kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовная лирика Владимира Маяковского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать представление о позиции  поэта  в теме  любви. Показать, раскрыв  тему, умение  поэта  передавать  словами  самые сокровенные  чувства. Научить  учащихся  умению  видеть  в  лирике  отражение  личности поэта. Прививать  любовь  учащихся  к поэзии  через  эмоционально  - чувственное  восприятие  лирики.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Любовная лирика Владимира Маяковского»

Урок – встреча «Я навеки любовью ранен»

Тема: Любовная лирика Владимира Маяковского.
Цель урока: дать представление о позиции поэта в теме любви;
показать, раскрыв тему, умение поэта передавать словами самые
сокровенные чувства;
научить учащихся умению видеть в лирике отражение личности
поэта;
прививать любовь учащихся к поэзии через эмоционально -
чувственное восприятие лирики.
Вид урока: групповая ролевая игра.
Тип урока: комбинированный с элементами интерактивного обучения.
Оборудование: портрет В.Маяковского, документальный материал из
жизни поэта, тексты произведений Маяковского, свечи.
Одинок и часто недоволен,
С нетерпением торопил судьбу.
А.Ахматова

Ход урока
I. Организационный момент
Творческая группа готовит сообщение о любимых женщинах поэта;
ответы на заранее поставленные вопросы по выбору, готовят тексты
произведений, учат отдельные стихотворения наизусть.

II. Работа на подготовительном этапе.
1. Оформление класса: полумрак, горят свечи, за столом сидят гости:
В. Маяковский, друг поэта, любимые женщины автора: Мария Денисова,
Лилия Брик, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская, дочь Маяковского,
чтецы.

III. Начало урока.
1. Вступительное слово предоставляется учителю.
- Маяковский - поэт – трибун, поэт – агитатор, но вам неизвестно, что
Владимир Владимирович писал и стихотворения, в которых отразились
его интимные чувства. Мне хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке
вы услышали то слово, - «из сердца сделанного, а не из ваты», - которое
успел сказать нам великий певец.
В нашем салоне много гостей, давайте подслушаем мужской разговор.
2. Беседу ведут В.Маяковский и его оппонент ( первым вступает в диалог
молодой человек):
- Владимир Владимирович, как вы относитесь к теме любви?
- Я буду писать
и про то,
и про это,


но нынче
не время
любовных ляс.
Я всю свою
Звонкую силу поэта
тебе отдаю
атакующий класс…
Оппонент:
- Почему Вы так категоричны в своём убеждении? Быть может, потому
что личность ушла в борьбу, подавила, отодвинула на задний план узко
индивидуальное, - вернее, индивидуальность стала проявляться в
исключительной гражданственности?
Маяковский:
- Нами лирика в штыки неоднократно атакована…
Плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст…
Кому это интересно, что – «Ах, вот бедненький!
Как он любил и каким он был несчастным…»

Раздаётся голос из зала ( один из подготовленных учащихся):
- Я не согласен с Вами, Владимир Владимирович, потому что мы знаем
много стихотворений, в которых раскрывается это великое чувство -
любовь.
Чтец 1:
- Любить –

Это значит: в глубь двора
Вбежать
И до ночи грачьей,
Блестя топором, рубить дрова.
Силой своей играючи.
Любить -
Это с простынь, бессонницей рваных
Срываться, ревнуя Копернику,
Его, а не мужа Марьи Ивановны,
Считал своим соперником.

Чтец 2:
- А помните строки? Откуда они?
Флоты – и то стекаются в гавани,
Поезд - и то к вокзалу гонит.
Ну, а меня к тебе и подавней
Я же люблю! -
Тянет и клонит.
- Не смоют любовь
ни ссоры,
ни вёрсты.
Продумана,
выветрена,
проверена….
Подъемля торжественно стих сорокоперстный,
Клянусь -
Люблю неизменно и верно!

Чтец 3:
- А эти строки, написанные Вами в поэме «Про это!»:
По личным мотивам об общем быте…
Любовь – это жизнь, это сердце всего.
Её не установишь
Никаким «должен», никаким «нельзя».
Я своё, земное, не дожил,
На земле своё недолюбил.

Учитель:
- В жизни Маяковского было много встреч, разлук, были люди, с
которыми он чувствовал себя счастливым, и когда они уходили из
его жизни ( особенно женщины ), страдал безутешно и тяжело.
С Марией Александровной Денисовой Маяковский встретился в
1913 году.
Рассказывает Мария Денисова:
- Это произошло на Московском вернисаже в обществе художников
«Мир искусства». Он представился мне как «некто в чёрном», а через
3 недели мы увиделись в Одессе.
Однажды в Одессе во время беседы в кругу друзей зашла речь о
героях произведений Джека Лондона. Я сказала: «Там, где деньги, нет
любви, нет подлинного чувства. Человек рождается не для денег».
Маяковский долго спорил о Джеке Лондоне, о его героях, и этот спор
(Читаем отрывок из стихотворения).
- Помните?
Вы говорили:
«Джек Лондон,
деньги, любовь, страсть»,-
а я одно видел:
Вы – Джоконда,
Которую надо украсть!
- Он увидел во мне живую Джоконду, как воплощение современной красоты
и женственности, но украсть свою Джоконду ему не удалось. Мы расстались.
Я надела кожанку, получила 3 ранения (огнестрельные, саблей и офицерским клинком), развелась с одним мужем и нашла того, кто мне
был нужен, - красного командира.
Учитель:

- Горечь неразделённой любви со всей страстью могучего темперамента
выплеснулась в строчках поэмы «Облако в штанах».
Чтец 4.
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сёстрам, Люде и Оле, -
Ему уже некуда деться.
***

Мария! Открой! Больно!
Видишь – натыканы
В глаза из дамских шляп булавки!
***

Всемогущий, ты выдумал пару рук,
Сделал,
Что у каждого есть голова, -
Отчего ты не выдумал,
Чтоб было без мук
Целовать, целовать, целовать?!
Говорит В. Маяковский:
- Вообще с женщинами и везло, и не везло одновременно: я увлекался,
влюблялся, однако полной взаимности чаще всего не встречал.

Оппонент:
- А Лиля Брик? Она оказалась одной из самых магических женщин прошлого века, хотя не была ни писательницей, ни художницей, ни актрисой. Лилия Брик обладала другим – даром «сводить с ума мужчин».

Из зала раздаётся женский голос.
Говорит Лилия Брик:
«Я люблю, люблю, несмотря ни на что, и благодаря всему, любил, люблю
и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая.
Всё равно люблю. Аминь!»
Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня, это было нападение. Два с половиной года не было у меня спокойной минуты.
Нас познакомила моя младшая сестра Эльза. Произошло это летом
1915 года. Любовь была с первого взгляда, непредсказуемая и романтическая. Меня он называл «Солнышко Самое Светлое».
Кроме любви твоей
Мне
Нету солнца,
А я и не знаю, где ты и с кем. -
Если б так поэма измучила,
Он
Любимую на деньги б и славу выменял,
А мне
Ни один не радостен звон…
(26 мая 1916 года, Петроград).
Учитель:
- А помните, Лилия Брик, как незадолго до смерти, случившейся в 1978 году,
Вы признались поэту А.Вознесенскому, как вы издевались над Владимиром?
«Я любила заниматься любовью с Осей (мужем). Мы иногда запирали
Володю на кухне, он рвался к нам, царапался в дверь и плакал».
- Вы же прекрасно сознавали, как мучается Маяковский, но «ничего, - говорили Вы,- он помучается и напишет хорошие стихи».
И Маяковский действительно мучился, страдал и писал стихи.
Читает Владимир Маяковский:
Если я чего
написал,
если
чего
сказал -
тому виной
глаза – небеса,
любимой
моей глаза.
Круглые
да карие
горячие до гари.
(отрывок из поэмы «Хорошо»)
Чтец 5:
Двенадцать
Квадратных аршин жилья,
Четверо в помещении -
Лиля, Ося, я
И собака Щенок.
***
Я много
В тёплых странах плутал,
Но только
В этой зиме
Понятной
Стала
Мне
Теплота
Любвей, дружб и семей.
Лишь лёжа
В такую вот гололедь,
Зубами вместе промескав -
Поймёшь:
Нельзя
На людей жалеть
Ни одеял,
Ни ласку.

Учитель:
- Маяковский не хочет делить любимую ни с кем и выбирает добровольное одиночество, а позже откроет свою истерзанную душу
бумаге. Так появится поэма «Про это».
Чтец 6:
Звучит наизусть чтение поэмы «Про это».
Учитель:
- Эту женщину, которой поэт посвящал так много стихов, позже назовёт
своим «злым гением»: она упорно удерживала в своих руках офииальную
версию любимой женщины Маяковского. Имя Лилино воспето в главах
поэмы «Флейта – позвоночник».
Чтец 7. (Читает отрывок из поэмы «Флейта – позвоночник»).
Учитель:
- Первая глава поэмы – это крик неразделённой любви, её боль и трагедия
Масштабы человеческой личности героя, «громада» его любви и
вызванные его страдания таковы, что не могут быть объяснены и поняты.
«Только убери проклятую ту, которую сделал моей любимою».
Рассказ Татьяны Яковлевой.
- Несмотря на «братско – сестринскую» любовь, Вы, Лилия, ревновали Маяковского к другим женщинам, в том числе и ко мне, Татьяне Яковлевой.
Мы познакомились в Париже, в октябре 1929 года в доме, где жили Брики.
Он влюбился в меня и предложил стать его женой. Лилия Юрьевна
сделала всё, чтобы рассорить меня с Володей.
Однажды Вы, якобы случайно, прочли в присутствии Маяковского
письмо своей сестры Эльзы, жившей в Париже, о том, что я помолвлена
с неким виконтом де Плесси. Владимир, услышав подобную оговорку, в
бешенстве выбежал из квартиры. У него оставалась последняя возможность всё исправить – приехать ко мне во Францию, но разрешение
на поездку Маяковский не получил.
Каждое утро я получала из цветочного магазина букеты цветов, им
заказанные и напоминающие о нём. Я долго ждала его, проходили дни,
месяцы, а Владимир так и не приехал.
Не благодаря ли Вам, Лилия, всё это произошло?
Чтец 8 (Звучит отрывок из стихотворения «Татьяне Яковлевой»).
Ты одна мне
Ростом вровень,
Стань же рядом
С бровью брови…
***
Ты не думай,
Щурясь просто
Из – под выпрямленных дуг,
Иди сюда,
Иди на перекрёсток
Моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
И это оскорбление
На общий счёт нанижем.
Я всё равно тебя
Когда – нибудь возьму -

Одну
Или вдвоём с Парижем.

Учитель:
- Поэт параллельно с Яковлевой влюбился в жену Михаила Яншина
Веронику Полонскую.
Вот и бросился он от одной к другой – «Дон Жуан, распятый любовью».
Говорит В.Полонская:

- За 10 минут до смерти Маяковский смеялся тихо и нежно:
- Девочка, у тебя есть деньги на такси? – спросил он у меня, актрису МХАТА, Веронику Полонскую, только – только закончив выяснять со мной
отношения и поняв, что я никогда ему не буду принадлежать. Хотя я клятвенно обещала уйти от мужа и навсегда перебраться к нему.
- Я положила деньги в сумочку и торопливо направилась к двери: у меня
была назначена репетиция с Немировичем – Данченко. Это была наша
последняя встреча.
Полонская читает стих:
Я своё, земное, не дожил,
На земле своё недолюбил.

Учитель:
15 апреля 1930 года в газетах появилось сообщение:
«Вчера, 14 апреля, в 10 часов 15 минут утра в своём рабочем кабинете
покончил жизнь самоубийством поэт В. Маяковский. Одновременно было
опубликовано предсмертное письмо:
«Всем! В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте! (Покойник этого ужасно не любил). Мама, сестра и товарищ, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выхода
нет…
Как говорят -
«инцедент исчерпан».
Любовная лодка
Разбилась о быт.
Я с жизнью в расчёте
И не к чему перечень
Взаимных болей, бед
и обид.


- Все люди оставили работу, вышли из своих кабинетов, толпились на
лестнице, вырывая друг у друга газету со страшным известием. «Такое
ощущение, что объявили войну», - сказал Илья Груздев. Это было большое
потрясение, и как – то всё сразу изменилось, как часто бывает, когда умирает
большой человек.
- Можно много рассказывать о возлюбленных великого поэта, коих было,
мягко скажем, немало. Но время всё равно расставляет всех по своим местам. И сегодня главной женщиной Маяковского, наверное, является …
Разносчик газет:
«Сенсация! Сенсация! У неженившегося поэта есть дочь – профессор
Нью – Йоркского университета Патриция Томпсон».
Рассказывает дочь Маяковского Патриция:
- Моя мама, Елизавета Петровна Зиберт, влюбилась в Маяковского в Москве на одном из поэтических вечеров в 1923 году. Через год она
вышла замуж за англичанина Джона Джонса, уехала с ним в Америку и
там в 1925 году встретилась с моим отцом.
Почти всё время, что Владимир Владимирович находился в стране, они
пробыли вместе. Поэт знал, что Елизавета Петровна ждёт ребёнка.
Я видела отца всего раз в жизни – в 1928 году в Ницце. Русским языком я
не владею, но стихи Маяковского очень люблю, хоть и читаю их в переводе.
Я считаю себя русской и мечтаю приехать в Россию.
Чтец 9.
- Звучит наизусть стихотворение «Послушайте!».
IV. Подведение итогов.
1. Слово учителя.
- Звезда Владимира Владимировича Маяковского загорелась и погасла. Но в
наших сердцах будет навеки гореть нетленный огонь его далёкой несбывшейся мечты: любить и быть любимым неизменно и верно!
2. Оценивание участников «гостиной».
V. Домашнее задание.
1. Подготовить выразительное чтение стихотворений из цикла любовной
лирики, в том числе «Лиличка».

2. Выучить наизусть стихотворение «Послушайте!»
3. Творческой группе написать сочинение - миниатюру «Любил, люблю,
останусь верен любви» (роль любовных перипетий в жизни поэта).

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Любовная лирика Владимира Маяковского

Автор: Галич Ольга Юрьевна

Дата: 25.06.2025

Номер свидетельства: 672304

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Сценарий литературно-музыкального вечера  «Поэты Серебряного века» "
    ["seo_title"] => string(75) "stsienarii-litieraturno-muzykal-nogho-viechiera-poety-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "140321"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417939343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства