Просмотр содержимого документа
«Любовь в жизни Базарова по роману «Отцы и дети» И.С. Тургенева. »
План открытого урока по литературе 10 класс.
( урок-мастерская)
Любовь в жизни Базарова.
По роману «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
Цель урока: проанализировать изменения, произошедшие с главным героем, раскрыть суть отношений героев; понять для чего автор выстроил любовную линию романа таким образом
Задачи:
продолжить формирование умений анализировать художественный текст, аргументировано доказывать собственное суждение;
показать неоднозначность и сложность авторского замысла образа Базарова;
развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;
расширить круг ассоциаций;
развивать эмоциональную восприимчивость;
воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви
Этап организационный.
Сегодня на уроке мы заканчиваем изучение и анализ романа Тургенева «Отцы и дети». Тему вы сформулируйте сами, для этого вам надо внимательно слушать меня.
Учитель ( Мастер) читает стихотворение:
Что тебя я не люблю –
День и ночь себе твержу.
Что не любишь ты меня –
С тихой грустью вижу я.
Что же я ищу с тоской,
Не любим ли кто тобой?
Отчего по целым дням
Предаюсь забытым снам?
Твой ли голос прозвенит –
Сердце вспыхнет и дрожит.
Ты близка ли – я томлюсь
И встречать тебя боюсь,
И боюсь и привлечен…
Неужели я влюблен?
Так какая же тема сегодняшнего урока?
Открываем тетради, записываем число:
Двадцать седьмое января.
СЛАЙД № 1. Любовь в жизни Базарова.
Эпиграфом к уроку станут слова самого И.С. Тургенева.
От жизни я любовь не отделяю –
Не мог я не любить.
Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять для чего автор испытывает своего героя любовью к женщине. Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали.
Узнайте по описанию, кому принадлежит этот портрет?
«Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками» Когда ответят, СЛАЙД № 2
( Фенечка)
« Она была удивительна сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, - но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, - загадочный взгляд.
(Княгиня Р.) Когда ответят, СЛАЙД № 3
«На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове»
( Кукшина) Когда ответят, СЛАЙД № 4
«Сама она говорила мало, но знание жизни сказывалось в ее словах; это молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое…» (Одинцова) Когда ответят, СЛАЙД № 5
«Худенькая и маленькая женщина с сжатым в кулачок лицом и неподвижными злыми глазами под седою накладкой, вошла и, едва поклонившись гостям, опустилась в широкое бархатное кресло, на которое никто, кроме нее, не имел право садиться». ( тетушка А.С. Одинцовой).
Когда ответят, СЛАЙД № 6
«Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи… Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух». ( Катя) Когда ответят, СЛАЙД № 7
«Она была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить за двести, в старомосковские времена Она была очень набожна и чувствительна. Она была мнительна, постоянно ждала какого-то большого несчастья и тотчас плакала, как только вспоминала о чем-нибудь печальном…Подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает – следует ли радоваться этому!» ( Арина Власьевна, мать Базарова) Когда ответят, СЛАЙД № 8
В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств.
Зачем делал это автор?
ЛЮБОВЬ является одним из основных моментов раскрытия характера героя.
В этом романе несколько любовных линий, несколько взглядов на одну и ту же проблему:
Создание опорной схемы Любовные линии романа СЛАЙД № 9.
Базаров – Одинцова
П.П. – княгиня Р.
Аркадий - Катя
Николай Петрович – Фенечка
Арина Власьевна – Василий Ив. Базаров
Ребята, а что сам Базаров говорит о любви, о женщинах в начале романа? Ребята приводят примеры из текста.
- Человек, который поставил всю свою жизнь на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец.
- И что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.
- Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал.
Нет, зачем говорить о любви
Любовь в смысле идеальном называл белибердой, непростительной дурью…
Как меняется главный герой в продолжении романа, мы с вами узнаем, выполнив следующее задание.
Черный ящик, группы получают задания, выполняют его в течение ограниченного времени:
Работа в группах Анализ глав: 15, 16, 17, 18, 22, 26, 27.
ПОКА РАБОТАЮТ В ГРУППАХ, СЛАЙД № 10
Вывод: Испытание любовью становится для героя рубежным, только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенного мощного в эмоциональном переживании человека. Базаров страдает, при этом становится сам романтиком.
Задание № 4, когда ребята ответят, показываем правильный вариант СЛАЙД № 11.
«К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду». ( усадьба Одинцовой)
Задание № 5, когда ребята ответят, показываем правильный вариант СЛАЙД № 12.
«Она сидела на скамейке, накинув, по обыкновению, белый платок на голову; подле нее лежал целый пук еще мокрых от росы красных и белых роз». ( Фенечка)
Задание № 6, когда ребята ответят, показываем правильный вариант СЛАЙД № 13.
«Но вот на скате пологого холма открылась наконец небольшая деревушка, где жили родители Базарова. Рядом с нею, в молодой березовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей» ( имение родителей Базаровых)
Ребята, а сейчас мы послушаем романс «Напрасные слова» в исполнении А.Малинина.
Запишите ваши чувства, образы, ассоциации, которые возникают при прослушивании данной музыки.
Живая жизнь разрушает взгляды Базарова. Он старался не замечать красоту окружающего мира, не поддаться очарованию музыки, искусства, но не полюбить он не смог. Любовь рушит все прежние представления Базарова, он с негодованием замечает в себе романтика, но сделать с собой ничего не может. Базаров не похож на себя прежнего, вероятно, поэтому автор приводит его к смерти.
Давайте представим, а что могло произойти с Базаровым, если бы он остался жив. Усольцева А., Романычев А.( индивидуальное д/з)
Если бы Базаров остался жив, то…
В последние годы своей жизни И.С. Тургенев написал стихотворения в прозе. Давайте еще раз обратимся к его мыслям.
СЛАЙД № 14. Вставьте подходящие по смыслу слова:
«…, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только… держится и движется жизнь».
Апрель 1978 г.
СЛАЙД № 15. Путь к любви.
Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, – даже презрение. Да все чувства… исключая одного: благодарности.
Благодарность – долг; всякий человек платит свои долги…но любовь - … закончите фразу Тургенева ( не деньги)
Июнь 1881
Оценки за урок.
Д/З написать сочинение на одну из предложенных тем.