· создать условия для духовно-нравственного воспитания.
Методические приёмы:
· лекция с элементами беседы,
· аналитическое чтение.
Оборудование:
· фотографии,
· портреты поэта,
· иллюстрации к стихотворениям,
· песни и романсы на стихи Есенина,
· сборники стихов поэта.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией замечательного русского поэта С.А.Есенина (1895-1925) и основными направлениями его творчества.
Сегодня мы продолжим изучение творчества поэта и остановимся на любовной лирике Есенина.
Дома вы учили наизусть его стихотворения (на выбор), и сегодня вы их расскажете. Но я хочу напомнить, что стихи нужно читать выразительно, вкладывая в них чувства, а не только показывать знание текста. Интонации, паузы, понижение и повышение голоса - успех правильного и красивого чтения.
Итак, тема урока – любовь в поэзии С. Есенина. О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах. Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Любовь в поэзии С. Есенина» »
Конспект урока литературы в 11 классе на тему:
«Любовь в поэзии Есенина»
Гечер Светлана Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Цели урока:
показать многогранность выражения темы любви в поэзии С. Есенина,
совершенствовать навыки аналитического мышления,
создать условия для духовно-нравственного воспитания.
Методические приёмы:
лекция с элементами беседы,
аналитическое чтение.
Оборудование:
фотографии,
портреты поэта,
иллюстрации к стихотворениям,
песни и романсы на стихи Есенина,
сборники стихов поэта.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией замечательного русского поэта С.А.Есенина (1895-1925) и основными направлениями его творчества.
Сегодня мы продолжим изучение творчества поэта и остановимся на любовной лирике Есенина.
Дома вы учили наизусть его стихотворения (на выбор), и сегодня вы их расскажете. Но я хочу напомнить, что стихи нужно читать выразительно, вкладывая в них чувства, а не только показывать знание текста. Интонации, паузы, понижение и повышение голоса - успех правильного и красивого чтения.
Итак, тема урока – любовь в поэзии С. Есенина. О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах. Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному.
2. Чтение отрывков и стихотворений с показом соответствующих иллюстраций.
Есенин пишет о любви к родному краю: «Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь…».
К родине: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: « Не надо рая, Дайте Родину мою!».
К природе: « Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком…», «Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду…».
К матери: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном, ветхом шушуне».
К любимой, которая часто представляется в образе природы: «Выткался на озере алый свет зари…»
3. Выступление учащихся.
Ревниво и настороженно оберегал юноша свои отношения с молодой помещицей Лидией Кашиной от насмешек домашних. Замужняя женщина, мать двоих детей, на десять лет старше Есенина… Кульминацией этого странного и таинственного романа стало стихотворение, написанное в память о лете 1917 года, посвященное Лидии Кашиной, где угадываются отзвуки бури и в природе, и в душе поэта (приложение 1 «Зеленая прическа», читают ученики).
4. Чтение и комментирование стихотворений.
Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием:
Где-то за садом несмело Там, где калина цветет, Нежная девушка в белом Нежную песню поет.
Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм, как защитная реакция, как отчаяние «Москва кабацкая» (1923 год)-городской цикл.
Излюбили тебя, измызгали- Невтерпеж. Что ж ты смотришь синими брызгами? Или в морду хошь?
По возвращении из-за границы пишет цикл «Любовь хулигана», который отмечается отречением от кабацкого прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление («Заметался пожар голубой», читает ученик, приложение 2)
Пускай ты выпита другим, Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость.
Дорогая сядем рядом, Поглядим в глаза друг другу. Я хочу под коротким взглядом Слушать чувственную вьюгу.
Мечта о «чистой» любви - один из сквозных мотивов лирики Есенина. «Персидские мотивы» - (1924-25) - попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна. Символом персидской красоты и любви является образ розы («Шаганэ ты моя, Шаганэ», читает ученик, приложение 3).
Однако Персия в художественном воображении поэта - лишь временный покой. Вспомним «Соловьиный сад» А.Блока и персидский «сад» Есенина. ( Песня соловьиная есть и там, и там), но это все грезы, не более чем миф. Постепенно наступает разочарование («Глупое сердце»,читает учениц, приложение 4)
5. Анализ поэмы «Письмо к женщине».
Тексты у учащихся на столах.
Читаем поэму.
2) Слово учителя. Литературоведы относят «Письмо к женщине» (1924) к совершенно новому периоду творчества Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны.
- Какова основная тема этого произведения? ( Самоопределение личности в эпоху исторического перелома. Это рассказ о прошлом и настоящем героя, обращение к оставившей его женщине)
- Сколько частей в поэме? (Две. Они разделены не только отточием, но и противопоставлены по содержанию и эмоциональному признаку. «Тогда» и «Теперь» - два этапа жизни героя: непонимание смысла происходящего и осознание себя частицей истории «Земли»).
- Как называется этот прием? (Антитеза - художественное противопоставление характеров. Обстоятельств, понятий, явлений и т.д.).
- Каковы особенности стихотворного размера поэмы? (Размер двухсложный, с ударением на втором слоге - ямб. А «лесенка», разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова).
- Каким же мы видим лирического героя в этом произведении? (Герой приближен к автору. Но герой - не поэт. «Зрело знающий работу» показывает возраст, человек сложившийся встречает роковое время, ему трудно принять «новую жизнь». Нет и акцента на творческом начале личности, нет чувства родства с природой и своей землей. Герой не автор, а воплощение образа человека, ищущего путь в «развороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой).
- От какого лица идет повествование? ( От первого.)
- Благодаря этому чувствуется исповедальная интонация, из-за чего повествование приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о прошлом, стремясь объяснить любимой свое состояние «тогда»: «скандалы», «пьяный угар», измучившие ее и приведшие к разрыву, но она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа». Герой же видит за этим истинную причину: «Любимая! Меня вы не любили…».
- Чего искал герой? (Понимания, любви).
- Страдал о тех, кто оказался рядом, но в любимой он не нашел опоры и поддержки. Герой сам через мучения пришел к иному мироощущению, увидел стремление воплотить вечные ценности - «вольность и светлый труд».
Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности героя. Несмотря на горечь от того, что не нужен любимой женщине, он готов во всем винить себя и не вмешиваться в ее жизнь.
Простите мне…, Живите так, Как вас ведет звезда…
Герои поэм Есенина этого периода далеки от политики, но оценка «рулевого с опытной душей» - это важное следствие взгляда на современные события.
6. Заключение.
- Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
Вы все, конечно, слышали замечательный романс на стихи Есенина в исполнении Александра Малинина «Мне осталась одна забава…». «Клен ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая…» и др. в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» и Надежды Кадышевой.
7. Звучат романсы, песни и записи песен в исполнении Н.Кадышевой.