kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовная лирика В.Маяковского.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителю 11 класса в подготовке урока по любовной лирике В.Маяковского. В заархивированной папке можно найти не только презентацию, но и mp3 файлы со стихотворениями, данные файлы не желательно удалять из папки,т.к. в противном случае нельзя будет в презентации их прослушать.В приложении есть дополнительный материал из Интернет-источников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Есть женщины»

  Есть женщины, которые в принципе ничего в жизни и не сотворили, однако оказались вписанными в великую книгу истории за их способность покорять мужчин. И каких мужчин…

«Ты не женщина, ты – исключение»

В 1891 году в семье простого присяжного поверенного родилась дочь. Счастливые родители нарекли дитя в честь возлюбленной Гете, Лили. Характер у девочки был еще тот. Упрямый, своенравный, необузданный – казалось, она вылеплена совсем из другого теста, чем ее родители и младшая сестра Эльза. Девочки в семье Юрия и Елены Каган получили хорошее образование, знали несколько иностранных языков, много читали, музицировали, владели искусством танца. Но не это было главным призванием в жизни Лили Каган.

Уже с тринадцати лет она осознала свое магическое влияние на мужчин. Один долгий взгляд ее темных глаз и новый поклонник обеспечен. И это притом, что юная Лили отнюдь не была красавицей. Миниатюрная, даже суховатая, с сутулой спиной, начисто лишенная всех соблазнительных женских изгибов, она свела с ума многих известных мужчин начала XX века. И виной этому была ее необыкновенная, завораживающая чувственность. Как писали современники: «ее сексуальность так естественна, так неуловима, так ненарочита, данная самой природой, а не сфабрикованная разнообразными женскими уловками».

Осип Брик, преподаватель политэкономии в женской гимназии, где училась Лиля, был вовсе не первым ее возлюбленным. К этому времени у Лили уже было предостаточно романов и даже тайный аборт. Но это не остановило влюбленного юношу, и 26 февраля 1912 года состоялась свадьба. Некоторое время молодожены жили в Москве, где Осип учился, а осенью 1914 семья переехала в Петроград, где и состоялась встреча Лили с молодым поэтом Владимиром Маяковским. Привела же его к Брикам младшая сестра Лили, Эльза, у которой с Маяковским на тот момент был бурный роман. Вихрастый растрепанный парень пришел с поэмой «Облако в штанах», которую прочитал своим новым знакомым, а ушел одержимо влюбленный в Лилю.

Первым своим безошибочным нюхом талант поэта «унюхал» Осип. Именно он издавал первые сборники Маяковского, постоянно приглашал его в дом и с восхищением слушал бесконечные стихи посвященные… его жене. Отсутствие ревности объяснялось просто: трезвомыслящий Осип вполне отдавал себе отчет в том, что Лили вряд ли будет хорошей и верной женой. А ко времени знакомства с Маяковским они, продолжая жить вместе и безмерно уважая друг друга, уже не поддерживали интимных отношений. В Лили его притягивало другое, ее жажда жизни, умение сделать из будней праздник и обоюдная увлеченность всем незаурядным, выходящим за рамки обыденного бытия.

Маяковский же рухнул в новый роман всей силой своего темперамента. Его неудержимой страсти нельзя было противостоять, и Лиля ответила на его чувства. Поначалу скрывая от мужа свои отношения с Владимиром, вскоре она призналась во всем и предложила жить вместе. Злословы не преминули тут же распустить сплетни об этом «тройственном» союзе, но Лиля отвергала любые предположения о «любви втроем».

В их тесной комнатке в Полуэктовом переулке всегда было полно народу, всегда шумно, уютно и весело. Там побывали все выдающиеся художники, поэты, артисты смутного революционного времени и все они впоследствии с теплотой вспоминали об этих совместных памятных вечерах.

Однако Маяковский явно не рассчитал своих сил, увлекшись Лилей. В отличие от Осипа, он ревновал и мучился. Даже пытался застрелиться, но счастливая осечка спасла его жизнь. Лиля же не терпела никаких посягательств на свою свободу и вскоре настояла на временном расставании. В течение двух месяцев они должны были не встречаться, не писать и не звонить друг другу. Впоследствии она говорила, что сделала это специально, дабы сподвигнуть Маяковского на написание новых стихов (в это время у него разразился творческий кризис).

Как бы там ни было, расчет оказался верным: через два месяца он явился к ней с поэмой «Про это» и кучей писем, написанных ей за время «заточения». Но ренессанса чувств, увы, не состоялось. Маяковский по-прежнему без ума любил ее, она же стала охладевать. И через некоторое время предложила расстаться совсем. «Расставание», однако, отнюдь не означало прекращения дружбы и даже совместного проживания - просто исключалась интимная жизнь. С этим поэт так и не смог смириться, хотя и пытался.

«Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него – буквально пустыня»
(из письма Т.Яковлевой матери)

Жизнь пошла по-новому. И в этой жизни внезапно появилась еще одна женщина, не менее чувственная чем Лиля, но более красивая. После «разрыва» и Брики, и Маяковский много ездили по миру. Она - чтобы развеяться, он - чтобы найти «большую любовь, которая одна может спасти». И вот в Париже он встретил ту, которой удалось потеснить в его сердце образ Лили. Татьяна Яковлева за два года до знакомства с Маяковским по вызову своего дяди художника А. Е. Яковлева переехала в Париж.

Двадцатидвухлетняя девушка отличалась необыкновенной, по отзывам современников, фатальной красотой. Высокая, грациозная, с длинными ногами, белой кожей и выразительным взглядом, она тут же вошла в парижский бомонд и обзавелась немалым числом именитых поклонников. Ей, манекенщице модного дома Коко Шанель, симпатизировал Шаляпин. С Маяковским их свела Эльза Триоле, бывшая возлюбленная Маяковского и младшая сестра Лили Брик. Впервые увидев Татьяну, она засмеялась: «Да вы под рост самому Маяковскому», а затем по приезду и познакомила их. Это была красивая пара двух удивительно похожих друг на друга людей. Их потрясающее сходство отмечали все современники.

Он, как следует из ее писем, был единственным, кто оставил след в ее сердце, она стала его новой музой. Маяковский писал ей стихи, которые по приезду читал Брикам. Дослушав до конца, Лиля тихо произнесла: «Вот теперь ты меня по-настоящему предал». Но Маяковский был увлечен, влюблен, страдал и звал Татьяну в Москву. На что она, ненавидя советскую власть, категорически не соглашалась. Да и помимо Владимира у нее имелись претенденты на руку и сердце. После долгих мучений она предпочла разум чувствам, и вышла замуж за виконта Бертрана де Плесси.

Не последнюю роль в этом решении сыграли слухи о новом увлечении Маяковского Вероникой Полонской. С Вероникой поэта познакомила Лиля: с дальним расчетом вытеснить из его сердца Татьяну Яковлеву. Вероника, или как ее называли в семье Нора, была актрисой МХАТа и женой актера Михаила Яншина. Маяковский действительно увлекся ею, но это была не любовь, а скорее та последняя соломинка, за которую он хотел ухватиться, потеряв двух любимых женщин. Известие же о браке Татьяны Яковлевой окончательно подорвало его. Он потерял Лилю, чей образ пронес через всю жизнь, его отвергла Татьяна. Он разочаровался в революции, в поэзии, во времени, в людях. Все это вместе и предрешило тот роковой выстрел холодным апрельским днем 1930 года.

Как говорят, "инцидент исперчен"
Любовная лодка разбилась о быт
С тобой мы в расчете и ни к чему перечень
Взаимных болей, бед и обид

- предсмертные стихи поэта не были адресованы конкретному лицу, но откуда это «С тобой мы в расчете….»? С кем?

Лиля прожила с Осипом Брик до самой его смерти после инфаркта в 1945 году. Сама же она покончила жизнь самоубийством в 1978 году: неудачное падение повлекло перелом шейки бедра, а такие переломы для «дам за 80» - роковые. Лиля понимала, что уже никогда не встанет…

Успевший познакомиться с Лилей Ив-Сен Лоран считал ее одной из немногих женщин, которые «вне моды» и попытался выразить словами то неуловимое волшебство шарма, которым загадочная женщина обладала от рождения: «она никогда не произносила банальностей, у нее на все был свой взгляд и с нею всегда было интересно». Трудно представить, чтобы это делало человека столь неотразимым… Но ни одно из описаний Лили, оставленных современниками, не раскрывает ее секрета:

«…даже в молодости в обычном смысле этого слова красивой она не была. У нее были прекрасные лучистые глаза, но фигура была не из лучших. У нее были тонкие ножки, которые она с присущим ей вкусом тщательно скрывала под длинными юбками или брюками. Ведь она была первой женщиной в Москве, надевшей брюки. Вообще вкус у нее был отменным.

Но ее мистическое обаяние заключалось главным образом в том, что она была великолепным собеседником. Разговаривая с мужчиной, она как бы погружалась в него, жила только его интересами, а кому из мужчин это не польстит?

Кроме того, она была очень образованным человеком, могла беседовать на самые разные темы. И всегда шикарно и модно одевалась. Никто никогда не видел ее непричесанной, неухоженной или небрежно одетой»

.
(Инна Генс о Лиле Брик)

А Татьяна Яковлева после гибели мужа Бертрана де Плесси в 1941 году вышла замуж вторично и переехала в США. Она прославилась как большая оригиналка и как великолепный дизайнер головных уборов. Семейный архив бережно хранит письма, которые писал Татьяне влюбленный Маяковский. А вот ее писем поэту не обнаружено: после его смерти личными бумагами и рукописями занималась Лиля, и, скорее всего, решила остаться для потомков его единственной музой и любовью.

Татьна Яковлева - де Плесси - Либерман умерла в 1991 году. Она не претендовала на мировую известность и знаковую фигуру в жизни странного русского поэта. Но история хранит ее имя. С разницей в тринадцать лет покинули этот мир две женщины, две музы Маяковского, оставив нам вечную загадку: кого же из них он любил больше?

Людмила ГОРШКОВА



Просмотр содержимого документа
«Дочь Маяковского»

Дочь Маяковского: «Отец не убивал себя из-за женщины!»

Дочь Маяковского

В эксклюзивном интервью «АиФ» живущая в США дочь поэта раскрывает неожиданные стороны его личной жизни и тайны отношений с поклонницами.

«ВЗВОД мужей, остолбеней, цинизмом поражён! Мы целуем — беззаконно! — над Гудзоном ваших длинноногих жён!» Эти стихи Владимир Маяковский написал в 1925 году, после поездки в Америку. В следующем году Елизавета Зиберт (замужняя эмигрантка из российских немцев), работавшая переводчиком Маяковского в Нью-Йорке, родила девочку, как две капли воды похожую на поэта. Её назвали Еленой-Патрицией. Владимир видел дочь только один раз — осенью 1928 года, когда они с Елизаветой встречались в Ницце, вскоре поэта не стало. Сейчас Елена-Патриция (по мужу — Томпсон), несмотря на преклонный возраст, работает профессором Лемановского колледжа.

«Это верно — его депрессии были просто чёрными»

ЕЛЕНА Владимировна, как происходила ваша первая встреча с отцом?

— Мне мало что запомнилось — я была слишком маленькая. Однажды, будучи в Санкт-Петербурге, я смотрела в архиве рукописи Маяковского и нашла на одной из них нарисованный цветок. Я заплакала. Именно такие цветы я рисовала в детстве. Мне сразу вспомнилось, как я играю, чиркаю карандашом по отцовским бумагам — расшалилась, они полетели в разные стороны. Мать рассердилась и шлёпнула меня. Маяковский возразил: «О, ты никогда не должна бить ребёнка!» Ещё он подарил мне игрушку — маленького серого слона. К сожалению, я потеряла его в Нью-Йорке.

Почему вы виделись только один раз?

Елизавета Зиберт

— Отец предлагал встретиться в Ницце снова, но мать сказала «нет». Ей требовалось возвращаться в Америку, она боялась, что её лишат визы. Поэтому она честно объяснила Маяковскому: «Извини, Володя, но ребёнку нужно кушать каждый день».

Маяковский ничем не помогал вашей матери?

— Нет. Но зато он присылал ей телеграммы.

Это характеризует его не с лучшей стороны.

— Поэты — бедные люди, к тому же оторванные от реальности: они витают в облаках. Но если бы Маяковский отправил ей денег из советской России, это могло её скомпрометировать. Тогда в Нью-Йорке убивали за копейку, моя мама рассказывала, что люди не доносили денежные переводы от почты до дома. Хотя дело даже не в этом. Мама давно сказала мне: «Никогда не обвиняй Володю ни в чём».

Как ваша мать описывала характер Маяковского? Говорят, поэт был довольно мнителен и часто впадал в страшные депрессии по любому поводу…

— Мама рассказывала, что Володя с самого начала показался ей энергичным, весёлым и смешным человеком. С ним никогда не было скучно. Но это верно — его депрессии были просто чёрными. Когда у Маяковского украли почти все деньги в Нью-Йорке, отец ужасно расстроился: по-моему, эта кража была срежиссирована ГПУ, чтобы ввергнуть Володю в плохое настроение. А его так называемая «возлюбленная» Лиля Брик тут же прислала Маяковскому телеграмму, что ей срочно требуются деньги. Мама всегда говорила, что у этой женщины ледяное сердце. На прощание Володя оставил матери букет незабудок на подушке. Он потратил на цветы свои последние доллары.

Вы верите, что ваш отец действительно совершил самоубийство?

Вероника Полонская

— Я не верю, что он сделал это добровольно: скорее всего, его толкнули к этому агенты ГПУ — используя склонность к депрессиям и нажимая на нужные кнопки. Режим запретил выставку поэта, никто не мог пойти и увидеть дело всей его жизни. Такие вещи разрушали сознание Маяковского: ведь это было прямое послание: «Заткнись!» Сталин предоставлял ему выбор — смерть или бесславное существование. Возможно, он сам нажал на курок, но кто довёл его до этого? В любом случае, из-за любви к Веронике Полонской отец убить себя не мог, это вам скажет любая женщина, которая хоть чуть-чуть знала его. В 1991 году я встречалась с мадам Полонской, мы много общались и даже подружились. Проблема не в ней, а в том, что Маяковский ужасно разочаровался во власти.

Странно — его ведь называли «поэтом коммунизма».

— Он был поэтом революции. Отцу были просто отвратительны олигархи у власти и правящая царская элита. А потом он слишком поздно понял — Сталин ничем не лучше.

Почему же тогда он не уехал в США к вашей матери?

— Он очень любил её… но ещё больше Володя любил Россию. Поэтому Маяковский остался смотреть, как разрушают его страну. Точно такие же вещи, как Сталин, Буш делает сейчас с Америкой. Война в Ираке — это чудовищный позор. А наши отношения? Американцы считают Россию врагом, но забывают, что США никогда не воевали с русскими за всю свою историю. Новая «холодная» война нарастает из-за того, что у американцев плохое понимание России. Они уверены, что сами взяли Берлин. Но если бы русские в сорок первом не остановили Гитлера, Ирак показался бы воскресной школой.

«Лиля Брик высасывала из поэта деньги»

ВЫ читали книгу вашего отца об Америке?

— Да. Он назвал Нью-Йорк «городом жёлтого дьявола».

Неужели вы с ним согласны?

— Не совсем. Нью-Йорк сложно понять с наскока — ведь это даже не город, а целая страна. Он действительно является всемирным центром зарабатывания денег и был таковым всегда. Но для отца тогда значило, что деньги делают исключительно капиталисты.

Вы практически не говорите по-русски. Как так получилось?

— (Вздыхает.) Русский был моим первым языком. Но когда я ребёнком переехала в Америку, начались проблемы: дети дразнили меня на улице, высмеивали мой акцент. Мама, как могла, заставляла меня говорить по-русски, но я кричала: «Зачем нам это? Мы всё равно никогда не вернёмся в Россию». Сейчас я понимаю, что сделала ошибку. В 1991 году я впервые приехала в Россию, встала на колени и поцеловала землю.

Когда мать откровенно рассказала вам о своих отношениях с Маяковским?

— У меня с ней был разговор незадолго до её смерти. Я писала книгу «Маяковский на Манхэттене»… и спросила её: «Володя любил тебя?» Я не думаю, что какая-то другая женщина принесла себя ему в жертву, как это сделала мама. В архивах хранится чистый блокнот, где Маяковским написано одно слово — «ДОЧКА». Сейчас много споров о том, кто был главной любовью Маяковского. Я не хочу в них участвовать. Я знаю, что он любил мою мать и он любил меня. Мой дедушка был помещиком, его выгнали из России, мать была (пусть и формально) замужем за британцем… связь с ней дискредитировала Маяковского. Это трагедия, но в тот период истории они не могли быть вместе.

Что ваша мать говорила о Лиле Брик?

Лиля Брик

— Она всерьёз опасалась её, ибо Брик была инструментом ГПУ — это подозревал и сам Маяковский, считавший, что Лиля докладывает о каждом его шаге. Да, был определённый момент, когда мой отец был сильно связан с мадам Брик, и она получила большую экономическую выгоду, высасывая из поэта деньги. Ко всему прочему, Лиля открыто говорила, что любовью всей её жизни был Осип Брик, а вовсе не Маяковский. Когда отец погиб, она выбросила у него со стола моё фото: ей не нужны были наследники, ибо эта женщина унаследовала все права на книги Маяковского. Кстати, незадолго до своей смерти Лиля пыталась разыскать мою мать — не знаю для чего.

А вообще — являлись ли женщины Маяковского музами для его творчества?

— Такие вещи звучат романтично, но всё это глупости. В реальности никаких муз не существует, они, извините, всего лишь существа из древнегреческих мифов. И моя мать музой не была, и уж тем более Лиля Брик. Мама как-то спросила: «Как ты пишешь стихи?» Маяковский ответил: «Это словно дыхание соловья». Никто с небес стихов не диктует, и поэты преспокойно обходятся без муз — их вполне устраивают соловьи.

Думаю, вы часто представляли себе, что разговариваете с отцом…

— (Кивает на бюст поэта.) Да. Я до сих пор с ним беседую. Каждый день.

И что он вам отвечает?

— «Молодец, девочка!» Я всегда звала его только по имени — Володя…




Георгий ЗОТОВ, Нью-Йорк — Москва



Просмотр содержимого документа
«МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ»

МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

 

     Маяковский Владимир Владимирович (1893 - 1930) - советский поэт.

     Маяковский начал как яркий представитель русского футуризма, а в  конце

жизни превратился в певца строительства коммунизма. Он хотел "быть в струе",

но пик его популярности давно миновал.

     Рассказывают, что незадолго до  самоубийства  Маяковский,  встретив  на

каком-то литературном собрании  поэта  Адуева,  сказал  ему,  похлопывая  по

плечу: "Ничего стали писать, Адуев! Подражаете  Сельвинскому?"  -  "Что  же,

отвечает Адуев, - хорошим образцам  подражать  можно.  Вот  и  вы,  Владимир

Владимирович, уже пять лет подражаете себе". Маяковский смолчал.

     По поводу "Бани" был устроен в Доме печати диспут. Выступал  Левидов  и

ругал "Баню". Маяковский отпускал с места реплики. Левидов на одну из реплик

сказал: "Вы, Маяковский, молчите, Вы - человек конченый". И снова Маяковский

смолчал.

     Незадолго до самоубийства Маяковский сказал Полонской:

     "Если хотят засушить цветок, нужно это сделать тогда, когда цветок  еще

пахнет. Как только он начал подгнивать - на помойку его!".

     Маяковский говорил Жарову: "Шура, вам сколько  лет?"  -  "25".  -  "Так

имейте в виду, что когда мужчина не старше 25,  его  любят  все  женщины.  А

когда старше 25 лет, то тоже все женщины, за исключением одной той,  которую

вы любите и которая вас не любит".

     На его вечерах стали зевать, а то и  посвистывать.  Анатолий  Мариенгоф

рассказывает  об  одном  из  последних  публичных  выступлений  поэта  перед

студентами-экономистами.

     "Маяковский закинул голову:

      - А вот,  товарищи,  вы  всю  жизнь  охать  будете.  "При  нас-де  жил

гениальный поэт Маяковский, а мы, бедные, никогда не слышали,  как  он  свои

замечательные стихи читал". И мне, товарищи, стало очень вас жаль...

     Кто-то крикнул:

      - Напрасно! Мы не собираемся охать. Зал истового захохотал...

      - Мне что-то разговаривать с вами  больше  не  хочется.  Буду  сегодня

только стихи читать...

     И стал хрипло читать:

     Уважаемые

     товарищи потомки! Роясь

     в сегодняшнем

     окаменевшем говне,

     Наших дней изучая потемки, вы,

     возможно,

     спросите и обо мне...

      - Правильно! В этом случае обязательно спросим! - кинул реплику другой

голос...

     Маяковский славился  остротой  и  находчивостью  в  полемике.  Но  тут,

казалось, ему не захотелось быть находчивым и  острым.  Еще  больше  нахмуря

брови, он продолжал:

 

     Профессор,

     снимите очки-велосипед!

     Я сам расскажу

     о времени

     и о себе.

     Я, ассенизатор

     и водовоз...

 

      - Правильно! Ассенизатор!

     Маяковский выпятил грудь, боево, по старой  привычке,  засунул  руки  в

карманы, но читать стал суше, монотонней, быстрей.

     В рядах переговаривались.

     Кто-то похрапывал, притворяясь спящим.

     А когда Маяковский произнес: "Умри, мой стих..." - толстощекий  студент

с бородкой нагло гаркнул: - Уже подох! Подох!"

     Творческий кризис, отторжение  от  читателей  стало  одной  из  причин,

толкнувших Маяковского к  самоубийству.  Другой  равнозначной  причиной,  по

мнению биографов, была неустроенность личной жизни.

     12 апреля 1930 г., за два дня до смерти, он написал прощальное письмо:

     "Всем

     В том, что умираю, не вините никого, и,  пожалуйста,  не  сплетничайте.

Покойник этого ужасно не любил.

     Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ (другим не  советую),

но у меня выходов нет. Лиля, люби меня.

     Товарищ правительство, моя семья  -  это  Лиля  Брик,  мама,  сестры  и

Вероника Витольдовна Полонская.

     Если ты устроишь им сносную жизнь  -  спасибо.  Начатые  стихи  отдайте

Брикам, они разберутся.

     Как говорят -

     "инцидент исперчен", любовная лодка

     разбилась о быт.

     Я с жизнью в расчете

     и не к чему перечень взаимных болей,

     бед

     и обид.

 

     Счастливо оставаться.

     Владимир Маяковский.

     12.4.30 г.

     Товарищи Вапповцы, не считайте меня малодушным.

     Сериозно - ничего не поделаешь.

     Привет.

     Ермилову скажите, что жаль - снял лозунг, надо бы доругаться.

     В. М.

     В столе у меня 2000 рублей - внесите  в  налог.  Остальное  получите  с

Гиза. В. М."

 

     Маяковский, написав это письмо, два дня еще оттягивал роковой поступок.

Накануне дня смерти он посетил вечеринку у Валентина Катаева, где встретился

с Вероникой Полонской.

     "Обычная московская вечеринка. Сидели в столовой. Чай, печенье. Бутылки

три рислинга..." Маяковский, по воспоминаниям Катаева, был совсем не  такой,

как всегда, не эстрадный, не главарь. Притихший. Милый. Домашний.

     Его пытались вызвать на борьбу остроумия молодые актеры Борис Ливанов и

Яншин, но Маяковский отмалчивался.

     "Память моя, - пишет Катаев, - почти ничего не сохранила  из  важнейших

подробностей этого  вечера,  кроме  большой  руки  Маяковского,  его  нервно

движущихся пальцев - они были все время у меня перед глазам сбоку, рядом,  -

которые машинально погружались  в  медвежью  шкурку  и  драли  ее,  скубали,

вырывали пучки сухих бурых волос, в то время как глаза были устремлены через

стол  на  Нору  Полонскую  -  самое  последнее  его  увлечение,   -   совсем

молоденькую, прелестную, белокурую, с ямочками на розовых щеках, в  вязанной

тесной кофточке с короткими рукавчиками, что придавало ей  вид  скорее  юной

спортсменки...  чем   артистки   Художетсвенного   театра   вспомогательного

состава...

     С немного испуганной улыбкой она писала  на  картонках,  выломанных  из

конфетной коробки, ответы на записки Маяковского, которые он жестом игрока в

рулетку время от времени бросал ей через стол...

     Картонные квадратики летали через стол над миской с варениками  туда  и

обратно. Наконец конфетная коробка была уничтожена. Тогда Маяковский и  Нора

ушли в мою  комнату,  отрывая  клочки  бумаги  от  чего  попало,  продолжали

стремительную переписку, похожую на смертельную молчаливую дуэль.

     Он требовал. Она не соглашалась. Она  требовала  -  он  не  соглашался.

Вечная любовная дуэль.

     Впервые я видел влюбленного  Маяковского.  Влюбленного  явно,  открыто,

страстно. Во всяком случае, тогда мне казалось,  что  он  влюблен.  А  может

быть, он был просто болен и уже не владел своим сознанием..."

     Маяковский ушел от Катаева в третьем  часу  ночи.  Надевая  пальто,  он

хрипло кашлял.

      - А вы куда? - спросил Катаев почти с испугом.

      - Домой, - ответил Маяковский.

      - Вы совсем больны. У вас жар! Останьтесь, умоляю.  Я  устрою  вас  на

диване.

      - Не помещусь.

      - Отрублю вам ноги, - попытался сострить Катаев.

      - И укроете  меня  энциклопедическим  словарем  "Просвещение",  а  под

голову положите юбилейный  прибор  вашего  дяди-земца?..  Нет!  Пойду  лучше

домой. На Гендриков.

      - Кланяйтесь Брикам, - сказал тогда Катаев. -  Попросите,  чтобы  Лиля

Юрьевна заварила вам малины.

     Нахмурившись, Маяковский ответил, что Брики в Лондоне.

      - Что же вы один будете там делать?

      - Искать котлеты. Пошарю в кухне. Мне  там  всегда  оставляет  котлеты

наша рабыня. Люблю ночью холодные котлеты.

     Катаев пишет, что в этот момент он почувствовал, как  одиноко  и  плохо

Маяковскому. Прощаясь, продолжает  Катаев,  он  "поцеловал  меня  громадными

губами оратора, плохо  приспособленными  для  поцелуев,  и  сказал,  впервые

обращаясь ко мне на "ты" - что показалось мне пугающие-странным, так как  он

никогда не был со мной на "ты":

      - Не грусти. До свидания, старик".

     По воспоминаниям Полонский, Маяковский был в тот вечер груб, откровенно

ревнив.

     Ночью, проводив Яншина и Полонскую до Каланчевки, Маяковский отправился

в Гендриков переулок. До утра он не спал, а утром  на  заказанной  машине  в

половине девятого заехал за Полонской,  чтобы  отвезти  ее  на  репетицию  в

театр.

     По дороге он начал говорить о смерти,  на  что  Полонская  просила  его

оставить эти мысли. По ее словам, поэт ответил: "Глупости я бросил. Я понял,

что не смогу этого сделать из-за матери. А больше до меня никому нет дела".

     До театра заехали в комнату Маяковского на Лубянке. Началось  очередное

"выяснение отношений". Маяковский нервничал,  требовал  ясно  и  определенно

ответить на все  его  вопросы,  чтобы  решить  все  раз  и  навсегда.  Когда

Полонская напомнила, что опаздывает на репетицию, Маяковский взорвался.

      - Опять этот театр! Я ненавижу его, брось его к чертям! Я не могу  так

больше, я не пущу тебя на репетицию и вообще не выпущу из этой комнаты!

     "Владимир Владимирович, - вспоминает о дальнейшем Полонская,  -  быстро

заходил по комнате. Почти бегал. Требовал, чтоб я с этой же минуты  осталась

с ним здесь, в этой комнате. Ждать квартиры нелепость, говорил он.

     Я должна бросить театр немедленно же. Сегодня же на репетицию мне  идти

не нужно. Он сам зайдет в театр и скажет, что я больше не приду.

     ... Я ответила, что люблю его, буду с ним, но не  могу  остаться  здесь

сейчас. Я по-человечески люблю и уважаю мужа и не могу поступить с ним так.

     И театра я не брошу  и  никогда  не  смогла  бы  бросить...  Вот  и  на

репетицию я должна была обязательно пойти, и я  пойду  на  репетицию,  потом

домой, скажу все... и вечером перееду к нему совсем.

     Владимир Владимирович был не согласен с этим. Он  продолжал  настаивать

на том, чтобы все было немедленно или совсем  ничего  не  надо.  Еще  раз  я

ответила, что не могу так...

     Я сказала:

     "Что же вы не проводите меня даже?"

     Он подошел ко мне, поцеловал и сказал совершенно

     спокойно и очень ласково:

     "Нет, девочка, иди одна... Будь за меня спокойна..."

     Улыбнулся и добавил:

     "Я позвоню. У тебя есть деньги на такси?"

     "Нет."

     Он дал мне 20 рублей. "Так ты позвонишь?" "Да, да".

     Я вышла, прошла несколько шагов до парадной двери. Раздался выстрел.  У

меня подкосились  ноги,  я  закричала  и  металась  по  коридору.  Не  могла

заставить себя войти.

     Мне казалось, что прошло очень много времени, пока  я  решилась  войти.

Но, очевидно, я вошла через мгновенье: в комнате еще стояло облачко дыма  от

выстрела. Владимир Владимирович лежал на ковре, раскинув руки. На груди  его

было крошечное кровавое пятнышко.

     Я помню, что бросилась к нему и только повторяла бесконечно: -  Что  вы

сделали? Что вы сделали?

     Глаза у него были открыты, он смотрел  прямо  на  меня  и  все  силился

приподнять голову.

     Казалось, он хотел что-то сказать, но глаза были уже неживые...

     Набежал народ. Кто-то звонил, кто-то мне  сказал:  -  Бегите  встречать

карету скорой помощи!"

     Маяковский выстрелил в себя в 10.15 утра. В 10.16 станция скорой помощи

приняла вызов, в 10.17 машина с медиками выехала. Когда Полонская спустилась

во двор,  машина  уже  подъезжала.  Но  врачи  могли  только  констатировать

летальный исход.

     Следователь Сырцов, начавший расследование смерти поэта, в тот же  день

заявил для печати,  что  самоубийство  Маяковского  произошло  по  "причинам

сугубо  личного  порядка,  не  имеющим  ничего  общего  с   общественной   и

литературной деятельностью поэта".

     Н. Н. Асеев развивает такую версию самоубийства Маяковского.  Утром  14

апреля, имея в  кармане  заготовленное  письмо  о  самоубийстве,  Маяковский

привез к себе Полонскую. Произошла беседа, в которой Маяковский предложил ей

поехать с ним в Ленинград. Та отказалась. Поэт вынул револьвер. - Едете  или

я стреляюсь.

     Вместо того, чтобы хотя бы солгать, согласиться и этим привести ужасную

мысль Маяковского к какому-то спокойствию, Полонская выбежала из  комнаты  с

криком  "Спасите!",  и,  как  рассказывает  хозяйка,  после  этого  раздался

выстрел.

     Асеев ищет психологическую причину нажатия курка и видит ее в том,  что

Маяковскому больше ничего не оставалось сделать, как выстрелить в себя: крик

"Спасите!" - могли подумать, что он пытался  изнасиловать  Полонскую.  Отказ

Полонской  ехать  в  Ленинград,  угроза  Маяковского  убить  себя  в  случае

отказа, - и  только  неисполненная  угроза  -  боязнь  Маяковского  казаться

смешным, чего он не терпел. Отсюда - выстрел.  Эта  версия  изложена  М.  Я.

Презентом в его дневнике "О Маяковском", опубликованном в "Огоньке", № 29 за

1993 г.

     В 1990 г., по возникшей у нас  моде  пересматривать  известные  смерти,

журналист Владимир Молчанов представил в телепрограмме "До и после полуночи"

сюжет, поставивший под сомнение классическую версию гибели Маяковского. Была

показана фотография погибшего поэта, где кровь  расплылась  по  рубашке  под

сердцем, а справа на  груди  то  ли  сгустилась  тень,  то  ли  отпечаталось

какое-то пятно. Именно из-за этого пятна Молчанов предположил, что мог  быть

и другой выстрел, оставивший рану в области правого  виска,  из  которой  на

рубашку пролилась кровь. К тому же, как указала соседка  Маяковского  М.  С.

Татарийская, у поэта было два револьвера...

     Со статьей-опровержением версии об  убийстве  в  "Литературной  газете"

выступил В. Радзишевский. В частности, он писал: "Скучно повторять, что раны

в правом виске не было. Иначе ее непременно увидели бы Н. Ф.  Денисовский  и

А. Ф. Нубанова;  скульпторы  К.  Л.  Луцкий  и  С.  Д.  Меркулов,  снимавшие

посмертные маски; профессора из  Института  мозга,  бравшие  мозг  поэта  на

исследование; медики,  бальзамировавшие  тело  под  руководством  профессора

Остроумова; эксперты, проводившие вскрытие; наконец,  художники,  рисовавшие

Маяковского в гробу".

     Выступление Радзишевского не помешало  появлению  новых  публикаций  на

тему убийства. Например, В. Скорятин реконструировал события таким  образом:

"Теперь представим, Полонская быстро спускается по лестнице. Дверь в комнату

поэта открывается. На пороге - никого. Увидев в его руках оружие, Маяковский

возмущенной  кричит...  Выстрел.  Поэт  падает.  Убийца  подходит  к  столу.

Оставляет на нем письмо. Кладет на пол оружие. И прячется затем в ванной или

в туалете. И после того как на шум прибежали соседи, черным  ходом  попадает

на лестницу. С. Мясницкий, свернув за угол, попадает на  Лубянский  проезд".

По  мнению  Скорятина,  убийцей  был  сотрудник  ГПУ  Я.   Агранов.   Другой

"исследователь", некто А.  Колосков,  ухитрился  даже  обвинить  в  убийстве

Маяковского Веронику Полонскую.

     Поставил точку в затянувшемся споре, на мой взгляд, судебно-медицинский

эксперт А. В. Маслов. Он рассказал о криминалистической экспертизе  рубашки,

которая была на поэте в момент выстрела и которую Л. Ю. Брик в  1950-е  годы

передала в Государственный музей В.  В.  Маяковского.  "Вернее,  -  уточняет

Маслов,  -  были  переданы  две  половины  рубашки:  бежево-розового   цвета

парижская рубашка из хлопчатобумажной ткани "от  ворота  до  низа  разрезана

ножницами".  Память  не  подвела  Денисовского,   который   полвека   спустя

рассказал: "Мы его положили на тахту. Уже рубашку снять с него было  нельзя,

он уже застыл.  Нам  пришлось  разрезать  ее".  На  левой  стороне  передней

поверхности  рубашки  имеется  одно  сквозное  повреждение  округлой   формы

размером 6x8  мм.  Результаты  микроскопического  анализа,  форма  и  размер

повреждения, состояние его краев, дефект  ткани  ("минус"  ткань)  позволили

сделать вывод об огнестрельном характере входного отверстия,  возникшего  от

выстрела единичным снарядом.

     Чтобы  определить,  собственной   или   посторонней   рукой   причинено

огнестрельное  повреждение,  необходимо  установить  дистанцию  выстрела.  В

судебной медицине и криминалистике принято различать три основные дистанции:

выстрел в упор, при котором  дульный  срез  упирается  в  тело  или  одежду,

выстрел с близкого расстояния и выстрел с неблизкого (дальнего)  расстояния.

Если 14 апреля 1930 г.  в  комнате  Маяковского  выстрел  был  произведен  с

дальней дистанции - стрелял не Маяковский.

     Перед специалистами стояла непростая задача  -  по  следам  на  рубашке

установить дистанцию выстрела, прозвучавшего свыше 60 лет назад.

     Выстрелы с разных дистанция характеризуются особыми признаками,  прежде

всего  в  окружности  входного  отверстия.  Наличие   линейных   повреждений

крестообразной формы свидетельствует, что выстрел был сделан в упор, так как

именно крестообразные разрывы возникают от действия отражаемых  от  преграды

газов в момент разрушения ткани снарядом...

     Выявленная при контактно-диффузном методе картина распределения  сурьмы

вокруг повреждения на рубашке позволила уточнить, что выстрел был произведен

"с дистанции боковой упор в направлении спереди  назад  и  несколько  справа

налево почти в горизонтальной плоскости". Подобная  картина  характерна  для

причинения повреждения собственной рукой. Так и стреляют в себя. О  выстреле

же "с порога" и говорить не приходится.

     Вопреки бытовавшему мнению, что  Маяковский  стрелял  в  сердце,  держа

оружие в левой руке, теперь очевидно, что оружие было в правой руке...

     Высказывались  предположения,  особенно  настойчиво  по  Ленинградскому

(ныне Санкт-Петербургскому) телевидению, что после выстрела Маяковский  упал

лицом  вниз.  Однако  небольшие   размеры   кровавого   пятна   на   рубашке

свидетельствуют, что оно  "образовалось  вследствие  одномоментного  выброса

крови из раны" без последующего ее натекания. Значит, сразу  после  выстрела

Маяковский лежал лицом вверх.

     "...Он смотрел прямо на меня..." - запомнила В. В. Полонская.

     Современники поэта по-разному оценивали его гибель. Одни относили его к

роковой случайности, другие указывали на строки его  стихов,  намекавшие  на

подобный исход, а Л. Ю. Брик написала, что причиной  исхода  Маяковского  из

жизни была "своего рода мания самоубийства и боязнь старости".

 



Просмотр содержимого презентации
«Маяковский»

Имя мое Владимир, Фамилия –  Маяковский. Звонкая такая фамилия, Как из железа  Скованная. Должность – поэт-пролетарий, Значит –  весь мир на ладони. Занят любимым делом, Что бы там ни гундосили. Вой,  сор,  кулак да яма – Вот, где моя стихия. А я стою над ними, Будто я сам –  Миссия. Я не мужчина ,  я просто облако в штанах

Имя мое Владимир,

Фамилия –

Маяковский.

Звонкая такая фамилия,

Как из железа

Скованная.

Должность – поэт-пролетарий,

Значит –

весь мир на ладони.

Занят любимым делом,

Что бы там ни гундосили.

Вой,

сор,

кулак да яма –

Вот, где моя стихия.

А я стою над ними,

Будто я сам –

Миссия.

Я не мужчина , я просто облако в штанах

Выберем эпиграф : «Я ж навеки любовью ранен,  Еле-еле волочусь…» «Дай хоть последней  нежностью выстелить  Твой уходящий шаг…» «Любовь – это с простынь,  бессонницей рваных,  срываться,  ревнуя к Копернику,  Его, а не мужа Марьи Иванны,  Считая  своим соперником…»

Выберем эпиграф :

«Я ж навеки любовью ранен,

Еле-еле волочусь…»

«Дай хоть последней нежностью выстелить

Твой уходящий шаг…»

«Любовь – это с простынь, бессонницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику, Его, а не мужа Марьи Иванны, Считая своим соперником…»

Цели:  дать обучающимся представление о любовной лирике Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство;  познакомить с фактами биографии Маяковского; закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать; дать возможность обучающимся задуматься о том, что значит для них любовь, как они сами её понимают, какой она должна быть. МОУ

Цели:

  • дать обучающимся представление о любовной лирике Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство;
  • познакомить с фактами биографии Маяковского;
  • закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать;
  • дать возможность обучающимся задуматься о том, что значит для них любовь, как они сами её понимают, какой она должна быть.

МОУ "Хороменская СОШ" Климовского района Брянской области, учитель русского языка и литературы Хламова С.А.

Маяковский писал: “Исчерпывает для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём”.

Маяковский писал: “Исчерпывает для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём”.

Мария Денисова Новым этапом явилась поэма

Мария Денисова

Новым этапом явилась поэма "Облако в штанах« («Тринадцатый апостол»,1915 г.) . "Долой вашу любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой вашу религию" - четыре крика четырёх частей", - так характеризовал сам поэт основную социально-эстетическую направленность "Облака". Поэма отразила растущую силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и осознающих свой путь в борьбе.

Первоначально поэма посвящалась М.Денисовой , с которой поэт познакомился В Одессе, но дописав поэму Маяковский добавил и другое посвящение – Лиле Брик

Лиля Брик «Ты не женщина, ты – исключение»

Лиля Брик

«Ты не женщина, ты – исключение»

Татьяна Яковлева МОУ

Татьяна Яковлева

МОУ "Хороменская СОШ" Климовского района Брянской области, учитель русского языка и литературы Хламова С.А.

Маяковский познакомился с ней в 1928 г. в Париже. Вот что вспоминает об этом сама Татьяна Яковлева в письме к матери: “ Познакомились мы так. Ему…бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня ещё не видел. Потом пригласил в один дом специально, чтобы познакомить. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю. Главное, люди, с которыми я встречаюсь, большей частью “светские”, без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами, засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться…Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…” МОУ

Маяковский познакомился с ней в 1928 г. в Париже. Вот что вспоминает об этом сама Татьяна Яковлева в письме к матери:

Познакомились мы так. Ему…бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня ещё не видел. Потом пригласил в один дом специально, чтобы познакомить. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю. Главное, люди, с которыми я встречаюсь, большей частью “светские”, без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами, засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться…Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…”

МОУ "Хороменская СОШ" Климовского района Брянской области, учитель русского языка и литературы Хламова С.А.

Вероника Полонская

Вероника Полонская

  • "Я не преувеличиваю своего значения в жизни Маяковского. Скорее всего, я та самая соломинка, за которую он хотел ухватиться в последний момент..."

МОУ "Хороменская СОШ" Климовского района Брянской области,

учитель русского языка и литературы Хламова С.А.

В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста,  не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.  Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ  (другим не советую), но у меня выходов нет.  Лиля - люби меня.  Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик,  мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.  Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.  Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.  Как говорят-
  • В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят- "инцидент исперчен", любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться. Владимир Маяковский. 12/ IV -30 г.
Елизавета Зиберт   На прощание Володя оставил букет незабудок на подушке. Он потратил на цветы свои последние доллары…

Елизавета Зиберт

На прощание Володя оставил букет незабудок на подушке. Он потратил на цветы свои последние доллары…

Дочка Елена-Патриция – дочь Владимира Маяковского и Елизаветы Зиберт

Дочка

Елена-Патриция – дочь Владимира Маяковского и Елизаветы Зиберт

Автор презентации Хламова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы Презентация – это лишь  хорошая канва урока.  Каждый учитель сам решит,  как целесообразнее  построить свой урок. МОУ

Автор презентации

Хламова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы

  • Презентация – это лишь хорошая канва урока. Каждый учитель сам решит, как целесообразнее построить свой урок.

МОУ "Хороменская СОШ" Климовского района Брянской области, учитель русского языка и литературы Хламова С.А.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Любовная лирика В.Маяковского.

Автор: Хламова Светлана Анатольевна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172243


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства