Технологии: сотрудничество «учитель-ученик», элементы критического мышления.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Мы попытаемся проникнуть в замысел автора, раскрыть и понять образ главного героя, создать его психологический портрет.
3. Блиц-опрос по содержанию поэмы.
-Что обозначает имя Мцыри?
-Где происходит действие поэмы?
-Как попал в монастырь Мцыри?
-Какое время выбирает герой для побега из монастыря?
-Сколько дней Мцыри пробыл на воле?
-Нашел ли родной дом?
-Каких две встречи произошли с героем во время скитаний?
-Как называется жилье горцев?
4. Актуализация знаний.
-Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова В.Г.Белинского:
-В ходе урока мы с вами согласимся с этим высказыванием или поспорим с ним.
5. Конструирование фраз.
Юный пленник попадает в монастырь. Главное условие жизни в монастыре- послушание (покорность и смирение). Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от мирской жизни, возвращение монаха в жизнь запрещается.
-Продолжите фразы:
1. Для героя монастырь- символ… (неволи, тюрьмы…)
2. Остаться жить в монастыре означало… (обречь себя на неволю, на одиночество, потерять надежду вернуться домой).
6. Реализация домашнего задания.
И вот послушник бежит из стен монастыря.
-Какова цель его побега?
-Найдите в тексте ответы на вопрос. (д.з.)
Вывод: Представление о свободе у Мцыри связано с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным- значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.
О своей мечте герой рассказывает в 3и 4 главах. Давайте послушаем чтение этих глав (чтение наизусть заранее подготовленных учеников).
7. Словарная работа.
Слово «исповедь» многозначное. Посмотрите на значение этого слова и ответьте на вопрос: Какое из значений подходит к исповеди героя? (раздаточный материал).
8. Образ Мцыри.
Поэма М.Ю.Лермонтова романтическая.
Романтизм - творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить не удовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, образы, рожденные мечтой художника.
Романтический герой – герой, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее. Романтический герой – личность неординарная, обладающая замечательными качествами. Как правило, такой герой одинок, он вступает в единоборство с окружающей действительностью.
Задание 1: Найдите черты романтизма в поэме.
Задание 2: Ответьте на вопросы и прокомментируйте ответы отрывками из поэмы.
-Что видел на воле Мцыри?
-Что нового узнал о себе?
Задания выполняют в группах.
9. Роль пейзажа в поэме
Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри.
-Давайте послушаем отрывок из поэмы (гл.6, читает подготовленный ученик)
-Что мы можем сказать о человеке, так описавшем все увиденное? С каким чувством говорит Мцыри о природе?
Задание: Найдите в тексте лексические и синтаксические средства выразительности языка, с помощью которых поэт показал чувства героя.
Вывод: Пейзаж в поэме усиливает впечатление от необыкновенной фигуры поэта, проливает свет на его отношение к миру (гл.6), помогает понять его психологическое состояние (11, 22).
10. Коммуникативное упражнение.
-Выскажите свое мнение.
1. Непонятно, почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки? Он должен был подготовиться к побегу, запасти еды, а он выскочил, ничего не взяв.
2. Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?
3. Почему Мцыри сразился с барсом? Ведь он мог свободно уйти, пока барс его не почуял.
11. Итог урока.
Так какой же он Мцыри?
Еще раз прочитайте эпиграф урока и согласитесь с ним или опровергните его. Свой ответ аргументируйте.