Просмотр содержимого документа
«Любовная лирика Ф.И. Тютчева»
Тема урока :
« Любовная лирика Ф.И.Тютчева».
Ход урока .
Оргмомент . Сообщение темы и целей урока .
1.Вступительное слово учителя .
«Жизнь сердца» у Фёдора Ивановича Тютчева , по утверждению его биографов , была сложной , бурной , драматичной . В письме к дочери Дарье он признавался , что несёт в своей крови «это ужасное свойство , не имеющее названия , нарушающее всякое равновесие в жизни , эту жажду любви».
«Жизни блаженство в одной лишь любви,» - эта строка из стихотворения Тютчева вполне могла бы стать эпиграфом ко всей любовной лирике поэта . Стихотворение , из которого данная строка заимствована , представляет собой перевод лирической миниатюры Гёте . Тютчеву в момент его написания было 67 лет и фраза эта в устах человека , много пережившего и перечувствовавшего , познавшего «радость и горе в живом упоенье» , звучит как откровение .
Многое из того , что пережил поэт , может вызвать недоумение и прямое осуждение . Не торопясь осуждать , попробуем вглядеться в долгую , сложную , противоречивую , но по-своему единую историю тютчевской любви .
Поэт-философ и в любви оставался верен себе : признавал , что любовь остаётся главным проявлением душевной жизни человека , он в ней видит демоническое начало так же , как и в явлениях природы .
Любовь приносит человеку блаженство , наивысшее счастье , но она же бросает его в бездонную пропасть .
В чём причина такого парадоксального убеждения поэта ? Ответ надо искать в личной судьбе поэта , отражённой в его стихах .
2.История первой любви Ф.И.Тютчева .
(Сообщение ученика; портрет Ф.И.Тютчева / конец 20-х годов ; портрет Амалии фон Лерхенфель).
В 1823 году 19-летним юношей Тютчев приезжает в Мюнхен , куда был назначен чиновником русской дипломатической миссии . Он ещё не знал , что проведёт за границей 22 года , познав в Баварии и любовь , и страдание . Этой же весной Тютчев влюбился в совсем юную Амалию фон Лерхенфельд.Златоволосая красавица , которой позднее восхищались Генрих Гейне , Александр Сергеевич Пушкин , Николай I взяла под своё покровительство прекрасно воспитанного , чуть застенчивого русского дипломата . Они часто совершали прогулки по древним улочкам Мюнхена , к голубому Дунаю .
Тютчев был настолько очарован Амалией , что решился просить её руки . Но простой русский дворянин , без фамильных титулов , был недостаточно выгодной партией для знатной графини , и её родители предпочли ему барона Крюднера , сослуживца поэта .
Несмотря на боль и отчаяние , он нашёл в себе силы остаться другом Амалии . Их дружба длилась целые полвека . Они часто встречались , переписывались .
Воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет тревожили сердце поэта . Спустя 13 лет после первой встречи с Амалией , в 1836 году , Тютчевым было написано стихотворение «Я помню время золотое …» .
«Я помню время золотое …» - чтение наизусть одним учеником .
Анализ стихотворения ( по заранее данному плану ).
Какую атмосферу воссоздаёт стихотворение ?
Какова роль пейзажа в стихотворении ?
Какой художественный приём лежит в основе композиции стих-я ?
Это стихотворение воссоздаёт атмосферу прежней влюблённости . Прочитав его , понимаешь , что чувства поэта даже по прошествии более чем десятилетия не остыли .
Нельзя не согласиться с мнением известного литературоведа Вадима Кожинова , который в монографии о Тютчеве писал : «…Полюбив , Тютчев уже не умел , не мог разлюбить . Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира , неповторимое , но всё же несущее в себе именно всё богатство мира , воплощение».
Велика роль пейзажа в стихотворении . Именно через пейзаж изображаются человеческие переживания . ( Примеры из стихотворения).
В основе композиции стихотворения лежит скрытая антитеза . В счастливые воспоминания о «сладости юных лет» вплетается горечь от сознания быстротечности жизни , предвкушения будущих утрат .
В 1870 году глубоко пожилыми людьми Фёдор Иванович и Амалия Максимилиановна встретились на водах , в курортном Карлсбаде . А весной 1873 года , ровно через 50 лет после воспетой им встречи над Дунаем , Тютчев уже на самом пороге смерти писал дочери Дарье : «Я испытал жгучее волнение вследствие моего свидания с моей доброй Амалией Крюднер, которая в последний раз пожелала повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной…»
Именно эта встреча стала толчком к созданию стихов , которые более ста тридцати лет известны нам как чудесный романс .
Прослушивание романса на стихи Ф.И.Тютчева «Я встретил Вас…» в исполнении Артура Артуровича Эйзена .
3.История второй любви Ф.И.Тютчева .
(Сообщение ученика; портрет Элеоноры Петерсон ).
С Элеонорой Петерсон Ф.И.Тютчев обвенчался в 1826 году.
«Нигде человек не был столь любим другим человеком , сколь я любим ею .Я могу сказать , что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни , когда она не согласилась бы , не колеблясь ни мгновенье , умереть за меня», - писал Тютчев в одном из писем к родителям .
Это был во многом необычный , странный брак . 22-летний юноша обвенчался с вдовой , матерью четверых детей , которая к тому же была старше его на четыре года . Многие считали , что он искал в женитьбе спасение от тоски и горечи , вызванных утратой возлюбленной Амалии . Элеонора беспредельно любила Тютчева , была рачительной , хорошей хозяйкой , прекрасной матерью , подарившей ему трёх дочерей , Дарью , Анну и Екатерину .
Тютчев , испытывая огромное чувство благодарности , привык и по-своему полюбил Элеонору . Они прожили вместе неполных 12 лет . Но нервное потрясение и сильная простуда , которые выпали на долю жены , оборвали её жизнь . (Ей пришлось спасать детей с горящего парохода , когда они возвращались в Германию из отпуска).
В возрасте 39 лет она скончалась на руках мужа . Тютчев в одну ночь поседел от горя . Через 10 лет , в годовщину её смерти , он напишет :
Ещё томлюсь тоской желаний ,
Ещё стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Ещё ловлю я образ твой …
Твой милый образ незабвенный
Он предо мной везде , всегда ,
Недостижимый , неизменный ,
Как ночью на небе звезда .
История первой любви Ф.И.Тютчева .
(Сообщение ученика; портрет Ф.И.Тютчева / конец 20-х годов ; портрет Амалии фон Лерхенфель).
4. История третьей любви Ф.И.Тютчева .
(Рассказ учителя ; портрет Эрнестины Дернберг).
После смерти Элеоноры в 1838 году Тютчев женился вновь . Его избранницей стала вдова барона Фрица Дернберга , Эрнестина Дернберг .
С ней он познакомился ещё за 5 лет после смерти первой жены . Эрнестина произвела впечатление на Тютчева . Произошла странная история : барон почувствовал себя плохо и , покидая бал , сказал Тютчеву : «Поручаю вам свою жену». Через несколько дней он умер . После смерти мужа Эрнестина уехала из Мюнхена , а когда вернулась , между ней и Тютчевым началась та любовь , которой явно не хватало поэту в браке – духовное взаимопонимание и страсть , которая даже пугала его .
Действительно , о какой любви-привязанности к жене Элеоноре может идти речь , если ещё при её жизни он испытывал странное чувство к Эрнестине Дернберг , встречался с ней , добивался её любви . Да , Эрнестина была умна , красива , намного моложе его жены . Ей поэт посвятил немало стихов . Но , ещё не женившись на ней , Тютчев чувствовал , а вернее ощущал свою неспособность сделать свою любимую счастливой . За полгода до женитьбы на Эрнестине Тютчев напишет :
Не верь , не верь поэту , дева ;
Его своим ты не зови –
И пуще пламенного гнева
Страшись поэтовой любви !
Видимо любить и заставлять страдать – удел Тютчева . Осознание этого ужасало его , тяготило . В такие минуты Тютчев-поэт ненавидел Тютчева-человека , отторгался от него .
Отношения с новой женой были близки к идеальным . Через 17 лет брака Тютчев напишет : «Ты самое лучшее из всего , что известно мне в мире … и хотя ты любишь меня в четыре раза меньше , чем прежде , ты всё же любишь меня в десять раз больше , чем я того стою».
Эрнестине суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и в полном смысле стать его ангелом-хранителем .
5. Последняя любовь Ф.И.Тютчева . (Портрет Е.А.Денисьевой) .
И всё же почему в 1850 году началась новая , захватывающая любовь поэта, последняя любовь , имя которой Елена Денисьева .
Возраст Тютчева приближался к полувековой отметке . Лишённый надежды на духовное обновление , он мрачно говорил : «Я отжил свой век…У меня ничего нет в настоящем».
Но случилось так , что в его сердце вновь пришла «весна». Помните , как у Пушкина : «И может быть на мой закат печальный // Блеснёт любовь улыбкою прощальной…»
Чтение стихотворения «Последняя любовь».
Какие чувства передал поэт в этом стихотворении ?
Как вы думаете , почему образ вечерней зари избран поэтом ?
(Чтобы передать обострённое мирочувствование героя )
Чем , по-вашему объясняется обилие побудительных предложений , глаголов в повелительном наклонении , употребление глаголов ?
(Стихотворение проникнуто желанием остановить «чудное мгновенье». Это заклинание , обращённое к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви . Вместе с тем в словах поэта звучит вселенская грусть , ибо человек не в силах замедлить неумолимый бег времени .)
Сообщение ученика о Елене Александровне Денисьевой .
Кто же такая Елена Денисьева ?
Выпускница Смольного института , бедная дворяночка , живущая с тёткой .
Елена Денисьева была на 22 года моложе поэта . Всей душой они полюбили друг друга и 14 лет были открыто связаны узами гражданского брака и тремя детьми . В глазах высшего петербуржского света их связь была вызывающе скандальной , причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой . Она была отторгнута обществом , от неё отказался отец . Но по свидетельству современников , «природа одарила эту женщину большим умом , впечатлительностью и живостью , глубиною чувства и энергией характера. Увлечение Тютчева Денисьевой вызвало с её стороны такую глубокую , такую самоотверженную, такую страстную любовь , что она охватила всё его существо , и он остался навсегда её пленником , до самой её кончины».
Противоречивость натуры поэта сказалась опять . Испытывая глубокое чувство вины перед женой Эрнестиной , он на протяжении многих лет любил обеих женщин . В Эрнестине поэта восхищала выдержанность , серьёзность , ум , а в Елене – страстность и эмоциональность .
Своей последней любви Ф.И.Тютчев посвятил целый цикл стихов , который исследователи назвали «денисьевским циклом». Его по праву можно назвать лирическим памятником , поэтической летописью .
Об отношениях Тютчева с Денисьевой сын поэта , Фёдор Фёдорович Тютчев , писал : «В то время ему было уже под пятьдесят лет , но , тем не менее , он сохранил ещё такую свежесть сердца и цельность чувств , такую способность к безрассудочной , не помнящей себя и слепой ко всему окружающему любви , что , читая его дышащие страстью письма и стихотворения , положительно отказываешься верить , что они вышли из-под пера не впервые полюбившего 25-летнего юноши , а пятидесятилетнего старца , сердце которого должно бы , казалось, давно-давно устать от бесчисленного множества увлечений , через которые оно рошло».
Все стихи «денисьевского цикла» исполнены трагизма , боли , горечи лирического героя . В них нет радости , счастья , которые свойственны любящим людям . Чувство раздвоенности поэта между Нести (Эрнестиной) и Лелей (Еленой) приводит его к страшному выводу : «О , как убийственно мы любим».
Чтение наизусть стихотворения «О , как убийственно мы любим».
Беседа по вопросам .
Какой троп использует Тютчев в первых строчках стихотворения ?
Оксюморон – сочетание совершенно противоположных вещей , явлений , чувств . Любовь созидательна , она возрождает человека к жизни , зовёт на подвиги . Нельзя любить «убийственно». Но ведь у Тютчева любовь и жизнь , любовь и счастье – вещи несовместимые , может потому , что любовь у Тютчева – это любовь-страдание , любовь-страсть .
Какими чувствами проникнут лирический монолог поэта ?
Горечь , страдание от сознания того , что вина перед возлюбленной лежит только на нём .
Какова роль кольцевого композиционного строения ?
Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развилась раздражительность , вспыльчивость . Всё это ускорило ход её болезни (она страдала чахоткой) .
Лирическая героиня стихов угасает , душа её измучена общественным порицанием света .
Чтение наизусть стихотворения «Чему молилась ты с любовью».
В августе 1864 года Елена Денисьева скончалась . Тютчев похоронил её , постарел лет на 15 . Это была в полном смысле невосполнимая утрата для поэта . Открыто и прямо он заявлял в свете , что сгубил свою Лелю .
«Всё кончено – вчера мы её хоронили … Во мне всё убито : мысль , чувство, память , всё … Пустота , страшная пустота . И даже в смерти – не предвижу облегчения . Ах, она мне на земле нужна , а не там где-то…» - писал Тютчев одному из своих родственников .
Боль , отчаяние не дают покоя поэту . Со смертью Денисьевой его жизнь стала пустой и бессмысленной .
Чтение наизусть и анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи».
Какова общая тональность стихотворения ?
Определите стихотворный размер и способ рифмовки стихотворных строк ?
Какова роль многосоюзия и звукописи ?
Чем можно объяснить обилие восклицательных предложений , междометий , многоточий ?
Общая тональность стихотворения трагическая . Звучит боль об утрате близкого человека. Стихотворение написано ямбом , перекрёстной рифмой , многосоюзие придаём стихотворению плавность , повтор звуков [ш] , [л] , [с] передают тихий шелест летнего дождя . Восклицательные предложения , междометия , многоточия передают тяжёлое душевное состояние лирического героя .
Какой вывод можно сделать ?
Хотя стихотворение посвящено конкретному человеку , конкретному случаю , но выражает боль не только автора , а боль любого человека , теряющего близкого . Этим оно созвучно каждому .
А как же умная , гордая Эрнестина ? Как она переносила роковую любовь мужа ?
Нести настолько любила Ф.И.Тютчева , что возвысилась до его страданий , поняла их . Это она сказала злорадствующим : «Его скорбь для меня священна , какова бы ни была её причина». Только её доброта , сила любви помогли поэту пережить трагедию . Величие своей жены Тютчев оценил давно . Это о ней он написал :
Не знаю я , коснётся ль Благодать
Моей души болезненно-греховной ,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать ,
Пройдёт ли обморок духовный ?
Но если бы душа могла
Здесь , на земле , найти успокоенье ,
Мне Благодатью ты б была –
Ты , ты , моё земное провиденье!..
Как-то Тютчев застал Нести сидящей на полу , с глазами , полными слёз . Вокруг были разбросаны письма , которые они писали друг другу . Почти машинально она брала их одно за другим , пробегала глазами дорогие её строки любви и , словно заведённая кукла , бросала их в огонь камина .
Чтение наизусть стихотворения «Она сидела на полу».
6. Заключительное слово учителя .
Поэт вне осуждения , он выше . Только любовь женщины способна поднять Поэта на недосягаемые высоты . Наполненная драматизмом , неразрешёнными вопросами и проблемами , любовь у Ф.И.Тютчева олицетворяет высшую радость жизни .
Радость и горе в живом упоенье ,
Думы и сердце в вечном волненье ,
В небе ликуя, томясь на земли ,
Страстно ликующей , -
Страстно тоскующей ,
Жизни блаженство в одной лишь любви .
7. Домашнее задание .
Выучить и проанализировать понравившееся стихотворение Ф.И.Тютчева .