МАОУ Алабинская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
Заключительный урок литературы по теме
«Басни И А Крылова»
в 5 классе
Учитель русского языка
и литературы
Кулакова Ольга Васильевна
Урок:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
(по теме «Басни И.А. Крылова»)
Цели урока:
- знакомство с баснями «Осёл и мужик», «Зеркало и обезьяна», «Волк на псарне», «Ворона и лисица»;
- развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.
Словарная работа:
устаревшие слова и слова, определяющие человеческие достоинства и недостатки.
Оборудование:
портрет И. А. Крылова,
иллюстрации к басням И. А. Крылова, сделанные учащимися.
Ход урока.
I. Работа с эпиграфом к уроку.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
- Согласны ли вы со словами русского поэта?
- Почему крыловские слова названы «крылатыми»?
II. Проверка знания учащимися басен И.А. Крылова. Викторина.
1. Продолжите крылатые слова.
Ты все пела? Это дело... (Так поди же попляши);
Беда, коль пироги начнет печи сапожник... (А сапоги тачать пирожник); А вы друзья, как ни садитесь... (Все в музыканты не годитесь);
Кукушка хвалит петуха... (За то, что хвалит он Кукушку);
Наделала Синица славы... (А море не зажгла);
Чем кумушек считать трудиться... (Не лучше ль на себя оборотиться);
- Из каких басен эти строки:
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. («Волк и ягненок»);
Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона! («Слон и Моська»);
А Васька слушает да ест. («Кот и повар»);
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь! («Квартет»);
Слона-то я и не приметил. («Любопытный»);
Да наши предки Рим спасли. («Гуси»).
III. Словарная работа.
На доске выписываем слова, к которым подбираем синонимы и антонимы, таким образом составляем пары:
глупость, ограниченность - ум; беззащитность - наглость; хитрость - простодушие, наивность; жестокость - доброта; скромность - развязность; вежливость - грубость и др.
IV. Знакомство с баснями, предложенными в школьном учебнике.
1. Чтение басни.
2. Словарная работа с устаревшими словами.
3. Анализ содержания по вопросам, предложенным в учебнике.
4. Чтецкий (исполнительский) комментарий.
5. Чтение басни наизусть по ролям (инсценировка).
V. Творческая работа.
Придумать и рассказать о ситуации, в которой вы могли бы использовать мораль одной из крыловских басен.
VI. Домашнее задание.
Индивидуальные задания: подготовить сообщение об Эзопе, Лафонтене, А.Сумарокове.
Викторина по басням Крылова.
-Из какой басни эти строки: «Что ты посеял, то и жни»? (Волк и Кот)
-Герои каких басен - насекомые? (Дети перечисляют)
-Великий человек лишь громок на делах?
-Какой показал обезьяну Крылов в своих баснях?
-Герои какой басни не очень талантливые музыканты?
-В каких баснях героем является осёл?
-Из какой басни взято выражение: «Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапах ходят».
-Что означает выражение «Мартышкин труд»?
-Из какой басни выражение «А жаль, что не знаком ты с нашим петухом»?
-Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать... Кто и кому говорит эти слова?
-Рыльце в пуху. (« Лисица и Сурок»)
-Полают да отстанут. ( Прохожие и Собаки» )
-Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. ( «Щука и Кот»)
-В семье не без урода. Мухи не обидит. («Слон на воеводстве»)
-Ты всё пела, это дело... ( «Стрекоза и Муравей»)
-А Васька слушает да ест. ( «Кот и Повар»)
-Услужливый дурак опаснее врага. («Пустынник и Медведь»)
Викторина «Из какой басни эта мораль?». //.
- «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». «Щука и Кот».
- «А жаль, что незнаком ты с нашим петухом...» «Осел и Соловей».
- «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!» «Слон и Моська».
- «А Васька слушает, да ест». «Кот и Повар».
- «Услужливый дурак опаснее врага...» «Пустынник и Медведь».
- «Слона-то я и не приметил». «Любопытный».
- «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет...» «Лебедь, Щука и Рак».