kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовь и творчество в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение романа "Мастер и Маргарита" играет огромную роль в изучении  творчества М.А. Булгакова. Цели урока : уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценнос­ти, о которых говорит писатель; проверить знания содержания романа. Методические приемы: работа с текстом, лекция с элементами беседы; письменная работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Любовь и творчество в романе Булгакова Мастер и Маргарита»



Тема урока: Любовь и творчество в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока: уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценнос­ти, о которых говорит писатель; проверить знания содержания романа.

Методические приемы: работа с текстом, лекция с элементами беседы; письменная работа.

Ход урока

I. Тема творчества в романе

1. Слово учителя.

Прощение Пилату приходит от Мастера, это он отпускает его на сво­боду. Роман не выдуман Мастером, а угадан («О, как я угадал! О, как я все угадал!»). Чтобы быть писателем, не надо иметь членское удостовере­ние. По этому удостоверению пропускают в ресторан, но не в Историю.

2. Беседа по вопросам.

  • Что представляет собой МАССОЛИТ?

  • Какова связь образа МАССОЛИТА и реальной писательской орга­низации — РАППа?

  • Что определяет поведение и поступки Берлиоза, Римского, Варе-нухи, Степы Лиходеева, Бенгальского?

  • Какое отношение имеют они к искусству, к творчеству?

3. Анализ эпизода главы 28.

  • Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уве­ренно.

  • Протестую! - горячо воскликнул Бегемот. - Достоевский бес­смертен!

Оказывается, «вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет». Только не каждый способен трезво оценить то, что он де­лает. Ивану Бездомному это удалось. Он соглашается с тем, что он «чело­век невежественный» (глава 13) и обещает «не писать больше» стихов. Он расстается со своей как будто кем-то навязанной профессией с чувством освобождения, облегчения. Бездарный же Рюхин (глава 6), осознавший ничтожность своего таланта, не способен измениться. Он продолжает за­видовать Пушкину. «Повезло, повезло!» - ядовито заключает Рюхин и понимает, «что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть».

- В чем еще вы видите связь между Рюхиным и Бездомным? (По су­ществу, Рюхин - двойник Бездомного, его отражение (Рюхину 32 года, Ивану - 23), духовный тупик, которого Ивану удалось избежать. С Ива­ном происходит чудо. Попадая в сумасшедший дом, Иван изживает в себе Рюхина.)



- Некоторые исследователи считают, что Иван перевоплощается в другого двойника — Мастера. Найдите подтверждение этому. (Мас­тер является к Ивану не извне, а из его собственных видений и снов. 13 глава — пространство сна Ивана, его видения.)

  • Чьи традиции продолжает здесь Булгаков? (Эта традиция идет от Достоевского, это он разрабатывал сложное взаимодействие реального и ирреального. Вспомним Ивана Карамазова (тоже Иван) и его двойни­ка. Гость Карамазова - кошмар, гость Ивана Бездомного — открове­ние, воплощение искры божьей. Карамазов ненавидит.гостя, отрицает его, Бездомный — жадно слушает, не сомневается в его существова­нии. Через двойника герой познает себя, а читатель познает героя.)

  • Есть ли двойники у других героев романа? (Находим целую систему соответствий, отражений, вариантов судьбы: Мастер и Иешуа, Алоизий и Иуда, Берлиоз и Майгель, Иван и Левий Матвей, Наташа и Гелла.)

Комментарий учителя:

Б. Соколов находит в романе до восьми триад: Понтий Пилат - Воланд - Стравинский, Крысобой - Азазелло, Арчибальд Арчибальдович; пес Банга - кот Бегемот - пес Тузбубен и т. д.

  • Есть в романе и предметы-двойники. Найдем их. (Нож, украден­ный Левием Матвеем, возникает в конце романа, в магазине, где бе­зобразничают Коровьев и Бегемот. Джаз-оркестр играет в Грибоедове и на балу у Воланда. Гроза разражается в Москве и в Ершалаиме.)

  • Есть ли двойник у Маргариты? (Это единственный персонаж без двойника. Булгаков подчеркивает избранность, неповторимость Мар­гариты и ее чувства, глубокого, доходящего до полного самопожерт­вования. Ведь Маргарита во имя спасения Мастера заключает дого­вор с дьяволом и этим губит свою бессмертную душу. Это романти­ческая героиня, очерченная ярко: желтые цветы (цвет луны), черное пальто (отражение бездны), никем не виданное одиночество в гла­зах. Как часто бывает у Булгакова, герои действуют под воздей­ствием внезапной вспышки, озарения: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сра­зу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!» -говорит Мастер. Роковая предрешенность встречи, чрезмерность чувств, небывалость любовной истории, идеальность возлюбленной — воплощение мечты.)

  • II. Тема любви в романе

  • 1. Беседа.

  • Читатель подводится ко второй части призывом рассказчика: «За мной, читатель!». Этим же призывом открывается вторая часть романа: «Кто ска­зал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

  • За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Кстати, глава 19 называется «Маргарита», она и есть главная героиня вто­рой части.

  • Как связаны темы любви и творчества? (Обсуждение.)

Комментарий учителя

Мастер рассказывает Ивану свою историю. Это и история романа о Пилате, и история любви. Маргарита - земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, она знает, что такое любовь.

Любовь - второй путь в сверхреальность, так же, как творчество, ведет к постижению «тре­тьего измерения». Любовь и творчество - вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя.

- История любви Мастера и Маргариты связана со сменой времен года. Докажите это утверждение. (Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер еще в одиночестве поселился в под­вальчике и принялся «сочинять роман о Понтии Пилате». Затем на­ступает весна, «оделись в зелень кусты сирени». «И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», — Мастер встретил Маргариту. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и... деревья в саду сбрасы­вали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера «был дописан в августе», и с наступле­нием осени в природе наступила осень и для героев. «В половине октяб­ря» Мастер заболел: ему показалось, что «осенняя тьма выдавит стек­ла, вольется в комнату» и он «захлебнется в ней». Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою воз­любленную. Новая встреча Мастера и Маргариты происходит в мае, после бала весеннего полнолуния.)

2. Анализ сцены бала у Воланда (глава 23), сцена прощения Фриды
(глава 24).

3. Роль образа Маргариты в романе.

- Какова роль Маргариты в истории романа мастера? (Образ мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью «угадать» истину, про­зреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар мо­жет спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, не принял подвига.

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Маргарита Мастера и его роман. С Маргаритой свя­зан любимый Булгаковым образ Дома, семейного очага. С Маргаритой мастер обретает покой.)

- Какие идеалы, связанные с темой творчества и темой Маргариты, утверждает автор? (? (С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личнос­ти, милосердие, честность, правда, вера, любовь.)

III. Итог урока

Какие темы являются главными для романаБулгакова «Мастер и Маргарита»? (Тема любви, тема ответственнос­ти, тема Дома.)

В статье Ю.М. Лотмана «Дом в «Мастере и Маргарите»» обозначен путь Мастера: из комнаты в подвале - к вечному дому, где он обретает покой с Маргаритой. Ученый пишет о противопоставлении Дому антидо­ма: коммунальной квартиры, дома Грибоедова, сумасшедшего дома.

«Булгаков делает Дом средоточием духовности, находящей выраже­ние в богатстве внутренней культуры, творчестве и любви».


IV. Проверка знаний учащихся

Письменная работа (ответы на вопросы)


Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по роману М. А Булгакова.





Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку литературы 11 кл Булгаков»

М. А. Булгаков Любовь и творчество на страницах романа «Мастер и Маргарита»

М. А. Булгаков

Любовь и творчество на страницах романа «Мастер и Маргарита»

Проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество Любовь Мастер Маргарита

Проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество

Любовь

Мастер

Маргарита

Что принесла любовь главным героям? Какую ответственность несет творец за свое произведение? Кого можно назвать настоящим писателем? На какие жертвы готов любящий человек?
  • Что принесла любовь главным героям?
  • Какую ответственность несет творец за свое произведение?
  • Кого можно назвать настоящим писателем?
  • На какие жертвы готов любящий человек?
Роль Маргариты в жизни Мастера

Роль Маргариты в жизни Мастера

Роль Маргариты в жизни Мастера За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной любви?... За мной, читатель, … и я покажу тебе такую любовь!  По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, проистекает из любви, в любви заключена мировая тайна. Любовь – это философский камень, который обладает свойством все превращать в золото. Любовь возвышает человека над миром, с ее помощью он постигает духовное, обретает покой. Если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна. Таково чувство Мастера и Маргариты.

Роль Маргариты в жизни Мастера

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что

нет на свете настоящей, верной

любви?... За мной, читатель, … и я покажу

тебе такую любовь!

По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, проистекает из любви, в любви заключена мировая тайна. Любовь – это философский камень, который обладает свойством все превращать в золото. Любовь возвышает человека над миром, с ее помощью он постигает духовное, обретает покой. Если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна. Таково чувство Мастера и Маргариты.

Роман – смысл жизни Мастера  Но вот роман окончен, и что же? Его не принимают, критика его бракует. Мастер начинает борьбу за свое произведение, но, увидев в печати отрывок из романа и статьи под названиями «Враг под крылом редактора» и «Воинствующий старообрядец», он сдается .  Мастер делает свой выбор . Он решает сжечь свой роман, бывший смыслом его жизни.  Образ Мастера позволяет  М. А. Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант . Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, чтобы это произведение не приносило больше страданий никому.

Роман – смысл жизни Мастера

Но вот роман окончен, и что же? Его не принимают, критика его бракует. Мастер начинает борьбу за свое произведение, но, увидев в печати отрывок из романа и статьи под названиями «Враг под крылом редактора» и «Воинствующий старообрядец», он сдается .

Мастер делает свой выбор . Он решает сжечь свой роман, бывший смыслом его жизни.

Образ Мастера позволяет

М. А. Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант . Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, чтобы это произведение не приносило больше страданий никому.

Проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество Творчество Антитворчество Мастер МАССОЛИТ Иван Бездомный

Проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество

Творчество

Антитворчество

Мастер

МАССОЛИТ

Иван Бездомный

Пилат

Пилат

Пилат и Иешуа

Пилат и Иешуа

ТЕМА ТВОРЧЕСТВА В РОМАНЕ

ТЕМА ТВОРЧЕСТВА В РОМАНЕ

МАССОЛИТ и Мастер - Помилуйте, это, в конце концов, смешно, - не сдавался Коровьев, - вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!  Символом писателей – лакировщиков действительности – в романе является МАССОЛИТ. Это название выдуманной Булгаковым Московской ассоциации литераторов, напоминающее другую аббревиатуру – РАПП.  Чем озабочены члены МАССОЛИТА ?  Какое отношение имеют они к искусству?

МАССОЛИТ и Мастер

- Помилуйте, это, в конце концов,

смешно, - не сдавался Коровьев, - вовсе

не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!

Символом писателей – лакировщиков действительности – в романе является МАССОЛИТ. Это название выдуманной Булгаковым Московской ассоциации литераторов, напоминающее другую аббревиатуру – РАПП.

Чем озабочены члены МАССОЛИТА ?

Какое отношение имеют они к искусству?

МАССОЛИТ и Мастер  Но М. А. Булгаков, показывая мир «писателей» 20 – 30-х годов, не говорит о том, что в эти годы не было истинных писателей, преданных искусству слова, отдававших всю свою жизнь творчеству. К этим людям Булгаков относит Мастера.  Среда членов МАССОЛИТА отталкивает Мастера, она не просто отвратительна ему. Именно эта организация коренным образом изменила его судьбу.

МАССОЛИТ и Мастер

Но М. А. Булгаков, показывая мир «писателей» 20 – 30-х годов, не говорит о том, что в эти годы не было истинных писателей, преданных искусству слова, отдававших всю свою жизнь творчеству. К этим людям Булгаков относит Мастера.

Среда членов МАССОЛИТА отталкивает Мастера, она не просто отвратительна ему. Именно эта организация коренным образом изменила его судьбу.

МАССОЛИТ и Мастер   Роман мастера, не принадлежащего к могущественной иерархии литературного и окололитературного мира, не может увидеть света . В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность. Возможность для творческой жизни он обретает лишь в потустороннем мире.

МАССОЛИТ и Мастер

Роман мастера, не принадлежащего к могущественной иерархии литературного и окололитературного мира, не может увидеть света . В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность. Возможность для творческой жизни он обретает лишь в потустороннем мире.

Мастер и Иван Бездомный

Мастер и Иван Бездомный

Герои - двойники

Герои - двойники

  • Мастер – Иешуа
  • Алоизий – Иуда
  • Иван – Левий Матвей
  • Наташа - Гелла
Предметы - двойники

Предметы - двойники

Триады

Триады

  • Понтий Пилат – Воланд – профессор Стравинский
  • Афраний – Фагот-Коровьев – врач Фёдор Васильевич
  • Марк Крысобой – Азазелло – Арчибальд Арчибальдович
  • Иосиф Каифа – Берлиоз – неизвестный в торгсине
  • Низа – Гелла – Наташа
  • Иуда – барон Майгель – Алоизий Магарыч
  • Левий Матвей – Иван Бездомный – поэт Рюхин
  • Пёс Банга - кот Бегемот – милицейская собака Тузбубен
Тема любви в романе

Тема любви в романе

Маргарита

Маргарита

Первая встреча

Первая встреча

Маргарита «Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно − с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену.

Маргарита

«Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно − с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену.

Мастер и Маргарита « Словом… Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер».

Мастер и Маргарита

« Словом… Она была счастлива?

Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно.

Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер».

Роль Маргариты в жизни Мастера  Явившаяся как внезапное озарение, внезапно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. В ней открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая связь двух людей.  Героиня романа «Мастер и Маргарита» предстает перед нами как незаурядная личность, которая принимает на протяжении романа ответственные решения. Именно ее любовь, способность к самопожертвованию спасают Мастера.

Роль Маргариты в жизни Мастера

Явившаяся как внезапное озарение, внезапно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. В ней открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая связь двух людей.

Героиня романа «Мастер и Маргарита» предстает перед нами как незаурядная личность, которая принимает на протяжении романа ответственные решения. Именно ее любовь, способность к самопожертвованию спасают Мастера.

Роман – смысл жизни Мастера  Автор создает книгу, общество принимает или отвергает ее. Творец книги – автор, творец ее судьбы – общество. В. Гюго Весной Мастер встретил Маргариту. В августе роман о Понтии Пилате, ставший смыслом жизни Мастера, был закончен. Это было произведение, созданное в обстановке полной творческой свободы, и поэтому оно резко отличалось от других произведений того времени.

Роман – смысл жизни Мастера

Автор создает книгу, общество принимает или отвергает ее. Творец книги – автор, творец ее судьбы – общество.

В. Гюго

Весной Мастер встретил Маргариту. В августе роман о Понтии Пилате, ставший смыслом жизни Мастера, был закончен. Это было произведение, созданное в обстановке полной творческой свободы, и поэтому оно резко отличалось от других произведений того времени.

Роман – смысл жизни Мастера  Мастер мог продолжить свою борьбу , или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни . Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргариты. У Мастера не хватило веры , и поэтому автор считает, что его герой не заслужил света.  Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как человеку. Булгаков ставит диагноз обществу, где определяют, является ли тот или иной человек писателем, по клочку картона .

Роман – смысл жизни Мастера

Мастер мог продолжить свою борьбу , или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни . Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргариты. У Мастера не хватило веры , и поэтому автор считает, что его герой не заслужил света.

Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как человеку. Булгаков ставит диагноз обществу, где определяют, является ли тот или иной человек писателем, по клочку картона .

Самопожертвование Маргариты Страдальцы любви, я завидую вам. Знакомы вам язвы, знаком и бальзам!     Саади  Возврата в современный московский мир для Мастера нет: лишив возможности творить, возможности видеться с любимой, враги лишили его и смысла жизни на этом свете. И именно любовь Маргариты, способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера.

Самопожертвование Маргариты

Страдальцы любви, я завидую вам.

Знакомы вам язвы, знаком и бальзам!

Саади

Возврата в современный московский мир для Мастера нет: лишив возможности творить, возможности видеться с любимой, враги лишили его и смысла жизни на этом свете. И именно любовь Маргариты, способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера.

Самопожертвование Маргариты  Героиня оказалась перед трудным выбором . Осознавая, что она общается с нечистой силой, Маргарита тем не менее выбирает путь тьмы – так безгранична ее любовь к мастеру. « Я погибаю из-за любви », - говорит она.  После бала Воланд испытывает Маргариту, предлагая сделать еще один выбор . И вот, когда наступает момент, о котором она мечтала, героиня просит не за себя , а за Фриду.

Самопожертвование Маргариты

Героиня оказалась перед трудным выбором . Осознавая, что она общается с нечистой силой, Маргарита тем не менее выбирает путь тьмы – так безгранична ее любовь к мастеру. « Я погибаю из-за любви », - говорит она.

После бала Воланд испытывает Маргариту, предлагая сделать еще один выбор . И вот, когда наступает момент, о котором она мечтала, героиня просит не за себя , а за Фриду.

Самопожертвование Маргариты

Самопожертвование Маргариты

Самопожертвование Маргариты  Итак, образ Маргариты олицетворяет не только любовь, но и милосердие . Именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков. Маргарита действует по велению голоса сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души , и за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком: ей вернули Мастера, Мастер обрел желанный покой, а Маргарита осталась с ним.

Самопожертвование Маргариты

Итак, образ Маргариты олицетворяет не только любовь, но и милосердие . Именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков.

Маргарита действует по велению голоса сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души , и за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком: ей вернули Мастера, Мастер обрел желанный покой, а Маргарита осталась с ним.

Самопожертвование Маргариты  Возможно, это и есть верная и вечная любовь, когда один человек готов сделать все ради другого. Для понимания самоотверженности Маргариты важно и то, что Воланд говорит о Понтии Пилате и единственном существе рядом с ним – собаке: « тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит ». Так и Маргарита должна разделить судьбу Мастера, ведь для нее самое главное – быть с ним, отдавать себя, свои мысли, чувства, свою душу .

Самопожертвование Маргариты

Возможно, это и есть верная и вечная любовь, когда один человек готов сделать все ради другого. Для понимания самоотверженности Маргариты важно и то, что Воланд говорит о Понтии Пилате и единственном существе рядом с ним – собаке: « тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит ». Так и Маргарита должна разделить судьбу Мастера, ведь для нее самое главное – быть с ним, отдавать себя, свои мысли, чувства, свою душу .

Мастер и Маргарита    В дарованном сатаной последнем приюте Мастер соединяется со своей возлюбленной, обретает покой, но покой творческий. Возможность творения – вот подлинная награда Мастеру.  Мастера и Маргариту ждет покой. Выбрав путь тьмы, они обрели свою любовь.

Мастер и Маргарита

В дарованном сатаной последнем приюте Мастер соединяется со своей возлюбленной, обретает покой, но покой творческий. Возможность творения – вот подлинная награда Мастеру.

Мастера и Маргариту ждет покой. Выбрав путь тьмы, они обрели свою любовь.

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит

Заключение  В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Проблемы любви и равнодушия, трусости и раскаяния, предательства и бесчеловечности добра и зла, выбора жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, раскрыты во всем блеске его мастерства.

Заключение

В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Проблемы любви и равнодушия, трусости и раскаяния, предательства и бесчеловечности добра и зла, выбора жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, раскрыты во всем блеске его мастерства.

Кот Бегемот

Кот Бегемот


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Любовь и творчество в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Автор: Корсикова Валентина Григорьевна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 238988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Проблема творчества и судьбы художника в романе М. А. Булгакова - "Мастер и Маргарита"."
    ["seo_title"] => string(76) "probliematvorchiestvaisudbykhudozhnikavromaniemabulghakovamastierimargharita"
    ["file_id"] => string(6) "285715"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454239839"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "М.Булгаков. Личность писателя. История создания романа «Мастер и Маргарита» "
    ["seo_title"] => string(78) "m-bulghakov-lichnost-pisatielia-istoriia-sozdaniia-romana-mastier-i-margharita"
    ["file_id"] => string(6) "132153"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416300356"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок литературы  «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-litieratury-dobro-i-zlo-v-traghiediiakh-k-v-ivanova-rab-d-iavola-i-v-shiekspira-makbiet"
    ["file_id"] => string(6) "237240"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444249572"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "М. А. Булгаков      О добре и зле в романе   «Мастер и Маргарита» "
    ["seo_title"] => string(60) "m-a-bulghakov-o-dobrie-i-zlie-v-romanie-mastier-i-margharita"
    ["file_id"] => string(6) "144460"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418730812"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "игра -конкурс "Знаете ли вы""
    ["seo_title"] => string(24) "ighrakonkursznaietielivy"
    ["file_id"] => string(6) "273892"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452283301"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства