План урока литературы интегрированного с предметом «Самопознание»
Школа КГУ «Средняя общеобразовательная № 16 г. Экибастуза»
Дата 13.09.2015г.
Класс: 10
Тема: Любовная лирика Ф.И. Тютчева
Ценность. Любовь
Качества: бескорыстие, чуткость.
Цель урока: разбудить в учащихся лучшие качества личности, создать благоприятные условия для восприятия поэзии.
Задачи урока:
· формировать навыки анализа лирического стихотворения
· развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление;
· воспитывать лучшие нравственные качества личности.
Ресурсы
Ход урока:
Внешняя интеграция
Психологическая подготовка учащихся (2 мин.)
Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу, нашим гостям, которые отложили свои важные дела, нашли время, чтобы посмотреть, чему мы научились, как повзрослели и поумнели. Скажите всем мысленно “доброе” спасибо.
Пожелайте удачи себе, мысленно скажите: “Учитель, помоги мне, пусть у меня все получится”. Почувствуйте тепло руки и сердца.
Вы очень красивы сейчас, красивыми вас делают красивые и добрые мысли. Молодцы. Откройте глаза. Садимся и начинаем работать.
Актуализация жизненного опыта
Сегодня мы начинаем разговор о любви. А что такое любовь? Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе.
(Предполагаемые ответы: Любовь – это радость, печаль, умение отдавать, делиться, понимать сердцем окружающий мир.)
Цитата урока.
«Жизни блаженство
В одной лишь любви…»
Ф.И.Тютчев.
– Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего занятия. (Читаем). О чём вы сейчас задумались?
– Сегодня мы поговорим о любовной лирике Фёдора Ивановича Тютчева.
- Как вы думаете, в чём секрет бессмертия стихотворений поэта? (Они насквозь пропитаны любовью к жизни, женщине, подчас драматической, даже трагической).
Запись в тетрадях
Внутренняя интеграция
-Впервые в жизни у Тютчева чувство любви пробудилось в Мюнхене, где он находился на дипломатической работе. Когда ему было 19 лет, он сильно, страстно полюбил юную графиню Амалию Лерхенфельд из знаменитого богатого рода. С того времени остались строчки:
На компьютере – изображение красивой девушки. Читает подготовленный ученик, фон – классическая музыка.
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела.
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
Словесное рисование картины
– Ребята, какие картины возникли у вас перед глазами? (Замок, Дунай, закат, холмы, двое.)
– С каким жанром хочется сравнить это стихотворение? (С рассказом.) Почему? (Есть сюжет, содержание.)
– Какие слова и выражения особенно подчёркивают счастье этих двух юных людей? (Всё происходит весной, когда яблони осыпаны цветом, время золотое, милый край, счастливый день.)
– Поэт очень хотел жениться на Амалии, но родители её были против: он был обыкновенный дворянин, без титулов.
В 1879 г., 26 июня, через 50 лет Тютчев встретился с Амалией Крюденер, баронессой, уже пожилой, но всё ещё привлекательной.
Читает учитель. На компьютере изображение светской пожилой дамы.
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило:
вспомнил время золотое –
И сердцу стало так светло.
Как поздней осенью порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас.
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты.
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,
– И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне.
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,
– И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!
– Ребята, что вы почувствовали, о чём подумали, услышав этот шедевр? В этом стихотворении упоминаются времена года. С какой целью? Прочитайте те строчки, которые вам особенно понравились?
– Ребята, я предлагаю вам послушать очень красивый романс в исполнении любимого всеми И.Козловского.
Звучит романс «Я встретил Вас.» в исполнении И.Козловского.
Творческое задание индивидуальное
Нарисовать картину, используя сюжет стихотворения «Я встретил вас.»
Защита
Маркеры, лист формата А-4
краски
Домашнее задание: Написать эссе «Мой Тютчев».
Просмотр видеоролика «Любви прекрасные мгновенья»
Заключительная минута урока
Игра “Исцеляющий свет нашего сердца”.
Оказывается, что любовь можно дарить не только тому, кто рядом с вами, но и тому, кто живет в другом городе или другом конце нашей планеты, потому что у любви нет границ, ведь Любовь - это могущественная и великая сила жизни.
Сейчас я предлагаю выполнить упражнение, которое называется “Исцеляющий свет нашего сердца”
- Когда так говорят?
-Кого мы можем исцелить? От чего? (От боли, ненависти, зла, страдания и т.д.)
Сядьте в круг и положите свою руку в ладонь своего соседа. Закройте глаза и загляните в глубь своего сердца. Постарайтесь там разглядеть крошечный, размером с булавочную головку, цветной огонек. Цвет этого огонька восхитительно красив. Это источник вашей любви и исцеляющей энергии. Наблюдайте за тем, как огонек начинает пульсировать, постепенно увеличиваясь в размерах и заполняя собой ваше сердце. Увидьте, как этот прекрасный свет пронизывает все ваше тело - от кончиков пальцев рук и ног до макушки. От вас исходит поразительное по красоте и богатству оттенков свечение. Это- ваша любовь и исцеляющая энергия. Позвольте прекрасному свету коснуться окружающих вас людей. Позвольте своей исцеляющей энергии коснуться каждого, кто в ней нуждается. Давайте пошлем любовь тем, у кого нет крыши над головой, тем, кому некуда обратиться за помощью. Давайте поделимся своей любовью с теми, кто испытывает гнев, кто напуган, с теми, кому причинили боль. Каждому человеку. Всем тем, кто в данный момент покидает нашу планету или уже оставил ее. Давайте поместим в свое сердце всю планету, животных, птиц, рыб, растения и, конечно всех людей. Увидьте, на Земле воцаряться мир и покой. Знайте, в этом есть и ваша заслуга. Радуйтесь тому, что у вас есть возможность что-то сделать для того, чтобы этот мир стал счастливым. Вы прекрасный человек. Вы - чудесны. Знайте, что это - правда. Пусть всегда будет так.
Рефлексия.
-С каким понятием мы сегодня познакомились? Чем это качество ценно для нас?
-Что взяли в свою душу и сердце?