kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема М.Ю.Лермонтов "МЦЫРИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 класс

Тема: М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова.

Цели:

-раскрыть образ главного героя поэмы;

-проникнуть в замысел автора;

-выявить способы раскрытия образа Мцыри;

-продолжить формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

-продолжить работу над умением выявлять авторское отношение к героям;

-учиться обосновывать оценку прочитанного.

Оборудование: мультимедийные слайды, раздаточный материал.

Методы: сравнительный анализ, аналитическая беседа.

Технологии: сотрудничество «учитель-ученик», элементы критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема М.Ю.Лермонтов "МЦЫРИ" »

Урок литературы

8 класс

Тема: М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова.

Цели:

-раскрыть образ главного героя поэмы;

-проникнуть в замысел автора;

-выявить способы раскрытия образа Мцыри;

-продолжить формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

-продолжить работу над умением выявлять авторское отношение к героям;

-учиться обосновывать оценку прочитанного.

Оборудование: мультимедийные слайды, раздаточный материал.

Методы: сравнительный анализ, аналитическая беседа.

Технологии: сотрудничество «учитель-ученик», элементы критического мышления.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Мы попытаемся проникнуть в замысел автора, раскрыть и понять образ главного героя, создать его психологический портрет.

3. Блиц-опрос по содержанию поэмы.

-Что обозначает имя Мцыри?

-Где происходит действие поэмы?

-Как попал в монастырь Мцыри?

-Какое время выбирает герой для побега из монастыря?

-Сколько дней Мцыри пробыл на воле?

-Нашел ли родной дом?

-Каких две встречи произошли с героем во время скитаний?

-Как называется жилье горцев?

4. Актуализация знаний.

-Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова В.Г.Белинского:

что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская натура у этого Мцыри!

-Как вы понимаете выражения: огненная душа, могучий дух, исполинская натура? (ответы учащихся)

-В ходе урока мы с вами согласимся с этим высказыванием или поспорим с ним.

5. Конструирование фраз.

Юный пленник попадает в монастырь. Главное условие жизни в монастыре- послушание (покорность и смирение). Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от мирской жизни, возвращение монаха в жизнь запрещается.

-Продолжите фразы:

1. Для героя монастырь- символ… (неволи, тюрьмы…)

2. Остаться жить в монастыре означало… (обречь себя на неволю, на одиночество, потерять надежду вернуться домой).

6. Реализация домашнего задания.

И вот послушник бежит из стен монастыря.

-Какова цель его побега?

-Найдите в тексте ответы на вопрос. (д.з.)

Вывод: Представление о свободе у Мцыри связано с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным- значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.

О своей мечте герой рассказывает в 3и 4 главах. Давайте послушаем чтение этих глав (чтение наизусть заранее подготовленных учеников).

7. Словарная работа.

Слово «исповедь» многозначное. Посмотрите на значение этого слова и ответьте на вопрос: Какое из значений подходит к исповеди героя? (раздаточный материал).

8. Образ Мцыри.

Поэма М.Ю.Лермонтова романтическая.

Романтизм - творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить не удовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, образы, рожденные мечтой художника.

Романтический герой – герой, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее. Романтический герой – личность неординарная, обладающая замечательными качествами. Как правило, такой герой одинок, он вступает в единоборство с окружающей действительностью.

Задание 1: Найдите черты романтизма в поэме.

Задание 2: Ответьте на вопросы и прокомментируйте ответы отрывками из поэмы.

-Что видел на воле Мцыри?

-Что нового узнал о себе?

Задания выполняют в группах.

9. Роль пейзажа в поэме

Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри.

-Давайте послушаем отрывок из поэмы (гл.6, читает подготовленный ученик)

-Что мы можем сказать о человеке, так описавшем все увиденное? С каким чувством говорит Мцыри о природе?

Задание: Найдите в тексте лексические и синтаксические средства выразительности языка, с помощью которых поэт показал чувства героя.

Вывод: Пейзаж в поэме усиливает впечатление от необыкновенной фигуры поэта, проливает свет на его отношение к миру (гл.6), помогает понять его психологическое состояние (11, 22).

10. Коммуникативное упражнение.

-Выскажите свое мнение.

1. Непонятно, почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки? Он должен был подготовиться к побегу, запасти еды, а он выскочил, ничего не взяв.

2. Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?

3. Почему Мцыри сразился с барсом? Ведь он мог свободно уйти, пока барс его не почуял.

11. Итог урока.

Так какой же он Мцыри?

Еще раз прочитайте эпиграф урока и согласитесь с ним или опровергните его. Свой ответ аргументируйте.

12. Стадия рефлексии

--Вернемся к целям урока.

-Смогли ли мы решить эти цели?

-Что оставили без внимания?

-Как вы оцениваете нашу работу на уроке?

-Что удалось, а что нет?

13. Домашнее задание на карточках




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Тема М.Ю.Лермонтов "МЦЫРИ"

Автор: Сафарова Наталья Ивановна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241362


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства