя без этих трёх блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости моей».

  1. Работа над образом Мцыри

  1. Хронологическая последовательность событий

1 глава- описание развалин старого монастыря

2 глава- рассказ об истории Мцыри с детства до побега

3 – 26 главы- исповедь Мцыри, рассказ о трех днях свободы

  1. Словарная работа:

Исповедь- это откровенное, честное признание в своих поступках, сообщение своих мыслей, взглядов, стремлений; исповедаться — значит покаяться в своих грехах, ниче­го не утаить.

Однако исповедь Мцыри — не покаяние, а утверждение своего права на свободу, волю. «И о прощенье не молю», — говорит он старому монаху, пришедшему к нему «с увещеваньем и мольбой».

«Собрав ос­таток сил», Мцыри рассказывает монаху о причинах своего побега из монастыря, который он постоянно называет тюрь­мой, и о трех днях пребывания на воле.

Мцыри противопоставляет жизни монахов «средь душных келий и молитв» - полную тревог и битв.

4. Работа в группах

Учащиеся работают с текстом, выбирая материал для заполнения таблицы.

Монахи (думают)

Мцыри (думает)

  • «После к плену он привык»

  • «Хотел во цвете лет изречь монашеский обет»

  • «В стенах хранительных спасен»

  • «Звон колокола – умиротворяющие звуки, радующие душу».

  • Перед кончиной Мцыри монах обращается к нему «с увещеваньем и мольбой», боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай.

  • «Я жил в плену»

  • «Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть».

  • «Мечты звала от келий душных и молитв…»

  • Звон колокола – звук, железом ударяющий в грудь.

  • Последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, «оттуда виден и Кавказ».

Вывод: если монастырь для Мцыри – плен, темница, то и монахи не могут казаться ему спасителями. Однако они вылечили его, одевали, кормили, заботились о нем.

Обобщение изученного.

- Подберите определения, характеризующие личность Мцыри. (Свободолюбивый, независимый, мятежный, непокорный, страстный, смелый, гордый…)

- Какова позиция автора поэмы в отношении вопроса «Зачем живет человек на земле?». (Человек живет для свободы, воли, а не для тюрьмы.)

- Кто должен выбирать, по какому пути идти человеку по жизни? (Человек должен сам выбирать свой путь.)

- К какому художественному направлению принадлежит произведение «Мцыри»? (Поэма «Мцыри» принадлежит к романтическим произведениям.)

-Назовите основные черты романтического произведения. (Идея разлада мечты и реальности, в центре – романтический конфликт, романтический герой резко противопоставлен обществу, резко выделяется из него, романтический мир необычен, экзотичен.)

5. Домашнее задание: Подготовить наизусть отрывок из поэмы.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
М.Ю. Лермонтов. "Образ Мцыри".

Автор: Глазкова Наталья Петровна

Дата: 17.12.2018

Номер свидетельства: 491284

Похожие файлы

object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция»"
    ["seo_title"] => string(80) "m_iu_liermontov_poema_mtsyri_istoriia_sozdaniia_tiema_i_idieia_proizviedieniia_z"
    ["file_id"] => string(6) "380589"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484673776"
  }
}
object(ArrayObject)#904 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Урок литературы по теме "Дитя неведомой страны" (образ главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
    ["seo_title"] => string(93) "uroklitieraturypotiemieditianieviedomoistranyobrazghlavnoghoghieroiapoemymiuliermontovamtsyri"
    ["file_id"] => string(6) "272735"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452056925"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Тема М.Ю.Лермонтов "МЦЫРИ" "
    ["seo_title"] => string(28) "tiema-m-iu-liermontov-mtsyri"
    ["file_id"] => string(6) "241362"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445239973"
  }
}
object(ArrayObject)#904 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Открытое занятие на тему: «Лермонтов и музыка», посвящённое 200 – летию со дня рождения поэта. "
    ["seo_title"] => string(104) "otkrytoie-zaniatiie-na-tiemu-liermontov-i-muzyka-posviashchionnoie-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-poeta"
    ["file_id"] => string(6) "195747"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427960477"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) ""К нам Лермонтов сходит, презрев времена..." Литературный вечер посвященный 200 летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "
    ["seo_title"] => string(133) "k-nam-liermontov-skhodit-priezriev-vriemiena-litieraturnyi-viechier-posviashchiennyi-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "152339"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420824605"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства