kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стихотворения В.В.Маяковского о любви.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель

  • познакомить  учащихся с любовной лирикой   В.В.Маяковского, с её адресатами;
  • развивать речь учащихся,   навыки литературоведческого анализа;
  •  воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к творчеству В.В.Маяковского.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стихотворения В.В.Маяковского о любви.»

11 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 44.

Тема. Стихотворения В.В.Маяковского о любви.

Цель:

  • познакомить учащихся с любовной лирикой В.В.Маяковского, с её адресатами;

  • развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к творчеству В.В.Маяковского.


Оборудование: мультимедийная презентация, видеоролик.


Эпиграф.

Любовь – это с простынь,

бессонницей рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

Его, а не мужа Марьи Иванны,

Считая

своим соперником…

(Вл. Маяковский “Письмо… Кострову…”)


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.


2.Любимые женщины Маяковского.

2.1.Вступительное слово учителя.

Любовная тема в мировой поэзии занимает одно из первых мест. Вспомним бессмертные художественные образы у Данте (Беатриче), у Петрарки (Лаура), Пушкина, Некрасова, Блока и др.

Кто из вас не согласится с тем, что лирика – это прежде всего стихи о любви. Лучшее из того, что создано в поэзии, вызвано к жизни этим чувством, прекрасным и вечным.

В письме к любимой женщине Маяковский писал: “Исчерпывает для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём”. Именно такое, любящее и потому отзывающееся на всё в мире “сплошное сердце” открывается в лирике Маяковского.

Собственно любовная лирика занимает в поэзии Маяковского немного места, но в стихах, где идёт речь совсем о другом, вновь и вновь возникает слово “любовь”.

О месте любовной лирики в творчестве Маяковского свидетельствуют такие поэмы, как "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Человек", "Люблю", "Про это", стихотворения “Юбилейное”, “Любовь”, “Лиличка”, “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”, “Письмо Татьяне Яковлевой” и др.

В жизни Маяковского было немало женщин, были и серьезные любовные увлечения, и быстротечные романы, и просто флирт. Но лишь три таких связи оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след в его поэзии. Речь, конечно же, идет о Лиле Брик - героине почти всей лирики поэта; Татьяне Яковлевой, которой посвящены два превосходных стихотворения, и Марии Денисовой, ставшей одним из прототипов Марии "Облака в штанах".


2.2.Истории любви.

Итак, Лили Юрьевна  Брик. Ее  отношения с Маяковским  начались с посвящения ей поэмы, на  которую его вдохновила другая,  а закончились тем, что он назвал ее имя в посмертной записке.  Отношения Владимира Маяковского и Лили Брик были очень непростыми, многие этапы их развития  нашли отражение  в произведениях  поэта; в целом же,  показательным для этих отношений  может быть стихотворение "Лиличка!"  Оно  написано  в  1916  году, но свет впервые увидело с заглавием-посвящением "Лиличке" только в 1934 году.  Сколько любви и нежности к этой женщине таят в себе строки:

     "...Кроме моря любви твоей,

      мне

      нету моря,

      а у этой любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

      Захочет покоя уставший слон-

      царственный ляжет в опожаренном песке.

      Кроме любви твоей,

      Мне  нету солнца,

      а я и не знаю, где ты и с кем".

Лили Юрьевна, с  первого дня знакомства  с Маяковским, стала  для него «единственной героиней  в жизни и  творчестве». "Облако в  штанах" носило печатное посвящение ей,  хотя вдохновительницей этой поэмы  был не она, а другие женщины.

   Начиная с  "Облака", он  печатно посвятил  Лиле Юрьевне  все свои поэмы. Когда  в 1928  году вышел  первый том  его собрания  сочинений, посвящение  гласило:   Л.Ю.Б.   -  тем  самым  он  посвятил  ей все им написанное и до, и после знакомства.

     1924  год  был  переломным   в  отношениях  между  Маяковским   и  Лилей  Брик.  Намек  на  это  можно найти в стихотворении "Юбилейное", которое было  написано к  125-летию со  дня рождения  Пушкина, 6  июня 1924 года:

    Я

       теперь

              свободен

                        от любви

                                 и от плакатов.

    Шкурой

            ревности

                     медведь

                              лежит когтист.

После возвращения  Маяковского  из  Америки  (1925),   характер отношений между ним и  Л.Ю.Брик коренным образом изменился.  Теперь их связывала  глубокая  дружба;  новые,  эмоционально  менее  напряженные отношения.

  "Ты одна мне ростом вровень". Биографические обстоятельства и в дальнейшем предопределяли трактовку темы любви в поэзии Маяковского. В  начале  октября 1928 года  Маяковский  поехал  в Париж, где остался до  первых дней  декабря. Помимо  чисто литературных  дел, цель поездки была в этот раз особой.  20 октября он покинул Париж и  поехал в Ниццу, где  отдыхала его американская  подруга Элли Джонс  с дочкой. Это  было  первое  свидание  Маяковского  с  Элли  Джонс с 1925 года и первая  встреча  вообще  с  ребенком,  отцом которого очевидно был он. Встреча в  Ницце была,  судя по  письмам Элли Джонс к  Маяковскому, не очень удачной: уже 25-го октября он вернулся в Париж.  Вечером  того  же  дня Маяковский познакомился с Татьяной Алексеевной Яковлевой,  молодой русской,  приехавшей к  своему дяде  в Париж в 1925 году.

 Их встреча не была случайной. 24 декабря, за день до  знакомства, Татьяна  Яковлева  написала  своей   матери  в  Пензу: "...пригласили специально в один дом, чтобы познакомить".      Маяковский и  Татьяна Яковлева  сразу влюбились  друг в  друга. С первого  же  дня  их  знакомства   возник  новый  "пожар  сердца", и засветилась "лирики  лента" новой  любви. Это  сразу увидели  и поняли те,  кто  был  близок  Маяковскому  и  кто был прямым свидетелем этого события.

 Глядя  на  них,  люди  в   кафе  благодарно  улыбались,  на  улице   - оборачивались вслед им. "Маяковского восхищала ее память на стихи,  ее "абсолютный" слух, и  то, что  она не  парижанка, а  русская, парижской чеканки...  элегантная и  воспитанная,  способная  постоять за себя!" (Ал.Михайлов. ЖЗЛ "Маяковский" М.: 1988 год).

 Только через  три недели  после встречи  с Т.Яковлевой Маяковский написал  Л.Ю. Брик  письмо.  12  ноября  он  на  ее  вопрос: "Отчего не пишешь?  Мне  это  интересно!",  отвечает  неопределенно  и уклончиво: "Моя  жизнь  какая-то  странная,  без  событий,  но  с многочисленными подробностями это для письма  не материал, а только  можно рассказывать, перебирая чемоданы..."

 Эти "многочисленные  подробности"  относились,  конечно, к новой любви поэта. За  ноябрь  Маяковский  написал  два  стихотворения,  посвященных Т.А.Яковлевой: "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности  любви" и "Письмо Татьяне  Яковлевой». Это были  первые любовные послания  (с 1915 года), посвященные не Лиле Юрьевне Брик:

     Опять

            в работу пущен

      сердца

            выстывший мотор.

 В  первом  посвященном   Т.Яковлевой  стихотворении,   Маяковский обращается к  ней по-простому,  даже, я  бы сказала,  с характерной ему небрежностью:

Я эту красавицу взял и сказал:

 правильно сказал или  неправильно?

- Я, товарищ, -  из России,

 знаменит в  своей стране я,

я  видал девиц

красивей, 

я  видал  девиц  стройнее...

Рассказывая о встрече с красавицей в Париже, Маяковский подчеркивает свое отрицательное отношение  ко всякого рода случайным связям, ничего общего не  имеющим  с настоящей любовью: "Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств. Я ж навек любовью ранен."  (из стихотворения "Письмо   к  товарищу   Кострову...").  Маяковский   не допускает отождествления любви с чувственной страстью, какой бы  сильной и волнующей она не была.   В "Письме  к товарищу  Кострову..." Маяковский сумел передать состояние любовного и творческого возбуждения. У  поэта обострилось  восприятие  окружающего  мира.  Его  привлекают и "земные огни", и "небесные светила".  Душу переполняет "сонм видений  и идей", "ураган,  огонь,  вода  подступают  в  ропоте".  И  из  всего   этого рождается поэзия.

Безусловно, "Письмо товарищу  Кострову..." - одно  из интимнейших лирический    произведений    В. В. Маяковского.    Именно    из   этого стихотворения, как ни из  какого другого, становится ясно,  что значит для него любовь. Нет, не  любовь к определенной женщине, а  любовь как чувство, как состояние души.   Сердце поэта, кажется, готово  вместить весь  мир,  его  чувства  приобретают "вселенские" масштабы. Наверное, поэтому, для их  выражения Маяковский использует  такие преувеличенные, емкие  слова:  "Из  зева  до  звезд  взвивается  светило  золоторожденной кометой", или "Распластан хвост небесам на треть".     Совершенно  иного  плана второе,  посвященное Татьяне  Яковлевой,  стихотворение.  Оба  эти  стихотворения (и "Письмо товарищу  Кострову...",  и  "Письмо  Татьяне  Яковлевой") о любви, но, сравнивая  их,  понимаешь,  насколько они различны, хотя и написаны приблизительно в один период. Если первое  носит более глобальный, даже, где-то, философский характер,  то  второе  -  более  личное.  В "Письме Татьяне Яковлевой" Маяковский весь  как будто  нараспашку, открыт.  Здесь уживаются рядом сила страсти и ее бессилие, ревность и достоинство:

      Ты не думай,

                щурясь просто

       из-под выпрямленных дуг.

       Иди сюда,

                иди на перекресток

       моих больших и неуклюжих рук.

       Не хочешь?

                 Оставайся и зимуй,

       И это оскорбление

                         на общий счет нанижем.

       Я все равно

                   тебя

                         когда-нибудь возьму -

       Одну

            или в вдвоем с Парижем.

     Яковлевой не  нравилось, что  он читал  стихи в  русском обществе Парижа: их отношения получили широкую огласку. И в то же время ей  были лестны внимание и ухаживание знаменитого поэта.

     В течение пяти недель они встречались  каждый день. "Сорок  дней осенью двадцать восьмого были радостны  и до предела насыщены, но  уже весной двадцать девятого, Маяковский очень ясно осознает, что он -  не единственный. Он, конечно, знал об этом и раньше, но, как всегда, каждый  день заново, надеялся  на  подавляющее, уничтожающее, захватывающее  действие  своего  обаяния.  Как  всегда  ошибся." (Юрий Карабчиевский "Воскресение  Маяковского", М.Изд."Советсский  писатель", 1990 г.)

     Из письма Татьяны Яковлевой к матери: "У меня сейчас масса  драм. Если бы я даже захотела быть с Маяковским, то что стало бы с Ильей,  и кроме  него есть еще двое. Заколдованный круг". Но кроме  этого, существует  еще один  "Заколдованный круг", где главное действующее лицо - Лили Юрьевна Брик.

     Она осведомлена обо всех подробностях (Эльза Юрьевна обо всем  ее информирует; это, младшая сестра Лили Брик, жена французского поэта Луи Арагона.) Из  Парижа  Маяковский возвращается какой-то иной, более независимый и отчужденный, с новыми мыслями и заботами.     

     "По тебе регулярно тоскую, а  в последние дни даже не  регулярно, а чаще," - так пишет Маяковский Т.А.Яковлевой в эти дни. К  сожалению,  из  переписки  Яковлевой и Маяковского сохранились только письма, написанные  Владимиром  Владимировичем. Их Татьяна Алексеевна хранила до  конца своих дней. Ее же письма  к Маяковскому, как, впрочем, и всех других женщин к нему, уничтожила Лили Юрьевна,  к которой, по завещанию поэта, перешел весь его архив. Осенью Маяковский хлопочет о поездке в Париж, очевидно для того, чтобы вернуться обратно с Яковлевой.      Но его мечтам не суждено было сбыться.

Последняя телеграмма Яковлевой отправлена 3 августа, а последнее письмо -  5  октября,  уже  после  запрета  на  выезд.  Она  еще немного сомневается, еще  ожидает его  приезда, а уже до  нее доходят слухи, что он собирается  жениться на Веронике  Полонской, с которой  у него, действительно,  в  этот  период  была  связь.  Так что, его неприезд в Париж Яковлева воспринимает как добровольный.  А уже в январе Маяковский узнает о замужестве Татьяны Яковлевой и, действительно, очень переживает.

Наконец, пришло время рассказать еще об одной женщине в жизни Маяковского. И пусть она, в отличие от Л. Ю. Брик и Т.А.Яковлевой, не вдохновила Маяковского на лирические строки, но эта женщина была последней, кто видел Маяковского живым. Это именно ей поэт делал предложение за минуту до рокового выстрела. С Вероникой Витольдовной Полонской Маяковского познакомил О.М.Брик. Это произошло в мае 1929 года, после возвращения Маяковского из-за границы. Полонская,  дочь  известного актера  немого кино, молодая актриса МХАТа, жена артиста того же театра Михаила Яншина, была  необыкновенно хороша  собой.  И хоть сердце его в  это время было  не свободно, им  прочно овладела Татьяна Яковлева, но его тянуло  к Полонской,  и он  стал часто  встречаться с нею.

  Встречи с  Полонской продолжались  летом, на  юге. Маяковский  15 июля выехал в  Сочи, где начал  свои выступления. Затем  он выступает в Хосте, Гаграх, Мацесте, снова в Сочи.  А в это время там же  отдыхает Полонская.

 "Тогда,  пожалуй,  у  меня  был  самый  сильный  период  любви  и влюбленности в  него, -  вспоминает В.В.Полонская. -  Помню, тогда  мне было  очень  больно,  что  он  не  думает  о  дальнейшей  форме  наших отношений. Если бы  тогда он предложил  бы мне быть  с ним совсем  - я была бы счастлива".

Однако Маяковским в это  время  владело другое  чувство. Он с нетерпением ждал осени, поездки в Париж.  Когда "парижская надежда"  рухнула, отношения между  Маяковским и Полонской стали крайне нервозными.

 Их  ссоры и  разногласия  участились,  и  не  только  по  причине нерешительности  Полонской  круто  переменить  жизнь, т.е. развестись с Яншиным, но и из-за нетерпения и нервозности Маяковского.  Встречаться приходилось на людях,  скрывать близость было  уже почти невозможно,  а  Владимир Владимирович был  несдержан. "Часто он  не мог владеть  собой при посторонних,  уводил меня объясняться. Если происходила какая-нибудь ссора,  он должен был  выяснить  все  немедленно. Был мрачен, молчалив, нетерпим," - вспоминает В.В.Полонская. Резкое объяснение произошло  11 апреля 1930 года. Казалось - конец.  Однако  12  апреля  Владимир  Маяковский  позвонил в театр, разыскал Полонскую, просил встретиться. Позднее,  Вероника  Витольдовна  вспоминала: "Тринадцатого апреля днем мы виделись. Он позвонил  в обеденное время и предложил  ехать на бега. Я сказала, что поеду на бега с Яншиным и мхатовцами, потому  что мы уже сговорились  ехать, а его  прошу, как мы  условились, не видеть меня  и не приезжать. Он спросил, что я буду делать вечером.  Я сказала, что  меня  звали  к  Катаеву,  но  что  я  не поеду к нему, а что буду делать, не знаю еще.

 Вечером я все же поехала к Катаеву с Яншиным, Владимир Владимирович оказался там. Он был очень мрачный и пьяный. При виде меня она сказал: - Я был уверен, что вы здесь будете!".  У Катаева собралось человек десять. Сидели в темноте, пили чай с печеньем, вино.    По воспоминаниям хозяина вечера, Маяковский был  совсем не такой, как  всегда:  притихший,  домашний.  В  этот  вечер  он  не острил, не загорался, как обычно, хотя все остальные гости были в ударе. Весь вечер Маяковский обменивался записками с Полонской.

 Объяснение, начатое накануне вечером у Катаева, продолжилось в комнате на Лубянке утром 14 апреля. Маяковский требовал решить, наконец, все вопросы - и  немедленно, грозил  не  отпустить  Полонскую  в  театр,  закрывал комнату на ключ. Когда   она   напомнила,   что   опаздывает   на  репетицию,  Владимир Владимирович еще больше занервничал.

 Из воспоминаний В. В. Полонской: «... Вл.Вл. бысто заходил по комнате. Почти бегал. Требовал, чтобы  я с этой же  минуты осталась с  ним здесь, в  этой комнате. Он  говорил, что я должна бросить театр немедленно же. Сегодня же на репетицию  мне идти не  нужно. Больше  того, он  сам зайдет  в театр  и скажет, что я никогда не приду. ... Я ответила, что  люблю его, буду с  ним, но не могу  остаться здесь сейчас.  Я по-человечески  люблю и  уважаю мужа  и, поэтому  не могу поступить с ним так.   И  театр  я  никогда  не  смогу  бросить...  Вот и на репетицию я должна обязательно пойти, и я  пойду на репетицию, потом домой,  скажу все... и вечером перееду к нему совсем".     Но  Владимир  Владимирович  был  не  согласен с этим. Он продолжал настаивать на  том, чтобы  все было  немедленно или  совсем ничего  не надо".

Полонская ушла. Маяковский отказался  ее проводить,  только дал двадцать рублей на такси.  Но  едва  она  притворила  дверь,  как раздался выстрел. Какое-то время  (ей  показалось,  что  целую  вечность),  она  боялась  войти в квартиру...

Она застала  его еще  живым, он  еще пытался  поднять голову,  но глаза уже были безжизненны.

 Человек,  добровольно  уходящий  из  жизни,  уносит с собой тайну ухода. Никакие объяснения (в том числе и его собственные), не в  силах проникнуть в эту тайну.     Что       явилось       истинной       причиной      самоубийства?

На этот вопрос не может быть однозначного ответа.  Так причиной  тому  мог  послужить  разрыв  с  Яковлевой,  и не находивший завершения роман с Полонской, и заграничная поездка Бриков...

     Читая предсмертную записку Маяковского, невольно всплывают в памяти строки из поэмы, оказавшиеся пророческими:

     Последним будет

      твое имя,

      запекшиеся на выдранной ядром

      губе.

     "Лиля! Люби меня!" - это последняя строка в предсмертном  письме. Это  последний  крик.  Вдруг  случится?  Вдруг ее сердце наконец-то откроется... Ведь ему так не хватало любви в жизни!      В последние дни жизни  Маяковский делала отчаянные усилия,  чтобы создать семью. От  Вероники Полонской он  требовал развода с  Яншиным, и в  то же  время хлопотал  о том,  чтобы получить  квартиру на  одной площадке с Бриками после их переезда из Гендрикова переулка.

Для  В.В.Маяковского Лили  Юрьевна была  всем, для нее  же  любовь  к  Маяковскому  не  была единственной в ее жизни. Они знали о романах друг друга,  но в отличие от Лили  Юрьевны, Маяковский страдал от  этого; даже  если он  и хотел,  он не  мог любить так, как она.

     За два дня до трагического выстрела в Лубянском проезде, Маяковский писал:

     Как говорят -

                    "инцидент исчерпан",

      Любовная лодка

                     разбилась о быт.

      Я с жизнью в расчете

                     и не к чему перечень

      Взаимных болей,

                     бед

                         и обид.

     Счастливо оставаться.

                                Владимир Маяковский.


3. Стихи, посвящённые Лиле Брик.

3.1.Слово учителя.

Я хочу предостеречь вас от слишком буквального отождествления реально существующих людей и героев лирики поэта, ведь искусство всегда стремится конкретно-единичный случай осмыслить как общезначимый.

3.2.Выразительное чтение стихотворения “Лиличка!” (1916 г.)

Лиличка!

Вместо письма

Дым табачный воздух выел.

Комната -

глава в крученыховском аде.

Вспомни -

за этим окном

впервые

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День еще -

выгонишь,

может быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

дай простимся сейчас.

Все равно

любовь моя -

тяжкая гиря ведь -

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят -

он уйдет,

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон -

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

мне

нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек...

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.


26 мая 1916 г. Петроград

3.3.Анализ стихотворения.

– Что представляет собой из себя это стихотворение по форме (обратите внимание на подзаголовок). (Перед нами обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма).

Ситуация, изображённая в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблён, но влюблённая относится к нему далеко не однозначно и, видимо, может оставить его в любой момент. Но предельно взволнованная интонация стихотворения позволяет нам убедиться в глубине и трагичности чувств, переживаемых лирическим героем.

– Найдите и прокомментируйте строчки, передающие внутреннее состояние героя. Какие изобразительно-выразительные средства при этом использует автор?

– Какие строки подтверждают “громаду-любовь” героя?

(Любовь героя уподобляется морю, солнцу – грандиозным природным силам).

Несмотря на грандиозность любовного чувства, для героя соблазнительна мысль о самоубийстве. Обратите внимание на перечисляемые 4 вида добровольной смерти. Герой как бы “заговаривает” сам себя, всеми силами открещивается от рокового исхода. Как мы знаем, сам поэт от него всё-таки не ушёл…

– Можем ли мы говорить о способности героя к самоотречению в любви? Почему?

– Итак, любовь героя… Какие слова вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать её?

Любовь

Забота о любимом

Порядочность

Нежное отношение

Любовь (обычное, понятное, некрасивое) отсутствие упреков

“Отдавание” себя

Ты – моя собственность дарение

Я тебя хочу

Сделка (я люблю тебя за…)

Возьми то, что я могу отдать, и от этого я буду счастлив

Желание сделать любимого лучше, чем он есть

Не ожидать ничего взамен

– Скажите, а такую любовь вы встречали в жизни?

– А что преобладает в жизни?


4.Стихи, посвящённые Татьяне Яковлевой.

4.1.Стихотворение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

4.1.1.Выразительное чтение стихотворения “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” (1928)


Простите

меня,

товарищ Костров,

с присущей

душевной ширью,

что часть

на Париж отпущенных строф

на лирику

я

растранжирю.

Представьте:

входит

красавица в зал,

в меха

и бусы оправленная.

Я

эту красавицу взял

и сказал:

- правильно сказал

или неправильно?-

Я, товарищ,-

из России,

знаменит в своей стране я,

я видал

девиц красивей,

я видал

девиц стройнее.

Девушкам

поэты любы.

Я ж умен

и голосист,

заговариваю зубы -

только

слушать согласись.

Не поймать

меня

на дряни,

на прохожей

паре чувств.

Я ж

навек

любовью ранен -

еле-еле волочусь.

Мне

любовь

не свадьбой мерить:

разлюбила -

уплыла.

Мне, товарищ,

в высшей мере

наплевать

на купола.

Что ж в подробности вдаваться,

шутки бросьте-ка,

мне ж, красавица,

не двадцать,-

тридцать...

с хвостиком.

Любовь

не в том,

чтоб кипеть крутей,

не в том,

что жгут угольями,

а в том,

что встает за горами грудей

над

волосами-джунглями.

Любить -

это значит:

в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой

своей

играючи.

Любить -

это с простынь,

бессонницей

рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

его,

а не мужа Марьи Иванны,

считая

своим

соперником.

Нам

любовь

не рай да кущи,

нам

любовь

гудит про то,

что опять

в работу пущен

сердца

выстывший мотор.

Вы

к Москве

порвали нить.

Годы -

расстояние.

Как бы

вам бы

объяснить

это состояние?

На земле

огней - до неба...

В синем небе

звезд -

до черта.

Если бы я

поэтом не был,

я б

стал бы

звездочетом.

Подымает площадь шум,

экипажи движутся,

я хожу,

стишки пишу

в записную книжицу.

Мчат

авто

по улице,

а не свалят наземь.

Понимают

умницы:

человек -

в экстазе.

Сонм видений

и идей

полон

до крышки.

Тут бы

и у медведей

выросли бы крылышки.

И вот

с какой-то

грошовой столовой,

когда

докипело это,

из зева

до звезд

взвивается слово

золоторожденной кометой.

Распластан

хвост

небесам на треть,

блестит

и горит оперенье его,

чтоб двум влюбленным

на звезды смотреть

из ихней

беседки сиреневой.

Чтоб подымать,

и вести,

и влечь,

которые глазом ослабли.

Чтоб вражьи

головы

спиливать с плеч

хвостатой

сияющей саблей.

Себя

до последнего стука в груди,

как на свиданье,

простаивая.

прислушиваюсь:

любовь загудит -

человеческая,

простая.

Ураган,

огонь,

вода

подступают в ропоте.

Кто

сумеет совладать?

Можете?

Попробуйте...

4.1.2. Комментарий учителя.

Это стихотворение навеяно сильным и глубоким чувством к Татьяне Яковлевой. Маяковский познакомился с ней в 1928 г. в Париже. Вот что вспоминает об этом сама Татьяна Яковлева в письме к матери: “ Познакомились мы так. Ему…бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня ещё не видел. Потом пригласил в один дом специально, чтобы познакомить. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю. Главное, люди, с которыми я встречаюсь, большей частью “светские”, без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами, засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться…Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…”

Это стихотворение не просто о любви, оно о сущности любви.


4.1.3.Краткий анализ стихотворения.

– Что значит для поэта любовь? (Это не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой. Это единство земного и небесного.)

– Какие строки говорят о масштабности этого чувства? Что значит любить по Маяковскому? Прокомментируйте эти строки.


4.1.4.Обращение к эпиграфу урока.


4.2. Стихотворение “Письмо Татьяне Яковлевой”.

4.2.1.Слово учителя.

Если предыдущее стихотворение приобретает общественный характер (потому что адресовано официальному лицу), то это произведение изначально не предназначалось Маяковским для печати. Тема предстаёт с иной, драматической стороне.

4.2.2.Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

В поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть.

Я не люблю

парижскую любовь:

любую самочку

шелками разукрасьте,

потягиваясь, задремлю,

сказав -

тубо -

собакам

озверевшей страсти.

Ты одна мне

ростом вровень,

стань же рядом

с бровью брови,

дай

про этот

важный вечер

рассказать

по-человечьи.

Пять часов,

и с этих пор

стих

людей

дремучий бор,

вымер

город заселенный,

слышу лишь

свисточный спор

поездов до Барселоны.

В черном небе

молний поступь,

гром

ругней

в небесной драме,-

не гроза,

а это

просто

ревность двигает горами.

Глупых слов

не верь сырью,

не пугайся

этой тряски,-

я взнуздаю,

я смирю

чувства

отпрысков дворянских.

Страсти корь

сойдет коростой,

но радость

неиссыхаемая,

буду долго,

буду просто

разговаривать стихами я.

Ревность,

жены,

слезы...

ну их!-

вспухнут вехи,

впору Вию.

Я не сам,

а я

ревную

за Советскую Россию.

Видел

на плечах заплаты,

их

чахотка

лижет вздохом.

Что же,

мы не виноваты -

ста мильонам

было плохо.

Мы

теперь

к таким нежны -

спортом

выпрямишь не многих,-

вы и нам

в Москве нужны,

не хватает

длинноногих.

Не тебе,

в снега

и в тиф

шедшей

этими ногами,

здесь

на ласки

выдать их

в ужины

с нефтяниками.

Ты не думай,

щурясь просто

из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

и это

оскорбление

на общий счет нанижем.

Я все разно

тебя

когда-нибудь возьму -

одну

или вдвоем с Парижем.

– Докажите текстом, что признание в любви соединяется с размышления о жизни.

Именно эта двуплановость определяет композиционную структуру стихотворения.


III. Подведение итогов урока.

1. Любовная тема в раннем творчестве Маяковского романтизируется, а в после революции приобретает общественное звучание.

2. Неразделенность духовной и телесной стороны любви для поэта.

3. Тема любви во всем творчестве поэта играет важную роль.


IV. Домашнее задание.

1.Изучить материалы учебника, с.335-337, ч.1.

2.Прочитать поэму В.В.Маяковского «Облако в штанах».





27



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Стихотворения В.В.Маяковского о любви.

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 02.04.2018

Номер свидетельства: 464728


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства