Дата | 12.02.2015. |
Предмет | Русская литература. |
Класс | 10 а |
Тема урока | Тема любви в творчестве Федора Ивановича Тютчева. (Любовная лирика-«роковой поединок) |
Цель урока | познакомить учащихся с особенностями любовной лирики Ф.И. Тютчева. |
Задачи: | 1.изучение любовной лирики Ф. И. Тютчева через различные формы сопоставительного анализа; 2.развитие творческих способностей учащихся; 3.формирование навыков выразительного чтения и общения; |
Ожидаемый результат | назвать не менее трех основных особенностей любовной лирики Ф.И. Тютчева; продолжить формирование навыка выразительного чтения поэтического текста, умения анализировать стихотворение. задуматься и высказать свое отношение к проблемам нравственности, любви к прекрасному, возвышенному в лирике Ф. И. Тютчева . |
Ключевые идеи: | Любовь по Тютчевски, полюбив, Тютчев уже не мог, не умел разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира – неповторимое, но все же несущее в себе именно все богатство мира». |
Источники и ресурсы | - портреты Фёдора Ивановича Тютчева, Амалии Лерхенфельд, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дёрнберг и Елены Александровны Денисьевой; - распечатки стихотворений Ф.И. Тютчева. - мелодии: Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»» М. Легран. «Шербургские зонтики» и Р. Клайдерман «К Элизе»; Эпиграф. «… полюбив, Тютчев уже не мог, не умел разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира – неповторимое, но все же несущее в себе именно всё богатство мира» В. Кожинов |
Методы обучения: | сообщения учащихся, выступление учителя, чтение стихов, индивидуальная и групповая работа |
Тип урока: | Урок-исследование. |
№ | Время | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые модули |
| 3мин. минута. | Организация класса. 1.Психолгический настрой. 2.Деление на группы. 3.Распределение обязанностей членов группы. Повторение правил группы. | Проверяет готовность учащихся к уроку. 1.Создание коллаборативной среды. включение учащихся в деятельность. Активизация внимания -Я хочу вам пожелать *Активности; *Усидчивости; *Удачи; *Самостоятельности; *Хороших успехов. Учитель вразброс показывает на пожелания указкой. 2.Ученики делятся на группы. 3.Ребята, на уроке мы будем работать в четырех группах. Каждая группа должна выбрать себе капитана, тайм-спикера, критика, докладчика, дизайнера. | Рапорт дежурного. Следят за указкой глазами. 2.Формируются в группы. 3.Распределяют обязанности внутри команды. Повторяют правила группы. | Создание коллаборативной обстановки. Учет возрастных особенностей. Развитие критического мышления. |
| 3 минут. | Актуализация знаний учащихся. | Вопросно- ответная беседа. | Каждая группа задает друг другу вопросы по пройденной теме. | Прием «Перекрестный огонь». |
| 5 мин | Вводно-мотивационный этап. Музыка Е.Доги.Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Музыка М. Леграна «Шербургские зонтики ». | Учитель (на фоне музыки.) Любовь! Какое волшебное, неземное чувство. Ни один поэт и композитор не обошёл стороной эту тему. В ней начало всех начал! Любовь может творить с человеком чудеса: возносить его к недосягаемым высотам или низвергать в пучину страстей. Каждый по-своему переживает это чувство. Одни, как А.С.Пушкин, достойно и светло, другие с трагическим надрывом. Сегодняшний урок на мгновение приоткроет тайну интимной лирики Ф.И.Тютчева. Личная жизнь поэта, по воспоминаниям близких, была бурной, сложной и драматичной. | Заранее подготовленные ученики читают на фоне музыки Е. Доги стихотворения о любви А.С.Пушкина «Я вас любил…». -Звучит на фоне музыки М. Леграна «Шербургские зонтики » стихотворение Ф.И.Тютчева «Я очи знал, - о. эти очи…»
| |
| 4мин | Сообщение темы и цели урока.
| Тема урока:«Тема любви в лирике Федора Ивановича Тютчева» (Любовная лирика – «роковой поединок»). Эпиграф. «… полюбив, Тютчев уже не мог, не умел разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира – неповторимое, но все же несущее в себе именно всё богатство мира» В. Кожинов Слово учителя. Сегодня на уроке мы познакомимся с адресатами его любовной лирики, с особенностями изображения этого чувства. | Ученики записывают тему и эпиграф к уроку. | |
| | Изучение нового материала. Цель: в процессе работы группа должна назвать фамилию и имя героини любов-ного романа, рассказать о взаимоотноше-ниях с Ф.И.Тютчевым, назвать и прочи-тать выразительно стихотворения, посвященные данной героине, назвать особен-ности любовных переживаний данного периода. | Учитель дает указания понятно и корректно. | - Каждая группа учащихся получает портрет, распечатки стихотворений, биографию, отрывки из писем. | |
| 10 мин. | Сообщения учащихся, работавших в группах. | - Порядок выступления групп.
| 1. Поэзия Тютчева, посвященная Амалии Лерхенфельд. Группа №1. 2. Поэзия Тютчева, посвященная Элеоноре Петерсон. Группа №2 3. Поэзия Тютчева, посвященная Эрнестине Дёрнберг. Группа №3. 4. Поэзия Тютчева, посвященная Елене Александровне Денисьевой. Группа №4. | Прием: Аквариум с золотой рыбкой. Цель: дает возможность группам представить идеи. Привести аргументы, аналитически исследовать, обмениваться идеями. |
| 10мин. | Рефлексивно-оценочный этап . | Задания для закрепления темы. 1группа-составление кластера «Любовь - это….» . 2 группа- написать стихотворение о поэзии Тютчева(синквейн) 3группа-написать эссе на тему: Любовь, по Тютчеву. 4группа-прочитать стихотворение про любовь на родном языке. | 1группа составляет кластер на тему: Любовь-это… 2 группа пишет Синквейн на тему: Поэзия Ф.И. Тютчева. 3 группа-эссе на тему: Любовь по Тютчеву. 4 группачитает наизусть стихотворение Макатаева о любви. | Развитие критического мышления. |
| 5мин | Заключительное слово учителя . | В течение урока вы, ребята, прикоснулись к любовной поэзии Тютчева. - Четыре женщины, четыре Музы вдохно-вили Ф.И.Тютчева на создание прекрасных лирических стихот-ворений. О том, чем для него была женщи-на, сказал В.Кожинов: «…полюбив, Тютчев уже не мог, не умел разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полноз-вучное воплощение целого мира – непов-торимое, но все же несущее в себе имен-но все богатство мира». | | |
| 2мин. | Оценивание. | Комментирование оценок к уроку. | Ученики и оцен-щик группы оцени-вают свои работы, указывают свое настроение. | Формативное оценивание. |
| 3мин. | Подача домашнего задания. | 1)Эссе на тему: Мое отношение к любовной лирике Ф.И.Тютчева 2) Письменный сравнительный анализ стихотворения Тютчева «Я встретил вас…» | Ученики записывают домашнее задание в дневники. | |