kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовная лирика В.В. Маяковского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит готовый материал по творчеству В. В. Маяковского для учащихся 11 класса 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Любовная лирика В.В. Маяковского»

8


Тема: Любовная лирика В. В. Маяковского



Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

Учитель: Итак, у вас уже сложилось определенное мнение о Маяковском. Сегодня мы посмотрим на него через призму его стихов. Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике В. В. Маяковского». Запишите эпиграф к уроку, который перекликается с темой занятия: «Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего». Владимир Маяковский.

Учитель. Многие видят Владимира Маяковского только как поэта, принадлежащего к когорте революции, и не замечают его потрясающей любовной лирики. Любовь к женщине, любовь к людям, любовь Вселенская… Маяковский – это не громада- ненависть, а громада-любовь. Наш урок посвящён любовной лирике В.Маяковского. Любовь - вечная тема, и она проходит через всё творчество поэта, начиная с ранних стихов и кончая последним незавершённым стихотворением «Неоконченное». Сегодня на уроке мы познакомимся с любовной лирикой поэта; постараемся открыть для себя другого Маяковского, ранимого, нежного, глубокого лирика; увидеть тесную взаимосвязь между жизнью и творчеством поэта. И мне хочется, чтобы сегодня на уроке вам открылась необычайно яркая страница лирики Владимира Маяковского и чтобы вы представили своего Маяковского через его любовную лирику, через его лирическое «я». В. В. Маяковский в своей любовной лирике рассказал нам о себе самое главное, самое сокровенное. Его лирика — ключ к пониманию личности поэта. Он всю силу своего поэтического таланта отдал служению молодой республике, пропуская через сердце все её победы и поражения. В его любовной лирике мы видим новое восприятие и показ давно известных чувств и переживаний.



Учитель: Перед вами – портретная галерея возлюбленных поэта. О них и пойдет речь. В жизни Владимира Владимировича встречались разные женщины. Но любовь в творчестве Маяковского в основном появилась благодаря трем женщинам – Лилии Брик, Марии Денисовой и Татьяне Яковлевой. В течение урока мы создадим небольшой рассказ, в котором главный герой – Маяковский, любимые им женщины и эпоха

III. Работа над темой урока.


Владимир Маяковский и Лиля Брик. Поэт и Муза.

Кто же она, эта загадочная Лиличка?


1915 год. Эльза Каган привела нового знакомого поэта-футуриста в дом к своей замужней сестре Лиле Брик. Маяковский был сражен этой маленькой женщиной с ярко рыжими волосами и каре-зелёными глазами. Вот она – его громада любовь, любовь на всю жизнь, любовь, принёсшая столько радости и столько мучений. Маяковский весь вечер был в ударе. Он прочел поэму «Облако в штанах» и тут же попросил разрешения посвятить её Лиле. Так поэма, в которой фигурировало имя Мария, поэма, на создание которой Маяковского вдохновила одна женщина, была посвящена Лиле Брик.




Лиля Брик – красивая, умная, незаурядная, общительная, пользовалась неимоверным успехом у мужчин. Она – дама элегантная, воспитанная, с прекрасными манерами и, в то же время, она лишена всяких предрассудков, она эмансипированна. Наконец, она – непредсказуемая. Она стала Музой поэта, она преобразила Маяковского, без неё не было бы в истории нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде.


Пришла – деловито,

за рыком,

за ростом,

взглянув,

разглядела просто мальчика.

Взяла,

отобрала сердце

и пошла играть –

как девочка с мячиком. Так возвестил Маяковский о появлении в своей жизни музы и муки – Лили Юрьевны Брик. Эти строчки поэмы “Люблю” предельно ёмко и точно характеризуют “героев” любовной истории и их отношения.




Осень 1918 года. Голодная Москва, коммуналка, холод. Не было овощей, фруктов. Лиля заболела авитаминозом. Маяковский с трудом добывает для неё настоящее сокровище - примитивные овощи.


Не домой,

не на суп,

А к любимой

в гости,

две морковинки

несу

за зелёный хвостик.

Я

много дарил

конфет да букетов,

Но

больше

всех дорогих даров

Я помню

морковь драгоценную эту

И полполена

берёзовых дров.




Немного раньше, в мае 1918 года. В Москве Маяковский и Лиля Брик снялись в фильме «Закованная фильмой» Это история художника, который ищет настоящую любовь. Он видит сердца женщин: в одном – деньги, в другом – наряды, в третьем – кастрюльки. Наконец, он влюбляется в балерину – Лилю Брик. Но балерина скучает без сцены, без экрана, ей нужны поклонники, ведь она – повелительница сцены. Но, художник ещё верит ей, верит и надеется на взаимную любовь. Так же и поэт клянётся Лиле Брик в вечной любви. А ведь она запрещает ему выяснять отношения с мужем – Осипом Бриком, запрещает ревновать, говорит, что Осип Брик навсегда останется её официальным мужем, хотя их супружеские отношения давно окончены.

Современники говорили об их отношениях: «Маяковский любил её без памяти, а она не сходила с ума от любви».

В 1922 году поэт пишет поэму «Люблю» – своё самое светлое произведение о любви.  Маяковский тогда переживал пик своего чувства к Л. Брик, потому и был уверен:

Не смоют любовь

ни ссоры,

ни вёрсты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих строкоперстый,

клянусь –

люблю неизменно и верно!



Маяковский говорил Лиле Брик: «Ты не женщина, ты – исключение».

Марина Цветаева была уверена, что «внушать стихи – больше, чем писать стихи, большой Божий дар, большая богоизбранность».

А Борис Пастернак писал:

Быть женщиной – великий шаг,

Сводить с ума – геройство

Лиля Брик была из тех, кто внушал стихи и сводил с ума. Даже враги не оспаривали её красоту, её интеллект, её умение очаровывать. Лиля Брик – последняя хозяйка литературного салона в 20 веке. В её салоне говорили только о литературе и искусстве. Лиля Брик была очаровательна даже в возрасте 85 лет. Она получала подарки от известного кутюрье. Ив Сен Лоран специально для неё творил наряды. Пабло Неруда посвящал ей стихи, а Пабло Пикассо мечтал, чтобы она позировала для его шедевров.


Во время расставаний Маяковский постоянно писал письма Лиле Брик. У него для неё было множество ласковых, нежных обращений: «дорогой мой, милый, ослепительный лисёныш», Лилёк, Кисик, Лисик и т.д.

« Люблю ли я тебя? (05.02.23 г.)

Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему; любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Всё равно люблю. Аминь. Смешно об этом писать, ты сама это знаешь…

Опять о моей любви. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным… Без тебя я прекращаюсь, я мертв.»



Учитель: Биограф Маяковского отмечает, что с Лилей поэта «связывало какое-то мистическое чувство, гораздо более глубокое, чем обычная любовь к женщине… Лиля действительно была для поэта музой, причем не только вдохновительницей его поэзии, но и жизненной опорой. Ведь Маяковский скорее хотел быть «горлопаном» и «бунтарем» и многим действительно таким и казался, однако в душе он был человеком ранимым и даже не уверенным в себе. Тем, кто слушал выступления Маяковского, кто восхищался его бравадой, громовым голосом, задором, это могло показаться выдумкой. Его огромная фигура казалась воплощением силы. Но, тем не менее, как и многие люди искусства, в глубине души Маяковский постоянно нуждался в заверениях в своем величии. Лиля Брик слушала поэта, восхищалась им, успокаивала его, внушала уверенность. Она не играла и не льстила ему, она действительно была уверена в его гениальности. Она вообще обладала талантом слушать людей так, что они вырастали в собственных глазах.


НАИЗУСТЬ «ЛИЛИЧКА!»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

Но поэт и его Муза расстались… А жизнь шла своим чередом. И в этой жизни внезапно появилась еще одна женщина, которой удалось потеснить в его сердце образ Лили. Кто же она?




Владимир Маяковский и Татьяна Яковлева. «Эмигрантка» и «невозвращенка» - так говорили о Татьяне Яковлевой современники поэта. Эта история любви полна трагизма. Разве лучший советский поэт может влюбиться в русскую эмигрантку? Поэтому и стихи, написанные Маяковским о ней, посвященные ей, долгое время не публиковались. Поэт познакомился с Татьяной Яковлевой в Париже. Она сопровождала его в качестве переводчицы. Натурльная блондинка, длинноногая, спортивная…Она очаровывала мужчин, среди которых даже был великий Шаляпин.Они были очень красивой парой, вспыхнул новый пожар сердца.

В течение пяти недель они встречались каждый день. При этом все женщины Маяковского не просто знали о существовании Лилии Брик – они обязаны были выслушивать восхищенные рассказы о ней. «Я люблю только Лилю,-признавался он другим женщинам.- Ко всем остальным я могу относиться только хорошо или очень хорошо, но любить я уж могу только на втором месте».

…Хотя письма из Парижа от него для Лилии Брик прекратились…Лиля не на шутку встревожена новым увлечением Маяковского…В стихах, посвященных не ей, она видит измену, предательство..

К сожалению, из переписки Яковлевой и Маяковского сохранились только письма, написанные поэтом. Их Татьяна хранила до конца своих дней. Ее же письма к Маяковскому, как и всех других женщин к нему, уничтожила Лилия Брик, к которой, по завещанию поэта, перешел весь его архив.



НАИЗУСТЬ «ПИСЬМО ТАТЬЯНЕ ЯКОВЛЕВОЙ»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ


Маяковский и Татьяна Яковлева были счастливы. Расставаясь с Татьяной, Маяковский не знал, что видит ее в последний раз. Уже через несколько месяцев Маяковский узнает о замужестве Татьяны Яковлевой…Но, возможно, он предчувствовал что-то недоброе, поэтому оставил в одной из цветочных фирм весь свой гонорар. Чтобы Татьяна не чувствовала себя одинокой. Так поэт напоминал своей любимой, что он рядом. После отъезда поэта на имя Татьяны Яковлевой несколько лет шли цветы - цветы от Маяковского.

И теперь –

то ли первый снег,

То ли дождь на стекле

полосками –

В дверь стучится к ней человек,

Он с цветами


от Маяковского.
Татьяна на много лет пережила Маяковского, а цветы все приносили и приносили…Она и не догадывалась, что поэта давно нет в живых.



Вероника Витольдовна Полонская не стала адресатом любовной лирики Маяковского. Это последняя женщина, которой поэт предложил построить простое человеческое счастье. Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не хотел делить любимую: ни с другим мужчиной, ни с другой страной. Вероника Витольдовна – молодая талантливая актриса, к сожалению тоже не была свободной. Она была замужем. И на категоричное

требование поэта остаться с ним, ответила, что не может так просто расстаться со своим мужем.



12 апреля 1930 года после её ухода Маяковский застрелился. Неправильно было бы сказать, что причина ухода поэта из жизни только в неудачах личных, любовных. Была ещё выставка «20 лет работы», которую проигнорировал союз писателей. Была ещё статья Ермилова в «Правде», в 1930-м году, в которой прозвучало обвинение Маяковского в троцкизме. Маяковский оставил последнее письмо:


"Всем

В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, простите, - это не способ (другим не советую) - но у меня выходов нет. Лиля - люби меня.

Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые

стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят - "инцидент исперчен", любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете, и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид, Счастливо оставаться. Владимир Маяковский.»


Слово учителя: Итак, наш рассказ завершен.

– Таков ли Маяковский, каким изображает его критика и он сам? (нет)

– Тогда скажите, какой он? (ответы учащихся).



Работа в группах над идейно-художественным содержанием стихотворений «Лиличка» и «Письмо Татьяне Яковлевой»



Учитель: проанализируем стихотворения, вопросы перед вами.

1 группа «Лиличка!»;

2 группа «Письмо Т. Яковлевой».



Вопросы для анализа стихотворений. 1 группа

1.Какое впечатление возникает от стихотворения? (трогательное, проникнуто глубоким лиризмом).

2.Объясните ситуацию, лёгшую в основу стихотворения («эпизод» очередной размолвки).

3.Хочет ли герой расстаться с любимой? (Нет. Это «последний крик» отчаяния. Перед нами трагедия любви, так как любовь невзаимна.)Что волнует героя нашего стихотворения? (желание выразить то безумное состояние, в которое его повергает расставание).

Вопросы для анализа 2 группе



  1. Каково впечатление от стихотворения? (нет надрывности, безысходности, драматизма; впервые появились светлые, жизнеутверждающие ноты).

  2. Не случайно на протяжении всего «Письма» мы неоднократно увидим, как личное будет сливаться с общественным. Согласны ли вы с утверждением, что они не могут соединиться, и в этом — источник любовной драмы? Приведите примеры из стихотворения.

  3. Выделите элементы стихотворной речи, благодаря которым поэт воссоздаёт накал страсти.



Подведение итогов урока

Что можно добавить к сказанному?

  1. Хочу сказать словами Т. Яковлевой о Маяковском: «Он был поэтом по надобности, но лирическим поэтом по призванию».

  2. Любовь Маяковского носила вселенский характер.

  3. Любовная лирика поэта – сплав глубоко личного, общественного и социального.

Учитель: У Маяковского так и было. Это есть основной штрих к портрету – любовь во всем. Исходя из вышесказанного, предлагаю домашнее задание:



Домашнее задание:

  1. Ответить на проблемный вопрос. В. Маяковский писал: «Любовь – это сердце всего…» Подтвердите примерами из жизни и творчества поэта справедливость высказывания.

Учитель: Надеюсь, Маяковский завоевал ваши сердца, и вы пополните ряды поклонников его таланта. Мы прощаемся с В. Маяковским, чтобы вновь поговорить о нем. А он из далекого прошлого обращается к нам:

Грядущие люди!

Кто вы!

Вот я, весь боль и ушиб,

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души…

Да, Маяковский своеобразен. Оказывается, многие его суждения лежат на поверхности, нужно только не полениться открыть томик с его стихами…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Любовная лирика В.В. Маяковского

Автор: Карпова Зульфира Ильгамовна

Дата: 30.11.2017

Номер свидетельства: 441551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Любовная лирика В.Маяковского. "
    ["seo_title"] => string(33) "liubovnaia-lirika-v-maiakovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "172243"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423775950"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Я навек любовью ранен". Любовная лирика В.В.Маяковского."
    ["seo_title"] => string(62) "ia_naviek_liubov_iu_ranien_liubovnaia_lirika_v_v_maiakovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "413704"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494180174"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Стихотворения В.В.Маяковского о любви."
    ["seo_title"] => string(43) "stikhotvorieniia_v_v_maiakovskogho_o_liubvi"
    ["file_id"] => string(6) "464728"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522689689"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Литература 11 класс "Гимн Любви" "
    ["seo_title"] => string(32) "litieratura-11-klass-gimn-liubvi"
    ["file_id"] => string(6) "170992"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423628374"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "«Гимн любви» Семинар "
    ["seo_title"] => string(20) "gimn-liubvi-sieminar"
    ["file_id"] => string(6) "171008"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423630995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства