М. А. Булгаков
Любовь и творчество на страницах романа «Мастер и Маргарита»
Проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество
Любовь
Мастер
Маргарита
- Что принесла любовь главным героям?
- Какую ответственность несет творец за свое произведение?
- Кого можно назвать настоящим писателем?
- На какие жертвы готов любящий человек?
Роль Маргариты в жизни Мастера
Роль Маргариты в жизни Мастера
За мной, читатель! Кто сказал тебе, что
нет на свете настоящей, верной
любви?... За мной, читатель, … и я покажу
тебе такую любовь!
По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, проистекает из любви, в любви заключена мировая тайна. Любовь – это философский камень, который обладает свойством все превращать в золото. Любовь возвышает человека над миром, с ее помощью он постигает духовное, обретает покой. Если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна. Таково чувство Мастера и Маргариты.
Роман – смысл жизни Мастера
Но вот роман окончен, и что же? Его не принимают, критика его бракует. Мастер начинает борьбу за свое произведение, но, увидев в печати отрывок из романа и статьи под названиями «Враг под крылом редактора» и «Воинствующий старообрядец», он сдается .
Мастер делает свой выбор . Он решает сжечь свой роман, бывший смыслом его жизни.
Образ Мастера позволяет
М. А. Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант . Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, чтобы это произведение не приносило больше страданий никому.
Проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество
Творчество
Антитворчество
Мастер
МАССОЛИТ
Иван Бездомный
Пилат
Пилат и Иешуа
ТЕМА ТВОРЧЕСТВА В РОМАНЕ
МАССОЛИТ и Мастер
- Помилуйте, это, в конце концов,
смешно, - не сдавался Коровьев, - вовсе
не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!
Символом писателей – лакировщиков действительности – в романе является МАССОЛИТ. Это название выдуманной Булгаковым Московской ассоциации литераторов, напоминающее другую аббревиатуру – РАПП.
Чем озабочены члены МАССОЛИТА ?
Какое отношение имеют они к искусству?
МАССОЛИТ и Мастер
Но М. А. Булгаков, показывая мир «писателей» 20 – 30-х годов, не говорит о том, что в эти годы не было истинных писателей, преданных искусству слова, отдававших всю свою жизнь творчеству. К этим людям Булгаков относит Мастера.
Среда членов МАССОЛИТА отталкивает Мастера, она не просто отвратительна ему. Именно эта организация коренным образом изменила его судьбу.
МАССОЛИТ и Мастер
Роман мастера, не принадлежащего к могущественной иерархии литературного и окололитературного мира, не может увидеть света . В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность. Возможность для творческой жизни он обретает лишь в потустороннем мире.
Мастер и Иван Бездомный
Герои - двойники
- Мастер – Иешуа
- Алоизий – Иуда
- Иван – Левий Матвей
- Наташа - Гелла
Предметы - двойники
Триады
- Понтий Пилат – Воланд – профессор Стравинский
- Афраний – Фагот-Коровьев – врач Фёдор Васильевич
- Марк Крысобой – Азазелло – Арчибальд Арчибальдович
- Иосиф Каифа – Берлиоз – неизвестный в торгсине
- Низа – Гелла – Наташа
- Иуда – барон Майгель – Алоизий Магарыч
- Левий Матвей – Иван Бездомный – поэт Рюхин
- Пёс Банга - кот Бегемот – милицейская собака Тузбубен
Тема любви в романе
Маргарита
Первая встреча
Маргарита
«Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно − с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену.
Мастер и Маргарита
« Словом… Она была счастлива?
Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно.
Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер».
Роль Маргариты в жизни Мастера
Явившаяся как внезапное озарение, внезапно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. В ней открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая связь двух людей.
Героиня романа «Мастер и Маргарита» предстает перед нами как незаурядная личность, которая принимает на протяжении романа ответственные решения. Именно ее любовь, способность к самопожертвованию спасают Мастера.
Роман – смысл жизни Мастера
Автор создает книгу, общество принимает или отвергает ее. Творец книги – автор, творец ее судьбы – общество.
В. Гюго
Весной Мастер встретил Маргариту. В августе роман о Понтии Пилате, ставший смыслом жизни Мастера, был закончен. Это было произведение, созданное в обстановке полной творческой свободы, и поэтому оно резко отличалось от других произведений того времени.
Роман – смысл жизни Мастера
Мастер мог продолжить свою борьбу , или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни . Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргариты. У Мастера не хватило веры , и поэтому автор считает, что его герой не заслужил света.
Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как человеку. Булгаков ставит диагноз обществу, где определяют, является ли тот или иной человек писателем, по клочку картона .
Самопожертвование Маргариты
Страдальцы любви, я завидую вам.
Знакомы вам язвы, знаком и бальзам!
Саади
Возврата в современный московский мир для Мастера нет: лишив возможности творить, возможности видеться с любимой, враги лишили его и смысла жизни на этом свете. И именно любовь Маргариты, способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера.
Самопожертвование Маргариты
Героиня оказалась перед трудным выбором . Осознавая, что она общается с нечистой силой, Маргарита тем не менее выбирает путь тьмы – так безгранична ее любовь к мастеру. « Я погибаю из-за любви », - говорит она.
После бала Воланд испытывает Маргариту, предлагая сделать еще один выбор . И вот, когда наступает момент, о котором она мечтала, героиня просит не за себя , а за Фриду.
Самопожертвование Маргариты
Самопожертвование Маргариты
Итак, образ Маргариты олицетворяет не только любовь, но и милосердие . Именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков.
Маргарита действует по велению голоса сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души , и за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком: ей вернули Мастера, Мастер обрел желанный покой, а Маргарита осталась с ним.
Самопожертвование Маргариты
Возможно, это и есть верная и вечная любовь, когда один человек готов сделать все ради другого. Для понимания самоотверженности Маргариты важно и то, что Воланд говорит о Понтии Пилате и единственном существе рядом с ним – собаке: « тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит ». Так и Маргарита должна разделить судьбу Мастера, ведь для нее самое главное – быть с ним, отдавать себя, свои мысли, чувства, свою душу .
Мастер и Маргарита
В дарованном сатаной последнем приюте Мастер соединяется со своей возлюбленной, обретает покой, но покой творческий. Возможность творения – вот подлинная награда Мастеру.
Мастера и Маргариту ждет покой. Выбрав путь тьмы, они обрели свою любовь.
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
Заключение
В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Проблемы любви и равнодушия, трусости и раскаяния, предательства и бесчеловечности добра и зла, выбора жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, раскрыты во всем блеске его мастерства.
Кот Бегемот